Конспект урока музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"
Конспект урока музыки во 2 классе "Великий колокольный звон"
Урок начинает раздел «О России петь, что стремиться в храм» Эта тема урока помогает духовно-нравственному воспитанию учащихся и приобщает к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке. Учащиеся узнают о том, какие бывают колокольные звоны и когда на Руси звонили в колокола. Сравнение разных колокольных звонов приблизит детей к ощущению и пониманию колокольности, как художественного явления в русском искусстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке музыки? (о китах)
-Что это за киты? (на них держится музыка)
-Сколько китов мы знаем? (три)
-Назовите их. (Кит марш, Кит песня, Кит танец)
-Давайте поиграем в “Угадай – ку” “Какой кит звучит”.
а) “Маленькая полька” – Д. Кабалевского
б) “Вальс” – П. И. Чайковского
в) “Марш” – С. Прокофьева
г) “Полька” – М. Глинки
IV. Изучение новой темы.
- Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета “Музыка” – называется он “О России петь, что стремиться в храм”, и тема нашего урока – “Великий колокольный звон”. Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, вспомним, в каких произведениях русских композиторов мы уже встречались с колокольным звоном.
Необходимой принадлежностью православных храмов являются колокола, которые помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, в звонницах (показать на иллюстрациях эти места),устраиваемых в арках крыльца и в самой церкви у западной стороны, или близ храма в особом здании для них, называемом «колокольня».
Колокола в церкви предназначены для того, чтобы:
1) возвещать о богослужении, созывать к богослужению;
2) выражать торжество церкви и её богослужения;
3) возвещать не присутствующим в храме о службе и призывать их соединить свои молитвы к Господу с молитвами, находящимися в храме.
Кроме того, колокола имели и иное применение – в сельских церквах служили для те, кто в пути (во время вьюг и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись – спасательный звон, а во время пожаров – набатный звон (собирали людей), звоном собирали на общее собрание, был пограничный звон – с колокольным звоном встречали царей, патриархов (высокий, духовный чин), высших представителей церкви или же встречали победителей в войнах. В некоторых местах звонили во все колокола, когда вели на казнь преступников.
Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных между собой по величине и силе звука: 1) праздничный, 2) воскресный, 3) будничный, 4) малый колокол.
Церковный колокол, являющийся зовом в церковь, к службе Божьей всегда возвещает радостную, благую весть, поэтому он назван «благовест». Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, окружность. Издавна литьё колоколов считалось большим мастерством. Из русских мастеров известен Андрей Чохов. Предлагаю вам послушать колокольные звоны.
Колокольный звон
Для российского человека звуки колоколов были голосом с неба. Звон «невольно отрывает все мысли и помыслы от земли, уносит их в поднебесную высь и наполняет сердце радостным и светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далёкого рая, наполняет душу радостью, надеждой», - писал в своей книге Н. Оловяшников в своей книге «История колоколов».
V Слушание музыки и анализ: М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог, 2 картина оркестровое вступление.
– Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие).
– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола).
– Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чем нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали).
– Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким)
– А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым).
– Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. другими словами вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким.
– Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но сегодня мы с вами познакомимся только с одним звоном. Называется он БЛАГОВЕСТ = БЛАГО = добро, радость, праздник + ВЕСТ= весть = ДОБРАЯ ВЕСТЬ. (повторить несколько раз вслух слово благовест!!!)
Давайте еще раз послушаем благовест.
(Игра “Большие – маленькие колокола)
V1. Рефлексия.
- Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.
- Какой звон вам понравился больше? Почему?
3. Работа с учебником
. -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.
– В нашем учебнике на стр. 40 – 41 есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана.
- Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы
- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).
- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).
V. Итог урока
– Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр).
– Что такое тембр? (окраска звука).
– С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом).
– Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).