kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке. Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система Л.В.Занкова, Автор Г.С.Ригина 4 класс

Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Цель урока: Формировать представление о понятиях сопрано, меццо-сопрано, контральто; познакомить с выдающимися исполнителями музыки, вокалистами.

Задачи урока:

 1. познакомить учеников с основными тембрами женских голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто и выявить особенности тембровой окраски женского голоса;

2.  развитие музыкально – творческого мышления в процессе выполнения заданий; развитие чувства тембра и звуковысотных представлений; развитие вокально-хоровых навыков; навыков импровизации. 

3. приобщение к лучшим образцам русской музыкальной культуры через творчество выдающихся композиторов М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского - Корсакова.

Планируемые результаты:

          Предметные: научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение);  использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкального произведения в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

       Метапредметные:

      Познавательные: опора на имеющийся жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией, действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме; размышление о музыке в форме диалога с учителем.

         Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения.

          Коммуникативные: вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы  на уроке, анализировать и делать коллективные выводы.      

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; усвоение жизненного содержания М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке».

 Виды деятельности учащихся: слушание музыки, разучивание и исполнение песен, пение по нотам и ручным знакам, выполнение письменных творческих заданий, движение под музыку.

Оборудование и музыкальный материал: Видеопроектор, компьютер, экран.М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» (пение).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке. Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»»

Система Л.В.Занкова, Автор Г.С.Ригина 4 класс

Тема: «Выдающиеся исполнители музыки. Вокалисты. Женские голоса»

Цель урока: Формировать представление о понятиях сопрано, меццо-сопрано, контральто; познакомить с выдающимися исполнителями музыки, вокалистами.

Задачи урока:

1. познакомить учеников с основными тембрами женских голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто и выявить особенности тембровой окраски женского голоса;

2. развитие музыкально – творческого мышления в процессе выполнения заданий; развитие чувства тембра и звуковысотных представлений; развитие вокально-хоровых навыков; навыков импровизации. 

3. приобщение к лучшим образцам русской музыкальной культуры через творчество выдающихся композиторов М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского - Корсакова.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение); использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкального произведения в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: опора на имеющийся жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией, действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме; размышление о музыке в форме диалога с учителем.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения.

Коммуникативные: вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке, анализировать и делать коллективные выводы.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; усвоение жизненного содержания М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» .

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, разучивание и исполнение песен, пение по нотам и ручным знакам, выполнение письменных творческих заданий, движение под музыку.

Оборудование и музыкальный материал: Видеопроектор, компьютер, экран.М.Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»;П.Чайковский. Ария Полины из оперы «Пиковая дама»;Н.А Римский - Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» (пение).





Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1.Определение темы урока.

Учитель: «Здравствуйте, ученики».

Учащиеся :«Здравствуйте, учитель».

Учитель:  Сегодня на уроке   мы познакомимся с женскими певческими голосами. Они делятся на сопрано, меццо-сопрано и контральто.

2.Работа над понятиями «сопрано», «меццо-сопрано», «контральто».

Сопрано – самый высокий голос. В музыкальной практике есть три основных типа сопрано. Для драматического сопрано характерны плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне. Именно для него написаны партии Лизы в опере «Пиковая дама» Чайковского, Аиды в одноименной опере Верди. Таким голосом обладала знаменитая греческая певица Мария Каллас.( слайд 1).

Меццо – сопрано – низкий, грудной, бархатистый женский голос. По характеру он близок драматическому сопрано, но ниже и насыщеннее его. Возможности меццо-сопрано очень велики. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин: Кармен в опере Бизе «Кармен», Полина в опере Чайковского «Пиковая дама». Прекрасным меццо-сопрано обладала русская певица Надежда Обухова.(слайд 4).

Контральто – самый низкий женский певческий голос. Иногда его считают разновидностью меццо-сопрано. Этому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков. Лариса Авдеева была великолепной исполнительницей партий контральто.( слайд 5).

3. Практическая работа.

Игра «Музыкальная палитра»

Учитель: Ребята, я предлагаю вам самостоятельно сформировать творческую группу художников – декораторов, выбрать руководителя для выполнения задания по алгоритму.

Алгоритм руководителю группы художников – декораторов.

1. Внимательно прослушать музыкальные фрагменты с женскими голосами.

2. Распределить группу художников - декораторов на подгруппы.

3. Помочь подгруппам выбрать тембр женского голоса.

4. Помочь продемонстрировать работу, комментируя выбор цветовой гаммы к выбранному тембру.

В результате класс разбился на 3 подгруппы. В 1й подгруппе учащиеся изобразили на бумаге свои ощущения от высокого регистра – сопрано; во 2й подгруппе учащиеся изобразили свои ощущения от среднего регистра – меццо - сопрано, в 3йподгруппе учащиеся изобразили ощущения от низкого регистра – контральто.

Вывод делают дети с помощью руководителя творческой группы. В рисунках ребята выразили всю гамму чувств, связанных с музыкой и их внутренним состоянием.

  • для высокого регистра (сопрано) дети выбрали светлые, голубые, розовые, желтые, белые цвета (рис.№1);

  • для среднего регистра (меццо – сопрано) более яркие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые цвета (рис.№2)

  • для низкого регистра (контральто) темные, сочные, насыщенные цвета



Сопрано (рис. № 1) Меццо-сопрано (рис. № 2)





Контральто (рис. № 3)

4.Физкультминутка

Мы танцуем

Мы качаемся

Мы потопаем

Мы попрыгаем

Мы похлопаем

Мы покружимся

Мы потянемся





5.Продолжение работы по теме.

Учитель: Может ли данная репродукция служить иллюстрацией к опере Н.А.Римского – Корсакова «Снегурочка»? (на доске иллюстрация из оперы « Снегурочка»)



Ученики: Может, так как на ней изображены герои оперы «Снегурочка»: Снегурочка и Лель.

Учитель: Ребята давайте прослушаем отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Какому голосу композиторы поручают партии юношей и мальчиков-подростков?

Ученики: Низкому женскому голосу контральто, чтобы подчеркнуть молодость, юность героев.



Хоровое пение.



Учитель: Ребята, я вам предлагаю сейчас прослушать русскую народную песню «Как в лесу, лесу, лесочке», после мы ее разучим. ( звучит русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке»).

Учитель: Каков характер музыки?

Ученики: Поэтичный, нежный, ласковый.

Учитель: Разучиваем песню по фразам. Начинаем с первого голоса. Работаем над характерным распеванием : «ле-е-соч-ке», «дуб-ра-а-ве».

(При пении на два голоса надо добиваться прежде всего выстраивания первого интервала. Предварительная настройка на тоническое трезвучие необходима).



6.Итог работы

Учитель: Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Ученики: Сегодня на уроке мы узнали, что женские голоса делятся на сопрано (высокий), меццо-сопрано (средний), контральто (низкий).Познакомились с выдающимися оперными исполнителями: Марией Каллас, Верой Фирсовой, Елизаветой Шумской, Надеждой Обуховой, Ларисой Авдеевой. Слушали отрывок из оперы «снегурочка» композитора Н.А. Римского-Корсокова.

Учитель: Молодцы, работали хорошо, спасибо всем.

7. Рефлексия

Учитель: Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.



Проверено: Савкина Н.Г.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Недосекова Кристина Дмитриевна

Дата: 10.12.2015

Номер свидетельства: 264665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства