Мной представлен конспект урока музыки во 2 классе ( 1 урок II четверти по программе Е.Д.Критской,Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной) Тема урока: "Великий колокольный звон". В урок включены элементы регионального компонента, определены цели, задачи, этапы урока. Музыка подобрана согласно темтическому планированию и рекомендациям программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.сергеевой, Т.С.Шмагиной. Для наглядности используется мультимедийный проектор для презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока музыки "Великий колокольный звон"»
2 класс 10 урок по программеЕ.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной,
Тема урока: Великий колокольный звон
Цель: сформировать представление о видах колокольного звона и познакомить с историей возникновения колоколов.
Задачи:
научить ребят различать виды колокольных звонов;
пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных звонов;
воспитывать любовь к своей малой родине;
воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на колокольные звоны;
научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников;
развитие вокально - хоровых способностей обучающихся.
Музыкальный материал:
Виды колокольных звонов: набат, трезвон, благовест.
«Праздничный трезвон».
М. Мусоргский Звон из оперы «Б. Годунов»
«Однозвучно гремит колокольчик» сл. Н.П.Макарова
«Песня о колоколах» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина
Оборудование:
Мультимедийный проектор, музыкальный инструмент, колокольчики.
ХОД УРОКА
I Организационный момент урока. Погружение в атмосферу урока:
-- Попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь сегодня на уроке. У меня для вас есть подсказка в виде загадки:
Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердце не чует.
-Догадались? А вот ещё подсказка:
Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».
Что же за чудо такое было и есть в России?
Ответы детей
Ну конечно же, это колокол.
II Приветствие
Звучит колокольный звон.
Динь дон, динь дон
Слышим колокольный звон.
Он приветственно звенит
Здравствуйте всем нам говорит.
III Сообщение темы урока и цели урока
Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел музыки «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока - «Великий колокольный звон». Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов.
IV Развитие темы.
-А как же появились колокола, как вы думаете?
Ответы детей
- Известно, что колокола уже в древности были и в Японии и в Китае. Сначала колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы. Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). Существует легенда: однажды, возвращаясь домой он решил отдохнуть и прилёг на холме. То ли от усталости, то ли от дремоты, только услышал он тихий звон. Вернувшись домой, он приказал отлить колокол в виде этого цветка, издававшего дивный звуки(остановка) Как вы думаете, что это был за цветок?
Ответы детей
- Да, колокольчик. На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце 15 века русские мастера овладели секретами создания колоколов, да так быстро продвинулись в этом, что превзошли своих западных коллег по красоте и по качеству звучания колоколов.
Как вы думаете, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? Почему?
А где можно услышать колокола?
Ребята, а где должны находиться колокола?
Ответы детей
- Для колоколов стали строить специальные помещения - колокольни и звонницы. Литье колоколов и колокольный звон на Руси всегда считалось подлинным искусством. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго. С древности колокол был ритуальным сигнальным инструментом.
А где можно услышать колокольный звон в нашем городе?
Ответы детей
-Наш славный древний город славится своими церквями. Немногие колокольни сохранились до сегодняшнего времени, но и сейчас мы слышим колокольный звон. А знаете ли вы, что главный колокол на колокольне Рождественского собора весил 347 пудов, а на колокольне Воскресенского собора «всего» 215. А в пуде 12 килограммов. Рождественский колокол был отлит в России, а на Воскресенском была латинская надпись «Хвала Богу построил Ассверус Костер в Амстердаме 1631 года для Солей». Раньше говорили: «Когда эти два колокола между собой разговаривали, то в Солигаличе даже воробьи и бабы переставали чирикать»
V Слушание
«Великого колокольного звона» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского
Как изобразил Модест Петрович колокольный звон?
- Сейчас мы послушаем с вами романс и в нём упоминается герой нашего с вами урока. Написал стихи к этому романсу наш с вами земляк Николай Петрович Макаров, который хоть и родился в Чухломе, зато воспитывался у своих солигаличских теток М. П. Волконской и А. А. Шиповой. Макарова мы будем помнить и любить всегда не за то, что он был одним из первых русских лексикографов и составителем самого полного русско-французского словаря и не за то, что он был виртуозом игры на гитаре и организовал на свои средства в Брюсселе первый международный конкурс гитаристов, а единственно потому, что Николай Петрович написал слова романса «Однозвучно гремит колокольчик». - Какие чувства вы испытали слушая этот романс?
VI Знакомство с видами колоколов
Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?
Ответы детей
Набат – таким звоном звонили во время нашествия врагов, пожара.
Трезвон– несколько или все колокола вместе – звучит после благовеста.
Благовест– если мерные удары в большой колокол – призывает к началу службы. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.
Красный звон– целый день на большие праздники. Красными колоколами называли такие, которые имели звон хороший, усладительный, веселый. Московские звонари славились красными звонами. Говаривали такую пословицу: «Хлеба–соли покушать, красного звона матушки Москвы послушать».
Слушание фрагментов колокольных звонов (трезвон, благовест, красный звон, набат)
Игра «Дружные колокола»
Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Колокольный звон изображается пением.
По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.
VII Вокально -хоровая работа
Дыхательная гимнастика
Греем ладошки.
Одна рука на живот, другая за спину – дышим.
В том же положении дышим часто (дышит собачка)
Надуваем шарик.
Сдуваем шарик (на букву – ш)
Нюхаем цветок.
Задуваем свечу.
Встаньте, пожалуйста.
Распевка с помощью попевки «Дон дон»
Разучивание песни «Песня о колоколах» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина
VIII Рефлексия
В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя. Представим и мы сейчас себя на колокольне, дергаем за веревку…
Что вы чувствуете?
Я чувствую…
Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.