Цели:
- воспитание патриотических чувств и позитивного отношения к православным традициям русского народа, к народному творчеству;
- знакомство с утраченными пасхальными традициями русского народа, с произведениями русского музыкального фольклора;
- развитие умения внимательно слушать музыку, определять жанр музыки по прослушанному фрагменту;
- формирование познавательного интереса, навыков самостоятельного мышления, способности рассуждать, выделять главное, коммуникативных навыков.
Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой Слайд 1
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить
Но искорку счастья луча золотистого
Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!
- Подарите, ребята друг другу искорку счастья! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.
И вот на такой позитивной ноте мы начинаем наш сегодняшний урок.
Вступительное слово учителя: Слайд 2 …
-Почти ежедневно на нашей планете происходит какое – то событие или шумит праздник. Люди собираются вместе, чтобы отметить Новый год, поучаствовать в карнавале или порадоваться богатому урожаю. Сегодня мы с любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков. Большинство русских праздников связаны с православием. Любите ли вы праздники? О каких православных праздниках мы уже говорили на уроках милосердия?
(Рождество, Крещение) Слайд 3 ….
Представьте себе такую картину: весна, апрель, за окном уже растаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для пирога, а на столе в широком блюде уложены разноцветные яички. Какого праздника это приметы?
Как вы думаете, о каком православном празднике мы будем говорить на сегодняшнем уроке милосердия?
Слайд 4.
- Верно, молодцы. Мы будем говорить о празднике Пасхи и его традициях.
Праздник Пасхи или праздник Светлого Христова Воскресения – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Как вы думаете, почему?
- Попытаемся в течение нашего урока найти ответ на этот вопрос.
Проведем мы урок в форме устного журнала.
- Открываем первую страницу.
Слайд 5 ….
1 страница.
«Пасха - главный христианский праздник» (открывается под музыку)
- Перенесемся в далекое прошлое. (музыка)
Гора Голгофа… Здесь более двух тысяч лет назад распяли на Кресте Иисуса Христа, Сына Божия, ни в чем не повинного. Иисус умер, Его Пречистое Тело сняли с Креста и положили в пещере, завалив огромным камнем. А на третий день после смерти оказалось, что тела Христа нет в пещере. Он воскрес. Причем, не просто воскрес. Душа Иисуса вернулась в тело, а тело приобрело новые, невиданные доселе свойства: Иисус мог проходить сквозь стены, появляться и исчезать. И он пришел к своим друзьям и ученикам, показал свои раны. Люди убедились, что это не просто их любимый Учитель, а Учитель воскресший.
Итак, Иисус Христос умер за нас, избавил людей от власти смерти, воскреснув, показал, что любой человек после смерти также может войти в Царствие Небесное.
Воскресение Иисуса означает победу жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом.
Пасха – это праздников праздник, торжество торжеств. Недаром наши предки говорили: «Пасха красная».
У любого праздника - своя красота, обычаи, традиции. Немало их и на Пасху.
Давайте познакомимся с народными традициями русской Пасхи.
Слайд 6.
2 страница.
«Пасхальные обычаи и традиции»
Дети рассматривают картинки с изображением традиций русской пасхи, отвечая на вопросы учителя:
- Сейчас на слайдах вы увидите иллюстрации с изображением традиций русской Пасхи.
- Какую пасхальную традицию вы видите на этом слайде? Что это за традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас?
1.Пост
- Пасхе предшествует Великий пост, который доится 48 дней. Пост – это время молитвы и покаяния, когда каждый должен творить дела милосердия.
- чтение детьми рассказа М. Салтыкова – Щедрина «Пелагея Ивановна»
- Давайте прочтем рассказ М. Салтыкова - Щедрина «Пелагея Ивановна». (чтение цепочкой)
- Что же делала Пелагея Ивановна перед Светлым Праздником Пасхи?
- Зачем ей понадобилось столько куличей?
- Какими можно назвать дела Пелагеи Ивановны?
2.Люди ходят в храм для участия в пасхальном богослужении
- Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень лёгкое и радостное. В храмах пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.
3.Христосование
- После того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!». А что же слышим мы в ответ? (Воистину Воскресе!)
4. Любой желающий может позвонить в церковные колокола.
- На Руси в праздничную неделю повсюду был слышен колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. Давайте послушаем, как звучит пасхальный колокольный звон.
5.Пасхальные гуляния: люди катаются на качелях, пасхальные хороводы, пляски, игры.
- В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах загодя устанавливались столбы, навешивались веревки, крепились доски - возводились общественные качели.
6.По дворам ходят волочебники.
- В пасхальные дни дети «волочебники» – ходили от двора ко двору с пением особых волочебных песен, исполняющихся по случаю Пасхи. Им давали яйца, кулич, сыр и всё самое вкусненькое.
(включить песню волочебников)
7. Дети играют в различные пасхальные игры с яйцом (привести примеры игр)
- В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц», чоканье яйцами.
3 страница.
«Пасхальный стол»
- Придя домой, устраивали пасхальный пир. Сейчас мы узнаем о том, что является главным угощением на пасхальном столе.
Детям, разделенным на группы, было дано домашнее задание.
1 группа – проект «Пасхальный кулич»
2 группа – проект «Пасха»
3 группа – проект «Пасхальное яйцо»
4 страница.
«Раскрась пасхальное яйцо»
- Теперь вы знаете, почему христиане стали раскрашивать пасхальные яйца в разные цвета, в основном, в красный.
А сейчас вам предстоит выполнить творческую работу – раскрасить пасхальное яйцо.
Существует множество способов покраски яиц (слайды). Все покрашенные яйца можно разделить на три группы:
Крашенки – яйца, покрашенные в одни цвет.
Крапанки – покрашенные в крапинку.
Писанки – на них наносится какой – либо рисунок.
При росписи яиц широко использовались символы:
? - «точка» обозначала начало из начал, семя будущей жизни.
? - круг, солнце, символ жизни
- елочка, символ здоровья
- рога – барашек – символ благополучия
Давайте проверим, все ли готово у вас для работы? (краски, кисточки, заготовки). Итак, начинаем нашу работу.
Самостоятельная практическая работа, индивидуальные консультации учителя.
Группы представляют свои работы.
1 группа – Наши яички красные, расписные и прекрасные!
2 группа –Наши яички – не просто объеденье, но и красивы на удивленье!
3 группа – Мы старались, рисовали, принимайте работу нашу, нет яичек в мире краше!
Учитель подводит итог творческой работы, хвалит детей. Раскрашенные яички собираются в корзинки.
Итог урока, рефлексия.
- Давайте сделаем вывод: почему же Пасха для христиан является самым главным праздником? (Потому что Воскресение Христа показало победу жизни над смертью, добра над злом.)
- А теперь составим все вместе кластер по теме «Пасха».
А теперь мои дорогие пожелания для всех:
-Любите друг друга!
- Будьте добрыми!
- Будьте красивыми!
- Будьте здоровыми!