Тема : «Славная осень!» Н.А.Некрасов 3 класс
Цели урока:
расширить знания о творчестве Н. А.Некрасова;
обучать правильному чтению стихов;
формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования;
пополнять словарный запас,развивать память, речь;
воспитывать стремление к получению знаний на примере жизни знаменитых соотечественников.
Планируемые результаты:
Предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение;
Метапредметные: формулирование учебной задачи урока,планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Анализ художественного текста,выделение в нем основной мысли,ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;
Личностные: формирование гордости за свою Родину
Оборудование:
портрет Н.А.Некрасова, презентация; П.И. Чайковский « Времена года»
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
2. Актуализация знаний, постановка цели и темы урока
Сегодня ребята на уроке мы продолжаем работать в поэтической тетради. Чтобы узнать о чём мы будем говорить, какое время года пришло к нам в гости, отгадайте загадку:
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам- блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу- стынуть,
Тучам злиться,
Нам с тобой – идти учиться.
Правильно ! Сегодня мы с вами через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров музыки. поэзии и живописи. Понаблюдаем, как одно и тоже явление – осень - изображают композиторы, художники и поэты. Осень пришла не с пустыми руками, а принесла с собой листочки, за каждый правильный ответ будет вручаться листок, а в конце урока посмотрим у кого получится красивый букет из осенних листьев.
3. Повторение пройденного
Какой месяц на дворе?
Октябрь - это настоящая осень.Листьев на деревьях не осталось, с каждым днём всё холоднее, идёт дождь и уже выпал снег.
Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты.
А при помощи чего они это делают?
Художники - ?
Поэты - ?
Композиторы - ?
У художников –краски, у поэтов-слова, у композиторов – только звуки.
Дети исполняют песню «Осень».
- О чём мечтают падающие листья, как об этом говорится в стихотворение «Листья» Федора Ивановича Тютчева, давайте вспомним.
Осеннюю природу любили воспевать писатели и поэты. Со стихотворениями каких поэтов мы с вами знакомились, назовите.
Кто сможет прочитать наизусть их стихи ?
« Уж небо осенью дышало.» А.С.Пушкин
«Осень» Бальмонт Константин Дмитриевич (Поспевает брусника.)
«Осень» Лермонтов Михаил Юрьевич ( Листья в поле пожелтели.)
4. Физпауза
Давайте представим, что мы осенние листья
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
5. Продолжение работы по теме урока
А) прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года» «Октябрь».
Молодцы ! Спасибо! А теперь осень зовёт нас с вами в картинную галерею, рассматривая рисунки мы будем слушать музыку замечательнейшего композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь».
Рояль тихо и печально начинает свой рассказ о том, как хочется человеку тепла, света и счастья. А счастья нету. Тоскливо и сумрачно на душе. «Осенняя песня» - тихая, печальная и красивая. В октябре лес полыхает пестрыми красками. Иногда ещё чувствуется дыханье бабьего лета. Но довольно часто оно уступает место моросящему дождю, холодному ветру, дерзко срывающему с деревьев ещё не отжившую листву.
Дома вы с помощью красок как маленькие художники изобразили осень разной: грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, золотой и серой.
Б) работа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
А вот какой увидел осень Исаак Ильич Левитан известнейший живописец – пейзажист. в своей картине.
- Расскажите, что мы видим на репродукции этой картины? Какое настроение? (Ответы детей)
Дивное у Левитана изображение осени, той поры, когда « весь день стоит как бы хрустальный» Радостное настроение звучит в этой картине.Сверкает золото берёз, багрянцем вспыхнула молодая осинка, побурела трава, холодна синяя гладь реки. Художник изобразил солнечный день. В реке отражается небо и невольно вспоминаются стихи Ф.И.Тютчева
Пустеет воздух птиц не слышно боле.
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле….
-Как бы вы назвали эту картину ?
- Она так и называется «Золотая осень».
- Какое чувство вызывает? Радостное чувство.
В) работа над стихотворением Некрасова Николая Алексеевича « Славная осень»
В нашем учебнике есть ещё одно стихотворение, связанное с осенней порой. Оно называется «Славная осень », написал его Николай Алексеевич Некрасов, поэт который восхищался родной природой, красотой её зеленых просторов, любил поля, и леса.
6.Проверка первичного восприятия.
1) -Внимательно послушайте стихотворение, определите его настроение.
Чтение учителем.
- Понравилось?
- Какое настроение создает ? Какие чувства вызывает? Выберите из предложенных вариантов или выберите своё. ( словарь настроений)
В стихотворении Н.А.Некрасова есть непонятные и сложные для чтения слова они выписаны на доску. Прочитаем их по слогам, затем плавно, целым словом:
Яд-рё-ный
Не-ок-реп-ший
Поб-лек-нуть
7. Словарная работа в парах.
(Слова и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)
- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу. А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.
Славная- (хороший, приятный, симпатичный)
Ядрёный- ( свежий, живительный, здоровый)
Поблекнуть- ( бледнеть, тускнеть)
Неокрепший (лёд) – слабый, хрупкий.
Пользуясь схемой сделайте расстановку логических пауз.
1) Проверьте
2) Соблюдая паузы прочитаем это стихотворение по 2 строчки. вслух
8. Повторное чтение стихотворения самими учащимися.
- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и:
-определите тему стихотворения.
- определите идею стихотворения.
-А теперь проверим ваше внимание:
- Что говорится
о воздухе
о льде
о речке
о листьях
ночи
- С чем сравнивается :
Лёд – сахар
Лед – мягкая постель
Листья – ковёр
10 Выразительное чтение вслух.
Желающие читают вслух.
Вернёмся к музыке Чайковского и картине Левитана, ребята, как вы думаете одинаково или по разному увидели осеннюю природу композитор, художник и поэт.( Ответы детей)
Подумайте, совпадает ли видение осенней поры композиторами, художниками, поэтами и ваши чувства, впечатления?
9. Подведение итогов, оценивание
Итак, сегодня на уроке мы с вами проследили, как одно и тоже явление природы -осень- изображают композиторы, художники, поэты. С какими произведениями мы познакомились? Что больше всего запомнилось?
У природы живые краски.
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить.
- А теперь поднимите листочки и выясним, кто же у нас лучший знаток осенней поры.
10. Домашнее задание (по выбору)
1 выразительное чтение
2 наизусть