kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме :"Волшебная палочка дирижёра".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  (Технологическая карта)

Предмет: музыка

Класс: 5

Дата проведения: 07.03.2019г

Учебник: Г.П. Сергеева,  Е.Д. Критская « Музыка»  5 класс, «  просвещение 2015г.

Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра»

Тип урока: урок открытия новых знаний

 Цели по содержанию:

обучающие: формирование представлений о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестре.
развивающие: учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку

воспитывающие:  воспитывать слушательскую культуру, развивать интерес к музыкальному искусству

Планируемые результаты учебного занятия: сформировать представления о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав  оркестра, о роле дирижера в  оркестре.
Развитие личностных, регулятивных, познавательных учебных действий

Предметные: осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение, различать музыкальные жанры.

Метапредметные:

Личностные:  ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

 получит возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

получит возможность  научиться  владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные:  получит возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока;

Коммуникативные:  научится организовывать работу в паре; получит возможность научиться сотрудничать  в процессе   работы в группе.

Личностные: у обучающегося будет  сформирована мотивация к изучению музыки, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку;

ученик получит возможность для формирования эмоционального отношения к музыке.

Используемая технология: обучение в сотрудничестве, игровые технологии.

Информационно-технологические ресурсы: ИКТ

Музыкальный материал: фрагмент из увертюры к опере М.Глинки «Руслан и Людмила»; фрагмент увертюры к опере А. П. Бородин «Князь Игорь»; Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент; увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Вольфганг Амадей Моцарт, фрагмент; Р. Вагнер «Полёт Валькирий», фрагмент; фрагмент В. Моцарта «Секстет деревенских музыкантов».

 

Планируемые результаты

Предметные умения

1.Уметь различать

    музыкальные жанры

 2.Осознанно исполнять

музыкальные  произведения.

3. Размышлять о музыке 

    как о способе выраже-

ния духовных  пере-

живаний человека.

4. Знать общие понятия

    о музыке в жизни,

    о значении дирижера в

    оркестре

Познавательные УУД:

  1. Использовать общие приемы решения задачи, осуществлять поиск необходимой информации.
  2. Проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительные интонации
  3. Различать звучание отдельных инструментов

Коммуникативные УУД

     1.Формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека

     2. Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

     3. Применять полученные знания в учебной  деятельности

Регулятивные УУД

  1. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу.
  2. Выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам
  3. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме :"Волшебная палочка дирижёра".»


Конспект урока (Технологическая карта)

Предмет: музыка

Класс: 5

Дата проведения: 07.03.2019г

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская « Музыка» 5 класс, « просвещение 2015г.

Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели по содержанию:

обучающие: формирование представлений о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестре.
развивающие: учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку

воспитывающие: воспитывать слушательскую культуру, развивать интерес к музыкальному искусству

Планируемые результаты учебного занятия: сформировать представления о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав оркестра, о роле дирижера в оркестре.
Развитие личностных, регулятивных, познавательных учебных действий

Предметные: осознанно воспринимать и исполнять музыкальное произведение, различать музыкальные жанры.

Метапредметные:

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре; получит возможность научиться сотрудничать в процессе работы в группе.

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

ученик получит возможность для формирования эмоционального отношения к музыке.

Используемая технология: обучение в сотрудничестве, игровые технологии.

Информационно-технологические ресурсы: ИКТ

Музыкальный материал: фрагмент из увертюры к опере М.Глинки «Руслан и Людмила»; фрагмент увертюры к опере А. П. Бородин «Князь Игорь»; Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент; увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Вольфганг Амадей Моцарт, фрагмент; Р. Вагнер «Полёт Валькирий», фрагмент; фрагмент В. Моцарта «Секстет деревенских музыкантов».


Планируемые результаты

Предметные умения

1.Уметь различать

музыкальные жанры

2.Осознанно исполнять

музыкальные произведения.

3. Размышлять о музыке

как о способе выраже-

ния духовных пере-

живаний человека.

4. Знать общие понятия

о музыке в жизни,

о значении дирижера в

оркестре



Познавательные УУД:

  1. Использовать общие приемы решения задачи, осуществлять поиск необходимой информации.

  2. Проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительные интонации

  3. Различать звучание отдельных инструментов

Коммуникативные УУД

1.Формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека

2. Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

3. Применять полученные знания в учебной деятельности

Регулятивные УУД

  1. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу.

  2. Выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам

  3. Развитие навыков самооценки и самоанализа


5. Различать инструмен-

ты симфонического

оркестра.

Личностные УУД

1.Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения и слушания музыкальных произведений

2.Владеть навыками самооценки музыкально- творческой деятельности

3. Проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям

4. Доброжелательное отношение к мнению другого человека


Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группе.


Организация пространства

1.Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация

2. Образовательные ресурсы интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. Необходимое аппаратное обеспечение

Компьютер

4. Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, доска, мел












Организационная структура урока

Этапы урока

Формируемые умения (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент

( самоопределение к учебной деятельности)

Метапредметные УУД

Познавательные:

Формулировка целей и задач.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: восприятие информации учителя


Здравствуйте ребята, улыбнитесь друг другу, своей улыбкой передайте всем присутствующим свое хорошее настроение. 

Настраивает ребят на учебную работу.

Задает эмоциональный тон урока.

Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.


Приветствуют учителя в форме попевки: « Добрый день»

II

Этап актуализации и пробного учебного действия

Метапредметные УУД

Познавательные: постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

Работа в группе, умение слушать других учащихся.

Регулятивные: умение обнаружить проблему


Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.

1. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Пианист)

2. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Трубач)

3. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Пианино и рояль)

4. Музыкальное произведение, предваряющее оперу, балет.  (Увертюра)

5. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)

6. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (В правой руке)

7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.  (Оркестр)

8. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)

9. Музыкант, руководитель оркестра.  (Дирижёр).

Молодцы!

Фиксируют проблему, рассуждают, работают в группе

Вступают в диалог совместно с учителем, отвечая на вопросы



III

Постановка проблемы:


Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

Метапредметные УУД

Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы.

Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг дугу.

Регулятивные: следят за ответами одноклассников


Как вы думаете, ребята, без кого оркестр «глух и робок»? С чем сравнивает дирижера автор? 

Сейчас мы послушаем 2 муз. произведения

- Звучит фрагмент из увертюры к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» 

- Звучит фрагмент оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

Ответить на вопрос:
в чём вы видите сходство и различие этих двух фрагментов.

Увертюра в музыке — инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — театрального спектакля, оперы, балета, кинофильма.

Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию.

Это музыка в начале оперы. Когда еще ничего не происходит на сцене, просто звучит музыка - увертюра

Увертюра может быть совсем короткой или длинной.


Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства. Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.

Сможет ли оркестр играть без дирижера?


Включаются в беседу.

Делают предположения о предстоящей теме урока.

Увертюра может быть совсем короткой или длинной, в увертюре и в опере музыку исполняет оркестр


IV

Открытие новых знаний


Цель: формирование представления о роли дирижера в симфоническом оркестре

Метапредметные УУД

Познавательные: формулирование проблемы и поиск решения.

Регулятивные:

Целеполагание, оценка, самооценка

Коммуникативные: умение слушать собеседника, обосновать собственное мнение. Задавать вопросы

Сообщает тему урока: « Сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий. Это дирижер.

Что он держит в руке? Учитель предлагает познакомиться с текстом о возникновении оркестра и о роли дирижера в оркестре.

Просмотр презентации работы дирижера с симфоническим оркестром


Фиксируют, участвуют в беседе, работают с источником, выполняют записи в тетрадях






Рассказ учителя. Дополняет ответы учащихся словами нашего современника, главного дирижёра московского государственного академического симфонического оркестра Павла Леонидовича Когана:
«Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие каких - либо из них – уже изъян».
В мире много выдающихся дирижёров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижёрского искусства.


История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

Задает вопрос: какими способностями должен обладать дирижер? Продолжите фразу: « Чтобы быть дирижером, нужно….»


Объясняют, проговаривают друг другу, работают в группе, высказывают свое мнение: оркестру нужен дирижер. Дирижер направляет, управляет и руководит оркестром или хором, а помогает дирижерская палочка.


Высказывают свое мнение о том, чтобы быть дирижером нужно иметь музыкальное образование, хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, широкий кругозор в самых разных областях.


Откройте страницу учебника 121 и посмотрите на портреты известных дирижёров и музыкантов. Что вы можете о них рассказать?


Читают свои выступления.


V

Физкультминутка


А теперь, ребята, предлагаю вам каждому побывать в роли дирижера. Прошу встать. Сейчас прозвучит фрагмент В. Моцарта «Секстет деревенских музыкантов». (Секстет — музыкальный ансамбль из шести исполнителей)

Звучит музыка
Дети дирижируют (пластическое интонирование )

Выполняют ритмичные движения под музыку, дирижируют (пластическое интонирование )











VI

Этап включения новых знаний и повторений

Метапредметные УУД познавательные;

Умение отличить дирижера симфонического оркестра от тамбурмажора военного оркестра

Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении, договариваться, проявлять активность во взаимодействии

Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально- творческое задание

Слушаем музыкальные произведения:

- Звучит фрагмент из увертюры к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» 

- Звучит фрагмент оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

И вы должны будете ответить на вопрос:
в чём вы видите сходство и различие этих двух фрагментов?

А теперь, попробуйте узнать солирующие, т.е. главные группы музыкальных инструментов в произведениях.

Звучит Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент)

Какие инструменты вы услышали?
Скрипка – самый важный инструмент оркестра. Самый совершенный инструмент из всех струнных.
Слайд 5 струнные инструменты
(Звучит Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Вольфганг Амадей Моцарт, фрагмент)
Слайд 4 портрет Моцарта
 Ребята, какие инструменты в данном фрагменте солировали?
Дети: главную мелодию исполняли скрипки. Но хорошо была слышна партия деревянных духовых.
Слайд 5 деревянные духовые инструменты.
(Звучит Р. Вагнер «Полёт Валькирий», фрагмент)

Слайд 6 портрет Вагнера
Какие музыкальные инструменты звучали ярче всех?

Дети: Медные духовые.
Слайд 7 медные духовые инструменты.
Молодцы! Вы услышали в разных музыкальных произведениях солируют разные группы инструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Так кому же в процессе исполнения посылает таинственные знаки дирижёр?
Записать в тетради: какие инструменты солировали. Создание ситуации успеха. Помощь ученикам, допустившим ошибки.

Давайте мы сыграем на наших шумовых инструментах, сделанных своими руками и посмотрим, нужен ли нам дирижер?


Творческое задание: Игра « Дирижёр»


Слушают и анализируют музыку.






Знакомятся с составом оркестра русских народных инструментов.
















Знакомятся с составом оркестра инструментов.

Дети узнают солирующие, т.е. главные группы музыкальных инструментов в музыкальных произведениях.

Систематизируют по группам

( струнные инструменты,

деревянные духовые инструменты, медные духовые инструменты).


VII

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные УУД

Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.

Коммуникативные:

Проявляют активность во взаимодействии

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль

Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какая группа инструментов является фундаментом оркестра? Перечислите названия произведений, которые сегодня звучали на уроке.


Включает обучающихся в систему вопросов.

Дополните фразу:

- Сегодня я узнал….

- Мне было интересно…

-Было трудно -

- Я понял, что…

- Я приобрёл знания о…


Организует самооценивание.

Подводит общий итог урока. Оценки за урок.

Оценивают себя, выставляя отметки, делают выводы.







Участвуют в рефлексии урока.

Предполагаемые ответы учающихся:

- познакомились с важностью профессии дирижёра;

- узнали главные группы музыкальных инструментов в музыкальных произведениях.
- научились определять на слух звучание музыкальных инструментов;

- создали свой шумовой оркестр;

- испытали чувство радости, что смогли исполнять музыкальные произведения; сами творили, создавали музыку, дирижировали (пластическое интонирование )




VIII

Информация о домашнем задании

Коммуникативные:

Приходят к общему мнению в совместной деятельности

Песню «Мамина улыбка» готовить к исполнению на оценку.

В тетради записать 2 фамилии известных дирижёров, которые сегодня не прозвучали и подготовить сообщение об одном из них.

Записывают задание в дневники.

Записывают задание в дневники.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по теме :"Волшебная палочка дирижёра".

Автор: Корчагина Светлана Алексеевна

Дата: 25.05.2019

Номер свидетельства: 512167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Волшебная палочка дирижёра.2класс "
    ["seo_title"] => string(39) "volshiebnaia-palochka-dirizhiora-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "221728"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435566274"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок музыки в 5 классе по теме:  «Волшебная палочка дирижера»"
    ["seo_title"] => string(57) "urokmuzykiv5klassiepotiemievolshiebnaiapalochkadirizhiera"
    ["file_id"] => string(6) "315637"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459935611"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема урока "Волшебная палочка дирижера" ФГОС "
    ["seo_title"] => string(49) "tiema-uroka-volshiebnaia-palochka-dirizhiera-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111562"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407651049"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Дирижёры мира "
    ["seo_title"] => string(15) "dirizhiory-mira"
    ["file_id"] => string(6) "218548"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433836674"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "План урока:"Волшебная палочка дирижёра""
    ["seo_title"] => string(42) "plan_uroka_volshebnaia_palochka_dirizhiora"
    ["file_id"] => string(6) "526389"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573374842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства