Тема урока | Нравственно-духовные уроки повести А.С. Пушкина "Метель" и сюиты Г.В. Свиридова «Метель» |
Имя урока | «Ах, судьба, судьба…» |
Урок по предмету «Музыка» | «Образы симфонической музыки. «Метель». Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина |
Урок по предмету «Литература» | Представлен в системе уроков по внеклассному чтению |
Тип урока | Интегрированный, урок обобщения и систематизации знаний |
Форма урока | Урок-диалог |
Продолжительность | 40 минут |
Цель | Выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести А.С.Пушкина «Метель». |
Общедидактическая цель | Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Творчество А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова», выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. |
Триединая дидактическая цель: | Обучающий аспект: создать условия для систематизации изученного материала по творчеству А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности; создать условия для формирования умения анализировать литературные и музыкальные произведения в единстве содержательной и художественной сторон, сравнивать и обобщать; создать условия для расширения музыкально-интонационного словаря и расширения музыкального кругозора, углубления ранее полученных знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова; Развивающий аспект: создать условия для развития представлений о литературе и музыке как о видах искусства, их взаимодействии между собой, о роли и значении этих видов искусства в жизни человека; создать условия для развития умственных способностей, ассоциативного, логического и творческого мышления, для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать; создать условия для развития эмоционально-волевой сферы учащихся; Воспитательный аспект: создать условия для воспитания нравственно-духовных качеств человека; создать условия для воспитания личностных качеств: наблюдательности, внимательности, целеустремлённости, артистизма; на основе эмоционального восприятия повести А.С. Пушкина и музыки Г.В. Свиридова воспитывать любовь к классической музыке и литературе, воспитывать потребность в духовной стороне жизни. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения материала. |
Формы работы | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Оборудование | Компьютер, проектор, аудиозаписи, видеофрагменты, презентация к уроку в Power Point, текст повести А.С. Пушкина «Метель», раздаточный материал для учащихся |
Структура урока | 1. Организационный этап. 2. Подготовительный этап. Актуализация. Целеполагание и мотивация. 3. Этап усвоения нового (поисково-исследовательский) 4. Применение учебного материала – использование знаний в новой учебной ситуации. 5. Подведение итогов. Выводы. Оценивание. 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия |
Этапы урока | Содержание урока, ключевые слова учителя, некоторые предположительные ответы детей | Слайды сопроводительной презентации, материал |
1. Организационный этап |
| Звучит фонограмма К. Меладзе «Опять метель», дети под музыку входят в класс, становятся возле своих мест, музыку сделать тише, на фоне музыки Учитель литературы: Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь к ним, поприветствуйте. Садитесь. Мотивация. Учитель музыки: Друзья мои, мы очень рады Зайти в приветливый ваш класс. И для нас теперь награда Сиянье ваших умных глаз. Учитель литературы Мы знаем, в классе каждый гений, Но без труда талант не впрок. Возьмем мы музыку с литературой И вместе создадим урок! Звучит 1 куплет песни К. Меладзе «Опять метель» в исполнении учителей. Учитель музыки: Наш урок открыла песня современного поэта и композитора К. Меладзе «Опять метель». Но несмотря на то, что песня написана сегодня, проблемы, поднятые в ней, были актуальны и в 19, и в 20, и в 21 веках. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. (На доске висят портреты Пушкина и Свиридова) Ребята, перед вами портреты советского композитора Г. Свиридова и русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей? (рассуждения детей) Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях А. С. Пушкина и Г. Вас. Свиридова, которые объединены одним художественным образом – образом метели. Учитель литературы: Время неумолимо мчится вперёд. Мы тоже стремимся не отстать от времени. Торопимся, суетимся, спешим… Совершаем поступки, порой необдуманные… Но иногда стоит остановиться, оглянуться, задуматься о вечных вопросах: жизни и смерти, добре и зле, любви и разлуке… Задуматься о своих поступках. Мы предлагаем вам сегодня окунуться в атмосферу 19 века, почувствовать бег и течение того времени. А помогут нам в этом классическая музыка и литература. | Слайд2 Слайд 3 ПОРТРЕТЫ |
2. Подготовительный этап. Актуализация. Целеполагание и мотивация. |
| Учитель музыки: «Ах, судьба, судьба! Вне сомнений, ты самая загадочная дама на свете. Иной раз и не понять: шутишь ли ты или осыпаешь нас своими странными капризами с каким-то особым умыслом. Закружишь вдруг в вихре вальса, опьянишь любовью, завьюжишь, запутаешь в непроглядной тьме, а потом посмеёшься над нами, да так, что только и останется — улыбаться в ответ и благодарить — за всё. Учитель литературы: Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком судьба. И одно из таких произведений – повесть А.С. Пушкина «Метель», знакомство с которой мы продолжим сегодня на уроке. Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? У: В метель попадают все три героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Учитель литературы: Перед вами слово «МЕТЕЛЬ». Какие ассоциации оно вызывает в вашем воображении? Попробуем отобразить словесно эти ассоциации. У: Метель – сильный ветер со снегом, вьюга. Учитель литературы. Подберите, пожалуйста, синонимы к слову метель. У: Вьюга – снежная буря. Буря – ненастье с разрушительным ветром. Пурга – снежная буря, метель в степи. Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер. Учитель литературы. Почему из такого количества синонимов А.С. Пушкин выбирает метель? У: Потому что она вбирает в себя несколько стихий.
Учитель литературы. Когда в тексте впервые появляется образ метели? У: В эпиграфе. Учитель литературы. Что такое эпиграф? Подготовленный ученик. Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема. Подготовленный ученик выразительно читает эпиграф. Учитель литературы: Как вы думаете, что отражено в эпиграфе? У: Сформулирована тема произведения: показана метель как стихия, сжато выражена основная идея: грусть, печаль, которую несёт с собой метель. Учитель литературы: Выделите несущие основную нагрузку слова: «божий храм, вокруг метелица, черный вран, вещий стон, темная даль». Учитель литературы: Какую основную мысль выражает эпиграф? Найдите нужную строчку. Дети: Печальное предзнаменование, роковое стечение обстоятельств. Учитель литературы: Обратите внимание на слово «вдруг». В жизни многое случается внезапно, случайно. Случай сродни року, судьбе. На это нацеливает эпиграф. | Слайд 4 |
| Постановка учебной задачи. Учитель музыки: Итак, в метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель – та сила, которая меняет жизнь героев. То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека. Поэтому наш урок мы назвали так ««Ах, судьба, судьба!» Звучит фоном отрывок «Тройка» Учитель литературы: Стой, Метель, подожди, объясни: Почему заметаешь пути? Неужели ты служишь лишь Злу? Иль Добру? Иль Любви? Не пойму… Учитель музыки: Композитор Свиридов, а Вам Как открылась дорога к словам? Ведь «Метель» закружила и Вас: «Тройка», «Марш», «Венчание», «Вальс»! Выручай, Душа, выручай, Хитрый ход скорей расплетай. Дай понять, почему же метель Оказалась умнее, мудрей? Музыку выключить Учитель литературы: Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Спросить у детей) Цель урока – раскрыть образ метели в литературном и музыкальных сочинениях: повести А.С. Пушкина «Метель» и одноименных Музыкальных иллюстрациях к ней Г.В. Свиридова. |
Слайд 5
Слайд 6 |
3. Этап усвоения нового (поисково-исследовательский) |
| Учитель литературы: Давайте вспомним содержание повести. Краткий пересказ сюжета учеником. В основе сюжета лежит забавный случай непредвиденной женитьбы молодого военного и провинциальной девушки. Однако, если для Бурмина это всего лишь одно из весёлых приключений, то для другой — крах первой любви. Основной сюжет состоит из двух сюжетных линий, сходящихся в конце: первая линия — Марья Гавриловна и Владимир, вторая — Марья Гавриловна и Бурмин. В соответствии с этим и строится произведение. | ВЫКЛЮЧИТЬ проектор |
| Поиск художественно-изобразительных средств. Учитель литературы: Вспомните, как связана судьба Марьи Гавриловны с метелью. Найдите в тексте описание метели. Маша У: Ветер выл. Ставни стучали, тряслись. Метель не утихала. Ветер дул, как будто силясь остановить молодую преступницу. | |
| Учитель литературы: Какую роль сыграла метель в жизни Владимира? Найдите описание метели в тексте. Владимир Дети: Мутная и желтоватая мгла. Окрестность исчезла. Метели хлопья снегу. Небо слилось с землей. Метель не утихала. Небо прояснилось. | |
| Учитель литературы: Как воспринимает метель Бурмин? Почему для героя это просто весёлое приключение? Дети: Бурмин не был в том взволнованном состоянии, в котором находились остальные герои. Для него это было всего лишь шуткой, очередным приключением в его скучной армейской жизни. | |
| Учитель литературы: А сейчас физминутка: Учитель музыки: Мы немножко отдохнем Физминутку проведем. Повернитесь все друг к другу, И пожмите руки другу. Руки вверх все поднимите. И вверху пошевелите. Вы на руки посмотрите И на парте их сложите. Физминутку завершаем Наш урок мы продолжаем. | |
4. Применение учебного материала - использование знаний в новой учебной ситуации. |
| Учитель музыки: Итак, мы познакомились со всеми главными героями повести. У нас уже сложилось мнение об этих людях, мы уже можем дать каждому из них характеристику. Их настроения, чувства, переживания правдиво раскрыты и в музыке Георгия Свиридова, написанной к фильму «Метель», снятому В. Басовым по повести Пушкина. Композитор исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых. Но эти простые интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Сейчас мы послушаем с вами несколько фрагментов сюиты. Пусть музыка поможет вам охарактеризовать героев повести, дополнить их портрет. У вас на партах лежит задание, слушая музыку, вам нужно найти соответствие между героями повести и музыкальными иллюстрациями. Соедините стрелочками музыкальное произведение и имя героя повести, если считаете, что их эмоциональный фон, характер совпадает. Звучат фрагменты произведений Свиридова «Романс», «Военный марш», «Вальс». Самостоятельная работа по карточкам. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |
| Учитель музыки: С какой из предложенных частей сюиты у вас ассоциируется образ Владимира? Ученик. Я думаю, что образ Владимира ассоциируется лишь с «Вальсом». Маша и Владимир могли встретиться на балу, в то время это было модно, хотя у Пушкина в повести этого нет. Героям нравится танцевать вальс, чувствуется радостное, приподнятое настроение. Учитель музыки. Почему «Военный марш» не подходит к образу Владимира, ведь он тоже был гусаром, принимал участие в войне? Ученик. Музыка марша яркая, торжественная, жизнерадостная, но она не подходит к образу Владимира, т.к. он не дожил до победы, «…он умер в Москве, накануне вступления французов». Учитель музыки. С какой из предложенных частей сюиты у вас ассоциируется образ Маши? Ученик. Характер «Романса» больше всех совпадает с характером Маши. Мелодия такая же нежная, красивая, мечтательная, как и героиня. Вначале мы услышали спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и когда начинает петь труба, кажется, что происходит что-то очень важное в их жизни. Я думаю, что эта музыка иллюстрирует финал повести, когда Бурмин сделал своё признание. Учитель музыки: Как вы считаете, можно ли назвать Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова простым музыкальным сопровождением событий повести? Ученик. Нет, музыка не просто иллюстрирует страницы пушкинской повести, она дополнила их, сделала более яркими, интересными, понятными нам. Учитель музыки: Действительно, музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести. Он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет. | |
| Учитель литературы. Подумайте и ответьте на следующие вопросы: закончилась ли метель в произведении и в душе героев? Возможно ли их счастье? Ученики. Да, это доказывает финал повести. Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… Учитель литературы: В исполнении ваших одноклассников мы можем посмотреть эту сцену. Инсценировка. Фоном звучит «Пастораль» и «Венчание» Свиридова 5. Подведение итогов. Выводы. Учитель литературы. Вернемся к теме урока. Какова сила, роль стихии в судьбе человека? Ученики. Метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Выводы. Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана, как реальная сила, воздействующая на героев. У: Перед вами герои повести, прокомментируйте схему. Как связаны эти герои? У: Что объединяет все эти образы? Дети: МЕТЕЛЬ. У: Так сколько же действующих лиц в повести? (4) Вывод о судьбоносном значении метели в повести. Учитель литературы: Какие же духовно- нравственные уроки мы извлекли сегодня с вами, читая повесть А. С. Пушкина «Метель» и слушая музыку Г.В.Свиридова? Ученики: не совершать поспешных поступков (не принимать влюблённость за любовь); беречь близких людей, прислушиваться к мнению родителей, советоваться с ними; быть ответственным, уметь смотреть в завтрашний день, вперёд; не поступать необдуманно, легкомысленно; жить в ладу с самим собой (не допускать «метели в душе»). | Слайд11 На слайде включать музыку Слайд 12 Слово «Метель» по щелчку |
| Учитель музыки. И тогда мысли будут ясные, душа – чистая, сердце – лёгкое, настроение - прекрасное. Когда так бывает, в душе начинает звучать музыка. И давайте закончим наш урок «Судьбу вершила нам метель» хоровым исполнением песни. Мы просим наших гостей присоединиться к нам. Хоровое исполнение песни К. Меладзе «Опять метель» | Слайд 13 |
| Учитель литературы : Вернемся к цели урока. Раскрыть образ метели в литературных и музыкальных сочинениях и его роль в двух шедеврах русской культуры – повести А.С. Пушкина «Метель» и одноименных Музыкальных иллюстрациях к ней Г.В. Свиридова. Достигли ли мы цели урока? 7. Рефлексия. 6. Оценивание. Оценки за урок Домашнее задание по музыке и литературе: | Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: Как музыка помогает раскрыть характеры героев в повести Пушкина «Метель». Урок окончен. Всем спасибо! | | Учитель музыки Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая! Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение. А теперь давайте устроим свою метель – метель настроения. На счет три дружно бросаем вверх снежинки. Урок окончен. Всем спасибо! Выход из класса | Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Включить песню |