Конспект урока музыки во 2 классе "Фольклор - народная мудрость"
Конспект урока музыки во 2 классе "Фольклор - народная мудрость"
На уроке знакомлю учащихся с устным народным творчеством и музыкальным фольклором, как с синтетическим видом искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного творчества рассматриваю на уроке в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой и жизнью человека. В урок включены различные формы воплощения русского фольклора – это и пение, и инструментальное музицирование, и инсценирование, и разыгрывание песен. Использовала так же на уроке образцы речевого фольклора. Всё в комплексе помогает учащимся постигать народную музыкальную культуру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе "Фольклор - народная мудрость"»
Фольклор – народная мудрость
Цели:
• Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
• Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.
Задачи:
• учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;
• развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;
• содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, которая называется НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. И тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".
Как вы понимаете значение слов «устное народное творчество? (дети объясняют).
УСТНОЕ от слова «уста» - «рот», «губы», то, что произносится, а не пишется.
НАРОДНОЕ – принадлежит народу.
ТВОРЧЕСТВО – создание чего-то нового.
- Что относится к устному народному творчеству? Какие (виды) жанры устного народного творчества вы знаете? (Скороговорки, поговорки, пословицы, потешки, народные песни, считалки, загадки, сказки, небылицы, былины).
- А как назвать одним словом устное народное творчество? (Фольклор – народная мудрость).)
Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н. Серов.
Детские песенки, дразнилки, заклички, приговорки – это целый ребячий мир, увлекательный, загадочный, смешной, но всегда добрый и справедливый. Возраст отдельных закличек исчисляется тысячелетиями. Зародились они в те далёкие времена, когда люди верили в дождь, ветер, солнце, землю – как в живые существа. Особыми закличками они просили дождь напоить поля, солнце – обогреть, ветер – разогнать тучи. С годами забылся магический смысл этих закличек, приговорок. А вот сами детские песенки живут и в наши дни.
Прибаутка: Ты, коровушка ступай. В чисто поле погуляй.
А вернёшься вечерком, нас напоишь молоком.
Считалки: Взялись зайцы за бока, заплясали гопака. Прилетели утки – заиграли в дудки.
Ах, какая красота, заиграли в дудки.
Дразнилки: Андрей-воробей, не гоняй голубей. Гоняй галочек из под палочек1
Не клюй песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок.
(пение вместе с учителем вышеуказанных прибауток, считалок, дразнилок)
3. Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.
На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели и водили хоровод.
А играли как! В горелки! ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки - были праздником души.
- Чем же занималась молодежь на посиделках? (Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры).
- При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).
Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Показать ребятам эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.
4.А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед - вы смекалистый народ.
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
- Теперь вы загадайте друг другу загадки.
5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете? Исполним эти песенки.
Солнышко, солнышко, посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок. соберемся там в кружок.
Сорока, сорока, где была? - Далеко.
Кашку варила. деток кормила.
По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох!
Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом.
6. -Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки.
А какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)
А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).
- Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре? (пляска, хоровод и колыбельная).
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!
(Группа детей играет мелодию "Камаринской" на шумовых инструментах.
Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку).
7. - А сейчас мы с вами поиграем в сказку. Я буду зачитывать четверостишие, а вы хором говорите «Пусть ворона мокнет (сохнет). Что говорить вы поймёте по ходу игры. Начинаем.
Шёл я как-то через мост, глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост – положил её на мост… («Пусть ворона сохнет»)
Шёл опять я через мост – глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост, положил её под мост … («Пусть ворона мокнет»)
Снова шёл я через мост, глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост, положил её на мост … («Пусть ворона сохнет»)
Я опять пришёл на мост, глядь – ворона сохнет,
Взял ворону я за хвост, положил её под мост… («Пусть ворона сохнет»).
8. -Замечательно. Вы справились с заданием. Я предлагаю вам поиграть в песенку-игру «Бояре, а мы к вам пришли». (Разучивание и исполнение).
Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?
Бояре, нам невеста нужна, молодые нам невеста нужна.
Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?
Бояре, нам вот эта мила, молодые нам вот эта мила.
Бояре, она дурочка у нас, молодые она дурочка у нас.
Бояре, а мы плёточкой её, молодые, а мы плёточкой её.
Бояре, она плёточки боится, молодые она плёточки боится.
Бояре, а мы пряничка дадим, молодые а\мы пряничка дадим.
Бояре, у неё зубки болят, молодые у ней зубки болят.
Бояре, а мы к доктору сведём, молодые а мы к доктору сведём.
Бояре, она доктора боится, молодые она доктора боится.
Бояре, а мы пряничка дадим, молодые, а мы пряничка дадим.
Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда.
9. Понравились вам наши посиделки?
Что интересного узнали на уроке? - (Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела. Что такое фольклор.)
- Мир фольклора – это тот мир, каким он должен быть по народным представлениям – справедливым и прекрасным. Ум, доброту, трудолюбие, вежливость воспитывали люди во все времена, а глупость, хвастливость, зло всегда высмеивали. Река русской речи находится в постоянном движении. Каждое поколение добавляет свои мудрые высказывания. И мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми, красивыми узорами.
10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.
- Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.