Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Средства музыкальной выразительности"»
Конспект урока музыки в 4 классе
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности.
Динамика. Динамические оттенки»
Цель: познакомить обучающихся с динамическими оттенками
Задачи:
Образовательные
Способствовать развитию умения различать силу музыкальных звуков путем слушания и анализа фрагментов музыкальных произведений, исполнения песен, имитации игры на музыкальных инструментах.
Интересно, что слово «эхо» было знакомо людям давно. Древние греки считали, что эхо – это некое живое, невидимое существо, которое всё время наблюдает за человеком и природой. Так они назвали нимфу, потерявшую способность думать и говорить. Нимфа Эхо могла лишь повторять чужие слова или их окончания.
(картинка нимфа «эхо»)
Учитель музыки.- Как отвечает эхо? (Тихо).
- Давайте с Эхо поиграем.
- Мы споем песню «Эхо». Я буду петь громко, а вы как? (тихо)
Песня «Музыкальное Эхо» (только громко и тихо)
Эхо, эхо
Отзовись. Отзовись
Чисто петь, чисто петь
Научись, научись
Слушай, слушай
Не зевай, не зевай
Всё за мной, всё за мной
Повторяй, повторяй!
- Как звучал мой голос громко или тихо? (громко)
- А вы как пели? (тихо).
- Мы пели выразительно, применяя средства громко и тихо, а какие ещё средства выразительности (элементы музыкальной речи) вы знаете? (темп, ритм,тембр, лад, высота…)
- Замечательно. Мелодия может быть высокой, низкой, ровной, пунктирной, быстрой, медленной и, конечно, тихой и громкой.
- Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какие два слова мы часто сейчас повторяли?(громко, тихо).
В музыке они очень важны, т.к. являются средствами выразительности.
Громко и тихо - это сила звука
- Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного иностранного слова [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда.
Динамика– это сила звука.(определение на доске).
Учитель.
- В музыке нельзя обойтись без такого средства выразительности как Динамика.
Как будет звучать маленький колокольчик громко или тихо? (тихо) А большой? (громко)
Дети по очереди выходят и звенят колокольчиком.
-Давайте споём
Исполняем песню все вместе. Кто-то из детей звенит.
«Ты звени звоночек тише, пусть тебя никто не слышит – 2 р
Ты сильней звени звонок, чтобы каждый слышать мог – 2р»
Ребята, сегодня мы познакомимся с иностранными музыкальными обозначениями силы громкости. Итальянские слова forte (форте) и piano (пиано) обозначают громко и тихо.
Громко – значит форте. Обозначается латинской буквой f
Пиано – значит тихо. Обозначается вот таким значком p
- Давайте произнесем эти сложные слова.
Они иностранного происхождения.
форте... пиано... форте... пиано. Так называется что?
Ученики: Музыкальный инструмент.Фортепиано.
- Сила звука бывает разной
Мы это сможем понять
Если попросим слонёнка с котёнком
На пианино сыграть
Форте сыграет (кто?)__________________
Пиано сыграет (кто?)__________________
Фортепиано у нас сегодня нет, я принесла металлофон.
- Проведем эксперимент: постучим по металлофону.
Тихо... чуть громче... громко... очень громко!
- Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать.
Дети играют на инструменте форте и пиано
- Вы прекрасно справились с этим заданием. Извлекая звуки с разной силой. Какое средство выразительности вы сейчас применили? (Динамику)
Мы можем петь или играть на инструменте очень тихо,
а можем – очень громко.
Изменение силы звуков называется динамическими оттенками.
(На доске появляется тема урока Динамические оттенки).
- Что такое оттенки? Где можно увидеть оттенки? (в живописи)
- Как вы думаете, какой карточкой будет обозначен самый громкий звук? Покажите мне.
Давайте произнесем фразу: «Динамические оттенки»
с разной силой голоса. (Учитель, затем дети)
-Динамические оттенки – это своеобразные краски, которые раскрашивают музыку в разные цвета.
Музыка наполнена множеством звуковых оттенков.
Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее.
-Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент «Море» замечательного русского композитора Римского - Корсакова и посмотрите, как художники и композитор изобразили море.
Музыкальный фрагмент. «Море» Римский Корсаков (видео)
- Ребята, вам понравилось произведение? - Было изображено море взволнованное, бушующее и тихое,спокойное.
- Какие выразительные средства применили художники
и композитор, изображая море? (Динамику. Музыка звучала то форте, то пиано. Краски на картинах были то яркие, то бледные).
Положите перед собой 2 карточки – самую тёмную и самую светлую.
Прослушивая музыкальный фрагмент, вы должны показать карточку того цвета каким бы вы раскрасили бушующее или спокойное море.
Покажите, каким цветом вы изобразите спокойное море,
а каким бушующее?
Прослушивание аудио фрагмента.
- Легко вам было? (Нет).
Потому что в музыке есть динамические оттенки; очень громкие звуки или очень тихие.
Ребята, мог композитор обойтись без динамических оттенков?(Нет).
Очень громко и очень тихо в музыке называется сложными словами, ими пользуются музыканты. А мы с вами пока будем говорить два ff, или два pp
- Давайте поиграем в игру «Динамические оттенки в музыке».
Будете работать в парах
Карточки со словами (работаем в парах )
Перед вами находятся слова и знаки. Распределите их.
На карточку тихо кладем р, на карточку громко кладем f, очень громко ff и очень тихо pp
Учитель - А сейчас задание будет сложнее. Я вам расскажу «Сказку про кота». Слушайте, каким он был, и что с ним приключилось. По ходу чтения сказки показывайте динамические оттенки.-Заменяйте слова «Тихо-громко» на музыкальные значки f, ff, p, pp. И показывайте мне (карточки)
Сказка про кота
Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень ТИХО всегда он ходил.
ГРОМКО, настойчиво кушать просил,
Да ОЧЕНЬ ГРОМКО на печке храпел
Вот вам и всё, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
ГРОМКО крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши ТИХО взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут ОЧЕНЬ ГРОМКО воскликнул кот: «Брысь!»-
И врассыпную они понеслись. Вот и вся сказка!
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием, запомнили обозначения силы звука. Сравнение на доске.
Учитель - А сейчас наступило время пения. Но прежде чем петь, подготовимся к пению с динамическими оттенками.
-Спойте цепочку гласных звуков, то усиливая звук, то уменьшая.
(тянем звук, меняя силу голоса. Далеко разводят руки в стороны и делают звук тихим, когда приближают ладони друг к другу , то усиливают звучание)
-Замечательно. Исполняйте песню звонким голосом, следите за своим дыханием и постарайтесь не кричать.
Песня Самовар, Начинаем тихо припев поем громко.
«Музыка и дети» Солист, хор
Учитель музыки.
- А как ещё в музыке можно передать силу звука помимо голоса?
(игрой на музыкальном инструменте)
Давайте поиграем в музыкальную игру «Найди ноту»
-Искать ноту нам поможет динамика. Мы прячем ноту. А водящий должен её найти, но не глазами. А ушами. Если нота рядом музыка будет звучать громко, если далеко – тихо. Будьте внимательны, если мелодия звучит тихо – уходи в другое место, слушай, где музыка зазвучит громко.
Игра «Найди ноту»
-Как помогла нам музыка найти ноту. По мере приближения к цели звучание было очень громким, по мере отдаления от ноты – тихо.
-Мы познакомились с новым музыкальным понятием, каким?
-Что дает динамика песне? Выразительность.
Учитель.- А сейчас проверим, всё ли вы запомнили? Приготовьте таблички с цифрами 1,2. Покажите правильный ответ. Если вы ответите правильно, то картинка раскрасится.
Рефлексия. Таблички 1-2
Музыкальное прощание (с применением динамических оттенков).