kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Зимние образы в музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательная деятельность школьников по музыке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Зимние образы в музыке"»

4


Приложение

Конспект урока (5 класс)

Тема урока:

«Зимние образы в музыке»

Задачи:

  • учить следить за интонационно-образным развитием музыки, сравнивать музыкальные и визуальные образы;

  • сформировать представление учащихся о программной музыке и пейзаже;

  • познакомить учащихся с творчеством Антонио Вивальди и расширить представление учащихся о творчестве Георгия Свиридова;

  • развивать исполнительские навыки учащихся; способность образно воспринимать музыкальные произведения;

  • через музыку воспитывать интерес учащихся к другим видам искусства.

Музыкальный материал:

  • А.Вивальди. «Зима» из цикла концертов «Времена года»

  • Г.Свиридов. Фрагмент «Поет зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина»

  • О.Янушкевич «Белая сказка»


Дидактическое обеспечение урока:

  • презентация Power Point,

  • аудиозаписи по слушанию музыки;

  • словарь эстетических эмоций;

  • схемы анализа и названия музыкального произведения;

  • портреты: композитор Георгий Свиридов, Антонио Вивальди, художник Игорь Грабарь, Иосиф Бокшай;

  • понятийный словарь: программная музыка, концерт, кантата, пейзаж, поема, Антонио Вивальди, Георгий Свиридов;

  • учебник: О.Волошина «Музыкальное искусство» 5 класс, с.74-80


Эпиграф: Музыка – сестра живописи.

Леонардо да Винчи

Ход урока:

Учитель: - Мир искусства необычайно богатый и разнообразный. Каждый вид искусства неповторимый и разнообразный. Произведения различных видов искусства – музыки, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры … по-разному обращены к сердцу человека. Некоторые из них мы воспринимаем слухом, некоторые своим зрением. Вместе с тем все эти виды искусства родственны, имеют общую цель – передать человеку мысль самого автора произведения, его отношение к окружающему миру, к человеку, к жизни вообще. Леонардо да Винчи однажды сказал, что музыка - это сестра живописи.

Прием «Мозговой штурм». Обсуждение эпиграфа в группах. О чем он хотел сказать?

Учитель: - Сегодня мы начинаем изучать новую и не менее интересную тему II семестра «Музыка и визуальные образы». Кстати, а какие виды искусства объединяют визуальные образы? (живопись, архитектура, скульптура)

Скажи, скажи художник,

Какие выбрать краски?

Каким раскрасить цветом

Мечту и волшебство?

Что сделать, чтобы дождик

Стал сразу доброй сказкой

Какое нужно чудо, какое волшебство?


Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами будем не только учиться этому чуду и волшебству.

Прием «Поиск информации»

1 группа с.74-75 учебника

  1. Какие произведения называются программными? Привести пример

  2. Какие произведения называются не программными? Привести пример

  3. Где родился А.Вивальди?

  4. Кем был его отец?

  5. На каких инструментах играл?

  6. Сколько написал программных произведений?

  7. В каком жил композитор?

  8. Какой концерт написал?

2 группа с.76

  1. Что такое поэма?

  2. В каком веке жил композитор?

  3. Откуда был родом?

  4. Чем был увлечен?

  5. Какая тема прослеживается в его произведениях?

  6. Что такое кантата?

  7. Как называется его кантата?

3 группа с.77- 78

  1. Что такое пейзаж?

  2. В каком веке жили художники?

  3. В каких странах?

  4. Какие образы представлены на картинах?

  5. Какая музыка созвучна этим картинам?

После ознакомления с информацией учащиеся представляют ее классу.

Слушание музыки. А. Вивальди. «Зима» - І часть из цикла «Времена года»

Прием «Пластическая импровизация»

Учитель: - Сам композитор написал слова, что стали эпиграфом к этой музыке: «Под порывами холодного ветра все живое дрожит в снегу». Вопрос: зачем композитор дает нам, слушателям, эпиграф?

Учитель: - После обсуждения различных версий, приходим к выводу о том, что композиторы в своих произведениях часто направляют слушателя на восприятие конкретных образов, называя свои произведения художественными названиями, и таким образом, как бы формируют программу «видения» содержания. Поэтому такие произведения получили название программными. Примером программной музыки могут быть произведения Д. Кабалевского «Три подружки» или С. Прокофьева «Болтунья».

Вывод: взаимосвязь музыки и литературы помогает слушателю лучше увидеть музыкальный образ.

Учитель: - Итак, эпиграф помог нам лучше увидеть и прочувствовать музыкальный образ инструментального произведения. А что поможет нам, и слушателям, и исполнителям, не только прочувствовать музыкальный образ песни, но и раскрыть его в своём исполнении? Давайте это выясним. И для начала познакомимся с песней «Біла казка», авторами которой есть Ольга Янушкевич и Мария Ясакова.

Вокальная работа

  • показ песни;

  • беседа об ее содержании;

  • озвучивание литературного текста и музыкальной интонации.

Учитель: - Текст песни помогает лучше увидеть музыкальный образ, а исполнительские навыки и творчество исполнителя помогают глубже раскрыть музыкальный образ.

Как прекрасна Земля

И на ней человек.

С.Есенин

Учитель: - Многие композиторы обращались к творчеству Есенина, среди них и русский композитор Георгий Свиридов, музыка которого, также как и у Есенина, пронизана нежной любовью к своей родине, к своему народу.

Сегодня мы прослушаем фрагмент из кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина» - «Поет зима, аукает»

Слушание музыки. Г. Свиридов. «Поёт зима, аукает» - фрагмент из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина».


Учитель: - Прослушав музыку, мысленно нарисуйте «рисунок» цветными красками. Затем сравните свой «рисунок» с предложенными иллюстрациями.

Определите, соответствует ли по характеру музыка поэмы и картины Грабаря «Февральская лазурь» и Бокшая «Зима». В ходе беседы подвожу учащихся к самостоятельному выводу о том, что необычайно выразительное и контрастное звучание музыки, её непрерывное развитие и яркая изобразительность рисует картину бешено ревущей вьюги, заставляющей прятаться от неё всё живое.

Учитель: - Какой рисунок возник в вашем воображении после прослушивания этого произведения? Как в рисунке отображены холод, вьюга, озябшие малые пташки? В ходе обсуждения ребята отмечают, что светлые, жизнерадостные образы зимних пейзажей И. Грабаря и И.Бокшая отличаются от образов рисунков учащихся, изображающих лютую вьюгу.


Итог урока

Учитель: - Согласны ли вы, что музыка – сестра живописи?

Какие музыкальные интонации дают возможность увидеть музыку?

Ребята, уверена, что музыка не оставила вас равнодушными, и свой эмоциональный отклик вы сможете выразить в различных рисунках по теме «Зимние образы в музыке».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Зимние образы в музыке"

Автор: Прошкина Алеся Станиславовна

Дата: 04.05.2019

Номер свидетельства: 509097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(297) "Конспект урока по специальности фортепиано. Тема:  Развитие эмоциональной отзывчивости у  учащихся младших классов на основе произведений различного характера. "
    ["seo_title"] => string(177) "konspiekt-uroka-po-spietsial-nosti-fortiepiano-tiema-razvitiie-emotsional-noi-otzyvchivosti-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-osnovie-proizviedienii-razlichnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "223607"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437928774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaanalizstikhotvorieniiaaspushkinazimnieieutro"
    ["file_id"] => string(6) "273068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452143379"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства