kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия: Фольклорная игра «Завалинки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города                                

                              Ульяновска « Средняя школа № 69»          

                  Конспект занятия:   Фольклорная игра «Завалинки»

Учитель начальных классов: Киселева Валентина Ильинична

                                        Ульяновск 2015г.

Цель занятия: расширить и углубить представления учащихся по теме «Устное народное творчество»

Задачи урока:

1. Учить различать виды и жанры УНТ, совершенствовать навыки чтения, работать над выразительностью речи учащихся, учить аргументировать свой ответ, развивать речь учащихся, расширить знания детей о народном творчестве через предметы старины.

2. Учить детей общению в парах и группах, совершенствовать умение вести диалог, развивать коммуникативные качества.

3.  Развивать творческие способности.

4. Формировать УУД, воспитывать положительное отношение к книге, народным сказкам и другим жанрам УНТ.

Подготовить: записи русских народных песен; баранки для дополнительного поощрения.

Домашнее задание для детей:

1.Вспомнить сказочных героев, название русских народных сказок, сказочные волшебные предметы.

2.Научиться произносить скороговорки.

3.Подобрать пословицы о счастье, труде, хлебе, об учении.

4.Подобрать загадки о книгах, овощах, о временах года.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, надпись «устное народное творчество» по буквам, пословицы в конвертах,

                                                             Ход занятия.

Звучат русские народные песни, ребята рассаживаются на завалинках.

1.Орг. момент.

-Сегодня у вас непростое занятие. Сегодня мы с вами собрались на завалинках на веселую игру - посиделки. Я постараюсь, чтобы занятие вам запомнился, было интересным и увлекательным. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Вы согласны мне помочь? 

2. Определение темы урока.

-Посмотрите на оформление доски. Как вы думаете, что может скрываться за этими листочками?

-Чтобы узнать, какой теме будет посвящено  занятие, нужно отгадать слово (на доске записано слово «ФОЛЬКЛОР», буквы каждого слова закрыты отдельными карточками). Я буду задавать вам вопросы, тот, кто правильно ответит, получит право открыть любую букву на доске. Отвечать и открывать буквы нужно быстро. Внимание вопросы:

1.Языка не имеет, а у кого побывает, тот много знает. (книга)

2.Имя мальчика, превратившегося в козленка (Иванушка)

3.Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата? (Баба Яга)

4.Сказочное существо, житель леса, дух леса? (Леший)

5.Самый одинокий представитель водяной нечистой силы? (Водяной)

6.Как зовут хозяйку болота? (Кикимора)

7.А какие явства предлагают гостю в сказках (каша, щи, хлеб-соль)

8.Стихи, положенные на музыку (песня)

9.Песня, которую напевают ребенку на ночь (колыбельная)

10. Фраза, которая произносится очень быстро (скороговорка)

11.Фраза, в которой скрыт глубокий смысл, народная мудрость (пословица)

12.Шуточные народные куплеты (частушки)

13. Народный деревянный инструмент, который может пригодиться за столом. (ложки)

14.Предмет женской русской народной одежды, который одевали поверх рубашки или блузки (сарафан)

Возможно, потребуется меньше вопросов, потому что дети могут догадаться о каких словах идет речь.

На доске появляется запись  фольклор  

 Сегодня ребята, вы будете  соревноваться в знании устного народного творчества.

В старину не было компьютеров,не было телефонов, но люди между собой общались. Они выходили вечерами после работы на улицу, садились на лавочки, на завалинки  и начинали общаться.  Сегодня мы у нас необычное занятие. Это- фольклорная  игра «Завалинки»

Сегодня мы вспомним УНТ.

А сейчас немного истории(заранее подготовленный ученик показывает презентацию с рассказом о фольклоре)

3.Создание положительной мотивации.

-Чтобы наш урок прошел интересно, я предлагаю поработать в группах.

Мы с вами разделились на две группы. Каждая группа сидит на своей завалинке. А как же будут называться наши группы? Названия групп зашифровано на доске. Нужно из разбросанных букв на магнитах собрать слова. Это и будут названия команд.

                                     Сказка                                       Загадка 

-Что объединяет эти слова? (Это виды (жанры) УНТ)

4.Основная часть. Игра.

