kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока на тему " Математика вокруг нас."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок в 9классе «Математика вокруг нас»

Цели: разностороннее развитие личности, расширение знаний учащихся о предмете и развитие интереса к предмету ; развитие внимания, эрудиции; воспитание чувства коллективизма.

Задачи: показать связь математики с другими предметами; использование математики в жизни.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

Урок  ведут двое учителей  в форме диалога.

Песня: «Нагружать всё больше нас...»

1у: Ох уж эта математика, она длинным шлейфом тянется, начиная с первого класса и до окончания, школы.

2у: Все мы прекрасно знаем, как она трудно даётся бедным детям, несчастным их родителям и нам, горе - учителям.

1у: Так уж ли и страшна математика? Многие задаются вопросом, для чего нужна математика, где конкретно используются те или иные её разделы?

2у: Давайте посмотрим, как же связаны все эти иксы, логарифмы с нашей повседневной жизнью и предметами в школе.

1у: А поможете нам сегодня в этом разобраться вы, ребята.

2у: Что бы урок прошёл более эффективно –проведём его в виде соревнования/класс делится на две группы/.

1у: Какая теорема чаще всего используется в геометрии?

2у: Я думаю, что это теорема Пифагора.

1у: А, знаете ли вы, что Пифагор сделал огромный вклад в развитие музыки.

Звучит Бах. Фуга.

Рассказ уч-ся: Пифагора по праву считают творцом акустики и основоположником теории музыки. Арифметика - учение о количестве, выражаемое числом:; музыка - учение, которое рассматривает числа по отношению в звуке; благодаря счастливому союзу, музыка получила прочный математический фундамент гамм и универсальный язык нот. Согласно преданию, сам Пифагор обнаружил, что приятное слуху созвучия - консонансы, т.е. созвучия, получаются лишь в том случае, когда длины струн относятся как целые числа первой четверки, т. е. как 1:2, 2:3, 3:4.

Закон целочисленных отношений в консонансах был открыт Пифагором. Два закона легли в основу пифагорейской теории музыки.

Закон I. Две звучащие струны дают консонанс лишь тогда, когда их длины относятся как. целые числа, составляющие треугольное число 10=1+2+3+4, т.е. как 1:2, 2:3, 3:4.

Закон 2. четверка чисел: 1,2,3,4 - тетраэдр - лежит в основе построения различных музыкальных ладов. Лады состоят из основных ступеней, В основу гаммы пифагорейцы положили интервал октава - восемь. Далее октаву разделили на благозвучные части, и Пифагор обнаружил приятные слуху созвучия: квинта - пятая

ступень, кварта - четвертая, октава - восьмая. Основа всей музыки - тетрахора. По преданию, ещё в античном мире четыре струны настраивались по тетраэдру.

Весь мир, утверждал Пифагор, есть распределенная по числам гармония.

После создания точной математической теории струны, поняв, что любой музыкальный инструмент - всего-навсего «физико-акустический прибор», музыку уже не отделить от математики. Математическому анализу подлежат и звук, и тембр, и лад, и гармония. Пифагор создал математическую теорию музыки. Слушая как звучат медные чаши Иоганн Себастьян Бах первым продемонстрировал достоинства темперированного строя, созданного когда-то Пифагором. Бах сочинил 48 прелюдий и фуг во всех возможных тональностях, помещённых в два сборника, которые называются «Хорошо темперированный клавир».

Доигрывает Бах.

Первым музыкальным инструментом Пифагора был монохорд («однострун»). Монохорд - один из первых шагов по пути к рождению фортепиано. Монохорду было суждено сыграть в истории музыки огромную роль. Он является предком нынешнего фортепиано.

2у: Мы с вами продолжим на этой высокой ноте и послушаем немного классической музыки.

1у: А нашим командам предложим определить названия и композиторов звучащих произведений.

Звучит попурри из классических произведений.

Команды сдают ведущим ответы.

Сейчас прозвучали следующие мелодии:

  1. М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила».
  2. В.А. Моцарт «Колыбельная».
  3. Н. Паганини «Полёт шмеля».
  4. П.И. Чайковский вальс цветов из балета «Щелкунчик».
  5. И. Штраус «Сказки венского леса».
  6. Л.В. Бетховен «Ода радости» из сонаты №9 ре минор.
  7. Вивальди.

2у: Раз уж мы завели разговор о великом Пифагоре, давайте отдадим ему должное.

1у: Если дан нам треугольник и притом с прямым углом,

 то квадрат гипотенузы мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим -

И таким простым путем

К результату мы придем.

2у: И предложим командам, придумать какую - либо задачу с использованием теоремы Пифагора. У вас время, пока звучит музыка.

Звучит музыка.

Листы с работами сдаются ведущим.

1у: Все по жизни мы хотим быть красивыми: модные костюмы, стильные брючки.

Показ моделей под музыку/если командам было дано домашнее задание или показ презентации/.

2у: Но мало кто задумывается, что уроки технологии напрямую связаны с уроками алгебры и геометрии.

Выступление уч-ся о выкройке.

1у: Для того, чтобы сшить модную вещь необходимо:

  • Снять мерки, т.е. измерить. Для этого нужно знать единицы длины и переход от одних единиц к другим.
  • Выполнить расчеты, т.е. найти значения выражений.
  • Построить выкройку, т.е. выполнить геометрические построения, сделать чертеж, например, для построения проймы надо уметь строить биссектрису угла.

2у: А нашим командам предлагается придумать модель одежды на этих очаровательных кукол, и записать какие геометрические фигуры использовались при выполнении работы. Это задание только для девочек, а мальчикам мы предлагаем составить новогодний подарок мамам, используя лоскутную технику.

Звучит музыка.

Сдача работ ведущим.

         1у: Раз уж мы завели разговор о построениях и чертежах, давайте посмотрим...

        2у:     Вот строительство большое.

Прежде чем его начать,

Нужно все ещё подробно

Начертить и рассчитать.

А иначе рамы будут с перекосом,

Потолок провалится,

А кому, друзья, скажите,

Это может нравиться?

1у: Для десятиклассников предмет черчение уже в прошлом. Давайте посмотрим насколько хорошо они его изучали.

          2у:    На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами соответствующих элементов аксонометрического изображения прочитайте фразу великого Леонарда да Винчи./ Слайд №1/.

          Чтение по чертежу фразы. «Где крик, там нет истинного знания».

Сдача работ ведущим. Кто быстрее, зачитывает фразу.

1у: Это понятно, математика в химии, технологии, физике, и даже в музыке, но в литературе уж её точно не должно быть.

         2у:Как это нет? А давайте спросим у наших информаторов.

Выступление уч-ся.

Математика оставила свой след в поэзии и литературе. Одним из ритмических элементов силлаботанического стиха является то или иное количество стоп в стихе. В зависимости от различного количества стоп ритмический строй стихов, основанных на одних и тех же размерах, меняется, звучит по разному. Сравним строки из двух пушкинских произведений, написанных ямбом.

Отсель сорвался раз обвал

И с тяжким грохотом упал...

Октябрь уж наступил, уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

           В первом случае перед нами четырехстопный ямб, во втором - шестистопный. Увеличение количества стоп в приведенных стихах усиливает повествовательную интонацию поэты.

Для придания стихотворному произведению формы непринужденного живого рассказа, поэты создают разностопные стихи. Наиболее часто это встречается в баснях, представляющих собой сжатое стихотворное повествование. Вот, например, отрывок басни Крылова «Волк на псарне»:

Псари кричат: « ахти, ребята, вор!»

 - И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ружьём.

«Огня! - кричат, - огня!»

 - пришли с огнём.

Схема этих стихов, посмотрите, ударные слоги в строчках состоят из четных чисел:

2,4,8,10

2,4,8

        2,4,6,8

        2,4,6

2.4.6.8.10

1у: А нашим командам предоставляется возможность проявить себя в конкурсе чтецов.

Чтение стихов.

          2у: Вы, какой любите сок?

          1у: Томатный, с солью.

          2у: Интересно, какая концентрация соли тогда получается в этом соке?

          1у: Этим занимается предмет химия.

2у: А вот посмотри, даже стаканчики, из которых мы пьём сок, сделаны из полимерных материалов.

1у: Да, изделия из пластмассы очень прочно вошли в нашу жизнь. Многие деревянные, стеклянные, железные изделия заменяются полимерными материалами. А нужна ли математика в химии?

2у: Это мы как раз сейчас предложим выяснить нашим командам, предложив им решить задачу по химии, и не только решить, но и выяснить какие разделы математики используются при решении данной задачи . Решение задач.

Предлагаем командам прокомментировать решение задачи.

Подведение итогов.

        1у: А о связях математики с другими предметами и сферами деятельности, мы поговорим с вами в следующий раз, а сейчас подведём итог вашей работы.

 

3. Подведение итогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока на тему " Математика вокруг нас." »

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №1»


Интегрированный урок в 9классе «Математика вокруг нас»

автор работы: учитель математики Сергеева С.А.

Цели: разностороннее развитие личности, расширение знаний учащихся о предмете и развитие интереса к предмету ; развитие внимания, эрудиции; воспитание чувства коллективизма.

Задачи: показать связь математики с другими предметами; использование математики в жизни.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

Урок ведут двое учителей в форме диалога.


«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле»

(А. Н. Крылов).

Песня: «Нагружать всё больше нас...»

1у: Ох уж эта математика, она длинным шлейфом тянется, начиная с первого класса и до окончания, школы.

2у: Все мы прекрасно знаем, как она трудно даётся бедным детям, несчастным их родителям и нам, горе - учителям.

1у: Так уж ли и страшна математика? Многие задаются вопросом, для чего нужна математика, где конкретно используются те или иные её разделы?

2у: Давайте посмотрим, как же связаны все эти иксы, логарифмы с нашей повседневной жизнью и предметами в школе.

1у: А поможете нам сегодня в этом разобраться вы, ребята.

2у: Что бы урок прошёл более эффективно –проведём его в виде соревнования/класс делится на две группы/.

1у: Какая теорема чаще всего используется в геометрии?

2у: Я думаю, что это теорема Пифагора.

1у: А, знаете ли вы, что Пифагор сделал огромный вклад в развитие музыки.

Звучит Бах. Фуга.

Рассказ уч-ся: Пифагора по праву считают творцом акустики и основоположником теории музыки. Арифметика - учение о количестве, выражаемое числом:; музыка - учение, которое рассматривает числа по отношению в звуке; благодаря счастливому союзу, музыка получила прочный математический фундамент гамм и универсальный язык нот. Согласно преданию, сам Пифагор обнаружил, что приятное слуху созвучия - консонансы, т.е. созвучия, получаются лишь в том случае, когда длины струн относятся как целые числа первой четверки, т. е. как 1:2, 2:3, 3:4.

Закон целочисленных отношений в консонансах был открыт Пифагором. Два закона легли в основу пифагорейской теории музыки.

Закон I. Две звучащие струны дают консонанс лишь тогда, когда их длины относятся как. целые числа, составляющие треугольное число 10=1+2+3+4, т.е. как 1:2, 2:3, 3:4.

Закон 2. четверка чисел: 1,2,3,4 - тетраэдр - лежит в основе построения различных музыкальных ладов. Лады состоят из основных ступеней, В основу гаммы пифагорейцы положили интервал октава - восемь. Далее октаву разделили на благозвучные части, и Пифагор обнаружил приятные слуху созвучия: квинта - пятая

ступень, кварта - четвертая, октава - восьмая. Основа всей музыки - тетрахора. По преданию, ещё в античном мире четыре струны настраивались по тетраэдру.

Весь мир, утверждал Пифагор, есть распределенная по числам гармония.

После создания точной математической теории струны, поняв, что любой музыкальный инструмент - всего-навсего «физико-акустический прибор», музыку уже не отделить от математики. Математическому анализу подлежат и звук, и тембр, и лад, и гармония. Пифагор создал математическую теорию музыки. Слушая как звучат медные чаши Иоганн Себастьян Бах первым продемонстрировал достоинства темперированного строя, созданного когда-то Пифагором. Бах сочинил 48 прелюдий и фуг во всех возможных тональностях, помещённых в два сборника, которые называются «Хорошо темперированный клавир».

Доигрывает Бах.

Первым музыкальным инструментом Пифагора был монохорд («однострун»). Монохорд - один из первых шагов по пути к рождению фортепиано. Монохорду было суждено сыграть в истории музыки огромную роль. Он является предком нынешнего фортепиано.

2у: Мы с вами продолжим на этой высокой ноте и послушаем немного классической музыки.

1у: А нашим командам предложим определить названия и композиторов звучащих произведений.

Звучит попурри из классических произведений.

Команды сдают ведущим ответы.

Сейчас прозвучали следующие мелодии:

  1. М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила».

  2. В.А. Моцарт «Колыбельная».

  3. Н. Паганини «Полёт шмеля».

  4. П.И. Чайковский вальс цветов из балета «Щелкунчик».

  5. И. Штраус «Сказки венского леса».

  6. Л.В. Бетховен «Ода радости» из сонаты №9 ре минор.

  7. Вивальди.

2у: Раз уж мы завели разговор о великом Пифагоре, давайте отдадим ему должное.

1у: Если дан нам треугольник и притом с прямым углом,

то квадрат гипотенузы мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим -

И таким простым путем

К результату мы придем.

2у: И предложим командам, придумать какую - либо задачу с использованием теоремы Пифагора. У вас время, пока звучит музыка.

Звучит музыка.

Листы с работами сдаются ведущим.

1у: Все по жизни мы хотим быть красивыми: модные костюмы, стильные брючки.

Показ моделей под музыку/если командам было дано домашнее задание или показ презентации/.

2у: Но мало кто задумывается, что уроки технологии напрямую связаны с уроками алгебры и геометрии.

Выступление уч-ся о выкройке.

1у: Для того, чтобы сшить модную вещь необходимо:

  • Снять мерки, т.е. измерить. Для этого нужно знать единицы длины и переход от одних единиц к другим.

  • Выполнить расчеты, т.е. найти значения выражений.

  • Построить выкройку, т.е. выполнить геометрические построения, сделать чертеж, например, для построения проймы надо уметь строить биссектрису угла.

2у: А нашим командам предлагается придумать модель одежды на этих очаровательных кукол, и записать какие геометрические фигуры использовались при выполнении работы. Это задание только для девочек, а мальчикам мы предлагаем составить новогодний подарок мамам, используя лоскутную технику.

Звучит музыка.

Сдача работ ведущим.

1у: Раз уж мы завели разговор о построениях и чертежах, давайте посмотрим...

2у: Вот строительство большое.

Прежде чем его начать,

Нужно все ещё подробно

Начертить и рассчитать.

А иначе рамы будут с перекосом,

Потолок провалится,

А кому, друзья, скажите,

Это может нравиться?

1у: Для десятиклассников предмет черчение уже в прошлом. Давайте посмотрим насколько хорошо они его изучали.

2у: На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами соответствующих элементов аксонометрического изображения прочитайте фразу великого Леонарда да Винчи./ Слайд №1/.


Чтение по чертежу фразы. «Где крик, там нет истинного знания».

Сдача работ ведущим. Кто быстрее, зачитывает фразу.

1у: Это понятно, математика в химии, технологии, физике, и даже в музыке, но в литературе уж её точно не должно быть.

2у:Как это нет? А давайте спросим у наших информаторов.

Выступление уч-ся.

Математика оставила свой след в поэзии и литературе. Одним из ритмических элементов силлаботанического стиха является то или иное количество стоп в стихе. В зависимости от различного количества стоп ритмический строй стихов, основанных на одних и тех же размерах, меняется, звучит по разному. Сравним строки из двух пушкинских произведений, написанных ямбом.

Отсель сорвался раз обвал

И с тяжким грохотом упал...

Октябрь уж наступил, уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

В первом случае перед нами четырехстопный ямб, во втором - шестистопный. Увеличение количества стоп в приведенных стихах усиливает повествовательную интонацию поэты.

Для придания стихотворному произведению формы непринужденного живого рассказа, поэты создают разностопные стихи. Наиболее часто это встречается в баснях, представляющих собой сжатое стихотворное повествование. Вот, например, отрывок басни Крылова «Волк на псарне»:

Псари кричат: « ахти, ребята, вор!»

- И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ружьём.

«Огня! - кричат, - огня!»

- пришли с огнём.

Схема этих стихов, посмотрите, ударные слоги в строчках состоят из четных чисел:

2,4,8,10

2,4,8

2,4,6,8

2,4,6

2.4.6.8.10

1у: А нашим командам предоставляется возможность проявить себя в конкурсе чтецов.

Чтение стихов.

2у: Вы, какой любите сок?

1у: Томатный, с солью.

2у: Интересно, какая концентрация соли тогда получается в этом соке?

1у: Этим занимается предмет химия.

2у: А вот посмотри, даже стаканчики, из которых мы пьём сок, сделаны из полимерных материалов.

1у: Да, изделия из пластмассы очень прочно вошли в нашу жизнь. Многие деревянные, стеклянные, железные изделия заменяются полимерными материалами. А нужна ли математика в химии?

2у: Это мы как раз сейчас предложим выяснить нашим командам, предложив им решить задачу по химии, и не только решить, но и выяснить какие разделы математики используются при решении данной задачи . Решение задач.

Предлагаем командам прокомментировать решение задачи.

Подведение итогов.

Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов.

Не слышно рокота и гула

Уж из-под облачных ковров.

И укращённый мирный атом

Послушен разуму людей.

 

Всё это- плод людских исканий,

Всё это создано не вдруг

Могучей силой точных знаний

И мастерством рабочих рук!

 

И прежде чем, заметьте кстати,

Ракете той был дан прицел,

Её маршрутом математик

На крыльях формул пролетел…

 

Сухие строки уравнений...

В них сила разума влилась,

В них – объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь.


  1у: А о связях математики с другими предметами и сферами деятельности, мы поговорим с вами в следующий раз, а сейчас подведём итог вашей работы.


3. Подведение итогов.







Слайд №1.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект интегрированного урока на тему " Математика вокруг нас."

Автор: Сергеева Светлана Анатольевна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140099

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "План – конспект  открытого интегрированного урока- конференции, практикума по геометрии на 2 курсе в группе № 15 "
    ["seo_title"] => string(119) "plan-konspiekt-otkrytogho-intieghrirovannogho-uroka-konfierientsii-praktikuma-po-ghieomietrii-na-2-kursie-v-ghruppie-15"
    ["file_id"] => string(6) "229515"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441767341"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1920 руб.
2400 руб.
2000 руб.
2500 руб.
1660 руб.
2070 руб.
1700 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства