Тема: Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ
лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев
УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учитель Вакуленко Е.А.
Цель: познакомить учащихся с образцами лирики Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, создать эйдос-конспект лирических произведений
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Умение анализировать лирические произведения; восприятие на слух лирического произведения
Умение включать в свою деятельность разные варианты смыслового чтения, переработка информации
Совершенствование духовно-нравственных
качеств личности; формирование эстетических взглядов через восприятие поэзии
Решаемая учебная проблема С помощью каких изобразительно-
выразительных средств создаются образы весны и лета в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина
Основные понятия, изучаемые на уроке Лирическое произведение, стихотворение,
Эпитет, сравнение, олицетворение, мета-
фора
Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, интерактивная доска
Организационная структура урока
Методы обучения
Форма организации деятельности
учащихся
Роль учителя на данном этапе
Систематизирующая беседа
Коллективная мыслительная деятельность
Организаторская, корректирующая
Этап 2. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Форма организации деятельности учащихся Роль учителя на данном этапе корректирующая
Коллективная мыслительная деятельность Организаторская,, координирующая
Этап 3. Практикум: работа с художественным текстом
Основной вид учебной деятельности Методы обучения
Формы организации деятельности учащихся
Роль учителя на данном этапе
Основные виды деятельности
Устные ответы. Обсуждение сказанного Аналитическая беседа. Выразительное чтение
Коллективная мыслительная деятельность
Организаторская, корректирующая
Координация деятельности учащихся
Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание
Виды учебной деятельности для проверки
Полученных образовательных результатов Форма организации деятельности учащихся Роль учителя на данном этапе
Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос учителя
Организация самоконтроля обучающего Индивидуальная, коллективная
последующей самопроверкой
Основные виды деятельности учителя Координирует деятельность
Рефлексия по достигнутым образовательным Ученики оценивают свою работу на уроке
результатам
Ход урока
I.Организационный момент
II. Мотивация (самоопределение)
Я к вам с частичкой лета,
А за окном метель.
Быть хочется поэтом
На родине своей.
Ребята! Сегодня нас ожидает счастливая возможность окунуться в мир поэзии.
Согласны ли вы с мыслью Ю.Селезнева о том, «нельзя любить Родину, не живя одной душой с «жизнью любимой березки»? Нельзя любить «весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства родства со своей землей…
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений.
Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают писателю создавать картины природы?
Какова же цель нашего урока?
III/.Актуализация опорных знаний
Использование приема «верных» и «неверных» вопросов:
1.Эпитет – это художественное определение (верное утверждение)
2.Сравнение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека
(неверное утверждение)
3.Олицетворение – сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое. (неверное утверждение)
4.Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства. (верное утверждение)
Примеры изобразительно-выразительных средств языка:
Эпитет - немым дубровам – (эпитет «немым»)
Сравнение – «и сыплет листья лес,как деньги медные».
Олицетворение – «два гладиолуса разговор ведут вполголоса».
Метафора – «кусты в пушистых полушубка».
3.Постановка проблемы
Над чем нам нужно работать, чтобы осуществить цель урока?
IV.Открытие новых знаний.
Задумывались ли вы над тем, что такое гармония? Да, это созвучие, красота, взаимосвязб. Поэзия – это сама гармония. А с какими видами искусства связана поэзия? ( с музыкой, живописью)
Запишите слово ГАРМОНИЯ. Подберите на каждую буквы ваши ассоциации со словами искусство, поэзия.
Г –гуманная
У –абстрактная
Р – романтичная
М – мудрая
О – одухотворяющая
Н –новая
И – искрометная
Я – яркая
Эту гармонию вечно ищет авто, поэт. Ищет гармонию в окружающем мире и в своей душе.
Сообщения учащихся об авторах стихотворений. (индивидуальные задания)
Аналитическая работа
Какие образы возникают у вас при чтении стихотворений?
Выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева «Весенние воды». «Как весел грохот летних бурь»,А.Н.Плещеева «Весна»
Какие поэтические приемы используют авторы для описания природы?
Ознакомление учащихся с понятием «эйдос-конспект».
Эйдос-конспект – изображение и краткое рассуждение, дающее толкование своего видения темы и образов художественного произведения.
Эйдос – (греч. – вид, образ)
Виды ЭК;
-
Цветовые (в основе – символика цвета);
-
Графические (опорные схемы и графики)
-
Художественные (в основе – рисунок, фотография или коллаж)
Физкульминутка
Передайте «солнечную» улыбку другу; поднимите руки вверх, покажите, как расту деревья; покажите с помощью рук, как распускаются цветы.
Творческая работа
Создание эйдос-конспектов (цветовых): сравнить летние пейзажи И.С.Никитина в стихотворении «Утро» и Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь». (работа в парах)
Представление результатов
Наблюдения учащихся, представленные в символических рисунках ( изображение алого цвета, серебристой росы, золотых потоков, небесной лазури, желтых листьев)
Фотогалерея
Яркие краски передают живописные полотна и фотографии. Мы присутствуем на фотовыставке. (реализация индивидуальных заданий – фотографии родных мест, созвучных по настроению образам из стихотворений поэтов 19 века. Презентация
Рефлексия
«Аукцион ароматов» :угадайте весенние и летние ароматы (аромат яблок, ландышей)
Домашнее задание: создать буктрейлер по прочитанному стихотворению