kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. 3 класс.

Раздел «Россия - Родина моя».

Тема «Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева».

Решаемые проблемы:

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений.

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Цели: 

Формирование умений следить за развитием музыкального образа, усвоение нотной грамоты и знаний о средствах музыкальной выразительности.

Понятия: 

кантата, набат, вступление, трехчастная форма.

Регулятивные: 

целеполагание, планирование, учебные действия, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные, логические.

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметный результат:

Научится выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке; эмоционально исполнять музыкальные произведения разных жанров; петь мелодии по нотной записи, выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Личностные результаты:

Формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение ее истории, культурных и исторических памятников.

Формирование образа идеала русского человека (на примере святого благоверного князя Александра Невского).

 План урока.

  1. Организация начала урока.
  1. Музыкальное приветствие.
  2. Распевка.

Формулирование целей урока.

Слайд 1, Слайд 2. (М. Нестеров «Александр Невский». П. Корин. Триптих «Александр Невский).

Сегодня урок посвятим кантате «Александр Невский» С. С. Прокофьева. Вам уже знакомо имя этого великого полководца и святого земли Русской – Александра Невского.

-У вас в учебнике на странице 16 17 два образа Александра Невского -  на иконе и на картине В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (картина украшает вход в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца).

Сравните эти два образа.

(На иконе святой Александр Невский изображен смиренным, голова его склонилась в поклонении Богу, лик его серьезен и сосредоточен, правая рука

на груди-знак смирения).

(НА картине В. Присекина образ князя-иной. А, Невский – в центре битвы на белом коне с мечом в правой руке. Здесь он мужественный, смелый, решительный. Взор его устремлен вперед, вдаль).

Все эти качества – смирение, поклонение Богу, мужественность, а также дипломатический талант, мудрость правления-грани души

 выдающейся личности – святого А.Невского, полководца и правителя земли русской.

Образ Александра Невского всегда вдохновлял художников, писателей, режиссеров, композиторов на творчество. С. С. Прокофьев написал музыку к кинофильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»в 1938году. А потом так увлекся этим образом, что создал кантату «Александр Невский», используя музыку к кинофильму.

Давайте посмотрим кадры из этого знаменитого фильма, окунемся в эту историческую эпоху.

Просмотр эпизодов фильма.

Слайд.3.(Определение понятия «кантата»).

-А теперь обратимся к кантате. На странице учебника 16 познакомьтесь с понятием «кантата». Запишите его в словарик в рабочую тетрадь (стр. 32).

Послушайте 4-ю часть кантаты «Вставайте, люди русские», затем ответьте на вопросы.

Регулятивные УУД.

Впечатлила вас эта музыка? Почему? (Она яркая, захватывает).

Каково главное содержание этой части? (Призыв, любовь к Родине, тревога за ее судьбу).

Какие чувства вызывает в вас эта музыка? (Хочется встать и пойти вместе со всеми защищать Родину.)

-Эта музыка действительно поднимает, вдохновляет людей! У музыки есть это свойство – поднимать людей!

Слайд 4. (Портрет С. С. Прокофьева).

        С. С. Прокофьев – гениальный композитор, только тот, кто любит свою Родину – Россию, мог написать такую музыку. И факты биографии С. С. Прокофьева нам это подтверждают. После революции композитор находился в Европе, жил в Париже. У С. С. Прокофьева там была слава, признание, благополучная жизнь, несмотря на это, он все-таки вернулся в Россию, потому что любил ее.

        Вернемся к музыке.

Сколько в этой части ярко выраженных частей? (Три части).

Какие части повторяются? (1-я и 3-я).

Как называется такая форма? (Трехчастная.)

Подумайте, почему композитор применил именно трехчастную форму?

(Он повторяет части, чтобы еще раз прозвучал призыв, чтобы народ поднялся).

Какие жанровые черты слышны в 1-й и 3-й частях? (Черты марша).

Познавательные УУД.

Обратимся к учебнику, страница 17: верхняя нотная строчка-мелодия 1-й части.

А теперь сами придумайте вопросы к анализу мелодии 1-й части кантаты. В этом  вам поможет «Волшебный цветик-семицветик» в рабочей тетради на странице 8.

(Ученики сами анализируют мелодию 1-й части).

Разучивание первой темы хора. Обратить внимание на энергию ритма, акцент на первой и третьей доле такта, на энергичный, призывный характер.

  1. Исполнение мелодии по нотам.
  2. Исполнение мелодии с текстом в энергичном характере.

Перейдем к мелодии 2-й части кантаты, нотная запись мелодии на стр. 17.

Мелодия прерывается паузами или она тянется? (мелодия тянется).

Каков характер мелодии? (Лирический).

Уместны ли слова – определения: нежно, ласково к этому лирическому характеру?

(Нет, в этой мелодии есть тоже сила).

Как вы думаете, почему эту тему исполняют женские голоса? (Потому, что это образ матерей, женщин, которые ждут сына, мужа, ушедших защищать землю. Это – образ Родины).

Какие жанровые черты в ней слышны? (Черты русской народной песни).

Если это - образ Родины - Руси, что вы можете себе представить? (Поля, простор, леса).

Каким движением можно показать эти просторы, поля, леса? (Горизонтальным движением руки).

-Давайте пропоем мелодию про себя, показывая рукой фразировку, ведь внутреннее наполнение в ней  «тягучее» - и в тоже время рука покажет «русский простор».

Регулятивные УУД.

1. Исполнение «про себя» с движением руки (пластическое интонирование; самоконтроль).

2. Исполнение со словами с движением руки в характере (пластическое интонирование; самоконтроль).

Регулятивные УУД

Вернемся к самому началу, послушайте вступление и затем ответьте на вопросы.

Слушание вступления.

1.Что вы услышали во вступлении? (Колокольный звон).

Знакомство с понятием «набат».

Слайд 5.(Определение «понятия» набат»).

2.Этот звон звучит привычно?

Еще раз прослушайте вступление и постарайтесь движением руки исполнить партию колокола.

Исполнение с движением под музыку.

Обратите внимание: ритмическое движение мелодии – ровное,  а в оркестре – неожиданные акценты?

Какой характер придают эти акценты? (Тревогу).

Предлагаю исполнить партию колокола на треугольнике.

Разучивание партии на треугольнике.

Исполнение 1-й части хором с движением (бить в колокол) и с колокольчиком.

Коммуникативные УУД.

Разделить класс на две группы.

Задание. Придумать свой вариант и  исполнить.

Вариант исполнительского плана.

1-я часть. Исполнение партии колокола.

2-я часть. Исполнение всем классом.

3-я часть. Исполнение партии колокола.

Подведение итогов урока, оценивание работы на уроке.

Домашняя работа: 1.Выполнить задания 3-4 (стр.17).

2. Нарисовать рисунок на хор «Вставайте, люди русские

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева»

Конспект урока. 3 класс.

Раздел «Россия - Родина моя».

Тема «Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева».

Решаемые проблемы:

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений.

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Цели: 

Формирование умений следить за развитием музыкального образа, усвоение нотной грамоты и знаний о средствах музыкальной выразительности.

Понятия: 

кантата, набат, вступление, трехчастная форма.

Регулятивные: 

целеполагание, планирование, учебные действия, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные, логические.

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметный результат:

Научится выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке; эмоционально исполнять музыкальные произведения разных жанров; петь мелодии по нотной записи, выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Личностные результаты:

Формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение ее истории, культурных и исторических памятников.

Формирование образа идеала русского человека (на примере святого благоверного князя Александра Невского).

 План урока.

  1. Организация начала урока.

  1. Музыкальное приветствие.

  2. Распевка.

Формулирование целей урока.

Слайд 1, Слайд 2. (М. Нестеров «Александр Невский». П. Корин. Триптих «Александр Невский).

Сегодня урок посвятим кантате «Александр Невский» С. С. Прокофьева. Вам уже знакомо имя этого великого полководца и святого земли Русской – Александра Невского.

-У вас в учебнике на странице 16 17 два образа Александра Невского -  на иконе и на картине В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (картина украшает вход в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца).

Сравните эти два образа.

(На иконе святой Александр Невский изображен смиренным, голова его склонилась в поклонении Богу, лик его серьезен и сосредоточен, правая рука

на груди-знак смирения).

(НА картине В. Присекина образ князя-иной. А, Невский – в центре битвы на белом коне с мечом в правой руке. Здесь он мужественный, смелый, решительный. Взор его устремлен вперед, вдаль).

Все эти качества – смирение, поклонение Богу, мужественность, а также дипломатический талант, мудрость правления-грани души

 выдающейся личности – святого А.Невского, полководца и правителя земли русской.

Образ Александра Невского всегда вдохновлял художников, писателей, режиссеров, композиторов на творчество. С. С. Прокофьев написал музыку к кинофильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»в 1938году. А потом так увлекся этим образом, что создал кантату «Александр Невский», используя музыку к кинофильму.

Давайте посмотрим кадры из этого знаменитого фильма, окунемся в эту историческую эпоху.

Просмотр эпизодов фильма.

Слайд.3.(Определение понятия «кантата»).

-А теперь обратимся к кантате. На странице учебника 16 познакомьтесь с понятием «кантата». Запишите его в словарик в рабочую тетрадь (стр. 32).

Послушайте 4-ю часть кантаты «Вставайте, люди русские», затем ответьте на вопросы.

Регулятивные УУД.

Впечатлила вас эта музыка? Почему? (Она яркая, захватывает).

Каково главное содержание этой части? (Призыв, любовь к Родине, тревога за ее судьбу).

Какие чувства вызывает в вас эта музыка? (Хочется встать и пойти вместе со всеми защищать Родину.)

-Эта музыка действительно поднимает, вдохновляет людей! У музыки есть это свойство – поднимать людей!

Слайд 4. (Портрет С. С. Прокофьева).

        С. С. Прокофьев – гениальный композитор, только тот, кто любит свою Родину – Россию, мог написать такую музыку. И факты биографии С. С. Прокофьева нам это подтверждают. После революции композитор находился в Европе, жил в Париже. У С. С. Прокофьева там была слава, признание, благополучная жизнь, несмотря на это, он все-таки вернулся в Россию, потому что любил ее.

        Вернемся к музыке.

Сколько в этой части ярко выраженных частей? (Три части).

Какие части повторяются? (1-я и 3-я).

Как называется такая форма? (Трехчастная.)

Подумайте, почему композитор применил именно трехчастную форму?

(Он повторяет части, чтобы еще раз прозвучал призыв, чтобы народ поднялся).

Какие жанровые черты слышны в 1-й и 3-й частях? (Черты марша).

Познавательные УУД.

Обратимся к учебнику, страница 17: верхняя нотная строчка-мелодия 1-й части.

А теперь сами придумайте вопросы к анализу мелодии 1-й части кантаты. В этом  вам поможет «Волшебный цветик-семицветик» в рабочей тетради на странице 8.

(Ученики сами анализируют мелодию 1-й части).

Разучивание первой темы хора. Обратить внимание на энергию ритма, акцент на первой и третьей доле такта, на энергичный, призывный характер.

  1. Исполнение мелодии по нотам.

  2. Исполнение мелодии с текстом в энергичном характере.

Перейдем к мелодии 2-й части кантаты, нотная запись мелодии на стр. 17.

Мелодия прерывается паузами или она тянется? (мелодия тянется).

Каков характер мелодии? (Лирический).

Уместны ли слова – определения: нежно, ласково к этому лирическому характеру?

(Нет, в этой мелодии есть тоже сила).

Как вы думаете, почему эту тему исполняют женские голоса? (Потому, что это образ матерей, женщин, которые ждут сына, мужа, ушедших защищать землю. Это – образ Родины).

Какие жанровые черты в ней слышны? (Черты русской народной песни).

Если это - образ Родины - Руси, что вы можете себе представить? (Поля, простор, леса).

Каким движением можно показать эти просторы, поля, леса? (Горизонтальным движением руки).

-Давайте пропоем мелодию про себя, показывая рукой фразировку, ведь внутреннее наполнение в ней  «тягучее» - и в тоже время рука покажет «русский простор».

Регулятивные УУД.

1. Исполнение «про себя» с движением руки (пластическое интонирование; самоконтроль).

2. Исполнение со словами с движением руки в характере (пластическое интонирование; самоконтроль).

Регулятивные УУД

Вернемся к самому началу, послушайте вступление и затем ответьте на вопросы.

Слушание вступления.

1.Что вы услышали во вступлении? (Колокольный звон).

Знакомство с понятием «набат».

Слайд 5.(Определение «понятия» набат»).

2.Этот звон звучит привычно?

Еще раз прослушайте вступление и постарайтесь движением руки исполнить партию колокола.

Исполнение с движением под музыку.

Обратите внимание: ритмическое движение мелодии – ровное,  а в оркестре – неожиданные акценты?

Какой характер придают эти акценты? (Тревогу).

Предлагаю исполнить партию колокола на треугольнике.

Разучивание партии на треугольнике.

Исполнение 1-й части хором с движением (бить в колокол) и с колокольчиком.

Коммуникативные УУД.

Разделить класс на две группы.

Задание. Придумать свой вариант и  исполнить.

Вариант исполнительского плана.

1-я часть. Исполнение партии колокола.

2-я часть. Исполнение всем классом.

3-я часть. Исполнение партии колокола.

Подведение итогов урока, оценивание работы на уроке.

Домашняя работа: 1.Выполнить задания 3-4 (стр.17).

2. Нарисовать рисунок на хор «Вставайте, люди русские




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока музыки Кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева

Автор: Бочарова Ирина Викторовна

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 281804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства