kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ "Православный храм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Православный храм». Урок в IV классе (ОРКСЭ)

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы, карточки с заданиями, аудиозаписи.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности:

Учитель: (музыка «Не умолчим никогда Богородице»)

-Здравствуйте, ребята! Вы сейчас прослушали отрывок из музыкального произведения.   Ответьте на вопрос: где исполняется данное музыкальное произведение?

– А теперь посмотрите на экран. Что вы видите на нем? (Сл.1)

 –Правильно, это храмы. Как вы думаете, что такое храм?

–Попробуйте  дать определение слову «храм».  Фотографии помогут вам в этом.(учащиеся дают определения слову «храм»)

(  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

 В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

В храме много икон).

–Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь — слово греческое, озна­чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча­сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

–По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

( У него есть купол, на котором находится крест).

– Правильно.

-Зачем люди посещают храмы?

(В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то).

– Кто из вас был в храме?

II.Формулирование темы урока. Постановка цели.

Сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

III. Актуализация знаний учащихся

Беседа с учащимися.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.  Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

- А когда и где был построен первый храм? (Сл.2)

(рассказывает ученик) Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде во дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна. Она находилась близ двора теремного великокняжеского к востоку и, следовательно, по всей вероятности, служила вначале церковию придворною, в которой молился сам русский равноапостол, а может быть, считалась потому между церквами Киева и главною, или соборною, пока для этой цели не был построен особый храм. Церковь святого Василия была первоначально деревянная, но вскоре, и едва ли не самим же Владимиром построена из камня, потому что сохранившиеся остатки этой последней свидетельствуют, что она и по материалам, и по способу построения своего совершенно сходна с другими каменными церквами, воздвигнутыми Владимиром и Ярославом. По объему своему церковь святого Василия была очень невелика. Ныне на древнем остатке ее существует церковь Трехсвятительская, в которой кроме основания и нижней части стен сохранилось от первоначальной церкви одно только узкое окно к северу в алтарном притворе

-Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест).

Храм Божий по внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

-Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (Сл.3)

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы-Отец, Сын и Святой Дух)) ;

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов) ;

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов) ;

-девять глав (девять чинов Ангельских) ;

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов-учеников Иисуса). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница. (Сл.4)

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. ( с прослушиванием) … ФИЗМИНУТКА

•Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

•Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника, называется «трезвон».

•Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

-Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?(Мысли о храме, церкви, России…)

IV. Изучение нового материала.

-Давайте перенесёмся в храм (Сл.5) на некоторое время.

-Из каких частей состоит храм?(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

Притвор -  славянское слово, которое означает «перед  дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

В православном храме встречают  людей  священники. (сл.6) Что они здесь делают?  (Они здесь служат).

- А что это за служба? – спросите   вы.

-Священники  учат людей, вместе с ними молятся Богу и  стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.  Священник носит на груди крест.

Во время службы священник совершает каждение.

(Работа в группах по тексту: Они читают и пытаются догадаться, что это, затем в помощь пары –по книгам)

В КАДИЛЕ сжигаются ароматические вещества, и душистый дым – фимиам – возносится в небо.  Так приносится Богу бескровная жертва.

Этой традиции не одна сотня лет. Каждение совершается еще с апостольских времен. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других даров истинному Богу приносить и ароматы благовонного курения, указывает и особый состав ароматических веществ, в который входит чистый ливан. Так называется душистая древесная смола, которую собирают с деревьев и кустарников, произрастающих в восточных странах, в том числе и в Ливане, – отсюда и название. Но в русском языке это слово постепенно превратилось в «ЛАДАН». (Ответы: Кадило, ладан)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по ОРКСЭ "Православный храм"»

«Православный храм». Урок в IV классе (ОРКСЭ)

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы, карточки с заданиями, аудиозаписи.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности:

Учитель: (музыка «Не умолчим никогда Богородице»)

-Здравствуйте, ребята! Вы сейчас прослушали отрывок из музыкального произведения. Ответьте на вопрос: где исполняется данное музыкальное произведение?

– А теперь посмотрите на экран. Что вы видите на нем? (Сл.1)

–Правильно, это храмы. Как вы думаете, что такое храм?

–Попробуйте дать определение слову «храм». Фотографии помогут вам в этом.(учащиеся дают определения слову «храм»)

( Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

В храме много икон).

–Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь — слово греческое, озна­чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча­сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

–По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

( У него есть купол, на котором находится крест).

– Правильно.

-Зачем люди посещают храмы?

(В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то).

– Кто из вас был в храме?

II.Формулирование темы урока. Постановка цели.

Сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

III. Актуализация знаний учащихся

Беседа с учащимися.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.


Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

- А когда и где был построен первый храм? (Сл.2)

(рассказывает ученик) Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде во дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна. Она находилась близ двора теремного великокняжеского к востоку и, следовательно, по всей вероятности, служила вначале церковию придворною, в которой молился сам русский равноапостол, а может быть, считалась потому между церквами Киева и главною, или соборною, пока для этой цели не был построен особый храм. Церковь святого Василия была первоначально деревянная, но вскоре, и едва ли не самим же Владимиром построена из камня, потому что сохранившиеся остатки этой последней свидетельствуют, что она и по материалам, и по способу построения своего совершенно сходна с другими каменными церквами, воздвигнутыми Владимиром и Ярославом. По объему своему церковь святого Василия была очень невелика. Ныне на древнем остатке ее существует церковь Трехсвятительская, в которой кроме основания и нижней части стен сохранилось от первоначальной церкви одно только узкое окно к северу в алтарном притворе

-Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест).

Храм Божий по внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.



-Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (Сл.3)

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы-Отец, Сын и Святой Дух)) ;

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов) ;

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов) ;

-девять глав (девять чинов Ангельских) ;

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов-учеников Иисуса). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница. (Сл.4)

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. ( с прослушиванием) … ФИЗМИНУТКА

•Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

•Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника, называется «трезвон».

•Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает о вышнем, небесном мире.

2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

-Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?(Мысли о храме, церкви, России…)

IV. Изучение нового материала.

-Давайте перенесёмся в храм (Сл.5) на некоторое время.

-Из каких частей состоит храм?(предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

В православном храме встречают людей священники. (сл.6) Что они здесь делают? (Они здесь служат).

- А что это за служба? – спросите вы.

-Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.

Во время службы священник совершает каждение.

(Работа в группах по тексту: Они читают и пытаются догадаться, что это , затем в помощь пары –по книгам)

В КАДИЛЕ сжигаются ароматические вещества, и душистый дым – фимиам – возносится в небо. Так приносится Богу бескровная жертва.

Этой традиции не одна сотня лет. Каждение совершается еще с апостольских времен. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других даров истинному Богу приносить и ароматы благовонного курения, указывает и особый состав ароматических веществ, в который входит чистый ливан. Так называется душистая древесная смола, которую собирают с деревьев и кустарников, произрастающих в восточных странах, в том числе и в Ливане, – отсюда и название. Но в русском языке это слово постепенно превратилось в «ЛАДАН». (Ответы: Кадило, ладан)


(Сл.7) Кадило состоит из двух, обычно сферических, половинок. Нижняя называется чашей, в ней  находятся горящие угли и лежащий на них ладан. Верхняя – это крышка чаши, которая очень похожа на купол храма, увенчанный крестом. К крышке и чаше с трех сторон крепятся цепочки. Иногда на них бывают звонцы – шарики с металлическими ядрами. При каждении они мелодично звенят.

Ни одно богослужение не проходит без каждения. И это действие, и само кадило имеют глубокий символический смысл. По толкованию святых отцов, огонь кадящих углей знаменует Божественное начало Христа, сам уголь – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.

(Сл.7) Ботафумейро из Сантьяго-де-Компостела. Ботафумейро — это испанское слово в переводе на русский язык означает «испускающий дым». Так называется самое большое в мире кадило, которое находится в соборе Святого Иакова испанского города в Галисии. Оно весит более 80 кг и подвешено к потолку канатом.
В такое кадило вмещается 40 кг ладана и углей. В движение его приводят восемь человек. Чтобы воскурить в нем фимиам, необходимо раскачать чашу с углями до скорости 60 км в час.

(Сл.8)Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) Благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». В ней батюшка просит в ответ на молитвы людей послать на них благодать Святого Духа. Видимый дым кадила – это образ невидимой Божией благодати, поэтому в ответ на каждение принято склонять голову.

(Сл.9)Ладанное дерево произрастает в Юго-Западной Аравии на сухих склонах гор в Сомали. Эта страна стала основным центром по заготовке ладана.

В феврале-марте на дереве делают надрезы, из которых обильно вытекает древесный сок. На воздухе сок твердеет, после чего засохшую смолу собирают с дерева

Ладан – одно из древнейших благовоний, которое приносили царям в знак особого благоволения. В числе прочих даров волхвы принесли младенцу Иисусу ладан (показ) Благодатная сила Святого Духа очищает, освящает верующих и весь храм, прогоняя духов тьмы. Каждение подготавливает пришедших на службу людей к искренней, сердечной молитве и достойному созерцанию богослужения. (Зажечь ладан ароматическую смолу с при­ятным запахом) Каждения напоминает о том же, что и свечи - дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

- А вот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.( Работа в группах…)

Канун

Появление канонного столика в храме свидетельствует о некотором оскудении благочестия и охлаждении христиан к соблюдению древних отеческих традиций. Кутия стала все реже приноситься на поминальные службы, которые не могли быть совершаемы перед «пустым» столом, по причине отсутствия на нем священных изображений.

Что это? (Канун) (Сл.10)

Перед ним не могло совершаться каждение и другие священнодействия и молитвословия. Поэтому появилась необходимость украсить этот столик священным изображением. А поскольку богослужения, которые должны были здесь совершаться – заупокойные, то и изображения должны были соответствовать характеру положенных священнодействий. Поэтому принадлежностью канонного столика стал символический могильный заупокойный «канун» – это кутия и мед. От этого слова образовалось название поминального столика: «канунница». В современном словоупотреблении «канунница» звучит как «канун» или «канон».

Итак, «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Поскольку перед святыней во время богослужения должны возжигаться свечи, то неотъемлемой принадлежностью поминального столика стали шандалы ( канделябр, тяжелый подсвечник) Во время заупокойных богослужений канонный столик ставят посредине храма и присутствующие на службе зажигают на нем свечи в память усопших. Кроме того, свечи на каноне зажигаются и во вне богослужебное время для частного поминовения усопших.

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Молитвенная память называется «поминание».

В молитвах умерших поминают - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное. «Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.



Найдите на стр.49 на полях стихотворение. Прочитайте его

Идут года, теряют люди близких.

Старухи в церкви слабою рукой

Выводят поминальные записки,

Где значится вверху: «за упокой».

За все они пред памятью в ответе!

Начнут с отца и матери своих,

А дальше – муж, невыжившие дети,

В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,

Сплестись в одну незыблемую суть, -

Растущий список длинной вереницей

Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,

Туманной дымкой скрытые вдали...

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли.(Надежда Веселовская)

(Вопрос тем, кто работает с книгой)

-А куда поставить свечку за живых людей?

(А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей).

Живых поминают в молитвах «за здравие». (Сл.11)

Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их они повсюду. Что это? (Работа в группах)

Она играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным и отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности.

Что это такое? Это явление святому человеку. Он это явление запечатлел как образ, а все последующие могли делать только списки с этого образа. Вот этим она отличается от картины. Картина – это авторское видение ситуации. А это озарение, которое настигло святого, и он создал её.(Сл.12)

На стр.49 найдите и прочитайте, что такое икона.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о животных, о друзьях и о врагах.

(Сл.15) Богородица.

- Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он - Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери. Как Бог Он создал Марию. А как Сын Человеческий – родился от нее. Вот и получается, что Мария - Богоматерь.

Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна.

Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.

Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.

Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:

При переходе на этот слайд автоматически начинается песнопение «Богородице Дево, радуйся»

«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево – звательный падеж слова Дева; в женах - среди женщин; плод чрева твоего - младенец Иисус; Спас - Спаситель).

Эту молитву можно услышать на самых разных языках. Знаменитая «Ave Maria» - это та же молитва, только на латыни.

Физминутка для глаз

Мы с вами устали, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз. Слушайте музыку «Молитва», закройте глазки и подумайте о чем –то хорошем.

В русских былинах и сказках есть такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?

При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.

Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.

Прочитайте в учебнике, что такое благословение на стр.50

Благословение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».

Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.

Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас. (Сл.13)

В центре иконостаса - двери. (Сл.14)Они называются Царские врата(ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила (от греч. многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы

За иконостасом находится алтарь, (Сл.16) главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

- Это не секретная комната.

Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути

происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням. (Сл.17-храм)

V. Первичное закрепление

1. Коллективная работа. Загадки:

Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается (колокол) .

Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица (Ангел) .

Жил, Богу угодил, к Богу ушел, к людям пришел (святой) .

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча (церковь) .

Что выше колокольни? (крест) .

Дверей много, а входят не все (алтарь) .

На руках Младенец чистый, взгляд Его такой лучистый,

Солнце за главой сияет,

Нас Он всех благословляет. (Иисус Христос) .

Золотое поле, желтые колосья,

Огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник)



2. самостоятельная работа: (Сл.18)

- ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между понятием и его определением (работа в группах) .

1) Кадило А) символ молитвы верующего человека

2) Церковная свеча Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном, которые кладутся на горящие угли).

3) Иконостас В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения

4) Алтарь Г) двери, через которые во время службы выносят Евангелие – благую весть о царе-Христе

5) Царские врата Д) это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории.



3. Театрализация («Как вести себя в храме»)(Сл.19)

В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.

Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.

К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.

В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам.


Учитель:

И скажу я от души: выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца, слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту, обещание дай Христу,

Что исправиться намерен, слову своему будь верен.


-О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

-Жизнь храмов можно сравнить с жизнью людей. Некоторые ушли от нас навсегда потому что было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Это было в XX веке после революции.

Сейчас храмы восстанавливаются и строятся новые (пример). Перед началом строительства храма первый камень закладывается с молитвой и благословением. Новый храм освящается. Самое слово "освятить" значит — сделать святым, сделать принадлежностью Самого Бога.

Эти слова сказал когда – то

Восстановить в России надо храмы,

Чтоб возродить святую прежде Русь,

А раны нашей пережитой драмы,

Все зарастут травой и былью пусть.

-У нас сегодня в гостях Отец Валерий. Это священнослужитель нашего храма.

Расскажите пожалуйста об истории возникновения .(Сл.20)

V. Рефлексия

(Сл.21)(Зв. «Аве Мария». Зажечь свечу)

– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.

Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке.

Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.

Тысячи лет люди ходят в храм.

Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.

Идут растерявшиеся – и там получают наставление.

Идут провинившиеся – и получают прощение.

Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

Береги  храм  в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

Посмотрите на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Я попрошу всех вас встать. Если вам понравился урок, вы узнали много нового, интересного-положите руку на сердце и поклонитесь друг другу, гостям и мне.

VI. Домашнее задание.

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- оформить материал или создать презентацию «Храм»

Стихотворение “Русь колокольная” Т.Подобедовой.

(Слайды, изображающие церкви, златоглавые купола)

Русь колокольная, светлая, вольная,
Залиты солнцем окна церквей.
Звоном малиновым, гроздью рябиновой,
Святой благодатью одаряешь людей.

Русь бескорыстная. Добрая, чистая.
Как же просторны земли твои.
Русь непонятная – ширь необъятная –
Диву даются гости твои.

Русь – необычная, к горю привычная,
В гордости - сильная, в счастье - слаба.
Очень ранимая, непобедимая -
Если нагрянет в жизни беда.

Русь непокорная, чуточку вздорная.
Русский характер с чьим бы сравнить?
Даль бесконечная. Жизнь быстротечная….
Где бы ты ни был - Русь не забыть.

Русь колокольная и хлебосольная,
Щедрая сердцем, полным любви.
Держава великая - Русь разноликая,
Радуясь, веруя, вечно живи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по ОРКСЭ "Православный храм"

Автор: Климова Наталья Ивановна

Дата: 03.04.2016

Номер свидетельства: 314359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по ОРКСЭ Православный храм "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-orkse-pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "130551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415914849"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по ОРКСЭ "Православный храм" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-orkse-pravoslavnyi-khram-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "173811"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424026447"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по ОРКСЭ "Святитель Иннокентий Кульчицкий" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-orkse-sviatitiel-innokientii-kul-chitskii"
    ["file_id"] => string(6) "233592"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443161693"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс, тема "Православный храм""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_orkse_4_klass_tiema_pravoslavnyi_khram"
    ["file_id"] => string(6) "426100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503518692"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока по ОРКСЭ "Храм""
    ["seo_title"] => string(29) "konspekt_uroka_po_orkse_khram"
    ["file_id"] => string(6) "543717"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584826180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства