Конспект урока по теме: "Родная природа в творчестве А.А.Блока"
Конспект урока по теме: "Родная природа в творчестве А.А.Блока"
Урок-мастерская
по литературе в 6 классе по теме:
«Родная природа в творчестве А.А.Блока»
(«Летний вечер», «О, как безумно за окном.»)
Класс – 6. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2010г.
Учебник - Полухина В.П. Литература.: 6 кл., учебник в 2-х частях, под редакцией
В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009г.
Тип урока – комбинированный (усвоения навыков и умений анализировать произведение, сравнивать и сопоставлять ).
Форма урока – мастерская
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, пейзажные иллюстрации, бланки ответа
Цели:
воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к поэзии А.А.Блока, постижение художественных особенностей лирики;
образовательные: совершенствование умений анализа лирического текста;
развивающие: развитие творческих особенностей учащихся.
Пойми язык живой природы, и скажешь ты: прекрасен мир.
И.С.Никитин
Ход урока:
1.Организационный момент (Психологический настрой детей на урок):
-Давайте наш урок начнем с пожеланий друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно- я вам помогу, а вы поможете мне. Я рада. Что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Определение темы. Целеполагание.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках( веточки березы). Это можно назвать частью природы? А что для вас значит выражение « родная природа?»
Составление кластера «Родная природа»
Слайды с пейзажными картинками, музыка.
- А знаете ли вы этого поэта? (слайд портрет А.А.Блока)
Родная природа… Это то, что дорого нашему сердцу: куст сирени за окном, бескрайние поля, спелая вишня на веточке. Мы иногда не видим прекрасное в окружающем нас мире. А вот поэт находит в природе и образы, и ритмы, и звуки, и краски, и запахи, его привлекает ее естественность и в то же время тайна, а главное- красота, гармония, чего так не хватает миру людей. Поэт, вдохновленный образами природы, создает свою картину, но только при помощи слов.
У русского поэта И.С. Никитина есть строки, ставшие эпиграфом к нашему уроку:
« Пойми язык живой природы, и скажешь ты: прекрасен мир»
-Как вы понимаете эти строки?
Приобщаясь к миру прекрасного, человек становится чище, лучше, духовно богаче. Вот почему поэзия неразрывно связана с природой. А тема природы в поэзии- одна из вечных тем.
Особенность урока в том, что стихотворения А.Блока будут учить нас удивляться привычному. Видеть красоту в обычном, чувствовать и заново открывать для себя родное слово.
3. Слово учителя о жизни А.Блока.
Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.
Родился А. А. Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А. Н. Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Поэтому так музыкальны. Так проникновенны ст. А.Блока
4. Индукция.
- Сегодня на уроке мы сравним стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном.» и нарисуем свою картину видения этих стихотворений.
( показ рамки для картины)
Синквейн.
Картина.
Яркая, удивительная.
Манит, впечатляет. Радует.
Картину можно создать словами.
Образ.
5. Социоконструкция (работа с текстовым материалом по группам)
1 группа работает по стихотворению «Летний вечер» (1898г)
Выразительное чтение стихотворения.
- Объясните лексическое значение слов: «Сжатой ржи», «дремота», «песня жницы»
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Каково состояние лирического героя? К чему он стремится. Что его тревожит?
-Какие удивительные средства выразительности использует А.Блок для создания образа летнего вечера?
-Какие образы вы видите?
-Какую основную мысль выразил поэт в ст. «Летний вечер»?
- Какая иллюстрация больше подойдет к ст. А.Блока? Почему?
2группа работает по стихотворению «О, как безумно за окном.»
Выразительное чтение стихотворения.
- Объясните лексическое значение слов: «кров», «страдальцев», «изнывая»
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Каково состояние лирического героя? К чему он стремится. Что его тревожит?
-Какие удивительные средства выразительности использует А.Блок для создания образа ненастья?
-Какие образы вы видите?
-Какую основную мысль выразил поэт в ст. «О, как безумно за окном.»?
- Какая иллюстрация больше подойдет к ст. А.Блока? Почему?
6. Афиширование ( предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа)
- Ребята, вы создали свою картину видения стихотворений А.Блока. Давайте послушаем, что у вас получилось.
7.Разрыв
- Молодцы, ребята. Скажите, только ли картины родной природы вы увидели и услышали в стихотворениях А.Блока.
Вывод: лирика Блока передает трагическое мироощущение человека 20 века. Его герой утратил душевный покой. Ясность, тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии.
8.Дополнительные задания:
1.Поговорим о знаках препинания.
-Какие знаки препинания использует Блок в ст. «Летний вечер»?
(Это, в основном, точки и запятые, только в конце стихотворения- восклицательный знак. Его роль- побудить к действию, показать эмоциональность порыва)
-Какие знаки препинания использует Блок в ст. «О, как безумно за окном.»?
(В стихотворении очень много восклицательных знаков- показать силу эмоций. Многоточия дают возможность читателю остановиться, осмыслить прочитанное)
2.Звукопись
-Какие звуки повторяются в стихотворении «Летний вечер»?
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
(Шипящие звуки ж-ш создают эффект колыхания, шуршания колосков, еще не скошенных на меже)
- Как в литературе называется такой прием, когда повторяются согласные звуки (аллитерация)
-Какие звуки повторяются в стихотворении «О, как безумно за окном.»?
О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая.
-Как А. Блок создает образ родной природы?
Образ родной природы:
При помощи ИВС
Использование звукописидля создания звуковых эффектов
Пейзаж становится картиной жизни человека
3. Подражая мастеру:
1 группа: подберите «блоковские» слова для стихотворения «Белой ночью»
Белой ночью месяц (красный, прекрасный, ясный)
Выплывает в синеве.
(Ходит, бродит) призрачно-прекрасный,
(Отражается, купается) в Неве
2 группа: подберите рифму
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум,
В вас ли доброе( таится),
Красный месяц, тихий (шум)
9.Рефлексия
-Сегодня на уроке я создавал…
-Я испытал чувства….
-Мне пришлось задуматься о…
-Трудным для меня стало…
-Мне запомнилось….
Слово учителя:
- Ребята, ключевым словом на уроке было слово «картина». Давайте создадим картину настроения.
10. Домашнее задание: создайте картину своего видения стихотворения С.А.Есенина «Пороша»
Картина видения стихотворения А.Блока « Летний вечер»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Родная природа в творчестве А.А.Блока" »
Урок-мастерская
по литературе в 6 классе по теме:
«Родная природа в творчестве А.А.Блока»
(«Летний вечер», «О, как безумно за окном..»)
Класс – 6. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2010г..
Учебник - Полухина В.П. Литература.: 6 кл., учебник в 2-х частях, под редакцией
В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009г.
Тип урока – комбинированный (усвоения навыков и умений анализировать произведение, сравнивать и сопоставлять ).
Форма урока – мастерская
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, пейзажные иллюстрации, бланки ответа
Цели:
воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к поэзии А.А.Блока, постижение художественных особенностей лирики;
образовательные: совершенствование умений анализа лирического текста;
развивающие: развитие творческих особенностей учащихся.
Пойми язык живой природы, и скажешь ты: прекрасен мир.
И.С.Никитин
Ход урока:
1.Организационный момент (Психологический настрой детей на урок):
-Давайте наш урок начнем с пожеланий друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно- я вам помогу, а вы поможете мне. Я рада. Что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Определение темы. Целеполагание.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках( веточки березы). Это можно назвать частью природы? А что для вас значит выражение « родная природа?»
Составление кластера «Родная природа»
Слайды с пейзажными картинками, музыка.
- А знаете ли вы этого поэта? (слайд портрет А.А.Блока)
Родная природа… Это то, что дорого нашему сердцу: куст сирени за окном, бескрайние поля, спелая вишня на веточке. Мы иногда не видим прекрасное в окружающем нас мире. А вот поэт находит в природе и образы, и ритмы, и звуки, и краски, и запахи, его привлекает ее естественность и в то же время тайна, а главное- красота, гармония, чего так не хватает миру людей. Поэт, вдохновленный образами природы, создает свою картину, но только при помощи слов.
У русского поэта И.С. Никитина есть строки, ставшие эпиграфом к нашему уроку:
« Пойми язык живой природы, и скажешь ты: прекрасен мир»
-Как вы понимаете эти строки?
Приобщаясь к миру прекрасного, человек становится чище, лучше, духовно богаче. Вот почему поэзия неразрывно связана с природой. А тема природы в поэзии- одна из вечных тем.
Особенность урока в том, что стихотворения А.Блока будут учить нас удивляться привычному. Видеть красоту в обычном, чувствовать и заново открывать для себя родное слово.
3. Слово учителя о жизни А.Блока.
Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.
Родился А. А. Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А. Н. Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Поэтому так музыкальны. Так проникновенны ст. А.Блока
4. Индукция.
- Сегодня на уроке мы сравним стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном..» и нарисуем свою картину видения этих стихотворений.
( показ рамки для картины)
Синквейн.
Картина.
Яркая, удивительная.
Манит, впечатляет. Радует.
Картину можно создать словами.
Образ.
5. Социоконструкция (работа с текстовым материалом по группам)
1 группа работает по стихотворению «Летний вечер» (1898г)
Выразительное чтение стихотворения.
- Объясните лексическое значение слов: «Сжатой ржи», «дремота», «песня жницы»
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Каково состояние лирического героя? К чему он стремится. Что его тревожит?
-Какие удивительные средства выразительности использует А.Блок для создания образа летнего вечера?
-Какие образы вы видите?
-Какую основную мысль выразил поэт в ст. «Летний вечер»?
- Какая иллюстрация больше подойдет к ст. А.Блока? Почему?
2группа работает по стихотворению «О, как безумно за окном..»
Выразительное чтение стихотворения.
- Объясните лексическое значение слов: «кров», «страдальцев», «изнывая»
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Каково состояние лирического героя? К чему он стремится. Что его тревожит?
-Какие удивительные средства выразительности использует А.Блок для создания образа ненастья?
-Какие образы вы видите?
-Какую основную мысль выразил поэт в ст. «О, как безумно за окном..»?
- Какая иллюстрация больше подойдет к ст. А.Блока? Почему?
6. Афиширование ( предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа)
- Ребята , вы создали свою картину видения стихотворений А.Блока. Давайте послушаем, что у вас получилось.
7.Разрыв
- Молодцы, ребята. Скажите, только ли картины родной природы вы увидели и услышали в стихотворениях А.Блока.
Вывод: лирика Блока передает трагическое мироощущение человека 20 века. Его герой утратил душевный покой. Ясность, тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии.
8.Дополнительные задания:
Поговорим о знаках препинания..
-Какие знаки препинания использует Блок в ст. «Летний вечер»?
(Это, в основном, точки и запятые, только в конце стихотворения- восклицательный знак. Его роль- побудить к действию, показать эмоциональность порыва)
-Какие знаки препинания использует Блок в ст. «О, как безумно за окном..»?
(В стихотворении очень много восклицательных знаков- показать силу эмоций. Многоточия дают возможность читателю остановиться, осмыслить прочитанное)
2.Звукопись
-Какие звуки повторяются в стихотворении «Летний вечер»?
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
(Шипящие звуки ж-ш создают эффект колыхания, шуршания колосков, еще не скошенных на меже)
- Как в литературе называется такой прием, когда повторяются согласные звуки (аллитерация)
-Какие звуки повторяются в стихотворении «О, как безумно за окном..»?
О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая..
-Как А. Блок создает образ родной природы?
Образ родной природы:
При помощи ИВС
Использование звукописидля создания звуковых эффектов
Пейзаж становится картиной жизни человека
3. Подражая мастеру:
1 группа: подберите «блоковские» слова для стихотворения «Белой ночью»
Белой ночью месяц (красный, прекрасный, ясный) Выплывает в синеве.
(Ходит, бродит) призрачно-прекрасный,
(Отражается, купается) в Неве
2 группа: подберите рифму
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум,
В вас ли доброе( таится),
Красный месяц, тихий (шум)
9.Рефлексия
-Сегодня на уроке я создавал…
-Я испытал чувства…..
-Мне пришлось задуматься о…
-Трудным для меня стало…
-Мне запомнилось….
Слово учителя:
- Ребята, ключевым словом на уроке было слово «картина». Давайте создадим картину настроения.
10. Домашнее задание: создайте картину своего видения стихотворения С.А.Есенина «Пороша»
Картина видения стихотворения А.Блока « Летний вечер»