У меня в руках ромашка. Каждый лепесток ромашки, это задание которое нужно выполнить каждой команде. Но иногда вам попадётся лепесток с желанием для того, кто выдернул лепесток. Тогда вам придётся выдергивать ещё один лепесток. Задание мы будем выполнять в группах, оцениваться будут не только группы, но и отдельные участники, которые вам покажутся более творческими. Внимательно слушаем, наблюдаем и выбираем тех учащихся, которые вам понравились при выполнении заданий.( за выполненное задание команда и отд. участник получают баранку.)

1-е задание. «Театр»

Ставится сказка по ролям.

А было это,голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Когда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне  скакала,

Да в мешок эти сказки собирала.

(Ребятам раздаются роли на листочках. Кто что вытащит. Ведущий читает сказку, а ребята стараются с ходу её инсценировать.)

Оценивается вся команда и отдельные уч-ся которые подойдут к этому заданию творчески, проявив свою артистичность.

Роли: царь, царица, дочка Марфенька, шут Стасик, конь Буцефал, дуб,кот,  Соловей –разбойник.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил –был царь со своей царицей(выходят, надев соответствующие элементы костюмов.) И была у них дочка Марфенька. Очень родители любили свою дочь. То мама по головке погладит, то папа пряничком угостит. Жил в этом царстве шут Стасик. Очень он любил с Марфенькой играть, особенно в ладушки. Вдруг раздался шум и свист. Очень испугались царь с царицей, под троны завалились. Налетел на дворец Соловей – разбойник, схватил Марфеньку и был таков. Заплакали царь с царицей. Стал их шут Стасик успокаивать, обещать, что спасёт царевну. Свистнул тут шут Стасик, прискакал к нему конь Буцефал. Сел Стасик на коня, поскакал царевну спасать. Долго ли они скакали, коротко ль, уж и конь прихрамывать стал. Подъехали они к дубу. Дуб большой, развесистый. Вокруг дуба кот ученый ходит. Спросил Стасик у кота, как найти Соловья –разбойника. Показал кот дорогу. Поскакал шут дальше. А вот и владения Соловья- разбойника. Завязалась кровавая битва. Победил шут, спас он царевну. Сели они вместе на коня Буцефала и поскакали домой. Обрадовались царь с царицей, благодарят шута Стасика. У шут обернулся вокруг себя два раза и стал добрым молодцем. Влюбилась в него царевна. А тут и свадьбу сыграли весёлую.»

2-е задание. « Пословицы»

Пословицы написаны на листочках. По заданной теме, например о счастье, собрать все пословицы. Желающие вспоминают пословицы о  хлебе, о труде, об ученье

Оценивается вся команда и отдельные уч-ся

Хлеб – всему голова.

Хлеб да каша – пища наша.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлебушко –калачу дедушка.

Не красна изба углами – красна пирогами.

Хлеб да вода – наша мужицкая еда.

Будет хлеб-будет и песня.

Горька работа, да хлеб сладок.

На полатях лежать- и куска хлеба не видать.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Добрый конец – всему делу венец.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села.

Не родись красивой, а родись счастливой.

У кого счастье поведётся, у того и петух несется.

Счастье лучше богатства.

Око видит далеко, а ум ещё дальше.

Где умному горе, там дураку веселье.

На возках и лошадь умна.

Голова хорошо а две лучше.

3-е задание «Скороговорка»

Сказать быстро скороговорку.

Наш Полкан попал в капкан.

От топыта копыт пыль по полю летит.

На траве трава, на траве дрова.

Купи киту кик.

Желающие говорят свою скороговорку.

Физкультминутка.

Дети выполняют упражнения под слова пестушки.

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил—

Тебе нет ничего!

4-е задание. «Прочитай народную песенку.»

Желающие выдергивают листочек и читают:

Голосом мамы, укладывающей спать ребенка.

Голосом Ильи Муромца.

Голосом Бабы Яги.

Прочитать голосом Сестрицы Аленушки

Якимка, Якимка,

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку,

Пёструю свинку,

Коровку чернуху,

Кобылку рыжуху,

Теляток, ягняток,

Овечушек-маток,

Курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

Якимка, Якимка,

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку,

Пёструю свинку,

Коровку чернуху,

Кобылку рыжуху,

Теляток, ягняток,

Овечушек-маток,

Курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

Якимка, Якимка,

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку,

Пёструю свинку,

Коровку чернуху,

Кобылку рыжуху,

Теляток, ягняток,

Овечушек-маток,

Курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

5-е задание. « Сочини сказку»

 Даётся карточки с  загадками. За 5-6 минут нужно сочинить сказку. Сказка должна быть короткой.(Дети сами выбирают загадку)

Черная корова весь мир поборола.( ночь)

Рыжая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла.(лиса)

Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызёт(белка)

( Пока команда готовится остальные отгадывают загадки.)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.(Емеля)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.(Гуси – лебеди)

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.(Скатерть-самобранка)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?(Семеро козлят)

5. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Пока мы подсчитываем баранки и определяем уч-ся, которые проявили своё творчество и  заработали себе очки. (Набранные баранки будут поощрительными призами.) Вы на смайликах нарисуйте своё настроения.

6.Подведение итогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия: Фольклорная игра «Завалинки»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Ульяновска « Средняя школа № 69»











Конспект занятия: Фольклорная игра «Завалинки»



















Учитель начальных классов: Киселева Валентина Ильинична





Ульяновск 2015г.


Цель занятия: расширить и углубить представления учащихся по теме «Устное народное творчество»


Задачи урока:

1. Учить различать виды и жанры УНТ, совершенствовать навыки чтения, работать над выразительностью речи учащихся, учить аргументировать свой ответ, развивать речь учащихся, расширить знания детей о народном творчестве через предметы старины.

2. Учить детей общению в парах и группах, совершенствовать умение вести диалог, развивать коммуникативные качества.

3. Развивать творческие способности.

4. Формировать УУД, воспитывать положительное отношение к книге, народным сказкам и другим жанрам УНТ.


Подготовить: записи русских народных песен; баранки для дополнительного поощрения .

Домашнее задание для детей:

1.Вспомнить сказочных героев, название русских народных сказок, сказочные волшебные предметы.

2.Научиться произносить скороговорки.

3.Подобрать пословицы о счастье, труде, хлебе, об учении.

4.Подобрать загадки о книгах , овощах, о временах года.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, надпись «устное народное творчество» по буквам, пословицы в конвертах ,





Ход занятия.

Звучат русские народные песни, ребята рассаживаются на завалинках.


1.Орг. момент.

--Сегодня у вас непростое занятие. Сегодня мы с вами собрались на завалинках на веселую игру - посиделки. Я постараюсь, чтобы занятие вам запомнился, было интересным и увлекательным. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Вы согласны мне помочь?

2. Определение темы урока.

--Посмотрите на оформление доски. Как вы думаете, что может скрываться за этими листочками?

--Чтобы узнать, какой теме будет посвящено занятие, нужно отгадать слово (на доске записано слово «ФОЛЬКЛОР», буквы каждого слова закрыты отдельными карточками). Я буду задавать вам вопросы, тот, кто правильно ответит, получит право открыть любую букву на доске. Отвечать и открывать буквы нужно быстро. Внимание вопросы:

1.Языка не имеет, а у кого побывает, тот много знает. (книга)

2.Имя мальчика, превратившегося в козленка (Иванушка)

3.Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата? (Баба Яга)

4.Сказочное существо, житель леса, дух леса? (Леший)

5.Самый одинокий представитель водяной нечистой силы? (Водяной)

6.Как зовут хозяйку болота? (Кикимора)

7.А какие явства предлагают гостю в сказках (каша, щи, хлеб-соль)

8.Стихи, положенные на музыку (песня)

9.Песня, которую напевают ребенку на ночь (колыбельная)

10. Фраза, которая произносится очень быстро (скороговорка)

11.Фраза, в которой скрыт глубокий смысл, народная мудрость (пословица)

12.Шуточные народные куплеты (частушки)

13. Народный деревянный инструмент, который может пригодиться за столом. (ложки)

14.Предмет женской русской народной одежды, который одевали поверх рубашки или блузки (сарафан)



Возможно, потребуется меньше вопросов, потому что дети могут догадаться о каких словах идет речь.

На доске появляется запись фольклор

Сегодня ребята, вы будете соревноваться в знании устного народного творчества.

В старину не было компьютеров ,не было телефонов, но люди между собой общались. Они выходили вечерами после работы на улицу, садились на лавочки, на завалинки и начинали общаться . Сегодня мы у нас необычное занятие. Это- фольклорная игра «Завалинки»

Сегодня мы вспомним УНТ.

А сейчас немного истории(заранее подготовленный ученик показывает презентацию с рассказом о фольклоре)

3.Создание положительной мотивации.


--Чтобы наш урок прошел интересно, я предлагаю поработать в группах.

Мы с вами разделились на две группы. Каждая группа сидит на своей завалинке. А как же будут называться наши группы? Названия групп зашифровано на доске. Нужно из разбросанных букв на магнитах собрать слова. Это и будут названия команд.

Сказка Загадка


--Что объединяет эти слова? (Это виды (жанры) УНТ)


4.Основная часть . Игра.


У меня в руках ромашка. Каждый лепесток ромашки , это задание которое нужно выполнить каждой команде. Но иногда вам попадётся лепесток с желанием для того, кто выдернул лепесток. Тогда вам придётся выдергивать ещё один лепесток. Задание мы будем выполнять в группах, оцениваться будут не только группы, но и отдельные участники, которые вам покажутся более творческими. Внимательно слушаем, наблюдаем и выбираем тех учащихся , которые вам понравились при выполнении заданий.( за выполненное задание команда и отд. участник получают баранку.)



1-е задание. «Театр»


Ставится сказка по ролям.

А было это ,голубчики , в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Когда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала,

Да в мешок эти сказки собирала.


(Ребятам раздаются роли на листочках . Кто что вытащит. Ведущий читает сказку, а ребята стараются с ходу её инсценировать.)

Оценивается вся команда и отдельные уч-ся которые подойдут к этому заданию творчески, проявив свою артистичность.

Роли: царь, царица, дочка Марфенька, шут Стасик, конь Буцефал, дуб ,кот, Соловей –разбойник.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил –был царь со своей царицей(выходят, надев соответствующие элементы костюмов.) И была у них дочка Марфенька. Очень родители любили свою дочь. То мама по головке погладит, то папа пряничком угостит. Жил в этом царстве шут Стасик. Очень он любил с Марфенькой играть, особенно в ладушки. Вдруг раздался шум и свист. Очень испугались царь с царицей, под троны завалились. Налетел на дворец Соловей – разбойник , схватил Марфеньку и был таков. Заплакали царь с царицей . Стал их шут Стасик успокаивать, обещать , что спасёт царевну. Свистнул тут шут Стасик, прискакал к нему конь Буцефал. Сел Стасик на коня , поскакал царевну спасать. Долго ли они скакали, коротко ль, уж и конь прихрамывать стал. Подъехали они к дубу. Дуб большой , развесистый. Вокруг дуба кот ученый ходит. Спросил Стасик у кота, как найти Соловья –разбойника. Показал кот дорогу. Поскакал шут дальше. А вот и владения Соловья- разбойника. Завязалась кровавая битва. Победил шут, спас он царевну. Сели они вместе на коня Буцефала и поскакали домой. Обрадовались царь с царицей, благодарят шута Стасика. У шут обернулся вокруг себя два раза и стал добрым молодцем. Влюбилась в него царевна. А тут и свадьбу сыграли весёлую.»

2-е задание. « Пословицы»

Пословицы написаны на листочках. По заданной теме , например о счастье, собрать все пословицы. Желающие вспоминают пословицы о хлебе, о труде, об ученье

Оценивается вся команда и отдельные уч-ся



Хлеб – всему голова.

Хлеб да каша – пища наша.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлебушко –калачу дедушка.

Не красна изба углами – красна пирогами.

Хлеб да вода – наша мужицкая еда.

Будет хлеб-будет и песня.

Горька работа , да хлеб сладок.

На полатях лежать- и куска хлеба не видать.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Добрый конец – всему делу венец.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Счастье вольная пташка: где захотела , там и села.

Не родись красивой, а родись счастливой.

У кого счастье поведётся, у того и петух несется.

Счастье лучше богатства.

Око видит далеко, а ум ещё дальше.

Где умному горе, там дураку веселье.

На возках и лошадь умна.

Голова хорошо а две лучше.



3-е задание «Скороговорка»

Сказать быстро скороговорку.



Наш Полкан попал в капкан.

От топыта копыт пыль по полю летит.

На траве трава, на траве дрова.

Купи киту кик.


Желающие говорят свою скороговорку.


Физкультминутка.

Дети выполняют упражнения под слова пестушки.

«Сорока-ворона»


Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

--Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил—

Тебе нет ничего!

4-е задание. «Прочитай народную песенку .»

Желающие выдергивают листочек и читают:

Голосом мамы, укладывающей спать ребенка.

Голосом Ильи Муромца.

Голосом Бабы Яги.

Прочитать голосом Сестрицы Аленушки



Якимка , Якимка,

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку,

Пёструю свинку,

Коровку чернуху,

Кобылку рыжуху,

Теляток, ягняток,

Овечушек-маток,

Курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

Якимка , Якимка,

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку,

Пёструю свинку,

Коровку чернуху,

Кобылку рыжуху,

Теляток, ягняток,

Овечушек-маток,

Курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

Якимка , Якимка,

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку,

Пёструю свинку,

Коровку чернуху,

Кобылку рыжуху,

Теляток, ягняток,

Овечушек-маток,

Курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

5-е задание. « Сочини сказку»

Даётся карточки с загадками. За 5-6 минут нужно сочинить сказку . Сказка должна быть короткой.(Дети сами выбирают загадку)

Черная корова весь мир поборола.( ночь)

Рыжая хозяюшка из леса пришла , всех кур пересчитала и с собой унесла.(лиса)

Не мышь , не птица в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызёт(белка)

( Пока команда готовится остальные отгадывают загадки.)




Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.(Емеля)


У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.(Гуси – лебеди)


Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.(Скатерть-самобранка)


Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?(Семеро козлят)




5. Рефлексия.

-- Вот и подошло к концу наше занятие. Пока мы подсчитываем баранки и определяем уч-ся, которые проявили своё творчество и заработали себе очки. (Набранные баранки будут поощрительными призами.) Вы на смайликах нарисуйте своё настроения.


6.Подведение итогов.































5.1.Виды УНТ

--Как вы уже сказали сказка, песня, загадка—это виды УНТ. Какие еще примеры УНТ вы можете привести. Это будет первое задание командам. Из этого списка выбрать то, что не относится УНТ (Слайд5) Где мы можем найти помощь при выполнении этого задания?(в учебнике)

Список:

Частушка

Колыбельная

Рассказ

Повесть

Потешка

Пестушка

Стихотворение

Пословица

Сказка

Загадка

--Ребята, а вам знакомо слово «пестушка». Это слово произошло от старинного слова «пестовать», что значит нянчить, растить. Пестушки—короткие стишки, которые сопровождаются движениями: убаюкивающими, поглаживания, массаж ручек или ножек. Прабабушки не знали слова «массаж», но они знали много пестушек. Когда ребеночек просыпался, ему поглаживали ручки и ножки, приговаривая: «Потягушки, порастушки» (Слайд6)

5.2.


5. 3.Пословицы и поговорки

--Следующее задание вы узнаете, когда поймете, о чем идет речь:

« О ней говорят, что она недаром молвится и она всем делам помощница». О чем идет речь? (пословица)

--Почему о пословице так говорят?

Задание командам «Собери пословицы». На отдельных листочках слова из пословицы. Нужно составить пословицы.(задание в конвертах, на каждую парту) Каждый ряд получает свою пословицу на определенную тему.

Пословицы:

1 команда:

  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

  • Терпенье и труд все перетрут.

2 команда:

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  • Старый друг лучше новых двух.

3 команда:

  • Красна птица опереньем, а человек уменьем.

  • Век живи, век учись.

--Объясните смысл пословиц. Какая тема объединяет пословицы каждой команды?

--Какая пословица вам понравилась больше всего?

5.4.Сказки.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Сказки слушать я люблю


Сказки слушать я люблю,

Маму вечером молю:

- Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем

Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают

– Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

(Ольга Чусовитина)


--Как вы думаете, о чем будет следующее задание? (Сказки)


--Я думаю, что нет такого человека, который бы не любил сказки. Каждый из вас с удовольствием хотел бы послушать сказку ночь, чтобы ее прочитала мама или бабушка, а может кто-то из вас уже читает сказки своим младшим братьям или сестрам?

--Сейчас мы попробуем с вами сыграть разные роли как артисты в театре, артисту очень важно поизносить слова внятно и понятно. Вы знаете, какие упражнения делают артисты для хорошего произношения? (Скороговорки)

6. Работа над выразительностью чтения.

6.1.Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Свеча», «Лошадка».

6.2. Упражнения в произношении скороговорок.

--Постарайтесь произнести быстро и внятно. (Слайд 7)


  • Наш Полкан попал в капкан.

  • Шесть мышат в камышах шуршат.

  • У ежа ежата, у ужа ужата.

--Для чего нам были нужны эти упражнения?(Мы будем артистами)


6.3.Работа с учебником.

--Откройте учебник на стр. Как называется сказка?

--Сейчас мы разделим сказку на небольшие отрывки. Следите за мной. (ученики под руководством учителя делят отрывок на части)

--Первый отрывок прочитаю я «голосом мамы, читающей сказку на ночь своим детям»

--А какими голосами будите читать вы, написано на листочках (Дети вытягивают листочки. Каждой команде по листочку)

Задания:

1.Прочитать голосом Ильи Муромца.

2. Прочитать голосом Бабы-Яги.

3. Прочитать голосом Сестрицы Аленушки


--Представьте себе героя, голосом, которого вам нужно прочить отрывок.

Дети читают отрывки.

--Чье чтение вам понравилось больше всего?

--Кто постарался лучше других передать голосом и интонацией задание?

--Давайте поддержим наших артистов дружными аплодисментами.


7.Знакомство учащихся с предметами народного творчества.


--Продолжим тему о сказках.

--В сказках мы часто встречаемся самыми разными предметами. Отгадайте загадки о предметах, которые встречаются в сказках. (Отгадки появляются на слайде) (Слайд8)


1.Всех кормлю с охотой я, а сама безротая. (Ложка)

2.Четыре ноги, да не зверь, есть перья, да не птица. (Кровать)

3. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя собрал. (Стол)


--В какой сказке мы можем встретить все три отгадки: ложку, стол, кровать? (Три медведя) (Если дети затрудняются с ответом, можно прочитать отрывок из этой сказки)



--Как вы думаете как эти, с виду самые обычные предметы попали в сказку? (Сказки сочинял народ, поэтому в сказках описывались те предметы, которые окружали людей)

--Как вы думаете, где сделаны эти фотографии? (В музее)

--Эти и многие другие предметы старины можно увидеть в школьном музее Новосельской средней школы, который называется «Комната русского быта». Там часто проходят экскурсии для учеников школы и для гостей.


--А сейчас послушайте и попробуйте отгадать несколько загадок об экспонатах музея (Возможно, детям будет трудно догадаться, в этом случае появляется подсказка на слайде, фото этого предмета) (Слайды 9,10,11)


1.Мишка Попов сел на коня, поехал в огонь,

Ржет и хохочет, выскочить хочет. (Горшок на ухвате)

2.Сверху дыра и снизу дыра, а середине—огонь да вода. (Самовар)

3.Идет пароход—то взад, то вперед,

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг)


--Вам понравилась заочная экскурсия по музею? Приглашаем вас приехать и посетить наш музей.


6.Рефлексия.

-- Вот и подошел к концу наш урок. На память о нашей встрече я хочу вам подарить экспонат из нашего школьного музея «Русского быта». Может именно он станет началом создания вашего классного музея.

-- Дома постарайтесь придумать загадки о вещах, которые вас окружают.

-- Вспомните, в начале урока я у вас спросила: «УНТ—это наше прошлое или настоящее?» Что вы ответите сейчас?

--УНТ—это и прошлое, и настоящее, и будущее народа, и сейчас сочиняются народные песни и сказки и пословицы, или возрождают старые. Просто раньше их было намного больше. Почему? (Народ был неграмотным, не умели записывать)

--Скажите, что вы взяли для себя с урока?

--Какие выводы сделали?

--Что вас заинтересовало?

--Кто хочет высказать свое мнение?

«Пальчики»

Этот пальчик—дедка,

Этот пальчик—бабка,

Этот пальчик—тятенька,

Этот пальчик—маменька,

Этот пальчик—наш малыш,

Наш малыш Ванюшка!



--Если урок вам понравился, улыбнитесь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия: Фольклорная игра «Завалинки»

Автор: Киселева Валентина Ильинична

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства