kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Средства музыкальной выразительности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Динамика. Динамические оттенки»

Цель: познакомить обучающихся с динамическими оттенками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Средства музыкальной выразительности"»

Конспект урока музыки в 4 классе

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности.

Динамика. Динамические оттенки»

Цель: познакомить обучающихся с динамическими оттенками

Задачи:

Образовательные

  • Способствовать развитию умения различать силу музыкальных звуков путем слушания и анализа фрагментов музыкальных произведений, исполнения песен, имитации игры на музыкальных инструментах.

Коррекционно-развивающие

  • Способствовать коррекции и развитию связной речи.

  • Закрепить навыки соотнесения речи с движениями.

  • Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств, умения работать в команде.

  • Способствовать коррекции и развитию личностных качеств:

навыков самоконтроля, усидчивости, умения выражать свои чувства.

Ход урока.

1. Орг.момент. Музыкальное приветствие. Громко, тихо

2. Просмотр мультфильма «Эхо».

Учитель музыки.– Что такое «Эхо»? (Ответы детей)

Краткое сообщение об истории эхо. (ребенок)

Интересно, что слово «эхо» было знакомо людям давно. Древние греки считали, что эхо – это некое живое, невидимое существо, которое всё время наблюдает за человеком и природой. Так они назвали нимфу, потерявшую способность думать и говорить. Нимфа Эхо могла лишь повторять чужие слова или их окончания.

(картинка нимфа «эхо»)

Учитель музыки.- Как отвечает эхо? (Тихо).

- Давайте с Эхо поиграем.

- Мы споем песню «Эхо». Я буду петь громко, а вы как? (тихо)

Песня «Музыкальное Эхо» (только громко и тихо)

Эхо, эхо

Отзовись. Отзовись

Чисто петь, чисто петь

Научись, научись

Слушай, слушай

Не зевай, не зевай

Всё за мной, всё за мной

Повторяй, повторяй!

- Как звучал мой голос громко или тихо? (громко)

- А вы как пели? (тихо).

- Мы пели выразительно, применяя средства громко и тихо, а какие ещё средства выразительности (элементы музыкальной речи) вы знаете? (темп, ритм,тембр, лад, высота…)

- Замечательно. Мелодия может быть высокой, низкой, ровной, пунктирной, быстрой, медленной и, конечно, тихой и громкой.

- Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие два слова мы часто сейчас повторяли?(громко, тихо).

В музыке они очень важны, т.к. являются средствами выразительности.

Громко и тихо - это сила звука

- Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного иностранного слова [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда.

Динамика – это сила звука.(определение на доске).

Учитель.

- В музыке нельзя обойтись без такого средства выразительности как Динамика.

Как будет звучать маленький колокольчик громко или тихо? (тихо) А большой? (громко)

Дети по очереди выходят и звенят колокольчиком.

-Давайте споём

Исполняем песню все вместе. Кто-то из детей звенит.

«Ты звени звоночек тише, пусть тебя никто не слышит – 2 р

Ты сильней звени звонок, чтобы каждый слышать мог – 2р»

Ребята, сегодня мы познакомимся с иностранными музыкальными обозначениями силы громкости. Итальянские слова  forte (форте) и piano (пиано) обозначают громко и тихо.

Громко – значит форте. Обозначается латинской буквой f

Пиано – значит тихо. Обозначается вот таким значком p

- Давайте произнесем эти сложные слова.

Они иностранного происхождения.

форте... пиано... форте... пиано. Так называется что?

Ученики: Музыкальный инструмент.Фортепиано.

- Сила звука бывает разной

Мы это сможем понять

Если попросим слонёнка с котёнком

На пианино сыграть

Форте сыграет (кто?)__________________

Пиано сыграет (кто?)__________________

Фортепиано у нас сегодня нет, я принесла металлофон.

- Проведем эксперимент: постучим по металлофону.

Тихо... чуть громче... громко... очень громко!

- Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать.

Дети играют на инструменте форте и пиано

- Вы прекрасно справились с этим заданием. Извлекая звуки с разной силой. Какое средство выразительности вы сейчас применили? (Динамику)

Мы можем петь или играть на инструменте очень тихо,

а можем – очень громко.

Изменение силы звуков называется динамическими оттенками.

(На доске появляется тема урока Динамические оттенки).

- Что такое оттенки? Где можно увидеть оттенки? (в живописи)

Показать картину художника.

Раздать карточки:темно-синий, светло-синий, голубой.

- Это оттенки одного и того же цвета.

- Как вы думаете, какой карточкой будет обозначен самый громкий звук? Покажите мне.

Давайте произнесем фразу: «Динамические оттенки»

с разной силой голоса. (Учитель, затем дети)

-Динамические оттенки – это своеобразные краски, которые раскрашивают музыку в разные цвета.

Музыка наполнена множеством звуковых оттенков. 

Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее.

-Послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент «Море» замечательного русского композитора Римского - Корсакова и посмотрите, как художники и композитор изобразили море.

Музыкальный фрагмент. «Море» Римский Корсаков (видео)

- Ребята, вам понравилось произведение? - Было изображено море взволнованное, бушующее и тихое,спокойное.

- Какие выразительные средства применили художники

и композитор, изображая море? (Динамику. Музыка звучала то форте, то пиано. Краски на картинах были то яркие, то бледные).

  • Положите перед собой 2 карточки – самую тёмную и самую светлую.

Прослушивая музыкальный фрагмент, вы должны показать карточку того цвета каким бы вы раскрасили бушующее или спокойное море.

  • Покажите, каким цветом вы изобразите спокойное море,

а каким бушующее?

Прослушивание аудио фрагмента.

- Легко вам было? (Нет).

Потому что в музыке есть динамические оттенки; очень громкие звуки или очень тихие.

Ребята, мог композитор обойтись без динамических оттенков?(Нет).

Очень громко и очень тихо в музыке называется сложными словами, ими пользуются музыканты. А мы с вами пока будем говорить два ff, или два pp

- Давайте поиграем в игру «Динамические оттенки в музыке».

Будете работать в парах

Карточки со словами (работаем в парах )

  • Перед вами находятся слова и знаки. Распределите их.

На карточку тихо кладем р, на карточку громко кладем f, очень громко ff и очень тихо pp

Учитель - А сейчас задание будет сложнее. Я вам расскажу «Сказку про кота». Слушайте, каким он был, и что с ним приключилось. По ходу чтения сказки показывайте динамические оттенки.-Заменяйте слова «Тихо-громко» на музыкальные значки f, ff, p, pp. И показывайте мне (карточки)

Сказка про кота

Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень ТИХО всегда он ходил.

ГРОМКО, настойчиво кушать просил,

Да ОЧЕНЬ ГРОМКО на печке храпел

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

ГРОМКО крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши ТИХО взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут ОЧЕНЬ ГРОМКО воскликнул кот: «Брысь!»-

И врассыпную они понеслись. Вот и вся сказка!

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием, запомнили обозначения силы звука. Сравнение на доске.

Учитель - А сейчас наступило время пения. Но прежде чем петь, подготовимся к пению с динамическими оттенками.

-Спойте цепочку гласных звуков, то усиливая звук, то уменьшая.

(тянем звук, меняя силу голоса. Далеко разводят руки в стороны и делают звук тихим, когда приближают ладони друг к другу , то усиливают звучание)

-Замечательно. Исполняйте песню звонким голосом, следите за своим дыханием и постарайтесь не кричать.

Песня Самовар, Начинаем тихо припев поем громко.

«Музыка и дети» Солист, хор

Учитель музыки.

- А как ещё в музыке можно передать силу звука помимо голоса?

(игрой на музыкальном инструменте)

Давайте поиграем в музыкальную игру «Найди ноту»

-Искать ноту нам поможет динамика. Мы прячем ноту. А водящий должен её найти, но не глазами. А ушами. Если нота рядом музыка будет звучать громко, если далеко – тихо. Будьте внимательны, если мелодия звучит тихо – уходи в другое место, слушай, где музыка зазвучит громко.

Игра «Найди ноту»

-Как помогла нам музыка найти ноту. По мере приближения к цели звучание было очень громким, по мере отдаления от ноты – тихо.

-Мы познакомились с новым музыкальным понятием, каким?

-Что дает динамика песне? Выразительность.

Учитель.- А сейчас проверим, всё ли вы запомнили? Приготовьте таблички с цифрами 1,2. Покажите правильный ответ. Если вы ответите правильно, то картинка раскрасится.

Рефлексия. Таблички 1-2

Музыкальное прощание (с применением динамических оттенков).

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока "Средства музыкальной выразительности"

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна

Дата: 22.05.2022

Номер свидетельства: 607669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Темп – средство музыкальной выразительности"
    ["seo_title"] => string(39) "tiempsriedstvomuzykalnoivyrazitielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "293352"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455462276"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему "Живописная музыка. Красный цвет в музыке." "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhivopisnaia-muzyka-krasnyi-tsviet-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "112162"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408377520"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский – Корсаков» "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera-n-a-rimskii-korsakov"
    ["file_id"] => string(6) "115535"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007797"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему " Застывшая музыка" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zastyvshaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "148895"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873077"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства