Конспект интегрированного урока "Силуэты времени" (культурная жизнь страны рубежа веков)
Конспект интегрированного урока "Силуэты времени" (культурная жизнь страны рубежа веков)
«Силуэты времени»
(культурная жизнь России на рубеже веков)
(интегрированный урок истории и литературы.). Цели и задачи:
? показать учащимся значимость культурного наследия изучаемого периода;
? дать представление о важных культурных процессах «серебряного века», основных представителях эпохи;
? воспитывать чувства патриотизма, любви, заинтересованности у учащихся к русскому искусству;
Форма урока: урок – диалог.
Оборудование:
? Выставка книг;
? Репродукции картин;
? Компьютер и мультимедийный проектор;
? Музыка Скрябина. На доске эпиграфы:
Истинная суть и смысл культуры в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать.
М. Горький. Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта.
Г. Гейне.
Вот он – голос эпохи, эпохи рубежа веков, воплощенный в слове и музыке; эпохи, которую мы должны увидеть наглядно через восприятие передовой части общества, а именно деятелей культуры и искусства.
Жить в обществе и быть оторванным от него нельзя, поэтому искусство всегда отражало самые злободневные проблемы своего времени.
Так какой же она была – эпоха рубежа конца XIX – начала XX века.
В стихотворении М. Волошина вы услышали тревогу за человека, обычного человека, которому трудно понять, что происходит, кто прав, кто виноват; который охвачен смятением, сомнениями, страхом. Это состояние человека найдет свое отражение в искусстве. Давайте обратимся к жизни страны этого периода, переходного от века к веку, чтобы понять, как развивалась культура.
Примечание: накануне учащимся было дано задание подготовиться к уроку по следующим направлениям:
? Характеристика эпохи рубежа веков.
? Особенности развития общественной и культурной жизни России.
? «Серебряный век» - уникальная эпоха в отечественной культуре.
? Русские мыслители, писатели, поэты, художники, композиторы о культуре рубежа веков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока "Силуэты времени" (культурная жизнь страны рубежа веков) »
Конспект урока
по истории в 11 классе.
«Силуэты времени»
(культурная жизнь России на рубеже веков)
(интегрированный урок истории и литературы.).
Цели и задачи:
показать учащимся значимость культурного наследия изучаемого периода;
дать представление о важных культурных процессах «серебряного века», основных представителях эпохи;
воспитывать чувства патриотизма, любви, заинтересованности у учащихся к русскому искусству;
Форма урока: урок – диалог.
Оборудование:
Выставка книг;
Репродукции картин;
Компьютер и мультимедийный проектор;
Музыка Скрябина.
На доске эпиграфы:
Истинная суть и смысл культуры в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать.
М. Горький.
Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта.
Г. Гейне.
Ход урока.
(Звучит музыка Скрябина и на ее фоне учитель истории читает стихотворение Максимилиана Волошина).
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других – лишенных всех корней –
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский –
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле…
В других весь цвет, вся гниль империй
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Вот он – голос эпохи, эпохи рубежа веков, воплощенный в слове и музыке; эпохи, которую мы должны увидеть наглядно через восприятие передовой части общества, а именно деятелей культуры и искусства.
Жить в обществе и быть оторванным от него нельзя, поэтому искусство всегда отражало самые злободневные проблемы своего времени.
Так какой же она была – эпоха рубежа конца XIX – начала XX века.
В стихотворении М. Волошина вы услышали тревогу за человека, обычного человека, которому трудно понять, что происходит, кто прав, кто виноват; который охвачен смятением, сомнениями, страхом. Это состояние человека найдет свое отражение в искусстве.
Давайте обратимся к жизни страны этого периода, переходного от века к веку, чтобы понять, как развивалась культура.
Выступление ученика: дается краткая характеристика эпохи.
Кризисные явления в экономической жизни конца XIX – начала XX века в России своими корнями уходят в реформы 60-х годов XIX века. Более демократичный экономический порядок пореформенной поры делал подвижными и политически активными широкие социальные слои населения. Но была у пореформенных процессов и оборотная сторона. С 1881 года, когда крестьяне должны были окончательно выплатить долги своим бывшим владельцам, начинается быстрое обнищание русской деревни.
Предвестия будущих социальных взрывов проявляются особенно заметно в голодные 90-е годы, когда становится очевидной задача срочно и радикально решить аграрный вопрос в России: дело в том, что реформа 1861 года, освободив крестьянина по отношению к помещику, не освободила его по отношению к общине. Вплоть до столыпинской реформы крестьяне так и не могли отделиться от общины, от которой они получали землю.
Община на рубеже веков оставалась важнейшим экономическим и идеологическим феноменом.
Ведь даже самоопределение всех крупнейших политических партий было связано с их отношением к общине. Единства во взглядах на общину не существовало: от уничтожения ее, до сохранения общины и переходу к другим формам хозяйствования.
В то же время, благодаря реформам, стремительно развивается капитализм, особенно в промышленности: промышленное производство утраивается, быстро растут промышленные центры, складывается мощная плеяда российских промышленников. В этих условиях с середины 90-х годов важным течением общественной мысли становится марксизм, оказавший заметное влияние на развитие культуры.
Также огромное значение для судеб русской культуры имела и русско-японская война, и первая русская революция.
Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли, выпускается философско-публицистический сборник «Вехи», сыгравший важную роль в истории культуры России XX века.
Позднее, уже в наше время, А.И. Солженицын скажет, что «Вехи» «и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего».
А участие России в Первой мировой войне, поставившей страну на грань катастрофы, окончательно привело к концу старой и началу новой эпохи русской истории.
Причем, это произошло в результате акта социального насилия – революции и гражданской войны.
Учитель истории:
Да, совершенно верно. Эпоха рубежа веков для России оказалась как бы сотканной из противоречий. С одной стороны, стремительно развивающаяся промышленность, концентрация производства и пролетариата, развитие новейших отраслей производства, а с другой – крайне отсталое сельское хозяйство, масса нерешенных проблем в аграрном секторе: выкупные платежи, община, помещичья собственность на землю и другие.
С одной стороны, стремительное развитие капитализма, формирование гражданского общества, а с другой – пережитки феодализма, главным из которых был абсолютизм.
Рубеж веков – это эпоха бурь и потрясений, недоверия и сомнений. Как легко потеряться в ней человеку, где найти ответы на мучающие его вопросы?
Как всегда в трудные минуты человек обращается к искусству. А культурная жизнь, как и все остальное в России, оказалась полной противоречий: с одной стороны, Россия самая неграмотная страна, со слабо развитой системой образования, а с другой – колоссальные успехи в научной сфере, огромное количество открытий снискавших славу России на мировом уровне.
Высокая степень неграмотности и уникальное творчество русских писателей, композиторов, художников, внесших большой вклад в мировую художественную культуру.
(звучит музыка)
Учитель истории:
Вы услышали тревогу в музыке Скрябина. Она предвещает огромные перемены в жизни общества, страны, целого народа. Какие будут эти перемены, что они принесут? Этими вопросами и задается искусство рубежа веков.
На эти вопросы ищут ответы музыканты, художники, поэты.
Так какие же особенности общественной и культурной жизни этого периода вы можете выделить?
Выступление ученика: дается краткая характеристика особенностей.
Начало XX века – переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей.
Кризисность – вот ключевое слово эпохи. Упадок, разрушение, возрождение, перелом – эти слова резко наращивают свою частотность.
Духовные контуры времени отражены в заголовках книг: «Без дороги», «На повороте» - называет свои повести Вересаев;
«Закат старого времени» - роман-хроника Амфитеатрова, «У последней черты» - Арцыбашева.
А названия сборников: «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу», литературный манифест – «Идите к черту».
Все это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.
Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И, хотя, подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах Запада.
Расцвет культуры в этот период был беспрецедентный. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники.
Среди них нужно назвать имена Павлова, Мечникова, Лебедева, Циолковского, Чехова, Горького, Блока, Гумилева, Ахматовой, Цветаевой, Есенина, Маяковского, Врубеля, Малевича, Кандинского, Скрябина, Рахманинова и многих других.
Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием «серебряного века» русской культуры.
Учитель истории:
«Серебряный век» - уникальный период в истории русской культуры. Так почему же этот период получил такое яркое название, в чем его сущность?
Дайте характеристику этого понятия.
Выступление ученика: дается краткая характеристика «серебряного века».
Понятие «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры рубежа веков.
Вначале его использовали только для характеристики поэтического творчества, но позднее его стали применять как обозначение всей духовной культуры начала века.
Вот как А. Блок характеризует это время – время рубежа столетий.
(ученик читает отрывок из стихотворения А. Блока «Два века»)
Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий,
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,
И дарований половинных
(Так справедливей - пополам!), Век не салонов, а гостиных, Не Рекамье,- а просто дам...
Век буржуазного богатства (Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела... А человек? - Он жил безвольно: Не он - машины, города,
«Жизнь» так бескровно и безвольно Пытала дух, как никогда...
Тот век немало проклинали
И не устанут проклинать.
И как избыть его печали?
Он мягко стлал - да жестко спать...
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всёх прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер… И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Что ж, человек? - 3а ревом стали, В огне, в пороховом дыму, Какие огненные дали
Открылись взору твоему? Так, очевидно, не случайно
В сомненьях закалял ты дух,
Участник дней необычайных! Открой твой взор, отверзи слух,
И причастись от жизни смысла,
И жизни смысл благослови,
Чтоб в тайные проникнуть числа
И храм воздвигнуть - на крови.
Учитель истории:
Пожалуйста, еще ваши добавления к характеристике «серебряного века»?
Выступление ученика: дается краткая характеристика «серебряного века».
Необходимо так же отметить, что понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного, двух и даже нескольких десятков художников, писателей, композиторов.
Оно характеризует скорее «дух эпохи». Дело в том, что сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала писателей, художников на своемыслие.
Если что и было дефицитным на культурном аукционе «серебряного века», то никак не яркость и талантливость, а ценности иного рода – терпимость и скромность притязаний.
Но все деятели культуры были едины в главном – в признании исключительности своей эпохи.
Итак, по моему мнению, «серебряный век» - это не только временной отрезок истории русской культуры (1892 – 1917гг.), но и особое отношение писателей, художников, ученых и композиторов ко времени и к своей миссии в истории.
Учитель истории:
Кто еще может что добавить к характеристике «серебряного века»?
Выступление ученика: дается краткая характеристика «серебряного века».
На мой взгляд, «серебряный век» - это проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры рубежа веков.
Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, композиторов, художников определили колоссальный рывок России, ее прорыв к тому, о чем издавна мечтало человечество.
Ощущение рубежности, кризисности, катастрофичности своего времени, того пути, которым шла Россия, глухим колоколом звучит в стихах поэтов «серебряного века»:
…скорбь великая растет в душе у всех
Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?
Каким путем, куда идешь ты, век железный?
Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной? –
писал Д.С. Мережковский.
А А. Блок, размышляя об итогах первой русской революции, писал: «Революция совершилась не только в этом, но и иных мирах, она и была одним из проявлений… тех событий, свидетелями которых мы были в наших собственных душах. Как сорвалось что-то в нас, так сорвалось оно и в России».
Разлом, катастрофичность: не только времени, но и сознания определяли новую по отношению к великим традициям русской литературы идеологию.
Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века», но сквозь перипетии революции, войн, эмиграцию, через огонь и кровь, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, огромную веру в то, что «Россия будет великой», что
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах
Возникнет праведная Русь.
(М. Волошин)
(звучит музыка)
Учитель истории:
Если «серебряный век « своими корнями уходит в век XIX, названный золотым и продолжает традиции, начатые Пушкиным, то давайте проведем аналогию этих двух периодов, выявляя сходство и различия.
Выступление ученика: дается анализ сравнения двух веков.
Понятия «золотой век», «серебряный век», «железный век», характеризующие исторические эпохи, этапы человеческой жизни, встречаются еще в античной литературе, проходят через творчество русских поэтов.
И если «золотым веком» принято называть период, освященный гением Пушкина, то «серебряный век» не имеет своего лидера. Делались попытки назвать его «горьковским периодом», потом «блоковским», но главная особенность состояла в том, что он создавался ярчайшими индивидуальностями, различными по своим творческим исканиям, особенностям мировоззрения, ожесточенно друг с другом спорившими. Их объединяли не только хронологические рамки рубежа веков, но и, прежде всего осознание своей эпохи как совершенно исключительной, соединяющей в себе «опыт веков».
Поэтому рубеж веков и стал подлинным «серебряным веком», расцветом русской духовности, давшей миру блистательные научные и художественные открытия.
Есть времена, когда основные художественные открытия совершаются в прозе, что было характерно для второй половины XIX века, а есть периоды, когда именно поэзия является главным рупором эпохи. Как правило, это свойственно бурным историческим периодам, временам кризиса, ломки, потрясений. Так было и в Пушкинскую эпоху, так стало и в период рубежа столетий. Именно к таким временам применимы слова немецкого поэта Г. Гейне: «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта».
Ощущение «расколовшегося мира» на рубеже веков, разочарование в прежних идеалах, предчувствие неотвратимой гибели привычного уклада жизни, пересмотра всех ценностей прекрасно переданы А. Блоком в поэме «Возмездие».
(ученик читает отрывок из поэмы А. Блока «Возмездие»)
Какие ж сны тебе, Россия,
Какие бури суждены?..
Но в эти времена глухие
Не всем, конечно, снились сны…
Да и народу не бывало
На площади в сей дивный миг
(Один любовник запоздалый
Спешил, поднявши воротник…).
Но в алых струйках за кормами
Уже грядущий день сиял,
И дремлющими вымпелами
Уж ветер утренний играл,
Раскинулась необозримо
Уже кровавая заря,
Грозя Артуром и Цусимой,
Грозя Девятым января…
Обращение внимания учащихся на выставку книг по художественной культуре периода рубежа веков.
Учитель истории:
Но этот период связан не только с поэзией, но и живописью, музыкой, театром. А как эти виды искусства передают содержание эпохи? Что мы можем почувствовать?
Выступление ученика:
Такие же ощущения, как и в литературе, можно обнаружить и в творчестве многих художников и композиторов. Например, полное мятежной страсти, проникнутое стремлением осмыслить мир, творчество Врубеля.
Много раз художник обращался к темам, которые встречаются и в литературе этого времени. До нас дошли уникальные шедевры «Демон (сидящий)», «Демон поверженный», иллюстрации к лермонтовской поэме, эскизы декораций к опере Рубинштейна, неоконченная картина «Летящий демон».
Только смерть прервала работу над этим образом, который ощущался самим художником и его современниками как символ, воплощающий дух эпохи.
Учитель истории:
На мой взгляд, одной из самых сильных картин, передающих дух эпохи, является «Демон поверженный», к которой мы сейчас и обратимся.
Учитель литературы, выступающий в роли искусствоведа: (дается описание картины).
С небес он рухнул в бездну. Бессильно распластано его тело на дне глубокого ущелья, сломаны крылья, и таинственный лиловый мрак окутывает пропасть. Его лицо, нет, не лицо, а лик, прекрасный и ужасный одновременно, исполнен гордыми и нечеловеческими страданиями.
Лучезарные краски ложатся на вершины гор; там, за горами, живой, солнечный и теплый мир, недоступный обреченному на гибель. Он сам отверг себя от мира. Восстав против бога, его мятежный дух, познав тайны мирозданья, достиг абсолютной свободы. Во имя чего? Ему ничего не надо. Он презирает добро и зло, равнодушен к небу и земле. Он должен был погибнуть, и он погиб, рухнув в пропасть, ломая крылья, в последний раз устремив пылающий взор в себя, в глубины сломанного, но непокоренного духа.
Это Демон Лермонтова и в то же время Демон XX века, Демон Врубеля, Демон Блока.
Как брат болезненный на брата
Здорового порой похож:
Тот самый отсвет красноватый
И выраженье власти то ж,
И то же порыванье к бездне.
Но – тайно околдован дух
Усталым холодом болезни,
И пламень действенный потух,
И воли бешеной усилье
Отягчены сознаньем. Так
Вращает хищник мутный зрак,
Большие расправляя крылья…
(А. Блок)
«Врубель мне близок жизненно», - писал Блок через несколько дней после кончины художника.
Падший с неба на острые вершины гор Демон оказался среди хаотичного, прекрасного, фантастического пейзажа. Кажется, что могучие крылья Демона при падении разрезали своими острыми краями вечные снега гор, их большие голубовато-розовые, таинственно-лиловые от заходящего солнца глыбы, как и золото изломанных крыльев Демона, бронза павлиньих перьев, на которых лежит фигура, составляют основной фон картины. Природа отнюдь не спокойна и не безмятежна; кажется, она приобрела что-то от трагического беспокойства Демона. Горные вершины и изгиб тела Демона кажутся «перекатывающимися», как волны, цветовые пятна также создают сложный, причудливый и тревожный внутренний ритм.
Обращают на себя внимание небольшие по сравнению с грандиозностью окружающих гор размеры фигуры демона, неестественно вытянутое тело, «плети изломанных рук», по выражению Блока, изломанные крылья, но главное – лицо, на котором поражают страданием, бессилием и в то же время мрачной гордостью огромные глаза. И пейзаж, и образ Демона решены в нереалистической, условной манере. И современникам открывалась в картине трагедия времени, трагедия человека.
Врубелевский демон стал символом протеста и бунтарства, краха и гибели тщеславных человеческих помыслов. В нем видели выражение умонастроения эпохи: безверия, страдания, мучительных поисков и невозможности раскрытия сокровенных тайн бытия. Вот что писал о своем восприятии этой картины Блок: «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только название трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему».
Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени».
Подобное впечатление от картины заключено и в послании Брюсова «М.А. Врубелю»:
И в час на огненном закате
Меж гор превечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.
И там, в торжественной пустыне
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица.
Врубель воплотил трагедию своего поколения – его индивидуализм, смятение и растерянность перед лицом времени и грядущими переменами, страстное отрицание косности мещанского существования, светлую и неодолимую мечту о прекрасном и свободном человеке, о другом, лучшем мире. И вновь вспомним слова Блока: «В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…»
(звучит музыка)
Учитель литературы:
Я думаю, что эта картина не оставила вас равнодушными, что она действительно явилась олицетворением этой эпохи, эпохи бурь и потрясений.
А какие чувства она у вас вызвала?
(ответы учащихся)
Учитель литературы:
Да, совершенно очевидно, что в образе демона отражена дума этого трагически неустойчивого времени. И не случайно этот образ снова входит в искусство.
Родственные врублевскому демону образы мы находим в творчестве Блока, Серова, Скрябина. Эти образы, - писал исследователь творчества Скрябина Дельсон – захватывают огромным эмоциональным накалом, они даны в наиболее острых ситуациях, коллизиях, как бы зафиксированы в моменты наивысших драматических столкновений. Здесь все – на грани возможного и невозможного, на пределе естественного восприятия, за которым – катастрофа, гибель. Отсюда необычайная взрывчатость этого искусства и необычайная сила, магия его воздействия.
Учитель истории:
Ощущение катастрофичности времени, чреватого общественными потрясениями, ожидание того, что неизбежны «невиданные перемены, неслыханные мятежи» было свойственно едва ли не всем деятелям «серебряного века». Стихи большинства поэтов наполнены картинами «Руси взметенной», ужасом крови и насилия, потрясенной болью за человека.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других, -
с пронзительной болью восклицал М. Волошин, призывая современников сохранить в себе Человека в это мятущееся время. От мысли о трагическом одиночестве человека в годы безвременья до непобедимой уверенности в расцвете России. Этот путь прошли поэты и художники «серебряного века» вместе с Волошиным.
Но я верю, расступится бездна!
И во всей полноте бытия –
Всенародно, всемирно, всезвездно –
Просияет правда твоя!
Максимилиан Волошин не был одинок в своей вере в будущее России.
Давайте послушаем русских философов.
Выступления учеников:
Н. Бердяев: «С древних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. В России давно уже возрождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда центр мировой духовной жизни будет в ней».
И. Ильин: «На Руси всегда жила «глубокая, никогда не прекращающаяся, никогда не истощающаяся жажда праведности, мечта о совершенстве».
«Быть русским – это значит не только говорить по-русски. Это, значит, воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность. И, наконец, быть русским – значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители».
А. Трубецкой: «Россия должна пройти свой трудный путь, чтобы обрести «идеальный духовный облик». В том порукой нам – наше великое искусство… тот гениальный творческий дар, который явился в произведениях наших художников.
Любовь к России родила эти чудные образы и звуки, и творческая сила этой любви доказывает, что жива Россия.
По словам Достоевского, красота спасет мир. Будем же верить в тот дальний, прекрасный, новый мир, в котором само пространство станет песнью. В нем Родина – навеки наша».
Учитель истории:
В связи с этим, хочу обратить ваше внимание на слова М. Горького, вынесенные в качестве эпиграфа: «Истинная суть и смысл культуры в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать».
Как вы понимаете эти слова?
(ответы учащихся)
Подводя итог всему сказанному, хочется обратиться к словам А. Никитина: «Русская земля да будет Богом хранима! На этом свете нет страны, подобной ей. Да станет русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость».
Таким образом, подтверждая мысль русских философов о великом будущем России, ее духовности, культуре я вновь хочу обратиться к строкам из стихотворения М. Волошина «Заклинание»:
Из крови пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.
Я за нее за всю молюсь!..
На этой ноте мы и закончим наш урок «Силуэты времени», унося с него согласие с мыслями Волошина.
Домашнее задание: напишите эссе на тему: «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества».
(Н. Бердяев).
Примечание: накануне учащимся было дано задание подготовиться к уроку по следующим направлениям:
Характеристика эпохи рубежа веков.
Особенности развития общественной и культурной жизни России.
«Серебряный век» - уникальная эпоха в отечественной культуре.
Русские мыслители, писатели, поэты, художники, композиторы о культуре рубежа веков.