Конспект урока ИЗО
Тема урока «Люблю я Русь, за осень золотую. Иллюстрирование произведений касимовских поэтов».
4 класс
Цель урока: формирование умений выражать в рисунках свои впечатления от прочитанных стихотворений; создание иллюстрации к стихотворениям.
-
Задачи урока:
-
Образовательная:
• закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении.
Развивающая:
• развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.
Воспитательная:
• воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой.
• развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. • вызвать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов.
Оборудование для урока:
Для учителя: методические таблицы «Палитра осеннего леса», книжки, иллюстрированные учащимися, детские рисунки из методического фонда, фотографии осенней природы, отдельных деревьев, большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.
Для учащихся: белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая); краски (акварель, гуашь, цветные мелки), кисти и все необходимое для выполнения работы красками.
Зрительный ряд: репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», репродукция картины И.И.Жукова.
Литературный ряд: стихи касимовских поэтов А.Бакланова, Е.Маркина, Г.Морозова, Н.Китаева, Л.Костиковой, Т.Курзмановой.
Уроку предшествует знакомство учащимися с творчеством касимовских поэтов.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока.
3. Чтение и обсуждение отрывков стихов местных поэтов на тему осени.
Учитель: Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, и уловить её запахи, насладиться разнообразием красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего, поэзия. Мы знаем насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
Учитель: Очень велика связь изобразительного искусства и литературы. Посмотрите на картину Левитана И.И.
В каком жанре написана картина? Пейзаж. Живопись - это такой вид искусства, в котором цвет играет главную роль.
Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру природы, которая нас окружает. Художник изобразил неглубокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим берёзовую рощу, справа лишь отдельные деревья. Наш взгляд как бы движется за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке изумрудно-зелёной озими – деревья. Небо синее, ясное, покрытое лёгкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Природа сближает людей, рождает в них сходные настроения, раздумья, переживания. Левитан, точно и поэтично передаёт приметы золотой осени. (Открываем доску)
Учитель: На уроке мы встретимся сразу с несколькими поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена. Это наши касимовские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и записал осеннюю природу по-своему, но что-то роднит эти стихи.
Чтение и анализ стихотворений.
Торжественно, в янтарном изваянье,
Последний завершая хоровод,
С берез срывает ветер одеянье,
Он до весны им кудри не совьет. (Татьяна Курзманова)
В бликах яркого убранства
Осень ходит по лесам:
Охры кисть, а здесь — багрянцем,
Тон холодный — небесам!
Не жалеет осень красок
Кисть художницы щедра.
До чего ж оттенков разных
Напридумав, — раздала!
И расцветились деревья,
Видно; кто во что хотел:
Кому бронзы, кому — меди,
Позолоту — клен надел! (Любовь Костикова)
«Листопад, листопад!» —
Слышу возгласы ребят.
Листья падают, кружатся,
Словно звездный водопад.
И оранжевый, и алый
Украшает землю цвет... (Николай Китаев)
Учитель: У каждого поэта осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи.
Учитель: Кто помогает вам раскрыть художественное поэтическое произведение? (Показ книг с иллюстрациями).
Учитель: Эти стихи можно назвать пейзажной лирикой, т.к. поэты рисуют картины природы – пейзажи, в стихах выражаются чувства поэтов, их настроение. Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему. В картинах художники по-разному выразили своё отношение к красоте осенней природы.
-
Показ и объяснение учителя (работа по методической таблице).
Учитель: Предлагаю вам выполнить творческое задание. Обращаясь к своим эстетическим впечатлениям, напишите красоту нашего края, красоту, которую увидели наши касимовские поэты. Только не словами, а красками расскажите. А красок у нас много. Основной задачей при выполнении вашей работы должна стать передача различных состояний природы.
Обратите внимание на то, как поэт передает свои чувства и отношения к природе осенью. Перед вами стоит сложная задача, передать эти чувства на листе бумаги. Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть. Попробуйте показать это в своём рисунке.
Выполнить работу можно в традиционной технике и на тонированной бумаге.
Учитель: Перед вами листы бумаги, тонированные в нежные оттенки осенней природы. Рисуем сразу кистью, в технике Алла–прима (с итальянского - сразу, с первого раза) подбирая на палитре гамму оттенков осени. При изображении пейзажа сначала намечаем линию горизонта, затем пишем небо и землю. Вспомните правила линейной и воздушной перспективы о кажущемся изменении размера предметов по мере их удаления. Первый план более четкий и яркий. Удаляясь от нас, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и четкость очертаний. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки.
Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.
- Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.
- После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)
Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.
- Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.
- Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.
- Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.
- Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.
- И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.
После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.
6. Физкультминутка
7. Самостоятельная работа учащихся.
Учащимся предлагается задание - выполнить иллюстрацию к выбранному стихотворению на тему «осенний пейзаж».
Самостоятельная работа учащихся.
В течение самостоятельной работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.
8. Подведение итогов урока:
1. Экспресс-выставка.
На классной доске закрепляются лучшие работы, организуется экспресс-выставка «Люблю я Русь за осень золотую». Учащиеся комментируют выбор лучших работ.
-
Оценка работ.
-
Домашнее задание:
а) завершить работу;
б) придумать название к сборнику стихов с иллюстрациями учащихся.
-
Заключительное слово учителя: Я искренне желаю Вам всегда встречаться с красотой в жизни, литературе, живописи и оставить красивый и памятный след на земле – пусть это будет след любви и доброго отношения в ваших помыслах и делах.
-
Уборка рабочих мест.