Конспект урока музыки "Особенности русской православной музыки"
Конспект урока музыки "Особенности русской православной музыки"
Наша школа находится в деревне Гора рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Многие мои ученики являются прихожанами этого храма. Школа поддерживает тесный контакт с настоятелем храма о. Александром Воронцовым в деле духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Учитывая это я включила в программу по музыке 3 класса тему "Особенности русской православной музыки".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Особенности русской православной музыки" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горская основная общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
Конспект урока музыки в 3 классе
«Особенности русской православной музыки»
учитель начальных классов
Осипова Марина Владимировна
2013 г.
Духовно-нравственное воспитание является в современной образовательной ситуации одним из важнейших направлений, а понятие «духовность» в современной философии трактуется как активность человеческого духа, который несводим ни к сознанию, ни к психике. Духовность (бездуховность) как качество личности проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: познавательной, трудовой, игровой, досуговой, в общении, в сфере его ценностей, поступков, поведения.
Начальная школа, наверное, самое важное звено образовательного процесса, ибо здесь закладываыются основы умственного и нравственного образования , т. е. культуры, определяются будущие направления гражданского развития личности ребёнка. Поэтому всю свою работу я посвятила теме: «Духовность как одно из средств совершенствования личности».
Я окончила музыкальную школу и кроме основных предметов преподаю музыку, потому что я считаю, что музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребёнка как бы сосредотачивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картинку; эта картина просится в слово. Ребёнок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений. Музыка – воображение - фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребёнок развивает свои духовные силы.
Наша школа расположена в деревне Гора, на берегу реки Лютиха, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Настоятелем храма является отец Александр Воронцов, с которым школа поддерживает тесный контакт в деле духовно – нравственного развития подрастающего поколения. Ученики нашей школы являются прихожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы и несут в родном храме различные послушания. Некоторые дети поют в церковном хоре и посещают воскресную школу.
Учитывая всё выше сказанное, я включила в программу по музыке 3 класса тему «Особенности русской православной музыки».
Тема урока: Особенности русской православной музыки.
Цель урока: - познакомить с особенностями русской православной музыки.
-познакомить с православным праздником Рождества Христова.
- ввести новые музыкальные термины.
- воспитывать любовь к людям.
- развивать вокальные данные, музыкальный слух, речь.
Материально- техническое обеспечение: -пианино
- магнитофон
- ДВД - плеер
-диски с музыкой.
Прогнозируемые результаты.
Личностные:
-ценностное отношение к процессу определения особенностей русской православной музыки, к празднику Рождества Христова.
- осознание учащимися ценности русской православной музыки.
- ценностное отношение к умению исполнять песни духовного содержания.
-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, правильно петь;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке;
Предметные:
- знание особенностей русской православной музыки;
Учитель. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок музыки. Давайте поприветствуем друг друга улыбками.
2.Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать знания о празднике Рождества Христова.
- Личностные УУД: ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
- Метапредметные УУД: Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
- Предметные УУД: Знания о празднике Рождества Христова. Его признаках, умение исполнять простые вокальные произведения, умение инсценировать простые сюжеты.
Учитель. Ребята, какой православный праздник ожидает нас в ближайшем будущем?
Дети . Рождество Христово.
Учитель. Что это за праздник?
Дети. Рождество –это Рождение Иисуса Христа.
Учитель. Какие воспоминания у вас связаны с вашим Днём рождения?
Дети. В этот день приглашают гостей. Накрывают праздничный стол, имениннику дарят подарки, поют песни.
Учитель. А как мы можем поздравить Иисуса Христа в этот день?
Дети. Мы можем спеть песню, прийти в церковь.
Учитель. Да, ребята, в этот день люди собираются вместе на ночную церковную службу, потом собираются за праздничным столом, а после этого ходят по улице с песнями, в которых прославляют рождение Иисуса Христа. Кто из вас знает, как называются такие песни?
Колядки – это народные рождественские песни, в которых прославляют Иисуса Христа.
(Карточка со словом колядка прикрепляется к доске.)
*Распевание.
Учитель. Сегодня мы разучим колядку. Послушайте её.
(Учитель исполняет колядку. См приложение.)
Колядка разучивается по фразам.
Учитель. Ребята, колядка – это праздничная песня. Как будем её исполнять?
Дети. Громко, торжественно.
Учитель. Давайте представим. Что наступило Рождество. Мы вышли колядовать.
(Дети инсценируют колядку. За хорошее исполнение получают конфеты в корзины для колядования.)
Постановка проблемы.
Цель: сформировать представление о результате.
Личностные УУД: ЦО к умению слышать, формулировать цель, проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание.
Предметные УУД: Затруднение в определении особенностей русской православной музыки.
*Слушание музыки.
Учитель. А сейчас мы послушаем произведение, в котором тоже прославляют рождение Иисуса Христа.
(Звучит тропарь Рождества.)
Учитель. Куда перенсла нас эта музыка?
Дети. Эта музыка перенесла нас в православную церковь.
- Предметные УУД: понятие о пении без сопровождения, умение слушать и определять характер музыки.
Учитель. Мы послушали церковное песнопение из праздничной рождественской службы, которое называется тропарь Рождества Христова.
Учитель. Вы знаете что такое тропарь?
Учитель. В словаре Даля значение этого слова объясняется так: «Тропарь – церковный певчий стих».
(Карточка со словом тропарь прикрепляется к доске.)
Учитель. Каков характер тропаря?
Дети. Эта музыка торжественная, величественная строгая.
Учитель. Послушайте тропарь Рождества ещё раз и постарайтесь определить характерную черту церковных песнопений.
(Звучит тропарь Рождества.)
Учитель. Кто может назвать характерную черту русской православной музыки?
Учитель. Сопровождали ли пение музыкальные инструменты?
Учитель. Кто знает, как называется такое пение?
Учитель. Пение без сопровождения музыкальных инструментов называется a capella.
(Карточка с данным словом прикрепляется к доске.)
Учитель. a capella – это итальянское слово. Это и есть отличительная черта русской православной музыки. И в этом есть глубокий смысл: понимание человека как самого совершеннейшего инструмента, созданного Богом. Мы сталкивались когда-нибудь с таким исполнением?
Дети. Да, сталкивались.
Учитель. Давайте попробуем исполнить церковное рождественское песнопение a capella.
(Дети исполняют ирмос «Христос рождается».)
Учитель. Ребята, у церковной православной музыки, кроме исполнения
a capella , есть ещё одна особенность, а помогут нам её определить гости из храма Рождества Богородицы. Они исполнят духовный концерт «Молитву пролию». А вы, слушая их, ищите ещё одну особенность русской православной музыки.
(Исполняется духовный концерт «Молитву пролию».)
Учитель. Кто может ответить на мой вопрос?
Учитель. Что вы заметили? Сколько было голосов?
Дети. Мы слышали три голоса.
Учитель. Совершенно верно. Русская православная музыкв многоголосная или полифоническая. Полифония – многоголосие.
(Карточка с данным словом прикрепляется к доске.)
Учитель. Послушайте ещё один пример полифонического исполнения. Рождественское песнопение композитора Бортнянского «Дева днесь».
( Дети слушают музыку Бортнянского «Дева днесь».)
Учитель. Каков характер этой музыки?
Дети. Эта музыка торжественная, величественная , строгая.
Включение нового знания в систему знаний.
Коммуникативные УУД: готовность слушать одноклассников и сообща исполнять песню.
Личностные УУД: умение обобщать.
Предметные УУД: умение грамотно исполнять полифоническое произведение a capella.
Учитель. Мы сегодня слушали рождественские церковные песнопения. Чем они похожи? Каков их характер? Как они исполняются?
Дети. Все эти произведения отличает певучесть, торжественность, строгость. Исполняются без сопровождения музыкальных инструментов a capella. Все произведения многоголосные, полифонические.
Учитель. Мы на кружке разучивали рождественскую песню на два голоса. Как она называется?
Дети. Песня называется «Гори, звезда ясная».
Учитель. Давайте её исполним.
(Дети исполняют песню «Гори, звезда ясная».)
Рефлексия. Подведение итогов.
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД: умение делать выводы.
Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях.
Учитель. О каком празднике мы сегодня говорили на уроке?
Учитель. Всё, о чём мы пели, можно увидеть на иконе Рождества Христова.
(Иллюстрация иконы прикрепляется к доске).
Учитель. Итак, какие слова для вас были новыми? Что такое тропарь? Что такое колядка? Назовите особенности церковных православных песнопений?
Учитель. В церкви исполняют многоголосные полифонические произведения, а я вам предлагаю исполнить одноголосную, но этот голос полон любви. Песня о любви.
(Дети исполняют «Песню о любви». )
Учитель. Скажите, чем проникнута православная вера?
Учитель. Да, православная вера проникнута любовью, ведь Бог есть любовь.
(Звучит духовная песня, в исполнении Таисии Пушковой «Отец всем просит передать». Музыка Т.Пушковой, слова великой княгини Ольги.)
Используемая литература:
Музыкальный сборник «русские народные песни, колядки.»
Ф,И,Тютчев «Стихи».
Словарь Даля.
Словарь музыкальных терминов.
Музыкальный сборник «Духовные песни».
«Детям о Рождестве»
Исполнение песни «Гори, звезда ясная».
Исполнение ирмоса «Христос рождается» без музыкального сопровождения.
Дети инсценируют рождественскую калядку на уроке музыки «Особенности русской православной музыки».
Гости из церковного хора исполняют духовную песню «Молитву пролию».
Фрагменты урока музыки «Особенности русской православной музыки».