Конспект урока по музыке. Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»
Конспект урока по музыке. Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»
Система Л.В.Занкова, Автор Г.С.Ригина4 класс
Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»
Цель урока:Формировать представление о понятиях сопрано, меццо-сопрано, контральто; познакомить с выдающимися исполнителями музыки, вокалистами.
Задачи урока:
1. познакомить учеников с основными тембрами женских голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто и выявить особенности тембровой окраски женского голоса;
2. развитие музыкально – творческого мышления в процессе выполнения заданий; развитие чувства тембра и звуковысотных представлений; развитие вокально-хоровых навыков; навыков импровизации.
3. приобщение к лучшим образцам русской музыкальной культуры через творчество выдающихся композиторов М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского - Корсакова.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение); использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкального произведения в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: опора на имеющийся жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией, действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме; размышление о музыке в форме диалога с учителем.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения.
Коммуникативные: вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке, анализировать и делать коллективные выводы.
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; усвоение жизненного содержания М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке».
Виды деятельности учащихся: слушание музыки, разучивание и исполнение песен, пение по нотам и ручным знакам, выполнение письменных творческих заданий, движение под музыку.
Оборудование и музыкальный материал: Видеопроектор, компьютер, экран.М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» (пение).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке. Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»»
Система Л.В.Занкова, Автор Г.С.Ригина4 класс
Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»
Цель урока: Формировать представление о понятиях сопрано, меццо-сопрано, контральто; познакомить с выдающимися исполнителями музыки, вокалистами.
Задачи урока:
1. познакомить учеников с основными тембрами женских голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто и выявить особенности тембровой окраски женского голоса;
2. развитие музыкально – творческого мышления в процессе выполнения заданий; развитие чувства тембра и звуковысотных представлений; развитие вокально-хоровых навыков; навыков импровизации.
3. приобщение к лучшим образцам русской музыкальной культуры через творчество выдающихся композиторов М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского - Корсакова.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение); использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкального произведения в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: опора на имеющийся жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией, действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме; размышление о музыке в форме диалога с учителем.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения.
Коммуникативные: вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке, анализировать и делать коллективные выводы.
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; усвоение жизненного содержания М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» .
Виды деятельности учащихся: слушание музыки, разучивание и исполнение песен, пение по нотам и ручным знакам, выполнение письменных творческих заданий, движение под музыку.
Оборудование и музыкальный материал: Видеопроектор,компьютер,экран.М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» (пение).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1.Определение темы урока.
Учитель: «Здравствуйте, ученики».
Учащиеся :«Здравствуйте, учитель».
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимсяс женскими певческими голосами. Они делятся на сопрано, меццо-сопрано и контральто.
2.Работа над понятиями «сопрано», «меццо-сопрано», «контральто».
Сопрано – самый высокий голос. В музыкальной практике есть три основных типа сопрано. Для драматического сопрано характерны плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне. Именно для него написаны партии Лизы в опере «Пиковая дама» Чайковского, Аиды в одноименной опере Верди. Таким голосом обладала знаменитая греческая певица Мария Каллас.( слайд 1).
Меццо – сопрано – низкий, грудной, бархатистый женский голос. По характеру он близок драматическому сопрано, но ниже и насыщеннее его. Возможности меццо-сопрано очень велики. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин: Кармен в опере Бизе «Кармен», Полина в опере Чайковского «Пиковая дама». Прекрасным меццо-сопрано обладала русская певица Надежда Обухова.(слайд 4).
Контральто – самый низкий женский певческий голос. Иногда его считают разновидностью меццо-сопрано. Этому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков. Лариса Авдеева была великолепной исполнительницей партий контральто.( слайд 5).
3. Практическая работа.
Игра «Музыкальная палитра»
Учитель: Ребята, я предлагаю вам самостоятельно сформировать творческую группу художников – декораторов, выбрать руководителя для выполнения задания по алгоритму.
Алгоритм руководителю группы художников – декораторов.
1.Внимательно прослушать музыкальные фрагменты с женскими голосами.
2. Распределить группу художников - декораторов на подгруппы.
3. Помочь подгруппам выбрать тембр женского голоса.
4. Помочь продемонстрировать работу, комментируя выбор цветовой гаммы к выбранному тембру.
В результате класс разбился на 3 подгруппы. В 1й подгруппе учащиеся изобразили на бумаге свои ощущения от высокого регистра – сопрано; во 2й подгруппе учащиеся изобразили свои ощущения от среднего регистра – меццо -сопрано, в 3йподгруппе учащиеся изобразили ощущения от низкого регистра – контральто.
Вывод делают дети с помощью руководителя творческой группы. В рисунках ребята выразили всю гамму чувств, связанных с музыкой и их внутренним состоянием.
для высокого регистра (сопрано) дети выбрали светлые, голубые, розовые, желтые, белые цвета (рис.№1);
для среднего регистра (меццо – сопрано) более яркие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые цвета (рис.№2)
для низкого регистра (контральто) темные, сочные, насыщенные цвета
Сопрано (рис. № 1) Меццо-сопрано (рис. № 2)
Контральто (рис. № 3)
4.Физкультминутка
Мы танцуем
Мы качаемся
Мы потопаем
Мы попрыгаем
Мы похлопаем
Мы покружимся
Мы потянемся
5.Продолжение работы по теме.
Учитель: Может ли данная репродукция служить иллюстрацией к опере Н.А.Римского – Корсакова «Снегурочка»? (на доске иллюстрация из оперы « Снегурочка»)
Ученики: Может, так как на ней изображены герои оперы «Снегурочка»: Снегурочка и Лель.
Учитель: Ребята давайте прослушаем отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Какому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков?
Ученики: Низкому женскому голосу контральто, чтобы подчеркнуть молодость, юность героев.
Хоровое пение.
Учитель: Ребята, я вам предлагаю сейчас прослушать русскую народную песню «Как в лесу, лесу, лесочке», после мы ее разучим. ( звучит русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке»).
Учитель: Каков характер музыки?
Ученики: Поэтичный, нежный, ласковый.
Учитель: Разучиваем песню по фразам. Начинаем с первого голоса. Работаем над характерным распеванием : «ле-е-соч-ке», «дуб-ра-а-ве».
(При пении на два голоса надо добиваться прежде всего выстраивания первого интервала. Предварительная настройка на тоническое трезвучие необходима).
6.Итог работы
Учитель: Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Ученики: Сегодня на уроке мы узнали, что женские голоса делятся на сопрано (высокий), меццо-сопрано (средний), контральто (низкий).Познакомились с выдающимися оперными исполнителями: Марией Каллас, Верой Фирсовой, Елизаветой Шумской, Надеждой Обуховой, Ларисой Авдеевой. Слушали отрывок из оперы «снегурочка» композитора Н.А. Римского-Корсокова.
Учитель: Молодцы, работали хорошо, спасибо всем.
7. Рефлексия
Учитель: Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.