конспект урока литературы " Художественные особенности народной песни"
Конспект урока литературы " Художественные особенности народной песни"
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ
Учебник ЛИТЕРАТУРА под редакцией Б.А.Ланина, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова-
Издательский центр « Вентана- Граф», 2013год
Целевые установки на достижение результата:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: освоение общекультурного наследия России, уважение к истории, литературным памятникам, любовь к Родине.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь самостоятельно управлять временем при выполнении практических заданий, вносить корректировку; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей; основы усваивающего и поискового чтения, обобщать понятия.
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: осуществлять поиск информации по учебнику, уметь подтверждать художественные приемы песни примерами, знать содержание песен по учебнику.
Форма работы: индивидуальная
Домашнее задание: прочитать тексты песен на стр.56- 63,определить сюжеты, тематику песен; подобрать народные песни в исполнении групп, ансамблей.
Ход урока
Организация класса, объявление цели урока.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы урока.
Звучат народные песни ( индивидуальное задание учащимся ).
Учитель: Народные песни… Наверняка их поют ив вашей семье. Пришедшие к нам из глубины веков, они донесли до нас память о людях, об их чувствах, переживаниях, идеалах. Заунывные ямщицкие и весёлые плясовые, тоскливые бурлацкие и задорные солдатские, лихие разбойничьи и грустные любовные песни являются одним из самых задушевных жанров устного народного творчества. По мнению ученых, песня появилась задолго до эпических жанров- много столетий назад.
В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми её грозными и прекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшие черты народного характера- великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу, победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонких чувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иные переливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если бы не существовала песня.
Вспомните, какие художественные приёмы характерны для былин?
Практическая работа выполняется на листе А4.
Задание №1. Опираясь на тексты песен,приведите примеры постоянных эпитетов, кратких форм прилагательных, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами
( стр. 56- 63 )
Задание №2.В некоторых песнях используютсяОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ., характерные для устного народного творчества. На стр. 61 прочитай песню «Не кукушечка во борочке скуковала», выпиши отрицательное сравнение.( «Не пером-от пишет, не чернилами, А пишет горючими слезами»)
Задание №3.Широкое распространение получает и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ- уподобление явленийприроды состоянию героя. Найдите в текстах примеры психологического параллелизма и подумайте, какое настроение передаетсяс помощью этого приема.( см. стр. 60 – 62 )
Задание №4. В русских народных песнях широко используется такой прием создания музыкальности произведения, как ЗВУКОПИСЬ. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк ( см. пример на стр. 64 ). Приведите пример звукописи.
Задание №5. Напишите сочинение на тему«Песня – душа народа»
Задание №6. Используя цветные карандаши, оформите работу в цвете, изобразите предметы, встречающиеся в текстах лирических песнях ( стр.60- 63)
4 .Рефлексия.
Защита работ учащимися.
Подведение итогов за урок.
Определение домашнего задания: прочитать текст В.А. Жуковского « Лесной царь»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы " Художественные особенности народной песни" »
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ
Учебник ЛИТЕРАТУРА под редакцией Б.А.Ланина, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова-
Издательский центр « Вентана- Граф», 2013год
Целевые установки на достижение результата:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: освоение общекультурного наследия России, уважение к истории, литературным памятникам, любовь к Родине.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь самостоятельно управлять временем при выполнении практических заданий, вносить корректировку; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей; основы усваивающего и поискового чтения, обобщать понятия.
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: осуществлять поиск информации по учебнику, уметь подтверждать художественные приемы песни примерами, знать содержание песен по учебнику.
Форма работы: индивидуальная
Домашнее задание: прочитать тексты песен на стр.56- 63,определить сюжеты, тематику песен; подобрать народные песни в исполнении групп, ансамблей.
Ход урока
Организация класса, объявление цели урока.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы урока.
Звучат народные песни ( индивидуальное задание учащимся ).
Учитель: Народные песни… Наверняка их поют ив вашей семье. Пришедшие к нам из глубины веков, они донесли до нас память о людях, об их чувствах, переживаниях, идеалах. Заунывные ямщицкие и весёлые плясовые, тоскливые бурлацкие и задорные солдатские, лихие разбойничьи и грустные любовные песни являются одним из самых задушевных жанров устного народного творчества. По мнению ученых, песня появилась задолго до эпических жанров- много столетий назад.
В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми её грозными и прекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшие черты народного характера- великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу, победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонких чувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иные переливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если бы не существовала песня.
Вспомните, какие художественные приёмы характерны для былин?
Практическая работа выполняется на листе А4.
Задание №1. Опираясь на тексты песен, приведите примеры постоянных эпитетов, кратких форм прилагательных, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами
( стр. 56- 63 )
Задание №2. В некоторых песнях используются ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ., характерные для устного народного творчества. На стр. 61 прочитай песню « Не кукушечка во борочке скуковала», выпиши отрицательное сравнение. ( « Не пером-от пишет, не чернилами, А пишет горючими слезами»)
Задание №3. Широкое распространение получает и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ- уподобление явлений природы состоянию героя. Найдите в текстах примеры психологического параллелизма и подумайте, какое настроение передается с помощью этого приема. ( см. стр. 60 – 62 )
Задание №4. В русских народных песнях широко используется такой прием создания музыкальности произведения, как ЗВУКОПИСЬ. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк ( см. пример на стр. 64 ). Приведите пример звукописи.
Задание №5. Напишите сочинение на тему « Песня – душа народа»
Задание №6. Используя цветные карандаши, оформите работу в цвете, изобразите предметы, встречающиеся в текстах лирических песнях ( стр.60- 63)
4 .Рефлексия.
Защита работ учащимися.
Подведение итогов за урок.
Определение домашнего задания: прочитать текст В.А. Жуковского « Лесной царь»