kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА  

Предмет      литература

Тема урока       Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)

Вид занятия    урок-конкурс

 Тип урока, - урок обобщения и систематизации знаний

_Урок-конкурс с  применением технология критического мышления, игровой технологии, информационно-коммуникационной технологии

Цель занятия

учебная:      обобщение и систематизация знаний студентов о поэзии Серебряного века

воспитательная:   воспитание чувств  прекрасного, воспитание гражданской позиции,

привитие интереса к дисциплине, воспитание способности  понимать и воспринимать материал

развивающая:   умение выделять главное

деятельностная:     умение производить целостный анализ текста, умение выразительно читать текст

Межпредметные связи

обеспечивающие :   литература (школьный курс)

обеспечиваемые:  история, обществознание, МХК

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия:  портреты поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века, иллюстрации картин Врубеля, А. Бенуа, К.Малевича

Раздаточный материал:   памятки составления кластера, синквейна,  звездочки для голосования

Технические средства обучения:    мультимедийные  презентации, проектор

Литература:  Основная:   Литература. Учебник в 2-х частях под ред. Г. А. Обернихиной. М., Изд. Центр «Академия», 2012

Дополнительная: Е.В. Карсалова. Серебряный век русской поэзии. М., Новая школа, 2005 г.,   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Изд-во «Академия»1998г., Русская литература _XX_века. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. В.В. Агеносова. М., изд. «Дрофа», 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1.

Организационный момент

Цели, задачи, мотивация

5 минут

2

Актуализация опорных знаний

15 мин

2.1

Чтение стихотворения наизусть

2.2

Беседа о поэзии Серебряного века

беседа

2.3

Составление кластера

исследовательский

3.

Основной этап

58 минут

3.1

Поэтапная работа в группах

групповая

3.1.1

1номинация – представление тезисов

исследовательский

3.1.2.

2 номинация. Чтение стихотворения с последующим анализом. Презентация

ИКТ, словарная работа

3.1.3

3 номинация.  «Стихи о любви». Просмотр видеоклипа.

ИКТ, опережающее обучение

3.2.4

4 номинация.  Стихи о природе Презентация

ИКТ, защита проекта-презентации

3.1.5

5 номинация.  «О самом сокровенном».

6 номинация.  «Лучшее». Презентации и короткие сообщения

ИКТ

3.2.

Межпредметные  связи.

3.2.1

Краткая характеристика картин  М. Врубеля, А. Бенуа, К.Малевича

Объяснительно-иллюстративный

4.

Рефлексия

6минут

4.1

Составление синквейна

Исследовательский

5

Подведение итогов урока

игровая технология

5 минут

6.

Задание на дом.

Литература. Учебник в 2-х частях под ред. Г. А. Обернихиной. М., Изд. Центр «Академия», 2012, Стр. 96, зад. 3

2 минута

Конспект открытого урока по теме

«Конкурс чтецов (на материале поэзии Серебряного века)»

Содержание занятия

  1. Организационный момент

(  Объявить цели и задачи)

  1. Актуализация опорных знаний

А) Поэтическая минутка.  Чтение стихотворения «Намек на жизнь, намеки на любовь»             М.Кузьмина

Б)  Беседа о поэзии Серебряного века и Кузьмине как отдельного представителя  этой поэзии

- понравилось ли вам стихотворение?

- что вы можете сказать о поэте?

       -Что вы понимаете под  понятием «Серебряный век?»

            - какие литературные течения выделяются в поэзии «Серебряного века?»

            В) составим кластер  по теме «Серебряный век русской поэзии»

(кластер составляется учителем на доске, а студенты записывают в тетради)

  1. Мотивация учебной деятельности.(Изложение нового материала)

Слово преподавателя. Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Каждая группа представляет определенное течение  в русской поэзии Серебряного века. И как когда-то поэты этой эпохи нередко проводили состязания на лучшего поэта года, так и мы проведем на уроке конкурс чтецов, представляющих символизм, акмеизм, футуризм в русской поэзии конца 19-начала 20 веков. Причем, конкурс будет проводиться по  нескольким  номинациям. Их семь.

 У каждого направления есть своя группа поддержки, получившая домашнее задание и тесно работающая с выступающими. Их цели и  задачи –  дать краткие биографические сведения о поэте и провести не только  целостный анализ текста, подтверждающий принадлежность услышанного стихотворения именно к их течению,  но и постараться  передать эмоциональное состояние, дух времени, дух эпохи.

      У нас есть также  зрители, которые каждое понравившееся выступление будут оценивать следующим образом – отдавать  свои звездочки-голоса. В конце урока подведем подсчет: кто из чтецов набрал наивысшее количество голосов и   какое литературное течение победило. Голосуем звездочками.

1 номинация.

На первом этапе слово дается группе защиты, которые должны были написать тезисы, представляющие основные принципы литературного течения. Прошу предоставить эти тезисы.

2 номинация.

а) краткая характеристика поэта

б) Чтение стихотворения, представляющее собой квинтэссенцию данного направления.

в) Словарная работа

Квинтэссенция -  основа, самая сущность чего-нибудь.

г) целостный  анализ стихотворения

Ф. Сологуб  «Чертовы качели» 

Н. Гумилев «Из цикла «Капитаны земли» 

В. Хлебников «О рассмейтесь, смехачи…»   

3 номинация. « О самом сокровенном»

Слово преподавателя. Если сравнивать поэзию 19 века и поэзию серебряного века, то можно заметить, что в поэзии серебряного века почти отсутствует свойственная для 19 века определенная тематика: тема, природы, тема родины, тема поэта и поэзии. Для нее более  характерны попытки передать определенное настроение, философичность. В связи с этим следующий этап носит название «О самом сокровенном». В нем поэтами затрагиваются  «вечные проблемы». (Здесь и далее группа поддержки дает краткую характеристику поэтического мира представленного поэта.)

К. Бальмонт. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». (Презентация о      жизни и творчестве  К.Бальмонта)

А.Ахматова  - Я научилась просто,  мудро жить» 

И. Северянин. «Городская осень»   

4 номинация. «Лучшее».

Слово преподавателя. Если сравнивать поэзию 19 века и поэзию серебряного века, то можно заметить, что в поэзии серебряного века почти отсутствует свойственная для 19 века определенная тематика: тема, природы, тема родины, тема поэта и поэзии. Для нее более  характерны попытки передать определенное настроение, философичность. В связи с этим следующий этап нашего урока-конкурса носит название «О самом сокровенном».В нем поэтами затрагиваются  «вечные проблемы», в своих стихах они говорят о самом важном, о самом сокровенном. Послушаем эти стихи. (После выразительного чтения стихов группа поддержки дает краткую характеристику поэтического мира поэтов).

И.Мережковский. «Парки»

А. Блок  «Незнакомка»                      

Н. Гумилев «Озеро Чад»      (Презентация о жизни и творчестве Н. Гумилева)             

О.  Мандельштам «Silentium» 

Б.Пастернак  «Я клавишей стаю кормил с руки»     

В. Маяковский «Послушайте»

5 номинация  «Стихи о любви».

М. Волошин «Любить без слез…» 

А. Ахматова «Звенела музыка в саду»

И.Северянин  «Сонет о любви»  (Презентация о жизни и творчестве И.Северянина)

( Группа поддержки дает краткую характеристику поэтического мира поэтов)

6 номинация. «Межпредметные связи».Мы прослушали немало интересных и оригинальных стихотворений. Но мне хочется напомнить, что «серебряный век» характеризует духовный и художественный взлет русской культуры во всех видах искусства, в том числе и в живописи, в которой также отразились авангардистский и модернистские течения. Причем, некоторые художники создавали свои шедевры под непосредственным впечатлением идей  того или иного литературного течения.  Хотелось бы увидеть, каких художников, близких по духу, готовы представить  группы поддержки.

(Выставка иллюстраций к картинам с последующим их кратким  анализом).

М. Врубель «Демон сидящий»

А. Бенуа «Прогулка короля»

К. Малевич «Портрет художника М.В. Матюшина»

4. Рефлексия

А ) Составление синквейна (индивидуальная творческая работа)

Мы познакомились с творчеством многих поэтов серебряного века. Постарайтесь обобщить ваши знания  и защитить свое литературное направление с помощью синквейна  - одного из видов поэтического творчества.

(Знакомство с вариантами составленных синквейнов)

Б). Подведение итогов конкурса и  выставление оценок.

Слово преподавателя. Вот и закончился наш необычный урок. Кто же является победителем в нем? Предоставим слово жюри.

А теперь выставим общую оценку за урок. (Комментирование оценок)

В) Заключительное слово преподавателя
       Поэты «серебряного века». Разное видение мира, разные, чаще всего трагические, судьбы. Не все в их творчестве понятно и близко нам, но покоряет несомненная их талантливость, неординарность. Безусловно, нельзя ограничить их творчество рамками какого-то одного литературного направления: символизма, акмеизма или футуризма. Глубина мысли, мастерство слова, пристальное внимание к духовной жизни, мельчайшим движениям души, историко-литературная и общественно-гражданская проблематика их произведений, переводческая деятельность характеризуют их гораздо шире и глубже.

Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают – в них живут и умирают». Поэтам Серебряного века пришлось до дна испить чашу страданий: хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны, долгие годы забвения. Но настоящая поэзия не умирает, и в конце концов находит путь к сердцу читателя.

Для нас, читателей XXI века, их творчество — встреча с Большой Поэзией, которая приносит нам радость, приходит как новое открытие мира, утверждая неисчерпаемость, величие и «дум высокое стремленье» русской поэзии.

5.Задание на дом.

 Литература. Учебник в 2-частях. Ч.1. под ред. Г.А. Обернихиной.М., изд. «Академия», 2012 г. – стр.69, зад. № 8.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" »

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Предмет литература

Тема урока Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)

Вид занятия урок-конкурс

Тип урока, - урок обобщения и систематизации знаний

_Урок-конкурс с применением технология критического мышления, игровой технологии, информационно-коммуникационной технологии

Цель занятия

учебная: обобщение и систематизация знаний студентов о поэзии Серебряного века

воспитательная: воспитание чувств прекрасного, воспитание гражданской позиции,

привитие интереса к дисциплине, воспитание способности понимать и воспринимать материал

развивающая: умение выделять главное

деятельностная: умение производить целостный анализ текста, умение выразительно читать текст

Межпредметные связи

обеспечивающие : литература (школьный курс)

обеспечиваемые: история, обществознание, МХК


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ



Наглядные пособия: портреты поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века, иллюстрации картин Врубеля, А. Бенуа, К.Малевича

Раздаточный материал: памятки составления кластера, синквейна, звездочки для голосования

Технические средства обучения: мультимедийные презентации, проектор

Литература: Основная: Литература. Учебник в 2-х частях под ред. Г. А. Обернихиной. М., Изд. Центр «Академия», 2012

Дополнительная: Е.В. Карсалова. Серебряный век русской поэзии. М., Новая школа, 2005 г., Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Изд-во «Академия»1998г., Русская литература _XX_века. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. В.В. Агеносова. М., изд. «Дрофа», 2010









СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ



элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1.

Организационный момент

Цели, задачи, мотивация


5 минут

2

Актуализация опорных знаний


15 мин

2.1

Чтение стихотворения наизусть



2.2

Беседа о поэзии Серебряного века

беседа


2.3

Составление кластера

исследовательский


3.

Основной этап


58 минут

3.1

Поэтапная работа в группах

групповая


3.1.1

1номинация – представление тезисов

исследовательский


3.1.2.

2 номинация. Чтение стихотворения с последующим анализом. Презентация

ИКТ, словарная работа


3.1.3

3 номинация. «Стихи о любви». Просмотр видеоклипа.

ИКТ, опережающее обучение


3.2.4

4 номинация. Стихи о природе Презентация

ИКТ, защита проекта-презентации


3.1.5

5 номинация. «О самом сокровенном».




6 номинация. «Лучшее». Презентации и короткие сообщения

ИКТ


3.2.

Межпредметные связи.



3.2.1

Краткая характеристика картин М. Врубеля, А. Бенуа, К.Малевича

Объяснительно-иллюстративный


4.

Рефлексия


6минут

4.1

Составление синквейна

Исследовательский


5

Подведение итогов урока

игровая технология

5 минут

6.

Задание на дом.




Литература. Учебник в 2-х частях под ред. Г. А. Обернихиной. М., Изд. Центр «Академия», 2012, Стр. 96, зад. 3


2 минута


Конспект открытого урока по теме

«Конкурс чтецов (на материале поэзии Серебряного века)»


Содержание занятия

  1. Организационный момент

( Объявить цели и задачи)

  1. Актуализация опорных знаний

А) Поэтическая минутка. Чтение стихотворения «Намек на жизнь, намеки на любовь» М.Кузьмина

Б) Беседа о поэзии Серебряного века и Кузьмине как отдельного представителя этой поэзии

- понравилось ли вам стихотворение?

- что вы можете сказать о поэте?

-Что вы понимаете под понятием «Серебряный век?»

- какие литературные течения выделяются в поэзии «Серебряного века?»

В) составим кластер по теме «Серебряный век русской поэзии»

(кластер составляется учителем на доске, а студенты записывают в тетради)

  1. Мотивация учебной деятельности.(Изложение нового материала)

Слово преподавателя. Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Каждая группа представляет определенное течение в русской поэзии Серебряного века. И как когда-то поэты этой эпохи нередко проводили состязания на лучшего поэта года, так и мы проведем на уроке конкурс чтецов, представляющих символизм, акмеизм, футуризм в русской поэзии конца 19-начала 20 веков. Причем, конкурс будет проводиться по нескольким номинациям. Их семь.

У каждого направления есть своя группа поддержки, получившая домашнее задание и тесно работающая с выступающими. Их цели и задачи – дать краткие биографические сведения о поэте и провести не только целостный анализ текста, подтверждающий принадлежность услышанного стихотворения именно к их течению, но и постараться передать эмоциональное состояние, дух времени, дух эпохи.

У нас есть также зрители, которые каждое понравившееся выступление будут оценивать следующим образом – отдавать свои звездочки-голоса. В конце урока подведем подсчет: кто из чтецов набрал наивысшее количество голосов и какое литературное течение победило. Голосуем звездочками.

1 номинация.

На первом этапе слово дается группе защиты, которые должны были написать тезисы, представляющие основные принципы литературного течения. Прошу предоставить эти тезисы.

2 номинация.

а) краткая характеристика поэта

б) Чтение стихотворения, представляющее собой квинтэссенцию данного направления.

в) Словарная работа

Квинтэссенция - основа, самая сущность чего-нибудь.

г) целостный анализ стихотворения

Ф. Сологуб «Чертовы качели»

Н. Гумилев «Из цикла «Капитаны земли»

В. Хлебников «О рассмейтесь, смехачи…»

3 номинация. « О самом сокровенном»

Слово преподавателя. Если сравнивать поэзию 19 века и поэзию серебряного века, то можно заметить, что в поэзии серебряного века почти отсутствует свойственная для 19 века определенная тематика: тема, природы, тема родины, тема поэта и поэзии. Для нее более характерны попытки передать определенное настроение, философичность. В связи с этим следующий этап носит название «О самом сокровенном». В нем поэтами затрагиваются «вечные проблемы». (Здесь и далее группа поддержки дает краткую характеристику поэтического мира представленного поэта.)

К. Бальмонт. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». (Презентация о жизни и творчестве К.Бальмонта)

А.Ахматова - Я научилась просто, мудро жить»

И. Северянин. «Городская осень»

4 номинация. «Лучшее».

Слово преподавателя. Если сравнивать поэзию 19 века и поэзию серебряного века, то можно заметить, что в поэзии серебряного века почти отсутствует свойственная для 19 века определенная тематика: тема, природы, тема родины, тема поэта и поэзии. Для нее более характерны попытки передать определенное настроение, философичность. В связи с этим следующий этап нашего урока-конкурса носит название «О самом сокровенном».В нем поэтами затрагиваются «вечные проблемы», в своих стихах они говорят о самом важном, о самом сокровенном. Послушаем эти стихи. (После выразительного чтения стихов группа поддержки дает краткую характеристику поэтического мира поэтов).

И.Мережковский. «Парки»

А. Блок «Незнакомка»

Н. Гумилев «Озеро Чад» (Презентация о жизни и творчестве Н. Гумилева)

О. Мандельштам «Silentium»

Б.Пастернак «Я клавишей стаю кормил с руки»

В. Маяковский «Послушайте»

5 номинация «Стихи о любви».

М. Волошин «Любить без слез…»

А. Ахматова «Звенела музыка в саду»

И.Северянин «Сонет о любви» (Презентация о жизни и творчестве И.Северянина)

( Группа поддержки дает краткую характеристику поэтического мира поэтов)

6 номинация. «Межпредметные связи».Мы прослушали немало интересных и оригинальных стихотворений. Но мне хочется напомнить, что «серебряный век» характеризует духовный и художественный взлет русской культуры во всех видах искусства, в том числе и в живописи, в которой также отразились авангардистский и модернистские течения. Причем, некоторые художники создавали свои шедевры под непосредственным впечатлением идей того или иного литературного течения. Хотелось бы увидеть, каких художников, близких по духу, готовы представить группы поддержки.

(Выставка иллюстраций к картинам с последующим их кратким анализом).

М. Врубель «Демон сидящий»

А. Бенуа «Прогулка короля»

К. Малевич «Портрет художника М.В. Матюшина»

4. Рефлексия

А ) Составление синквейна (индивидуальная творческая работа)

Мы познакомились с творчеством многих поэтов серебряного века. Постарайтесь обобщить ваши знания и защитить свое литературное направление с помощью синквейна - одного из видов поэтического творчества.

(Знакомство с вариантами составленных синквейнов)

Б). Подведение итогов конкурса и выставление оценок.

Слово преподавателя. Вот и закончился наш необычный урок. Кто же является победителем в нем? Предоставим слово жюри.

А теперь выставим общую оценку за урок. (Комментирование оценок)

В) Заключительное слово преподавателя
Поэты «серебряного века». Разное видение мира, разные, чаще всего трагические, судьбы. Не все в их творчестве понятно и близко нам, но покоряет несомненная их талантливость, неординарность. Безусловно, нельзя ограничить их творчество рамками какого-то одного литературного направления: символизма, акмеизма или футуризма. Глубина мысли, мастерство слова, пристальное внимание к духовной жизни, мельчайшим движениям души, историко-литературная и общественно-гражданская проблематика их произведений, переводческая деятельность характеризуют их гораздо шире и глубже.

Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают – в них живут и умирают». Поэтам Серебряного века пришлось до дна испить чашу страданий: хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны, долгие годы забвения. Но настоящая поэзия не умирает, и в конце концов находит путь к сердцу читателя.

Для нас, читателей XXI века, их творчество — встреча с Большой Поэзией, которая приносит нам радость, приходит как новое открытие мира, утверждая неисчерпаемость, величие и «дум высокое стремленье» русской поэзии.

5.Задание на дом.

Литература. Учебник в 2-частях. Ч.1. под ред. Г.А. Обернихиной.М., изд. «Академия», 2012 г. – стр.69, зад. № 8.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)"

Автор: Червонная Зинаида Дмитриевна

Дата: 16.05.2015

Номер свидетельства: 212227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства