ТЕМА. А.А.Фет. «На заре ты её не буди…»
Цели. Познакомить уч-ся с стихотворением А.А.Фета «На заре ты её не буди…» Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать мышление, слуховое восприятие, умение ориентироваться в тексте. Расширять и активизировать словарь уч-ся.
Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: портрет А.А.Фета, запись стихотворения в исп. А.Синицы, романс А.Варламова на стих-е «На заре ты её не буди», план биографии, словарные слова.
ХОД УРОКА.
1.ОРГ.МОМЕНТ
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
-С биографией какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
(вывешивается портрет поэта)
-Что было задано на дом?
(с.143-144, читать и пересказывать по плану)
-Расположите пункты плана в правильной последовательности.
(вывешивается перепутанный план)
ПЛАН.
1. Тайна рождения.
2.История фамилии.
3.Жизнь и творчество А.А.Фета.
4.Тема произведений
5.Цель жизни.
-Молодцы! А теперь давайте проверим домашнее задание.
-Прочитаем отрывок по 1п. плана.
-Так как же А.Фет оказался в России?
-Прочитайте отрывок, в к-м описывается история фамилии Фета.
-Перескажите этот отрывок.
-Прочитайте те строки текста, в которых говорится о жизни поэта и его творчестве поэта.
-Как же Фет хотел вернуть себе дворянское звание? Расскажите.
-Какова была главная тема произведений поэта? Прочитайте.
-К чему же Фет стремился всю свою жизнь? Зачитайте.
-Чьё же имя он прославил?
ИТОГ:
-Каким же человеком по характеру был А.Фет? (целеустремлённым)
-Вспомните ещё раз: о чём писал свои стихи Фет?
3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
-Да, ребята! В творчестве Фета прослеживается тема природы и любви.
И сегодня мы познакомимся с стих. «На заре ты её не буди…». На уроке мы будем анализировать произведение, рисовать словесную картину, учиться правильно и выразительно читать стих-е, прослушаем запись этого произв-я в различных вариантах.
Будьте внимательными, активными, давайте полные ответы, высказывайте своё мнение, отношение к стих-ю. Желаю вам удачи!
4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1). Дополнительные сведения о любви А.А.Фета.
Прежде чем мы познакомимся с стих-м, я хочу рассказать вам о том, какое место в жизни поэта занимала любовь.
Вы уже взрослые, вам, надеюсь, будет интересно это послушать.
В период службы Фет пережил тяжёлую личную драму. Он познакомился с Марией Лазич и страстно полюбил её. Это чувство было взаимным.
Мария сначала влюбилась в стихи Фета, а затем и в самого поэта. Как ни странно, Фет не предложил ей руку и сердце. Он объяснял это тем, что Мария была бедна, да и он не может предложить ей богатую жизнь.
Как вы помните, Фет очень хотел вернуть себе дворянский титул, богатство. Расчётливость взяла верх над его чувствами. Фет не женился на этой девушке, хотя очень её любил.
А спустя некоторое время, произошла трагедия: Мария Лазич сгорела. Она бросила непотушенную спичку, и капроновое платье, к-е было на ней, моментально вспыхнуло.
Фет очень переживал смерть Марии. Он чувствовал себя виновным в её смерти. Образ Марии, её мученическая смерть, большая любовь были источником вдохновения, но и раскаяния, грусти в поэзии Фета.
Поэтому фетовская тема любви часто имеет грустные нотки.
2).Словарная работа.
И сегодня мы окунёмся в прекрасные строки фетовской поэзии. Но сначала проведём словарную работу.
В тексте встречаются слова и выражения, к-е могут быть вам непонятны.
Пышет- горит
Ланиты- щёки
Ввечеру- вечером
Утомительный сон- беспокойный сон
3).Знакомство с стихотворением.
Стих-е «На заре…» относится к раннему периоду тв-ва А.Фета. Оно было написано поэтом в 22 года.
Я предлагаю вам послушать стих-е «На заре…» в исп. А.Синицы.
Когда будете слушать это произ-е, постарайтесь представить картину происходящего, а потом поделитесь увиденным с нами.
(вкл. запись)
4)Словесное рисование.
-Какую картину вы представили, слушая это стих-е?
-Какова же тема стих-я «На заре…»?
-Да, ребята! Это стих-е принадлежит к любовной лирике Фета, которая сочетается с картинами природы.
5).Чтение уч-ся.
-А теперь, когда вы прослушали образец чтения, пришло время читать вам.
а) про себя.
Прочитайте стих-е про себя.
-Какое чувство вызывает у вас это стих-е?
-Почему?
б) вслух.
6).Беседа по содержанию.
-Кто герой этого стих-я? (молодая девушка)
-Опишите её. (молодая девушка с ямками на щеках, длин. чёрные волосы)
-Что говорится о ней в стих-ии? (с вечера не могла долго уснуть, сидела у окна, смотрела на тучи, луну, слушала пение соловья, а теперь сладко спит)
-Найдите и зачитайте строки, в к-х мы видим, что это молодая красивая девушка.
Ярко пышет на ямках ланит…
Оттого-то на юной груди…
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон…
-Да, ребята! Наша героиня юная и прекрасная девушка. Автор описывает спящую девушку, свою возлюбленную. Он любуется её красотой и молодостью и приглашает читателя тоже полюбоваться ею.
На заре ты её не буди…
Утро прекрасно. Автор хочет порадоваться чудесному утру вместе с героиней, но не хочет её будить. Она спит сладко, подушка её горяча, «горяч утомительный сон».
-Зачитайте эти строчки.
-Как вы думаете, почему сон утомительный?
Вечером она сидела у окна и наблюдала за луной. Долго не могла уснуть. Видно, что-то мучило её, беспокоило.
Какие события могли вызвать у девушки переживания? Фет ничего не говорит об этом, мы можем только догадываться.
Заря, утро - в поэзии это символ юной любви, первого чувства. Поэтому Фет описывает раннее утро.
А затем идёт описание предыдущего вечера. Девушка сидит у окна, смотрит на луну и слушает соловья.
-Зачитайте.
Эти строчки очень важны: чувствуется какое-то напряжение.
…всё бледней становилась она…
Сердце билось больней и больней.
Луна, как известно, это символ разлуки.
-Значит, что могло беспокоить в тот вечер героиню? (разлука с любимым, несчастная любовь)
-Да, это четверостишие навевает грусть, даже страх. Чем ярче разгоралась луна, чем громче пел соловей, тем девушке становилось хуже. Как будто, умирая, она уходила всё дальше и дальше.
Стих-е «На заре…» наполнено различным смыслом. Вначале вроде бы показан тихий, спокойный сон девушки, но уже потом появляется напряжение, тревога.
Главная роль в передаче состояния души героини отведена в стих-ии пейзажным зарисовкам: скольжению лунного света по тучам, свист соловья в темноте. Происходит слияние двух миров: природного и человеческого. Мир природы, как человек живёт полной жизнью: утро дышит, горит; луна затевает игру. Природа и человек живут в гармонии друг с другом.
Возникает самый главный вопрос:
-Так почему же не надо будить девушку?
Потому что автор чувствует переживания героини, её душевную боль. Только во сне к ней пришёл долгожданный покой.
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит…
Покой любимой дорог автору, и он не хочет тревожить сон девушки. Ведь, может быть, с пробуждением беспокойство вновь овладеет ею.
-Как вы думаете, мог ли А.Фет посвятить это стих-е Марии Лазич, своей возлюбленной?
- Почему вы так думаете?
7).Прослушивание романса.
Вы, наверное, обратили внимание, что в стих-ии есть повторяющиеся слова и строчки.
-Найдите и зачитайте их. (долго-долго, больней и больней, не буди ж ты её, не буди…)
Ребята, повторы в стих-ии придают тексту напевность, мелодичность. Недаром многие стихи А.Фета положены на музыку. Стих-е «На заре ты её не буди» было одним из первых произведений поэта, положенных на музыку известного композитора А.Варламова.
Послушайте романс в исп. А.Волочковой.
-А что такое романс?
(Вывешивается слов.слово)
РОМАНС-это лирическое стих-е песенного типа на тему любви.
(вкл.запись)
-В каком темпе звучал романс? (в спокойном, мягком, с плавными переходами)
-Я надеюсь, что вам понравился романс, и вы захотите когда-нибудь послушать его ещё раз.
8). Выразительное чтение уч-ся.
Мы подробно разобрали это стих-е, прослушали образец чтения, романс. А теперь я хочу услышать ваше выразительное чтение. Очень хотелось бы, чтобы оно было правильным. Соблюдайте паузы, не спешите при чтении, старайтесь быть эмоциональными, попробуйте передать чувства поэта к своей возлюбленной.
(чтение уч-ся)
9). Презентация «На заре ты её не буди».
И в заключение урока я предлагаю вашему вниманию музыкальную композицию «На заре ты её не буди». Романс прозвучит в другом исполнении. Это Олег Погудин.
(вкл. запись)
10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
с.144-145, выразит.чтение.
11. ИТОГ УРОКА.
а).- С каким же стих-м мы познакомились сегодня на уроке?
-Какова главная тема этого стих-я?
б). Мне хочется пожелать вам, чтобы в вашей жизни тоже нашлось место большой и светлой любви. Но чтобы она обязательно была взаимной и преданной. Чтобы это чувство помогало вам преодолевать все невзгоды, которые встретятся вам в жизни.
Любите друг друга! Относитесь к людям с теплом, добром, и тогда вы получите взамен то же самое. Сейчас вы пока живёте в детском коллективе. Вы, как одна большая семья. А в семье должны царить мир, согласие и любовь. Ведь с самого детства в человеке закладывается умение любить и быть любимым.
Счастья вам и удачи. Оценки.