kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок   начинает раздел «О России петь, что стремиться в храм»   Эта тема урока помогает духовно-нравственному воспитанию учащихся и приобщает к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке. Учащиеся узнают о том, какие бывают колокольные звоны и когда на Руси звонили в колокола. Сравнение разных колокольных звонов приблизит детей к ощущению и пониманию колокольности, как художественного явления в русском искусстве. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"»

Колокольные звоны России.


Цель:

1. Закрепление и обобщение знаний о “трех китах”, о различных музыкальных жанрах.

2. Знакомство с колоколами, колокольным звоном, тембрами колоколов. Научить определять на слух разные виды колокольных звонов

3. Воспитание эмоциональной отзывчивости, художественно – эстетического вкуса, слухового восприятия.

Основные понятия:

1.“Три кита” – марш, танец (полька, вальс), песня.

2. Колокола, колокольные звоны, тембр, благовест.


Тип урока – формирование новых знаний.


Вид урока – слушание


Ход урока

I. Вход в класс

II. Организационный момент

III. Беседа с учащимися:

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке музыки? (о китах)

-Что это за киты? (на них держится музыка)

-Сколько китов мы знаем? (три)

-Назовите их. (Кит марш, Кит песня, Кит танец)

-Давайте поиграем в “Угадай – ку” “Какой кит звучит”.

а) “Маленькая полька” – Д. Кабалевского

б) “Вальс” – П. И. Чайковского

в) “Марш” – С. Прокофьева

г) “Полька” – М. Глинки

IV. Изучение новой темы.

- Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета “Музыка” – называется он “О России петь, что стремиться в храм”, и тема нашего урока – “Великий колокольный звон”. Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, вспомним, в каких произведениях русских композиторов мы уже встречались с колокольным звоном.

Необходимой принадлежностью православных храмов являются колокола, которые помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, в звонницах (показать на иллюстрациях эти места),устраиваемых в арках крыльца и в самой церкви у западной стороны, или близ храма в особом здании для них, называемом «колокольня».

Колокола в церкви предназначены для того, чтобы:

1) возвещать о богослужении, созывать к богослужению;

2) выражать торжество церкви и её богослужения;

3) возвещать не присутствующим в храме о службе и призывать их соединить свои молитвы к Господу с молитвами, находящимися в храме.

Кроме того, колокола имели и иное применение – в сельских церквах служили для те, кто в пути (во время вьюг и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись – спасательный звон, а во время пожаров – набатный звон (собирали людей), звоном собирали на общее собрание, был пограничный звон – с колокольным звоном встречали царей, патриархов (высокий, духовный чин), высших представителей церкви или же встречали победителей в войнах. В некоторых местах звонили во все колокола, когда вели на казнь преступников.

Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных между собой по величине и силе звука: 1) праздничный, 2) воскресный, 3) будничный, 4) малый колокол.

Церковный колокол, являющийся зовом в церковь, к службе Божьей всегда возвещает радостную, благую весть, поэтому он назван «благовест». Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, окружность. Издавна литьё колоколов считалось большим мастерством. Из русских мастеров известен Андрей Чохов. Предлагаю вам послушать колокольные звоны.

Колокольный звон


Для российского человека звуки колоколов были голосом с неба. Звон «невольно отрывает все мысли и помыслы от земли, уносит их в поднебесную высь и наполняет сердце радостным и светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далёкого рая, наполняет душу радостью, надеждой», - писал в своей книге Н. Оловяшников в своей книге «История колоколов».


V Слушание музыки и анализ: М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог, 2 картина оркестровое вступление.

– Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие).

– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола).

– Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чем нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали).

– Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким)

– А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым).

– Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. другими словами вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким.

– Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но сегодня мы с вами познакомимся только с одним звоном. Называется он БЛАГОВЕСТ = БЛАГО = добро, радость, праздник + ВЕСТ= весть = ДОБРАЯ ВЕСТЬ. (повторить несколько раз вслух слово благовест!!!)

Давайте еще раз послушаем благовест.

(Игра “Большие – маленькие колокола)


V1. Рефлексия.

- Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.

- Какой звон вам понравился больше? Почему?


3. Работа с учебником

. -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.

– В нашем учебнике на стр. 40 – 41 есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана.

- Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы

- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).

- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

V. Итог урока

– Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр).

– Что такое тембр? (окраска звука).

– С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом).

– Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"

Автор: Батуро Галина Валентиновна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 264882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "конспект урока музыки "Великий колокольный звон""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-muzyki-vielikii-kolokol-nyi-zvon"
    ["file_id"] => string(6) "257825"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448387395"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока музыки Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokamuzykikantataalieksandrnievskiissprokofieva"
    ["file_id"] => string(6) "281804"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453583132"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему  "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "246640"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446413170"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  по ОРКСЭ "Православный храм""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-orkse-pravoslavnyi-khram-1"
    ["file_id"] => string(6) "314359"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459683383"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства