Учитель: - Мир искусства необычайно богатый и разнообразный. Каждый вид искусства неповторимый и разнообразный. Произведения различных видов искусства – музыки, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры … по-разному обращены к сердцу человека. Некоторые из них мы воспринимаем слухом, некоторые своим зрением. Вместе с тем все эти виды искусства родственны, имеют общую цель – передать человеку мысль самого автора произведения, его отношение к окружающему миру, к человеку, к жизни вообще. Леонардо да Винчи однажды сказал, что музыка - это сестра живописи.
Прием «Мозговой штурм». Обсуждение эпиграфа в группах. О чем он хотел сказать?
Учитель: - Сегодня мы начинаем изучать новую и не менее интересную тему II семестра «Музыка и визуальные образы». Кстати, а какие виды искусства объединяют визуальные образы? (живопись, архитектура, скульптура)
Скажи, скажи художник,
Какие выбрать краски?
Каким раскрасить цветом
Мечту и волшебство?
Что сделать, чтобы дождик
Стал сразу доброй сказкой
Какое нужно чудо, какое волшебство?
Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами будем не только учиться этому чуду и волшебству.
Прием «Поиск информации»
1 группа с.74-75 учебника
Какие произведения называются программными? Привести пример
Какие произведения называются не программными? Привести пример
Где родился А.Вивальди?
Кем был его отец?
На каких инструментах играл?
Сколько написал программных произведений?
В каком жил композитор?
Какой концерт написал?
2 группа с.76
Что такое поэма?
В каком веке жил композитор?
Откуда был родом?
Чем был увлечен?
Какая тема прослеживается в его произведениях?
Что такое кантата?
Как называется его кантата?
3 группа с.77- 78
Что такое пейзаж?
В каком веке жили художники?
В каких странах?
Какие образы представлены на картинах?
Какая музыка созвучна этим картинам?
После ознакомления с информацией учащиеся представляют ее классу.
Слушание музыки. А. Вивальди. «Зима» - І часть из цикла «Времена года»
Прием «Пластическая импровизация»
Учитель: - Сам композитор написал слова, что стали эпиграфом к этой музыке: «Под порывами холодного ветра все живое дрожит в снегу». Вопрос: зачем композитор дает нам, слушателям, эпиграф?
Учитель: - После обсуждения различных версий, приходим к выводу о том, что композиторы в своих произведениях часто направляют слушателя на восприятие конкретных образов, называя свои произведения художественными названиями, и таким образом, как бы формируют программу «видения» содержания. Поэтому такие произведения получили название программными. Примером программной музыки могут быть произведения Д. Кабалевского «Три подружки» или С. Прокофьева «Болтунья».
Вывод: взаимосвязь музыки и литературы помогает слушателю лучше увидеть музыкальный образ.
Учитель: - Итак, эпиграф помог нам лучше увидеть и прочувствовать музыкальный образ инструментальногопроизведения. А что поможет нам, и слушателям, и исполнителям, не только прочувствовать музыкальный образ песни, но и раскрыть его в своём исполнении? Давайте это выясним. И для начала познакомимся с песней «Біла казка», авторами которой есть Ольга Янушкевич и Мария Ясакова.
Вокальная работа
показ песни;
беседа об ее содержании;
озвучивание литературного текста и музыкальной интонации.
Учитель: - Текст песни помогает лучше увидеть музыкальный образ, а исполнительские навыки и творчество исполнителя помогают глубже раскрыть музыкальный образ.
Как прекрасна Земля
И на ней человек.
С.Есенин
Учитель: - Многие композиторы обращались к творчеству Есенина, среди них и русский композитор Георгий Свиридов, музыка которого, также как и у Есенина, пронизана нежной любовью к своей родине, к своему народу.
Сегодня мы прослушаем фрагмент из кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина» - «Поет зима, аукает»
Слушание музыки. Г. Свиридов. «Поёт зима, аукает» - фрагмент из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина».
Учитель: - Прослушав музыку, мысленно нарисуйте «рисунок» цветными красками. Затем сравните свой «рисунок» с предложенными иллюстрациями.
Определите, соответствует ли по характеру музыка поэмы и картины Грабаря «Февральская лазурь» и Бокшая «Зима». В ходе беседы подвожу учащихся к самостоятельному выводу о том, что необычайно выразительное и контрастное звучание музыки, её непрерывное развитие и яркая изобразительность рисует картину бешено ревущей вьюги, заставляющей прятаться от неё всё живое.
Учитель: - Какой рисунок возник в вашем воображении после прослушивания этого произведения? Как в рисунке отображены холод, вьюга, озябшие малые пташки? В ходе обсуждения ребята отмечают, что светлые, жизнерадостные образы зимних пейзажей И. Грабаря и И.Бокшая отличаются от образов рисунков учащихся, изображающих лютую вьюгу.
Итог урока
Учитель: - Согласны ли вы, что музыка – сестра живописи?
Какие музыкальные интонации дают возможность увидеть музыку?
Ребята, уверена, что музыка не оставила вас равнодушными, и свой эмоциональный отклик вы сможете выразить в различных рисунках по теме «Зимние образы в музыке».