Тема урока: «Музыка осенних красок». (3 класс)
Цели:
-овладение образным языком музыки, изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
-расширение кругозора детей;
-развитие осознанного отношения детей к окружающему миру;
-эстетическое воспитание.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Сегодняшний наш урок не совсем обычный. Он посвящен одному из времен года. А какому, вы догадаетесь, отгадав загадку:
День убывает,
Береза лист теряет,
Птицы улетают.
Когда это бывает? (осенью)
Исполнение песни «Здравствуй, осень!»
- Где бы ни были в эти дни, мы можем посмотреть и послушать осень. Осень – самое прекрасное время года. Осень имеет свою интонацию, свою мелодию, свою душу. С нами как будто говорят и прощаются последний листок, зеленая травинка, могучий дуб, легковесная осинка.
Сопоставление картины И. Левитана «Золотая осень» и «Вальса осени» Шопена.
- Как звучала музыка?
- Что общего в этих двух произведениях?
(Они выражают интонацию печали, прощания с летом, светлой грусти. Они перекликаются между собой, дополняют друг друга.)
Этому времени года посвятили свои произведения многие писатели, поэты, композиторы, художники
- Чем же так привлекла их осень?
Своими красками – красными, желтыми, зелеными, коричневыми, золотистыми.
Послушайте рассказ Г. Скребицкого «Художник-Осень». (Читает учитель.)
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила она старика.
Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и далее кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля и в луга. Убрала с полей золотых хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц.
Исполнение песни «Скворушка прощается».
- Осень – это не только умиротворение, но и движение. Слушая романс П.И. Чайковского «Осень», определите, какими музыкальными средствами композитор придает движение музыке. (ответы детей)
- Осенью «листья не только нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках…», как говорит Василий Песков, они могут неистово кружиться в ураганном ветре.
И сейчас прозвучит произведение Г. Свиридова «Дождик», которое и передает порыв осени.
- Что вы почувствовали, слушая это произведение?
- Какую картину вы написали бы, если бы были художниками?
- А в каком месяце часто бывает дождь, слякоть?
Да, в октябре. Этому месяцу посвятил свое произведение П.И. Чайковский «Осенняя мелодия». (слушание)
- Как звучит музыка?
- Что вы представили, слушая музыку?
Об этом говорится в стихотворении известного порецкого поэта А. Бухаленкова «Ночь в октябре». (читает ученик)
А. Бухаленков. Ночь в октябре.
Темень. Зги не видно ночью,
Только ветер злой стучит,
То завоет вдруг по-волчьи,
То застонет, то молчит…
Сырость, грязь, и как из сита
Дождик сыплется с небес.
Все ночною мглой закрыто:
Дом, поля, река и лес.
Будто в мире не бывало
Солнца, лета и тепла,
Ночь весь мир завоевала,
В октябре с дождем пришла.
Об этом же поется в песне «Промелькнуло лето». (исполнение)
Осень рисует свои картины не только на улице, в лесу, в парке, но и в содах и огородах.
- Какие дары приготовила осень садоводам и огородникам?
Песня «Урожайная» - исполнение.
- А в старину, закончив полевые и садово-огородные работы, на окраине деревни или на лесной поляне девушки водили хороводы.
«Н горе-то калина» - исполнение.
Обобщение.
Вот и закончилось наше путешествие по осенним улицам и садам. Мы словно заново побывали в золотом сентябре и промокли под холодным ноябрьским дождем. А скоро выпадет снег и зима порадует нас своими серебряными красками, санками, коньками и лыжами.