Конспект открытого занятия "Музыка Рождества" предназначен для учителей музыки, педагогов дополнительного образования. Состав группы - обучающиеся 2 класса. Цель занятия - познакомить детей с разнообразием рождественской музыки.
ЗАДАЧИ:
Обучающие
1. Развивать и накапливать опыт слушания музыки, восприятия рождественских произведений
3.Учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие
1. Развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление.
2.Развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
Воспитательные
1.Формирование представления о едином культурном пространстве.
2.Формирование гражданской идентичности
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: Занятие сообщения новых знаний
ОБОРУДОВАНИЕ: cd-проигрователь, персональный компьютер, проектор, фортепиано, слайдовая презентация, аудио и видео материалы, макет вертепа, фигурки ангелов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия «Музыка Рождества». Сегодня вы познакомитесь с музыкой, воспевающей светлый праздник Рождества.
2.Введение в тему занятия. 7 января в России отмечают один из замечательных праздников, любимый всеми- Рождество.
Вопрос.
-Что означает слово рождество?
Ответ детей.
-День рождения.
-Кто родился в этот день? Иисус Христос.
-Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит царь
Вопрос: А почему царь? Ведь у него не было ни дворца, ни короны, ни войска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие
1. Развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление.
2.Развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
Воспитательные
1.Формирование представления о едином культурном пространстве.
2.Формирование гражданской идентичности
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: Занятие сообщения новых знаний
ОБОРУДОВАНИЕ: cd-проигрователь, персональный компьютер, проектор, фортепиано, слайдовая презентация, аудио и видео материалы, макет вертепа, фигурки ангелов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия «Музыка Рождества». Сегодня вы познакомитесь с музыкой, воспевающей светлый праздник Рождества.
2.Введение в тему занятия. 7 января в России отмечают один из замечательных праздников, любимый всеми- Рождество.
Вопрос.
-Что означает слово рождество?
Ответ детей.
-День рождения.
-Кто родился в этот день? Иисус Христос.
-Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит царь
Вопрос: А почему царь? Ведь у него не было ни дворца, ни короны, ни войска.
Называют его царем потому, что И.Х. открыл нам великие тайны жизни, добра, правды
-Когда родился Х., в мире произошло столько неожиданных, дивных чудес, что люди до сих пор не перестают удивляться.
Просмотр мультфильма о Рождестве
3.Основная часть занятия. Эти события легли в основу произведений искусства и прошлого и современности.
Просмотр картины Боттичелли «Рождество - на этой картине земное смешивается с небесным. В пещере родился Христос, перед ним в благоговении склонились Мария, Иосиф, паломники.
Прослушивание стихотворения С. Черного «Рождество» (Знакомство детей с литературным произведением о рождестве)
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»
-Праздник Рождества- это снег, тихо падающий за окном, это звездные ночи и запах свечей и елки и, конечно, рождественские напевы.
-Давайте исполним песню «Возле елки».
-Как она должна прозвучать?
-Куплет - в миноре, припев в мажоре.
Исполнение песни «Возле елки». Обсуждение характера песни
Просмотр иконы «Рождество».
-В центре иконы, перед вертепом изображена Богородица, она обращена к миру отныне она будет помогать всем страждущим, проходящим свой земной путь с верой и надеждой и любовью.
Просмотр иконы «Млекопитательница».
- На иконе изображена Богородица в момент кормления Младенца Иисуса. По преданию – такой её увидели волхвы, пришедшие в вертеп. Уникальность её в том, что это единственная икона «Млекопитательница» в России, и находится она в городе Тула, в Щегловском монастыре.
Тема Рождества Христова звучит и в литературе и в музыке. Во втором классе мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского. Сказка Гофмана и музыка балета Чайковского «Щелкунчик» ведёт нас в мир чудес, волшебства. Почему же так любят этот балет во всем мире взрослые и дети? Действие балета происходит на Рождество. В нём Чайковский средствами музыки воплотил идею борьбы Добра со Злом, победы Света над Мраком.
- А что такое балет?
-Это музыкальный спектакль, в котором только танцуют.
Просмотр видео фрагмента балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев»
-В балете Чайковский средствами музыки воплотил идею борьбы Добра со Злом, победы Света над Мраком
-Обратимся к словарю настроений и охарактеризуем звучание музыки.
-Придя на Русь, христианство не нарушило национальных традиций а наоборот обогатило культуру и быт.
Вертеп. Было принято славить Христа на улицах. В домах зажигали свечи, пели песни, устраивали вертеп. Вертеп - так называется изображение пещеры, внутри которого фигуры Святого семейства.
4.Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ.
Рассказывая о празднике Р. Я познакомила вас с разными произведениями искусства.
Что вы узнали на занятии?
С какой музыкой вы познакомились?
Чем запомнился урок, о чем расскажете дома?
Ответы:
-На уроке мы узнали историю о Рождестве Христовом
-О том, что это история изменила мир
-О том, что о празднике рассказывают все искусства.