2 класс
II четверть
Урок № 4
Тема: «Молитва. Музыка в храме»
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
ЦЕЛЬ:
рассмотреть молитву как жанр музыкального искусства на примере творчества П.И.Чайковского («Детский альбом»)
развитие эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности;
охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.
Задачи:
Образовательная:
-прикосновение к высоким темам духовной жизни людей, соприкосновение с культурой 19 века.
Развивающая:
-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.
Воспитательная:
-формирование уважения к традициям своего народа.
- развивать чувства сопереживания, сострадания.
Оборудование:
Презентация по теме, диск с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», учебники.
Оформление доски:
Портрет П.И. Чайковского.
Ход урока.
1.Музыкальное приветствие.
Учитель включает музыку колокольного звона. Ребята, сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в страну Музыки. Но страна эта большая! Поэтому именно эти звуки дадут нам определиться, куда именно мы хотим попасть!
Дети.Это звучат колокола. И эта музыка звучит в церкви.
Слайд Храма Христа Спасителя
Учитель: Действительно , мы сегодня побываем в православном храме. Многие из вас носят нательные крестики и поэтому, я думаю, что нам будет интересно поговорить о музыке, которую мы слышим подходя к храму и в самом храме.
Слайд Внутреннего убранства храма.
Учитель: Кроме того, мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.
БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА
Учитель: Дети, как вы понимаете слово «храм»?
Дети объясняют значение этого слова.
Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства - монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. У нас тоже есть храм, он имеет свою историю. В храм приходят люди по разным причинам, начиная с рождения маленького человека и провожая в последний путь. А какая же музыка может звучать в самом храме?
Дети отвечают.
Учитель: Действительно, в православном храме нет звучащих муз. Инструментов. Там только звучит человеческий голос - в хоре и соло.
Есть произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.
Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва») и стихи И. Никитина:
Молись, дитя, мужай с годами,
И пусть на склоне долгих лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на белый свет.
Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. А что же такое молитва?
Дети отвечают.
Учитель читает стихи «Что такое молитва»,
«Юнкерскую молитву» М. Лермонтова
Многие известные поэты писали литературные молитвы – Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Ахматова, Окуджава и другие. Все композиторы русской школы писали церковную музыку.
С церковной музыкой мы познакомимся через произведения П.Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.
А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии.
Дети слушают «Утреннюю молитву»
Учитель: Что вы можете рассказать о музыке, какая она?
Дети: Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.
Учитель: Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.
Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас исполнить.
(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под музыку вместе с учителем.)
Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло.
Солнце чтоб ясное в небе взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, обогрей.
Учитель: Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?
Дети: Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.
Учитель: Правильно. Это музыка называется «В церкви». Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение без сопровождения. Как называется такое пение?
Дети: а капелла (a cappella)
Учитель: В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.
(Дети записывают в тетрадь понятие, а капелла (a cappella))
Учитель: Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески - образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду - в храме, в доме, в дороге...
(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)
Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений П.И.Чайковского? Используйте слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.
(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)
Учитель: Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.
А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?
Дети: Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.
ОБОБЩЕНИЕ
Учитель: Первое сочинение «Утренняя молитва», передает какие чувства?
Дети: Светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно.
Учитель: А последнее - «В церкви», какие передаёт чувства?
Дети: Чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел.
Учитель: Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:
«Будь добр и милосерден, будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби... Мир тебе».
С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.
Скажите, а сегодня нужна ли людям молитва?
Ответы детей
Учитель: Я предлагаю вам прослушать несколько современных произведений
Одно из них известная молитва «Отче наш».
Слушают молитву.
Учитель: Кто исполнял эту молитву?
Дети: Мужской хор.
Учитель: Эту молитву исполнил замечательный хор Турецкого, я думаю, вы слышали о нём.
Давайте вспомним, как называется исполнение без инструментального сопровождения? Дети: А капелла.
Учитель: Следующее произведение- детская песня. Прислушайтесь к словам исполнителя. О чём просит ребёнок?
Слушают песню.
Дети отвечают
ИТОГ УРОКА
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о музыке, которая сегодня прозвучала на уроке?
Дети: Она песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.
Учитель: Как вы думаете, это музыка в храме может нас изменить в лучшую сторону?
Дети. Да. Эта музыка поможет нам стать добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных.
Учитель: Чем вам запомнился урок, о чём расскажите дома?
Дети отвечают.
Учитель. Музыка в храме, молитвы учат любить себя и ближнего, ценить душевную красоту. Музыка возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.
В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.
Домашнее задание: стр.46 - 47
Учитель поёт, прощается с учащимися «До свидания, ребята!»
Дети поют «До свидания!»