Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Урок-мастерская
по литературе в 6 классе по теме:
«Родная природа в творчестве А.А.Блока»
(«Летний вечер», «О, как безумно за окном.»)
Класс – 6. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2010г.
Учебник - Полухина В.П. Литература.: 6 кл., учебник в 2-х частях, под редакцией
В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009г.
Тип урока – комбинированный (усвоения навыков и умений анализировать произведение, сравнивать и сопоставлять ).
Форма урока – мастерская
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, пейзажные иллюстрации, бланки ответа
Цели:
воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к поэзии А.А.Блока, постижение художественных особенностей лирики;
образовательные: совершенствование умений анализа лирического текста;
развивающие: развитие творческих особенностей учащихся.
Пойми язык живой природы, и скажешь ты: прекрасен мир.
И.С.Никитин
Ход урока:
1.Организационный момент (Психологический настрой детей на урок):
-Давайте наш урок начнем с пожеланий друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно- я вам помогу, а вы поможете мне. Я рада. Что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Определение темы. Целеполагание.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках( веточки березы). Это можно назвать частью природы? А что для вас значит выражение « родная природа?»
Составление кластера «Родная природа»
Слайды с пейзажными картинками, музыка.
- А знаете ли вы этого поэта? (слайд портрет А.А.Блока)
-Правильно. Какова же тема сегодняшнего урока?
- « Родная природа в лирике А.А.Блока» ( слайд тема урока, цели)
Слово Учителя:
Родная природа… Это то, что дорого нашему сердцу: куст сирени за окном, бескрайние поля, спелая вишня на веточке. Мы иногда не видим прекрасное в окружающем нас мире. А вот поэт находит в природе и образы, и ритмы, и звуки, и краски, и запахи, его привлекает ее естественность и в то же время тайна, а главное- красота, гармония, чего так не хватает миру людей. Поэт, вдохновленный образами природы, создает свою картину, но только при помощи слов.
У русского поэта И.С. Никитина есть строки, ставшие эпиграфом к нашему уроку:
« Пойми язык живой природы, и скажешь ты: прекрасен мир»
-Как вы понимаете эти строки?
Приобщаясь к миру прекрасного, человек становится чище, лучше, духовно богаче. Вот почему поэзия неразрывно связана с природой. А тема природы в поэзии- одна из вечных тем.
Особенность урока в том, что стихотворения А.Блока будут учить нас удивляться привычному. Видеть красоту в обычном, чувствовать и заново открывать для себя родное слово.
3. Слово учителя о жизни А.Блока.
Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.
Родился А. А. Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А. Н. Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Поэтому так музыкальны. Так проникновенны ст. А.Блока
4. Индукция.
- Сегодня на уроке мы сравним стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном.» и нарисуем свою картину видения этих стихотворений.
( показ рамки для картины)
Синквейн.
Картина.
Яркая, удивительная.
Манит, впечатляет. Радует.
Картину можно создать словами.
Образ.
5. Социоконструкция (работа с текстовым материалом по группам)
1 группа работает по стихотворению «Летний вечер» (1898г)
Выразительное чтение стихотворения.
- Объясните лексическое значение слов: «Сжатой ржи», «дремота», «песня жницы»
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Каково состояние лирического героя? К чему он стремится. Что его тревожит?
-Какие удивительные средства выразительности использует А.Блок для создания образа летнего вечера?
-Какие образы вы видите?
-Какую основную мысль выразил поэт в ст. «Летний вечер»?
- Какая иллюстрация больше подойдет к ст. А.Блока? Почему?
2группа работает по стихотворению «О, как безумно за окном.»
Выразительное чтение стихотворения.
- Объясните лексическое значение слов: «кров», «страдальцев», «изнывая»
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Каково состояние лирического героя? К чему он стремится. Что его тревожит?
-Какие удивительные средства выразительности использует А.Блок для создания образа ненастья?
-Какие образы вы видите?
-Какую основную мысль выразил поэт в ст. «О, как безумно за окном.»?
- Какая иллюстрация больше подойдет к ст. А.Блока? Почему?
6. Афиширование ( предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа)
- Ребята, вы создали свою картину видения стихотворений А.Блока. Давайте послушаем, что у вас получилось.
7.Разрыв
- Молодцы, ребята. Скажите, только ли картины родной природы вы увидели и услышали в стихотворениях А.Блока.
Вывод: лирика Блока передает трагическое мироощущение человека 20 века. Его герой утратил душевный покой. Ясность, тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии.
8.Дополнительные задания:
1.Поговорим о знаках препинания.
-Какие знаки препинания использует Блок в ст. «Летний вечер»?
(Это, в основном, точки и запятые, только в конце стихотворения- восклицательный знак. Его роль- побудить к действию, показать эмоциональность порыва)
-Какие знаки препинания использует Блок в ст. «О, как безумно за окном.»?
(В стихотворении очень много восклицательных знаков- показать силу эмоций. Многоточия дают возможность читателю остановиться, осмыслить прочитанное)
2.Звукопись
-Какие звуки повторяются в стихотворении «Летний вечер»?
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
(Шипящие звуки ж-ш создают эффект колыхания, шуршания колосков, еще не скошенных на меже)
- Как в литературе называется такой прием, когда повторяются согласные звуки (аллитерация)
-Какие звуки повторяются в стихотворении «О, как безумно за окном.»?
О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая.
-Как А. Блок создает образ родной природы?
Образ родной природы:
3. Подражая мастеру:
1 группа: подберите «блоковские» слова для стихотворения «Белой ночью»
Белой ночью месяц (красный, прекрасный, ясный)
Выплывает в синеве.
(Ходит, бродит) призрачно-прекрасный,
(Отражается, купается) в Неве
2 группа: подберите рифму
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум,
В вас ли доброе( таится),
Красный месяц, тихий (шум)
9.Рефлексия
-Сегодня на уроке я создавал…
-Я испытал чувства….
-Мне пришлось задуматься о…
-Трудным для меня стало…
-Мне запомнилось….
Слово учителя:
- Ребята, ключевым словом на уроке было слово «картина». Давайте создадим картину настроения.
10. Домашнее задание: создайте картину своего видения стихотворения С.А.Есенина «Пороша»
Картина видения стихотворения А.Блока « Летний вечер»
Удивительное стихотворение А.Блока проникнуто…………………………………….настроением
Состояние лирического героя, на наш взгляд,………
Возможно, герой стремится к.......
Создают образ летнего вечера, конечно, метафоры…….
Эпитет…………………, олицетворения…………….
Мы видим образы………………
На наш взгляд, А.Блок призывает…………
Мы думаем, что к стихотворению «Летний вечер» подойдет репродукция…………….
потому что их объединяет настроение…………….
и образы….
Картина видения стихотворения А.Блока « О, как безумно за окном…»
Стихотворение А.Блока проникнуто………….настроением
Лирический герой находится в центре стихии, ненастья. Он думает не только о себе, но и о ……….
Герой испытывает к ним………….
Создают образ ненастья, конечно, метафоры…….
Эпитеты…………………, олицетворения…………….
Зрительно представляем образы………………
Мы считаем, А.Блок призывает…………
Мы думаем, что к стихотворению «О, как безумно за окном» подойдет репродукция…………….
потому что их объединяет настроение…………….
и образы….
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт