kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Славная осень" Н.А. Некрасов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : «Славная осень!» Н.А.Некрасов 3 класс

 Цели урока:

расширить знания о  творчестве  Н. А.Некрасова;

обучать правильному чтению стихов;

формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования;

пополнять словарный запас,развивать  память, речь;

воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых соотечественников.

Планируемые результаты:

Предметные:  умения прогнозировать  содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение;

Метапредметные:  формулирование учебной задачи урока,планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Анализ художественного текста,выделение в нем основной мысли,ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;

Личностные: формирование гордости за свою Родину

Оборудование:

портрет Н.А.Некрасова,  презентация; П.И. Чайковский « Времена года»

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели, на меня все посмотрели.

2. Актуализация знаний, постановка цели и темы урока

 Сегодня ребята на уроке мы продолжаем работать в поэтической тетради. Чтобы узнать о чём мы будем говорить, какое время года пришло к нам в гости, отгадайте загадку:

Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Грибникам- блуждать в тумане,

Ветру – в трубах завывать.

Солнцу- стынуть,

Тучам злиться,

Нам с тобой – идти учиться.

 Правильно ! Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров музыки. поэзии и живописи. Понаблюдаем, как одно и тоже явление – осень - изображают композиторы, художники и поэты. Осень пришла не с пустыми руками, а принесла с собой листочки, за каждый правильный ответ будет вручаться листок, а в конце урока посмотрим у кого получится красивый букет из осенних листьев.

3. Повторение пройденного

Какой месяц на дворе?

 Октябрь - это настоящая осень.Листьев на деревьях не осталось, с каждым днём всё холоднее, идёт дождь и уже выпал снег.

Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты.

А при помощи чего они это делают?

Художники - ?

Поэты - ?

Композиторы - ?

 У художников –краски, у поэтов-слова, у композиторов – только звуки.

Дети исполняют песню «Осень».

 - О чём мечтают падающие листья, как об этом говорится в стихотворение «Листья» Федора Ивановича Тютчева, давайте вспомним.

 Осеннюю природу любили воспевать писатели и поэты. Со стихотворениями каких поэтов мы с вами знакомились, назовите.

 Кто сможет прочитать наизусть их стихи ?

 « Уж небо осенью дышало.» А.С.Пушкин

 «Осень» Бальмонт Константин Дмитриевич (Поспевает брусника.)

 «Осень» Лермонтов Михаил Юрьевич ( Листья в поле пожелтели.)

4. Физпауза

Давайте представим, что мы осенние листья

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

 5. Продолжение работы по теме урока

 А) прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года» «Октябрь».

 Молодцы ! Спасибо! А теперь осень зовёт нас с вами в картинную галерею, рассматривая рисунки мы будем слушать музыку замечательнейшего композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь».

Рояль тихо и печально начинает свой рассказ о том, как хочется человеку тепла, света и счастья. А счастья нету. Тоскливо и сумрачно на душе. «Осенняя песня» - тихая, печальная и красивая. В октябре лес полыхает пестрыми красками. Иногда ещё чувствуется дыханье бабьего лета. Но довольно часто оно уступает место моросящему дождю, холодному ветру, дерзко срывающему с деревьев ещё не отжившую листву.

Дома вы с помощью красок как маленькие художники изобразили осень разной: грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, золотой и серой.

 Б) работа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

 А вот какой увидел осень Исаак Ильич Левитан известнейший живописец – пейзажист. в своей картине.

 - Расскажите, что мы видим на репродукции этой картины? Какое настроение? (Ответы детей)

Дивное у Левитана изображение осени, той поры, когда « весь день стоит как бы хрустальный» Радостное настроение звучит в этой картине.Сверкает золото берёз, багрянцем вспыхнула молодая осинка, побурела трава, холодна синяя гладь реки. Художник изобразил солнечный день. В реке отражается небо и невольно вспоминаются стихи Ф.И.Тютчева

Пустеет воздух птиц не слышно боле.

Но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле….

 -Как бы вы назвали эту картину ?

 - Она так и называется «Золотая осень».

- Какое чувство вызывает? Радостное чувство.

В) работа над стихотворением Некрасова Николая Алексеевича « Славная осень»

 В нашем учебнике есть ещё одно стихотворение, связанное с осенней порой. Оно называется «Славная осень », написал его Николай Алексеевич Некрасов, поэт который восхищался родной природой, красотой её зеленых просторов, любил поля, и леса.

6.Проверка первичного восприятия.

1) -Внимательно послушайте стихотворение, определите его настроение.

Чтение учителем.

- Понравилось?

- Какое настроение создает ? Какие чувства вызывает? Выберите из предложенных вариантов или выберите своё. ( словарь настроений)

В стихотворении Н.А.Некрасова есть непонятные и сложные для чтения слова они выписаны на доску. Прочитаем их по слогам, затем плавно, целым словом:

 Яд-рё-ный

Не-ок-реп-ший

Поб-лек-нуть

7. Словарная работа в парах.

(Слова и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)

- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу. А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

Славная- (хороший, приятный, симпатичный)

Ядрёный- ( свежий, живительный, здоровый)

Поблекнуть- ( бледнеть, тускнеть)

Неокрепший (лёд) – слабый, хрупкий.

 Пользуясь схемой сделайте расстановку логических пауз.

1) Проверьте

2) Соблюдая паузы прочитаем это стихотворение по 2 строчки. вслух

8. Повторное чтение стихотворения самими учащимися.

- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и:

-определите тему стихотворения.

- определите идею стихотворения.

-А теперь проверим ваше внимание:

- Что говорится

 о воздухе

 о льде

 о речке

 о листьях

 ночи

- С чем сравнивается :

Лёд – сахар

Лед – мягкая постель

Листья – ковёр

 10 Выразительное чтение вслух.

Желающие читают вслух.

 Вернёмся к музыке Чайковского и картине Левитана, ребята, как вы думаете одинаково или по разному увидели осеннюю природу композитор, художник и поэт.( Ответы детей)

 Подумайте, совпадает ли видение осенней поры композиторами, художниками, поэтами и ваши чувства, впечатления?

9. Подведение итогов, оценивание

 Итак, сегодня на уроке мы с вами проследили, как одно и тоже явление природы -осень- изображают композиторы, художники, поэты. С какими произведениями мы познакомились? Что больше всего запомнилось?

У природы живые краски.

Миллионы лучистых соцветий

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить.

- А теперь поднимите листочки и выясним, кто же у нас лучший знаток осенней поры.

10. Домашнее задание (по выбору)

 1 выразительное чтение

 2 наизусть

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: "Славная осень" Н.А. Некрасов »

Тема : «Славная осень!» Н.А.Некрасов 3 класс

Цели урока:

расширить знания о  творчестве  Н. А .Некрасова;

обучать правильному чтению стихов;

формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования;

пополнять словарный запас ,развивать  память, речь;

воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых соотечественников.

Планируемые результаты:

Предметные:  умения прогнозировать  содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение;

Метапредметные:  формулирование учебной задачи урока ,планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Анализ художественного текста ,выделение в нем основной мысли ,ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;

Личностные: формирование гордости за свою Родину

Оборудование:

портрет Н.А .Некрасова,  презентация; П.И. Чайковский « Времена года»

Ход урока


1. Организационный момент


Прозвенел и смолк звонок,


Начинается урок.


Мы за парты тихо сели , на меня все посмотрели.



2. Актуализация знаний , постановка цели и темы урока


Сегодня ребята на уроке мы продолжаем работать в поэтической тетради . Чтобы узнать о чём мы будем говорить , какое время года пришло к нам в гости , отгадайте загадку:


Листьям – время опадать,


Птицам – время улетать,


Грибникам- блуждать в тумане,


Ветру – в трубах завывать.


Солнцу- стынуть,


Тучам злиться,


Нам с тобой – идти учиться.



Правильно ! Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров музыки . поэзии и живописи. Понаблюдаем , как одно и тоже явление – осень - изображают композиторы, художники и поэты. Осень пришла не с пустыми руками , а принесла с собой листочки, за каждый правильный ответ будет вручаться листок , а в конце урока посмотрим у кого получится красивый букет из осенних листьев.



3. Повторение пройденного


Какой месяц на дворе?


Октябрь - это настоящая осень .Листьев на деревьях не осталось , с каждым днём всё холоднее, идёт дождь и уже выпал снег.


Природа .. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты.


А при помощи чего они это делают?


Художники - ?


Поэты - ?


Композиторы - ?


У художников –краски, у поэтов-слова, у композиторов – только звуки.


Дети исполняют песню «Осень».


- О чём мечтают падающие листья , как об этом говорится в стихотворение «Листья» Федора Ивановича Тютчева , давайте вспомним.


Осеннюю природу любили воспевать писатели и поэты. Со стихотворениями каких поэтов мы с вами знакомились, назовите.


Кто сможет прочитать наизусть их стихи ?


« Уж небо осенью дышало..» А.С.Пушкин


«Осень» Бальмонт Константин Дмитриевич (Поспевает брусника..)


«Осень» Лермонтов Михаил Юрьевич ( Листья в поле пожелтели ..)



4. Физпауза


Давайте представим , что мы осенние листья


Мы листики осенние,



На ветках мы сидим.


Дунул ветер – полетели



Мы летели, мы летели


И на землю тихо сели



Ветер снова набежал


И листочки все поднял



Закружились , полетели


И на землю снова сели.



5. Продолжение работы по теме урока


А) прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года» «Октябрь».



Молодцы ! Спасибо! А теперь осень зовёт нас с вами в картинную галерею, рассматривая рисунки мы будем слушать музыку замечательнейшего композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь».


Рояль тихо и печально начинает свой рассказ о том, как хочется человеку тепла, света и счастья. А счастья нету. Тоскливо и сумрачно на душе. «Осенняя песня» - тихая , печальная и красивая. В октябре лес полыхает пестрыми красками. Иногда ещё чувствуется дыханье бабьего лета. Но довольно часто оно уступает место моросящему дождю , холодному ветру, дерзко срывающему с деревьев ещё не отжившую листву.


Дома вы с помощью красок как маленькие художники изобразили осень разной: грустной и весёлой, солнечной и пасмурной , золотой и серой.



Б) работа по картине И.И..Левитана «Золотая осень»


А вот какой увидел осень Исаак Ильич Левитан известнейший живописец – пейзажист . в своей картине .


- Расскажите, что мы видим на репродукции этой картины? Какое настроение? (Ответы детей)


Дивное у Левитана изображение осени , той поры, когда « весь день стоит как бы хрустальный» Радостное настроение звучит в этой картине..Сверкает золото берёз, багрянцем вспыхнула молодая осинка, побурела трава , холодна синяя гладь реки. Художник изобразил солнечный день. В реке отражается небо и невольно вспоминаются стихи Ф.И.Тютчева


Пустеет воздух птиц не слышно боле.


Но далеко ещё до первых зимних бурь


И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле….



-Как бы вы назвали эту картину ?


- Она так и называется «Золотая осень».


- Какое чувство вызывает? Радостное чувство.



В) работа над стихотворением Некрасова Николая Алексеевича « Славная осень»


В нашем учебнике есть ещё одно стихотворение , связанное с осенней порой. Оно называется «Славная осень », написал его Николай Алексеевич Некрасов, поэт который восхищался родной природой , красотой её зеленых просторов, любил поля, и леса.


6.Проверка первичного восприятия.


1) -Внимательно послушайте стихотворение, определите его настроение.


Чтение учителем.


- Понравилось?


- Какое настроение создает ? Какие чувства вызывает? Выберите из предложенных вариантов или выберите своё. ( словарь настроений)



В стихотворении Н.А.Некрасова есть непонятные и сложные для чтения слова они выписаны на доску. Прочитаем их по слогам , затем плавно, целым словом:


Яд-рё-ный


Не-ок-реп-ший


Поб-лек-нуть


7. Словарная работа в парах.

(Слова и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)

- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу. А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

Славная- (хороший, приятный, симпатичный)

Ядрёный- ( свежий, живительный, здоровый)

Поблекнуть- ( бледнеть, тускнеть)

Неокрепший (лёд) – слабый, хрупкий.


Пользуясь схемой сделайте расстановку логических пауз .


1) Проверьте


2) Соблюдая паузы прочитаем это стихотворение по 2 строчки. вслух


8. Повторное чтение стихотворения самими учащимися.

- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и:

-определите тему стихотворения.

- определите идею стихотворения.


-А теперь проверим ваше внимание:


- Что говорится


о воздухе


о льде


о речке


о листьях


ночи


- С чем сравнивается :


Лёд – сахар


Лед – мягкая постель


Листья – ковёр



10 Выразительное чтение вслух.

Желающие читают вслух.


Вернёмся к музыке Чайковского и картине Левитана , ребята, как вы думаете одинаково или по разному увидели осеннюю природу композитор , художник и поэт.( Ответы детей)


Подумайте, совпадает ли видение осенней поры композиторами , художниками , поэтами и ваши чувства , впечатления?




9. Подведение итогов, оценивание


Итак, сегодня на уроке мы с вами проследили , как одно и тоже явление природы -осень- изображают композиторы, художники , поэты. С какими произведениями мы познакомились? Что больше всего запомнилось?


У природы живые краски.


Миллионы лучистых соцветий


Для чего чудеса из сказки


Если в жизни их можно встретить.


- А теперь поднимите листочки и выясним, кто же у нас лучший знаток осенней поры.


10. Домашнее задание (по выбору)


1 выразительное чтение


2 наизусть










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока на тему: "Славная осень" Н.А. Некрасов

Автор: Зайкова Ольга Михайловна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233970

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства