Конспект урока по литератре по теме "Частушки как малый песенный жанр"
Конспект урока по литератре по теме "Частушки как малый песенный жанр"
Частушки как малый песенный жанр. Разнообразие тематики частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком.».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литератре по теме "Частушки как малый песенный жанр"»
Тема урока: Частушки как малый песенный жанр. Разнообразие тематики частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Цели:
- уточнить и пополнить литературоведческую лексику учащихся со значением «художественное своеобразие лирического произведения (песни)»: звукообраз, мелодика, лирическая проникновенность, исповедальность признания, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива;
— повторить сведения по теме «Предания и легенды»; — закрепить знания восьмиклассников по истории России; — развивать эмоциональное восприятие подростками исторического прошлого страны; — воспитать уважительное отношение к прошлому русского народа.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: учебник, аудиозапись частушек
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия
Сегодня мы приступим к изучению темы «Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр». Наша задача – отметить, каковы истоки искусства слова, какова роль народной поэзии в судьбах писателей, их творчестве; «тоска-кручина» как интонационная доминанта лирических песен; уточнить и пополнить литературоведческую лексику учащихся со значением «художественное своеобразие лирического произведения (песни)»: звукообраз, мелодика, лирическая проникновенность, исповедальность признания, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива.
4. Изучение нового материала
Слово учителя
ЧАСТУШКА, короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества 2-й пол. 19 – 20 вв.
Работа с учебником С. 13-15.
Прослушивание частушек, обсуждение
Слово учителя (частично под запись). Предания и легенды. Устное предание — это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты. Многие предания возникли из рассказов очевидцев конкретных исторических событий. Однако события, поразившие современников, многократно пересказываясь, постепенно удалялись от первоначальной основы. В процессе пересказывания, т. е. реальные события передавались «из уст в уста» (отсюда приставка пре- в слове предание), они обрастали вымышленными событиями, в них появлялись выдуманные действующие лица или фантастические образы. Многие устные предания постепенно стали напоминать сказки и легенды, становясь «легендарной историей народа».
Предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание сообщает сведения, представляющие интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной среды, в которой оно бытует.
Основой для некоторых преданий стали не рассказы об исторических событиях, а повествования о взглядах на жизнь, мир и людей конкретных исторических деятелей, реально живших людей и даже целых народов. Поэтому-то предания стали своеобразной памятью народной: они сообщают нам сведения о реальных людях и народах, реальных событиях и происхождении названий реальных, существовавших или существующих городов, сел, рек и местностей. Отличить предания от других жанров фольклора можно еще по двум признакам. Все предания как бы обращены в прошлое, им присущ особый взгляд на прошлое с позиций более поздних времен. Предания характеризует также объяснение в них причин возникновения и существования того или иного факта, события, вещи или географического названия.
Легенда — это также устное повествование, в основе которого лежит фантастический рассказ, воспринимаемый слушателями в качестве достоверного, т. е. содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое или мистическое. Легенды — наиболее красивые произведения устной народной прозы, среди них самыми распространенными в древности были суеверные рассказы: бывальщины и былички.
Легенда, как и предание, — созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, но, в отличие от предания, основным содержанием легенды является нечто необыкновенное. В легенде фантастика, чудесное находится в центре повествования, определяет обычно его структуру, систему образов и изобразительных средств.
Многие предания и легенды внешне очень схожи. Порой трудно определить, где граница вымышленного и реального, но хочется надеяться, что вы сумеете отличить одно от другого, прочитав предложенные в учебнике тексты. Суеверные рассказы. Содержание легенды и даже суеверного рассказа имеет установку на достоверность. Однако в их сюжетах фантастика, волшебное играет основную роль. При этом сами сюжеты, действующие лица и их поступки узнаваемы, близки и понятны слушателям — жизнеподобны.
В суеверных рассказах речь идет о существах народной демонологии. Чаще всего о встречах с «нечистой силой» рассказывает повествователь, где-то от кого-то услышавший об этом случае, сам, естественно, при этом не присутствовавший. Между собой бывальщины и былички отличаются всего лишь по одному признаку.
Быличка — это рассказ самого участника событий, встретившегося с «нечистой силой» или побывавшего в загробном мире, заколдованном царстве, как бы мы сегодня сказали, в параллельной реальности. Бывальщина — повествование о встрече с «нечистой силой» рассказчика, а не самого героя событий, поэтому здесь еще меньше доля достоверности в рассказе. Часто «автор», или рассказчик, основывает свой рассказ на каких-то «достоверных» сведениях («еще мой дед рассказывал», «в стародавние времена говаривали», «когда мой отец был маленьким, он слушал такой рассказ» и т. п.), легендарных источниках. Сверхъестественность описываемого как раз делала и делает суеверные рассказы столь притягательными для слушателей совершенно разного возраста. В Средние века были также широко распространены христианские легенды, часто представлявшие собой вольную переработку евангельских сюжетов.
Работа с учебником. Чтение предания «О Пугачеве» в учебнике, беседа о прочитанном. Чтение произведения. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» в учебнике (с. 14—16) по очереди или по ролям. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
5. Рефлексия
Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.
7. Домашнее задание.— вопросы и задания на с. 16—17. — «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 8 класс». — С. 12—13.
Индивидуальные задания (по желанию и выбору учащихся):— сочинить предание о возникновении города или поселения, его названии, об открытии новых земель, о происхождении названия какого-либо дерева или кустарника, ягоды или фрукта;