kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока милосердия на тему: «Православные традиции Светлой Пасхи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- воспитание патриотических чувств и позитивного отношения к православным  традициям русского народа, к народному творчеству;

- знакомство с утраченными пасхальными традициями русского народа, с произведениями русского музыкального фольклора;

- развитие умения  внимательно слушать музыку, определять жанр музыки по прослушанному фрагменту;

- формирование познавательного интереса, навыков самостоятельного мышления, способности рассуждать, выделять главное, коммуникативных навыков.

Ход занятия:

1. Эмоциональный настрой       Слайд 1

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!

 - Подарите, ребята друг другу искорку счастья! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

И вот на такой позитивной ноте мы начинаем наш сегодняшний урок.

Вступительное слово учителя: Слайд 2 …

-Почти ежедневно на нашей планете происходит какое – то событие или шумит  праздник. Люди собираются вместе, чтобы отметить Новый год, поучаствовать в карнавале или порадоваться богатому урожаю. Сегодня мы с любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков. Большинство русских праздников связаны с православием. Любите ли вы праздники? О каких православных праздниках мы уже говорили на уроках милосердия?

(Рождество, Крещение) Слайд 3 ….

Представьте себе  такую картину: весна, апрель, за окном уже растаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для пирога, а на столе в широком блюде уложены разноцветные яички. Какого праздника это приметы?

Как вы думаете,  о каком православном празднике  мы будем говорить на сегодняшнем уроке милосердия?

Слайд 4.

- Верно, молодцы. Мы будем говорить о празднике Пасхи и его традициях.

Праздник Пасхи или праздник Светлого Христова Воскресения – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Как вы думаете, почему?

- Попытаемся в течение нашего  урока  найти ответ на этот вопрос.

  Проведем мы урок в форме устного журнала.

 - Открываем первую страницу.

Слайд 5 ….

1 страница. 

«Пасха -  главный христианский праздник» (открывается под музыку)

-  Перенесемся  в далекое прошлое.  (музыка)

Гора Голгофа… Здесь  более двух  тысяч лет назад распяли на Кресте Иисуса  Христа, Сына Божия,   ни в чем не повинного. Иисус умер, Его Пречистое Тело  сняли с Креста и положили в пещере, завалив огромным камнем. А на третий день после смерти оказалось, что тела Христа нет в пещере. Он воскрес. Причем,  не просто воскрес. Душа Иисуса вернулась в тело, а тело приобрело новые, невиданные доселе свойства: Иисус мог проходить сквозь стены, появляться и исчезать. И он пришел к своим друзьям и ученикам, показал свои раны.  Люди убедились, что это не просто их любимый Учитель, а Учитель  воскресший.

Итак, Иисус Христос  умер за нас, избавил людей от власти смерти, воскреснув, показал, что любой человек  после смерти  также может войти в Царствие Небесное.

Воскресение Иисуса означает победу  жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом.

Пасха – это праздников праздник, торжество торжеств.   Недаром наши предки говорили: «Пасха красная».

У любого праздника  - своя красота, обычаи, традиции.  Немало их и на Пасху.

Давайте познакомимся с народными традициями русской Пасхи.

Слайд 6.

2 страница. 

«Пасхальные обычаи и традиции»

Дети рассматривают картинки с изображением традиций русской пасхи, отвечая на вопросы учителя:

- Сейчас на слайдах вы увидите иллюстрации с изображением традиций русской Пасхи.

- Какую пасхальную традицию вы видите на этом слайде? Что это за традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас?

1.Пост

- Пасхе предшествует Великий пост, который доится 48 дней. Пост – это время молитвы и покаяния, когда каждый должен творить  дела милосердия.

- чтение детьми  рассказа   М. Салтыкова – Щедрина «Пелагея Ивановна»

- Давайте прочтем  рассказ  М. Салтыкова  - Щедрина «Пелагея Ивановна».  (чтение цепочкой)

- Что же делала Пелагея  Ивановна  перед Светлым  Праздником Пасхи?

- Зачем ей понадобилось  столько куличей?

- Какими  можно назвать  дела Пелагеи Ивановны?

2.Люди ходят в храм для участия в пасхальном богослужении

 - Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно   особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень  лёгкое  и радостное. В храмах  пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

3.Христосование

  -  После того,  как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!». А что же слышим мы в ответ? (Воистину Воскресе!)

4. Любой желающий может позвонить в церковные колокола.

- На  Руси  в праздничную  неделю повсюду был слышен колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. Давайте послушаем, как звучит пасхальный колокольный звон.

5.Пасхальные гуляния: люди катаются на качелях, пасхальные хороводы, пляски, игры.

 - В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах загодя устанавливались столбы, навешивались веревки, крепились доски - возводились общественные качели.

6.По дворам ходят волочебники.

 - В пасхальные дни дети «волочебники» – ходили от двора ко двору с пением особых волочебных песен,  исполняющихся по случаю Пасхи. Им давали яйца, кулич, сыр и всё самое вкусненькое.

(включить песню волочебников)

7. Дети играют в различные пасхальные игры с яйцом (привести примеры игр)

 - В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят,  друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц», чоканье яйцами.

 

3 страница.

«Пасхальный стол»

 - Придя домой, устраивали пасхальный пир. Сейчас мы узнаем о том, что является главным угощением на пасхальном столе.

Детям, разделенным  на группы, было дано домашнее задание.

1 группа – проект «Пасхальный  кулич»

2 группа – проект «Пасха»

3  группа – проект «Пасхальное яйцо»

 

4 страница.

«Раскрась пасхальное яйцо»

- Теперь вы знаете, почему христиане стали раскрашивать пасхальные яйца в разные цвета, в основном,  в  красный.

А сейчас вам предстоит выполнить творческую работу – раскрасить пасхальное яйцо.

Существует множество способов покраски яиц (слайды). Все покрашенные яйца можно разделить на три группы:

Крашенки – яйца, покрашенные в одни цвет.

Крапанки – покрашенные в крапинку.

Писанки – на них наносится какой – либо  рисунок.

При росписи яиц широко использовались символы:

 ?  - «точка» обозначала начало из начал, семя будущей жизни.

?    - круг, солнце, символ жизни

 

 

     - елочка, символ здоровья

 

            - рога – барашек – символ благополучия

Давайте проверим, все ли готово у вас для работы? (краски, кисточки, заготовки). Итак, начинаем нашу работу.

Самостоятельная практическая работа, индивидуальные консультации учителя.

Группы представляют свои работы.

1 группа – Наши яички красные, расписные  и прекрасные!

2 группа –Наши яички – не просто объеденье, но и  красивы на удивленье!

3 группа – Мы старались, рисовали, принимайте работу нашу,   нет яичек в мире краше!

Учитель подводит итог творческой работы, хвалит детей. Раскрашенные яички собираются в корзинки.

Итог урока, рефлексия.

- Давайте сделаем вывод: почему же Пасха для христиан является самым главным праздником? (Потому что Воскресение Христа  показало победу жизни над смертью, добра над злом.)

- А теперь составим все вместе кластер по теме «Пасха».

 А теперь мои дорогие пожелания для всех:

-Любите друг друга!

- Будьте добрыми!

- Будьте красивыми!

- Будьте здоровыми!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока милосердия на тему: «Православные традиции Светлой Пасхи»»

Урок милосердия на тему: «Православные традиции Светлой Пасхи»

Цели:

- воспитание патриотических чувств и позитивного отношения к православным традициям русского народа, к народному творчеству;

- знакомство с утраченными пасхальными традициями русского народа, с произведениями русского музыкального фольклора;

- развитие умения внимательно слушать музыку, определять жанр музыки по прослушанному фрагменту;

- формирование познавательного интереса, навыков самостоятельного мышления, способности рассуждать, выделять главное, коммуникативных навыков.


Ход занятия:

1. Эмоциональный настрой Слайд 1

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!

- Подарите, ребята друг другу искорку счастья! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

И вот на такой позитивной ноте мы начинаем наш сегодняшний урок.

Вступительное слово учителя: Слайд 2 …

-Почти ежедневно на нашей планете происходит какое – то событие или шумит праздник. Люди собираются вместе, чтобы отметить Новый год, поучаствовать в карнавале или порадоваться богатому урожаю. Сегодня мы с любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков. Большинство русских праздников связаны с православием. Любите ли вы праздники? О каких православных праздниках мы уже говорили на уроках милосердия?

(Рождество, Крещение) Слайд 3 …..

Представьте себе такую картину: весна, апрель, за окном уже растаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для пирога, а на столе в широком блюде уложены разноцветные яички. Какого праздника это приметы?

Как вы думаете, о каком православном празднике мы будем говорить на сегодняшнем уроке милосердия?

Слайд 4 ..

- Верно, молодцы. Мы будем говорить о празднике Пасхи и его традициях.

Праздник Пасхи или праздник Светлого Христова Воскресения – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Как вы думаете, почему?


- Попытаемся в течение нашего урока найти ответ на этот вопрос.

Проведем мы урок в форме устного журнала.

- Открываем первую страницу.

Слайд 5 …..

1 страница.

«Пасха - главный христианский праздник» (открывается под музыку)


- Перенесемся в далекое прошлое. (музыка)

Гора Голгофа… Здесь более двух тысяч лет назад распяли на Кресте Иисуса Христа, Сына Божия, ни в чем не повинного. Иисус умер, Его Пречистое Тело сняли с Креста и положили в пещере, завалив огромным камнем. А на третий день после смерти оказалось, что тела Христа нет в пещере. Он воскрес. Причем, не просто воскрес. Душа Иисуса вернулась в тело, а тело приобрело новые, невиданные доселе свойства: Иисус мог проходить сквозь стены, появляться и исчезать. И он пришел к своим друзьям и ученикам, показал свои раны. Люди убедились, что это не просто их любимый Учитель, а Учитель воскресший.

Итак, Иисус Христос умер за нас, избавил людей от власти смерти, воскреснув, показал, что любой человек после смерти также может войти в Царствие Небесное.

Воскресение Иисуса означает победу жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом.

Пасха – это праздников праздник, торжество торжеств. Недаром наши предки говорили: «Пасха красная».

У любого праздника - своя красота, обычаи, традиции. Немало их и на Пасху.

Давайте познакомимся с народными традициями русской Пасхи.

Слайд 6 ..

2 страница.

«Пасхальные обычаи и традиции»

Дети рассматривают картинки с изображением традиций русской пасхи, отвечая на вопросы учителя:

- Сейчас на слайдах вы увидите иллюстрации с изображением традиций русской Пасхи.

- Какую пасхальную традицию вы видите на этом слайде? Что это за традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас?

1.Пост

- Пасхе предшествует Великий пост, который доится 48 дней. Пост – это время молитвы и покаяния, когда каждый должен творить дела милосердия.

- чтение детьми рассказа М. Салтыкова – Щедрина «Пелагея Ивановна»

- Давайте прочтем рассказ М. Салтыкова - Щедрина «Пелагея Ивановна». (чтение цепочкой)

- Что же делала Пелагея Ивановна перед Светлым Праздником Пасхи?

- Зачем ей понадобилось столько куличей?

- Какими можно назвать дела Пелагеи Ивановны?

2.Люди ходят в храм для участия в пасхальном богослужении

- Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень лёгкое и радостное. В храмах пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

3.Христосование

- После того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!». А что же слышим мы в ответ? (Воистину Воскресе!)

4. Любой желающий может позвонить в церковные колокола.

- На Руси в праздничную неделю повсюду был слышен колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. Давайте послушаем, как звучит пасхальный колокольный звон.

5.Пасхальные гуляния: люди катаются на качелях, пасхальные хороводы, пляски, игры.

- В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах загодя устанавливались столбы, навешивались веревки, крепились доски - возводились общественные качели.

6.По дворам ходят волочебники.

- В пасхальные дни дети «волочебники» – ходили от двора ко двору с пением особых волочебных песен, исполняющихся по случаю Пасхи. Им давали яйца, кулич, сыр и всё самое вкусненькое.

(включить песню волочебников)

7. Дети играют в различные пасхальные игры с яйцом (привести примеры игр)

- В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц», чоканье яйцами.


3 страница.

«Пасхальный стол»

- Придя домой, устраивали пасхальный пир. Сейчас мы узнаем о том, что является главным угощением на пасхальном столе.

Детям, разделенным на группы, было дано домашнее задание.

1 группа – проект «Пасхальный кулич»

2 группа – проект «Пасха»

3 группа – проект «Пасхальное яйцо»


4 страница.

«Раскрась пасхальное яйцо»

- Теперь вы знаете, почему христиане стали раскрашивать пасхальные яйца в разные цвета, в основном, в красный.

А сейчас вам предстоит выполнить творческую работу – раскрасить пасхальное яйцо.

Существует множество способов покраски яиц (слайды). Все покрашенные яйца можно разделить на три группы:

Крашенки – яйца, покрашенные в одни цвет.

Крапанки – покрашенные в крапинку.

Писанки – на них наносится какой – либо рисунок.

При росписи яиц широко использовались символы:

∙ - «точка» обозначала начало из начал, семя будущей жизни.

☼ - круг, солнце, символ жизни



- елочка, символ здоровья


- рога – барашек – символ благополучия


Давайте проверим, все ли готово у вас для работы? (краски, кисточки, заготовки). Итак, начинаем нашу работу.

Самостоятельная практическая работа, индивидуальные консультации учителя.

Группы представляют свои работы.

1 группа – Наши яички красные, расписные и прекрасные!

2 группа –Наши яички – не просто объеденье, но и красивы на удивленье!

3 группа – Мы старались, рисовали, принимайте работу нашу, нет яичек в мире краше!

Учитель подводит итог творческой работы, хвалит детей. Раскрашенные яички собираются в корзинки.


Итог урока, рефлексия.

- Давайте сделаем вывод: почему же Пасха для христиан является самым главным праздником? (Потому что Воскресение Христа показало победу жизни над смертью, добра над злом.)

- А теперь составим все вместе кластер по теме «Пасха».

А теперь мои дорогие пожелания для всех:

-Любите друг друга!

- Будьте добрыми!

- Будьте красивыми!

- Будьте здоровыми!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока милосердия на тему: «Православные традиции Светлой Пасхи»

Автор: Нестерова Оксана Николаевна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 256128

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства