kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки во 2 классе "Фольклор - народная мудрость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке знакомлю учащихся с устным народным творчеством и музыкальным фольклором, как с синтетическим видом искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного творчества рассматриваю на уроке в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой и жизнью человека. В урок включены различные формы воплощения русского фольклора – это и пение, и инструментальное музицирование, и инсценирование, и разыгрывание песен. Использовала так же на уроке образцы речевого фольклора. Всё в комплексе помогает учащимся постигать народную музыкальную культуру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе "Фольклор - народная мудрость"»

Фольклор – народная мудрость

Цели:

• Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.

• Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.

Задачи:

• учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;

• развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;

• содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, которая называется НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. И тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

Как вы понимаете значение слов «устное народное творчество? (дети объясняют).

  1. УСТНОЕ от слова «уста» - «рот», «губы», то, что произносится, а не пишется.

  2. НАРОДНОЕ – принадлежит народу.

  3. ТВОРЧЕСТВО – создание чего-то нового.

- Что относится к устному народному творчеству? Какие (виды) жанры устного народного творчества вы знаете? (Скороговорки, поговорки, пословицы, потешки, народные песни, считалки, загадки, сказки, небылицы, былины).

- А как назвать одним словом устное народное творчество? (Фольклор – народная мудрость).)

Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н. Серов.

Детские песенки, дразнилки, заклички, приговорки – это целый ребячий мир, увлекательный, загадочный, смешной, но всегда добрый и справедливый. Возраст отдельных закличек исчисляется тысячелетиями. Зародились они в те далёкие времена, когда люди верили в дождь, ветер, солнце, землю – как в живые существа. Особыми закличками они просили дождь напоить поля, солнце – обогреть, ветер – разогнать тучи. С годами забылся магический смысл этих закличек, приговорок. А вот сами детские песенки живут и в наши дни.

Прибаутка: Ты, коровушка ступай. В чисто поле погуляй.

А вернёшься вечерком, нас напоишь молоком.


Считалки: Взялись зайцы за бока, заплясали гопака. Прилетели утки – заиграли в дудки.

Ах, какая красота, заиграли в дудки.


Дразнилки: Андрей-воробей, не гоняй голубей. Гоняй галочек из под палочек1

Не клюй песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок.

(пение вместе с учителем вышеуказанных прибауток, считалок, дразнилок)


3. Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли как! В горелки! ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки - были праздником души.


- Чем же занималась молодежь на посиделках? (Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры).


- При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Показать ребятам эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

4.А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперед - вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).


- Теперь вы загадайте друг другу загадки.


5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете? Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко, посвети в окошечко.

Пойдем в поле, во лужок. соберемся там в кружок.


Сорока, сорока, где была? - Далеко.

Кашку варила. деток кормила.


По дороге Петя шел, он горошину нашел.

А горошина упала, покатилась и пропала.

Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох!


Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом.

6. -Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки.

А какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).


- Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре? (пляска, хоровод и колыбельная).

Эх, широка душа русского народа!

И где бы ни были в глуши.

В руки брали только ложки

И играли от души!

(Группа детей играет мелодию "Камаринской" на шумовых инструментах.

Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку).

7. - А сейчас мы с вами поиграем в сказку. Я буду зачитывать четверостишие, а вы хором говорите «Пусть ворона мокнет (сохнет). Что говорить вы поймёте по ходу игры. Начинаем.

Шёл я как-то через мост, глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост – положил её на мост… («Пусть ворона сохнет»)


Шёл опять я через мост – глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост, положил её под мост … («Пусть ворона мокнет»)


Снова шёл я через мост, глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост, положил её на мост … («Пусть ворона сохнет»)


Я опять пришёл на мост, глядь – ворона сохнет,

Взял ворону я за хвост, положил её под мост… («Пусть ворона сохнет»).


8. -Замечательно. Вы справились с заданием. Я предлагаю вам поиграть в песенку-игру «Бояре, а мы к вам пришли». (Разучивание и исполнение).


Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна, молодые нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила, молодые нам вот эта мила.

Бояре, она дурочка у нас, молодые она дурочка у нас.

Бояре, а мы плёточкой её, молодые, а мы плёточкой её.

Бояре, она плёточки боится, молодые она плёточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим, молодые а\мы пряничка дадим.

Бояре, у неё зубки болят, молодые у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведём, молодые а мы к доктору сведём.

Бояре, она доктора боится, молодые она доктора боится.

Бояре, а мы пряничка дадим, молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда.



9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? - (Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела. Что такое фольклор.)

- Мир фольклора – это тот мир, каким он должен быть по народным представлениям – справедливым и прекрасным. Ум, доброту, трудолюбие, вежливость воспитывали люди во все времена, а глупость, хвастливость, зло всегда высмеивали. Река русской речи находится в постоянном движении. Каждое поколение добавляет свои мудрые высказывания. И мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми, красивыми узорами.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

- Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.

11. Дети выходят из класса под плясовые наигрыши.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки во 2 классе "Фольклор - народная мудрость"

Автор: Батуро Галина Валентиновна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация и конспект урока музыки "Фольклор - народная мудрость""
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiiaikonspiekturokamuzykifolklornarodnaiamudrost"
    ["file_id"] => string(6) "337575"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468584127"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект занятия:   Фольклорная игра «Завалинки»"
    ["seo_title"] => string(43) "konspiektzaniatiiafolklornaiaighrazavalinki"
    ["file_id"] => string(6) "281059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453463620"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Интегрированный урок "Воздушные узоры" "
    ["seo_title"] => string(40) "intieghrirovannyi-urok-vozdushnyie-uzory"
    ["file_id"] => string(6) "109248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404282422"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства