Конспект урока музыки во 2 классе по теме «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Конспект урока музыки во 2 классе по теме «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Урок музыки во 2-м классе по теме:
Раздел «В музыкальном театре»
Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Тип урока –закрепление материала.
Форма урока – ролевая игра
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Музыка» по теме Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;
формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
направленные на достижение предметных результатов обучения:
знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, увертюра);
формирование основ музыкальной культуры;
умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.
Дидактическое обеспечение урока: СМАРТ- презентация
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.
Планируемый результат деятельности: размышлять о добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе по теме «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
г. Моздок РСО - Алания
Урок музыки во 2-м классе по теме:
«Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Урок разработала
Казакова Светлана Владимировна
учитель музыки, 1 категории
Раздел «В музыкальном театре»
Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Тип урока –закрепление материала.
Форма урока – ролевая игра
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Музыка» по теме Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;
формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
направленные на достижение предметных результатов обучения:
знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, увертюра);
формирование основ музыкальной культуры;
умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.
Дидактическое обеспечение урока: СМАРТ- презентация
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.
Планируемый результат деятельности:размышлять о добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.
Ход урока
Организационный момент:
Настраивание учащихся на деятельность.
Входит в класспод музыку Арабского танца из оперы «Руслан и Людмила»
- Какую тему для разговора подсказывает нам музыка?
-Мир сказки, волшебства.
Актуализация темы:
-Какую песню уместно сейчас спеть, если сказка будет впереди?
Исполняют знакомую песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету» (2 куплета), вспоминают героев.
-Кто рассказывает сказки детям?
Дети перечисляют, вспоминают Кота ученого
А сейчас я зачитаю вам отрывок из сказки , которую сегодня нам принес наш ученый кот.
Зачитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
Дети называют сказку.
Рассказать краткое содержание сказки.
Знакомство с замыслом М.И. Глинки по созданию музыкального спектакля.
«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», — описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила».
В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Кроме того, композитор отказался от пушкинской ироничной трактовки сюжета, создав произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.
Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику.
Опера с большими перерывами была написана за пять лет. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге.
Дается понятие увертюры .
-Как вы думаете, какому герою сказки посвящена эта музыка?
Слушание увертюры к опере
«Руслан и Людмила» (главная партия)
Характеристика героя-Руслана
Как получилось у М.И.Глинки создать образ Руслана?
Какие средства выразительности он для этого использует?
Отвечают, используя понятия
«темп, динамика, тембр».
Добро в сказке борется со злом.
В сказке Глинка рассказал о противниках Руслана.
-Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил?
Дают предполагаемую характеристику музыки злых сил.
И вдруг… о страх!.. и в самом деле Раздался шум; озарена Мгновенным блеском тьма ночная, Мгновенно дверь отворена; Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идет Попарно, чинно, сколь возможно, И на подушках осторожно Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею, Подъяв величественно шею, Горбатый карлик из дверей: Его-то голове обритой, Высоким колпаком покрытой, Принадлежала борода.
- Обратите внимание на нотную запись в учебнике: как она отражает музыкальную характеристику образа Черномора?
Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи. Слушание марш Черномора.
- Подтвердились ли наши предположения относительно музыкального образа Черномора?
-Давайте сравнивним тембр инструментов в Марше с тембрами Арабского танца
- Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?
-А какой герой понравился больше?
-Почему?
Отвечают, аргументируя своё мнение.
Обобщение урока и вывод.
Вспомнить важные слова из песни «Сказки гуляют по свету».
Разучивают 3 куплет песни «Сказки гуляют по свету», слова которого подсказывают нравственный вывод: «Добро побеждает зло».
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» 2 класс. Москва, Просвещение, 2004.
3. http://ana-sm.ru/ideas/interest/186-maslenica-nachalo-maslenichnojj-nedeli.html , материалы официального сайта Анастасии Смирновой, находящиеся в открытом доступе. Слайды №№3,4,6,8,9.
4.http://eva.ru/maslo/?gclid=CJjgwv6C6J8CFVeEzAodEHQ9qA , материалы сайта EVA.RU находящиеся в открытом доступе. Слайды №№1,2,5,6,8,9.
5. http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/projects/ottnas/26291-prazdnichno материалы сайта «школа Синергия». Создатели проекта: Миронова Ирина (школа №494) Миронова С.Ю. Миронов А.М.