kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока литературы и музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс:8

Автор УМК: под редакцией В.Я.Коровиной.

Тема урока: Приём контраста в литературе и музыке в рассказа Л.Толстого «После бала »

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство с новым композиционным приёмом – контрастом.

Деятельностная: развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока литературы и музыки »




Конспект интегрированного урока по литературе и музыке

в 8 классе МКОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка Саратовской области

по теме «Прием контраста в литературе и музыке в рассказе Л Толстого «После бала»




Подготовили и провели: учитель литературы — Данкова Галина Викторовна

Учитель музыки — Зенова Светлана Михайловна









ФИО учителя: Учитель литературы Данкова Галина Викторовна,учитель музыки Зенова Светлана Михайловна

Учебный предмет: литература, музыка

Класс:8

Автор УМК: под редакцией В.Я.Коровиной.

Тема урока: Приём контраста в литературе и музыке в рассказа Л .Толстого «После бала »

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство с новым композиционным приёмом – контрастом.

Деятельностная: развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - сказал К.Г.Паустовский

«Музыка – универсальный язык человечества», - сказал Г.Лонгфелло

-Сегодня на уроке слово и музыка помогут нам понять и эпоху 19 века, и идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

На рубеже двух эпох Л.Н.Толстой создал ряд произведений. Одно из них – рассказ «После бала».

- Какие события легли в основу этого произведения?

- Почему Толстой так назвал рассказ?

- На предыдущем уроке мы составляли план рассказа. Какие части мы в нем выделили?

- В чем особенность такого построения произведения? ( вступление и концовка выведены за рамки основного сюжета; основное повествование состоит из двух частей – бал и экзекуция)

- Как называется такая композиция?


2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.


-Что необычного вы увидели в построении основной части рассказа?

Словарная работа.


И такая резкая противоположность называется контрастом.


По литературоведческому словарю дать понятие о контрасте.


Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

- Определение понятия контраста мы прочитали в литературоведческом словаре. Значит ли это, что подобный прием используется только в литературе? Можно ли его использовать в музыке?

Противопоставление, контраст или антитеза -  художественный прием.Он заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу? 

- Как мы определим тему сегодняшнего урока?

Они противопоставлены друг другу





( образы, персонажи, художественные детали, музыка)

Записывают тему урока. Прием контраста в литературе и музыке в расскакзе Л .Толстого «После бала»

3. Организация познавательной деятельности.

- Обратимся к содержанию основной части рассказа. С чего начинается повествование? (С описания бала).

Слово «бал» пришло к нам из французского и происходит из латинского глагола «ballare», который означает «танцевать». Бал был элементом культуры 19 века. Но его можно рассматривать и как явление социальной жизни общества

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках .В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали.

-Как вы считаете, чем являлся бал для дворян 19 века?

Бал для дворян был местом отдыха и общения.

Существовал особый бальный этикет

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала 

Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера Гостей должен был встречать хозяин вечера

Бальный внешний вид строго регламентировался, все гости должны были быть в парадной одежде.

Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги. 

Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или отца.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую".

Приглашение на танец можно отклонить, если:

- танец уже обещан;

- дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;

- дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;

- приглашающий кавалер без перчаток.

Существовал на балах 19 века особый «язык вееров»

- веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";
- веер закрывается - "вы мне безразличны";
-открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";
-веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Вечер открывали полонезем – танцем-шествием. Вошел полонез в моду при Екатерине II. Длился 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие.

Второй танец на балах – вальс – «король балов» - самый знаменитый среди всех бальных танцев. Зародился в Австрии.Немного однообразный, состоит из одних и тех же повторяющихся движений. Танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале.

Середина бала- мазурка. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. При ее исполнении допускались разговоры.

В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов

1. Выделим картины бала в виде плана.

Контраст в композиции.


Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

Место действия


зала у предводителя

Описание улицы

Эмоциональное состояние героя




Портрет отца Вареньки




звуки



Вывод

Мир праздной, веселой, аристократической жизни

Мир суровой реальности

2. Описание бала занимает большую часть рассказа. Но ведь рассказ называется «После бала». Что изменилось? Почему? ( заполнить вторую часть таблицы).

3. - Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось?( звучит музыка – флейта, барабан)

- Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»?

- Чем отличается звучание мелодий на балу и после бала

3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.

Вывод. Толстой создает два мира, которые сталкиваются друг с другом:



Работа в парах, ответы каждого ученика.

Работа в группах, участие в дискуссии.

Сравнивают отобранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.


4.Самостоятельная работа.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Тесты с самопроверкой.

Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала.

5. Включение в систему знаний и повторения.

Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул?

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

Какие выводы сделаете из этих наблюдений?

Можно работать в парах

Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.

6. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?

-Остались ли довольны своей работой на уроке?

- Что мешало и что помогало достичь цели?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

- Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока?

Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке.

1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?»

2.Составьте синквейн : Варенька или полковник.

3. Напишите эссе «Моё мнение о полковнике».

Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания.

Учащиеся в группах выполняют задание.

Самоанализ.

Участие в диалоге.

Выставляют оценки в дневник.

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.














ТЕСТ


1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любвиИванаВасильевича.

.

Дать название музыкальному фрагменту:

а) Полонез
б) Мазурка
в) Полька
г) Вальс

. Какой из танцев исполняется самым первым:

а) Полонез

б) Мазурка

в) Полька
г) Вальс

Какой танец пришел в Россию из Парижа в 1810 году?

а) Полонез

б) Мазурка

в) Полька
г) Вальс

Танец , который вошел в моду при Екатерине II?



а) Полонез

б) Мазурка

в) Полька
г) Вальс




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект интегрированного урока литературы и музыки

Автор: Зенова Светлана Михайловна

Дата: 07.05.2015

Номер свидетельства: 208980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект интегрированного урока литературы и музыки "Ах, судьба, судьба...""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimuzykiakhsudbasudba"
    ["file_id"] => string(6) "333554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465408132"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект интегрированного урока (литература -музыка) на тему "Музыка в жизни и творчестве Льва Толстого". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-muzyka-na-tiemu-muzyka-v-zhizni-i-tvorchiestvie-l-va-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "125418"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414977870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-muzyka-informatika-mir-kompozitora"
    ["file_id"] => string(6) "102166"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483071"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект интегрированного урока на тему " Математика вокруг нас." "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-matiematika-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "140099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417876430"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект интегрированного урока "Силуэты времени" (культурная жизнь страны рубежа веков) "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-siluety-vriemieni-kul-turnaia-zhizn-strany-rubiezha-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "121356"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956201"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства