kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы " Художественные особенности народной песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Учебник ЛИТЕРАТУРА под редакцией Б.А.Ланина, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова-

Издательский центр «  Вентана- Граф», 2013год

Целевые установки на достижение результата:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:  освоение общекультурного наследия России, уважение к истории, литературным памятникам, любовь к Родине.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:  уметь самостоятельно управлять временем при выполнении практических заданий, вносить корректировку; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей; основы усваивающего и поискового чтения, обобщать понятия.

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: осуществлять поиск информации  по учебнику, уметь подтверждать художественные приемы песни примерами, знать содержание песен по учебнику.

Форма работы: индивидуальная

Домашнее задание: прочитать тексты песен на стр.56- 63,определить сюжеты, тематику песен; подобрать народные песни в исполнении групп, ансамблей.

     Ход урока

  1. Организация класса, объявление цели урока.
  2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы урока.

Звучат народные песни ( индивидуальное задание учащимся ).

Учитель:    Народные песни…  Наверняка их поют ив вашей семье. Пришедшие к нам из глубины веков, они донесли до нас память о людях, об их чувствах, переживаниях, идеалах. Заунывные ямщицкие и весёлые плясовые, тоскливые бурлацкие и задорные солдатские, лихие разбойничьи и грустные любовные песни являются одним из самых задушевных жанров устного народного творчества. По мнению ученых, песня появилась задолго до эпических жанров- много столетий назад.

        В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми её грозными и прекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшие черты народного характера- великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу, победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонких чувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иные переливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если бы не существовала песня.

              Вспомните,  какие художественные приёмы характерны для былин?

  1. Практическая работа выполняется на листе А4.

Задание №1. Опираясь на тексты песен,приведите примеры постоянных эпитетов, кратких форм прилагательных, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами

( стр. 56- 63 )

Задание №2.В некоторых песнях используютсяОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ., характерные для устного народного творчества. На стр. 61 прочитай песню «Не кукушечка во борочке скуковала», выпиши отрицательное сравнение.( «Не пером-от пишет, не чернилами, А пишет горючими слезами»)

Задание №3.Широкое распространение получает и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ- уподобление явленийприроды состоянию героя. Найдите в текстах примеры психологического параллелизма и подумайте, какое настроение передаетсяс помощью этого приема.( см. стр. 60 – 62 )

Задание №4. В русских народных песнях широко используется такой прием создания музыкальности произведения, как ЗВУКОПИСЬ. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк ( см. пример на стр. 64 ). Приведите пример звукописи.

Задание №5. Напишите сочинение на тему«Песня – душа народа»

Задание №6. Используя цветные карандаши, оформите работу в цвете, изобразите предметы, встречающиеся в текстах лирических песнях ( стр.60- 63)

4 .Рефлексия.

Защита работ учащимися.

  1. Подведение итогов за урок.
  2. Определение домашнего задания: прочитать текст В.А. Жуковского « Лесной царь»

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы " Художественные особенности народной песни" »



ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Учебник ЛИТЕРАТУРА под редакцией Б.А.Ланина, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова-

Издательский центр « Вентана- Граф», 2013год

Целевые установки на достижение результата:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: освоение общекультурного наследия России, уважение к истории, литературным памятникам, любовь к Родине.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь самостоятельно управлять временем при выполнении практических заданий, вносить корректировку; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей; основы усваивающего и поискового чтения, обобщать понятия.

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: осуществлять поиск информации по учебнику, уметь подтверждать художественные приемы песни примерами, знать содержание песен по учебнику.

Форма работы: индивидуальная

Домашнее задание: прочитать тексты песен на стр.56- 63,определить сюжеты, тематику песен; подобрать народные песни в исполнении групп, ансамблей.

Ход урока

  1. Организация класса, объявление цели урока.

  2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы урока.

Звучат народные песни ( индивидуальное задание учащимся ).

Учитель: Народные песни… Наверняка их поют ив вашей семье. Пришедшие к нам из глубины веков, они донесли до нас память о людях, об их чувствах, переживаниях, идеалах. Заунывные ямщицкие и весёлые плясовые, тоскливые бурлацкие и задорные солдатские, лихие разбойничьи и грустные любовные песни являются одним из самых задушевных жанров устного народного творчества. По мнению ученых, песня появилась задолго до эпических жанров- много столетий назад.

В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми её грозными и прекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшие черты народного характера- великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу, победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонких чувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иные переливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если бы не существовала песня.

Вспомните, какие художественные приёмы характерны для былин?





  1. Практическая работа выполняется на листе А4.

Задание №1. Опираясь на тексты песен, приведите примеры постоянных эпитетов, кратких форм прилагательных, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами

( стр. 56- 63 )

Задание №2. В некоторых песнях используются ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ., характерные для устного народного творчества. На стр. 61 прочитай песню « Не кукушечка во борочке скуковала», выпиши отрицательное сравнение. ( « Не пером-от пишет, не чернилами, А пишет горючими слезами»)

Задание №3. Широкое распространение получает и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ- уподобление явлений природы состоянию героя. Найдите в текстах примеры психологического параллелизма и подумайте, какое настроение передается с помощью этого приема. ( см. стр. 60 – 62 )

Задание №4. В русских народных песнях широко используется такой прием создания музыкальности произведения, как ЗВУКОПИСЬ. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк ( см. пример на стр. 64 ). Приведите пример звукописи.

Задание №5. Напишите сочинение на тему « Песня – душа народа»

Задание №6. Используя цветные карандаши, оформите работу в цвете, изобразите предметы, встречающиеся в текстах лирических песнях ( стр.60- 63)

4 .Рефлексия.

Защита работ учащимися.

  1. Подведение итогов за урок.

  2. Определение домашнего задания: прочитать текст В.А. Жуковского « Лесной царь»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока литературы " Художественные особенности народной песни"

Автор: Бородина Надежда Петровна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Литературные сказки" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-litieraturnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "247005"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446482658"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhanry-russkikh-narodnykh-piesien"
    ["file_id"] => string(6) "213842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432145118"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Композитор-имя ему народ""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_na_tiemu_kompozitor_imia_iemu_narod"
    ["file_id"] => string(6) "452562"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516903196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока музыки "Симфония огненных лет""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokamuzykisimfoniiaoghniennykhliet"
    ["file_id"] => string(6) "281782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453577955"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока искусства на тему "Есть ли у красоты свои законы""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaiskusstvanatiemuiestliukrasotysvoizakony"
    ["file_id"] => string(6) "294456"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455643995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства