Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе,связать жизненные впечатления детей с художественными образами.
Задачи:
-научиться слушать мотивы осенних мелодий,узнавать на слух и называть музыкальные произведения;
-рассказывать о содержании произведений,о музыкальных впечатлениях;
-учить формулировать собственное мнение;
-развивать вокально-речевые навыки,внимание,логическое и образное мышление,культуру слушания.
-воспитывать способность видеть красоту окружающей природы.
Тип урока:углубление и закрепление знаний.
Жанр: путешествие в музыкальную страну «Осень»
Ресурсы: аудиозапись М.Парцхаладзе «Осенний дождик»,П.Чайковский «Осенняя песня»,Чен Бао «Вальс осенних листьев»М.Красев «Падают листья», «Осень» А.Арутюнова.
А. Пушкина “Унылая пора!..”, А. Плещеев “Скучная картина!...”, “Осень, осень в гости просим…”репродукции картин: С.Жуковский “Брошенная терраса”, Б.Кустодиев “Осенний сельский праздник”, В.Поленов “Золотая осень”.
Ход урока
Организационный момент
*Вход в класс под музыку песни А.Филиппенко «Весёлый музыкант».
*Музыкальный сигнал.
*Приветствие.(контролировать ручные жесты приветствия,выразительное проговаривание текста приветствия)
Введение в тему урока
Мы уже знаем о том, что музыка может рассказать нам о жизни, о школе, родном крае.
-Какие же интересные встречи ждут нас сегодня?
Очередное путешествие в музыкальную страну поможет ответить на этот вопрос. Придётся много трудиться, а за труд-награда.
Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли!
Образовательная игра.
(закреплять знание понятийного материала: пьеса, вокальная, инструментальная, композитор, темп, хоровод; открывается картина с изображением осенней природы).
Загадки: Пришла без красок и без кисти,
Перекрасила все листья. ( Осень)
Слушание. Чен Бао « Вальс осенних листьев»
-какие средства музыки помогли узнать вальс?(темп)
-подберите слова, передающие настроение музыки(работа со словарем)
-один или много инструментов исполняли пьесу?
Беседа об осени, чтение стихотворений.
“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…”.
Многие поэты, художники, писатели, композиторы любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.
- Давайте откроем учебники на странице 16 и прочитаем стихотворения об осени.
- Какая осень изображена в каждом из стихотворений? (Ответы детей)
- Рассмотрите репродукции картин: С.Жуковского “Брошенная терраса”, Б.Кустодиева “Осенний сельский праздник”, В.Поленова “Золотая осень”.
- Что изображено на картинах?
- Какое настроение передает каждая из картин?
- Какие краски помогают передать настроение?
« Кто всю ночь по крыше бьёт,
И бормочет, и поет?» (дождь)
Слушание музыки:
1.М.Парцхаладзе «Осенний дождик»,П.Чайковский «Осенняя песня».
(послушать произведение, попытаться дать название ,определить настроение. пользуясь словарем)
- Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками?
- Какое стихотворение и картина по настроению близки этой музыке?
- Какой инструмент “поет” мелодию?
Художественное чтение « Кошкин дом»
Тили-бом,тили-бои,
Загорелся Кошкин дом.
Бежит курочка с ведром,
Заливает Кошкин дом.
(Готовить речевой аппарат к работе, воспитывать эмоциональную свободу)
Исполнение дидактической песни « Дождик»
-отрабатывать навык интонирования 1-3 ступени.,
-познакомить с ладовыми жестами 1-3 ст.
-использовать графическое изображение песни.
Вокально-хоровая работа.
М.Красев «Падают листья»
- анализ-интерпретация,
- работа над песней.
Исполнение песни «Осень» Арутюнова.
(Работа над музыкальной интонацией, выразительной артикуляцией)
Обобщение урока.
итог действия (оценочные символы)
Выход учащихся из класса под музыку «Вальс осенних листьев»Чен Бао.