kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по специальности фортепиано. Тема: Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся младших классов на основе произведений различного характера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый    урок по специальности  фортепиано

Тема:  Развитие эмоциональной отзывчивости у  учащихся младших классов на основе произведений различного характера в процессе обучения игре на фортепиано.

                                                    Мартыненко-Алексеева Юлиана Ивановна,

                                                                      преподаватель фортепиано

                                                        средней общеобразовательной школы-    

                                                         гимназии эстетического направления.                        

                                                                                         г. Уральск

Цель урока: развитие образно-эмоционального восприятия учащихся ‚проявления эмоциональной отзывчивости при изучении произведений различного характера. Создание мотивации к  получению знаний и умений для достижения цели.

 Задачи урока:

1. Обучающая: достижение целостности исполнения объединение выученных деталей в целое.

2. Развивающая : формирование опыта эмоционального сопереживания через формирование мыслительной деятельности, способствующей глубокому пониманию музыкального текста.

 З. Воспитательная : прививание устойчивого интереса к  занятиям, укрепление связи ребёнка с педагогом.‚ умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения .

Ход урока.

     Приветствие. Представление учеников- К. Артур, ученик 1 класса, Д. Михаил, ученик 2 класса, и М.Кирилл, ученик 3 класса.   Психологический настрой : Ребята! Мы сегодня на урок пригласили гостей. Ведь у нас сегодня урок необычный, это как небольшой концерт ‚музыкальный праздник. Поэтому вы должны постараться играть свои пьесы совершенно уверенно ‚не останавливаясь, убедительно, как профессионалы, не теряясь в любой обстановке, перед любыми слушателями.

   Давайте начнём урок.  

 Дорогие мои друзья! Музыка обладает чудесным свойством волновать, человеческие души. Медленная и быстрая, беспечно весёлая и задумчиво грустная, едва слышимая и громкая, музыка рождает в каждом из нас какие-то свои, особенные чувства и образы. Со своими образами в произведениях различного характера нас познакомит К. Артур, ученик 1 класса.

    Соглашусь с А. Артоболевской, что ребенка надо сразу окунать в музыку, давая ему возможность с первых же её встреч активно действовать, создавать музыкальный образ. Каждое ‚даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании ученика как Целостный образ,— который может заинтересовать и пробудить фантазию ребенка.

   А в  работе у нас 2 пьесы.1.Квартет. В ней ученик знакомится с такими музыкальными терминами ‚как соло, дуэт, трио, квартет, и аккорд, приучается распознавать по слуху количество  звуков в аккорде. Изучая пьесу, мы столкнулись со значительными трудностями в заключительной части: когда  при смене аккордов меняется ритм и аппликатура, т. е. ребёнку нужно сосредоточить своё внимание, чтобы суметь правильно переставить пальцы.На помощь нам пришли картинки с поющими птичками и слова в тексте ‚ и вот такое яркое представление образа квартета у Артура ‚как бы само собой породило способность передать его необходимыми для этого движениями рук. Исполняет  полностью.

   2.Игра в солдатики. Разучивая эту пьесу мы старались представить  как достаём из коробки фигурки солдатиков и расставляем их на игровое поле. Обе руки должны совершать чёткие равномерные движения, как будто маршируют солдатики, не допуская передерживания клавиш, нужно стараться активно схватывать клавиши кончиками пальцев.Здесь же отрабатывается лёгкое движение кисти от запястья. Исполнение полностью. Спасибо Артур, нам есть ещё над чем работать. Я запишу в дневник задание и поставлю оценку.

    Ну,а мы пока продолжим урок,Д. Михаил, ученик 2 класса.Сразу обращаю внимание ученика на  правильную посадку, и начинаем с  проверки  домашнего задания. Играем гамму До-мажор противоположное движение различными штрихами. Для освобождения запястья и повторения штрихов мы представили игру гаммы на легато как рисование линий по диагонали ‚снизу вверх,  сверху вниз. Исполнение нон легато рисование горизонтальных линий (пунктиром или чёрточками)‚вертикальные линии это игра на стаккато.(вот так из точек рождается вертикальная линия).

  Работа над освобождением аппарата ‚над беглостью пальцев продолжена в следующих пьесах. 1.М.Фогель Пьеса.Эта маленькая пьеса современная обработка народной  песни, с присущими ей чертами вариационности‚  т.е. сначала идёт тема, а потом начинается её развитие.    Первоначально мы представляли себе хор с запевалой(мужской голос  тенор).  А когда выпал белый пушистый снег, то    распевная мелодия  с её поступательными движениями навеяла нам образ зимы (Миша нарисовал)‚картину зимнего леса. А я нашла отрывок из стихотворения  Андрея Усачёва «Зимняя  сказка», и как нам показалось созвучное настроению нашей пьесы:

      Тихо ‚тихо сказку напевая,

       Проплывает в сумерках зима,

       Тёплым одеялом укрывая

       Землю, и деревья, и дома.

 Миша, старайся играть строгим, глубоким и выразительным звуком, представь в пьесе две руки в тембре, динамике, с движением. Исполнение полностью наизусть.

   Как мне кажется ‚такая организация работы, помогает учащимся получить глубокие музыкальные впечатления и адекватно передать их. При этом обогащается понятийный багаж детей, растёт их языковая и музыкальная культура.

2. Ансамбль  Весёлые лягушки сл. и  муз.  Ю. Литовко.

    Ученик делает экскурс  о понятии ансамбль. Игра на ф-но  в 4 руки - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и любом уровне владения инструментом. Само слово «ансамбль» означает по-французски «единство» и ставит перед исполнителем задачу слушать друг друга, играть в одном темпе и не останавливаться. Выполняем  вместе анализ ансамбля- делится на партии- их 2 партии : это 1партия- солиста, и 2 партия — партия аккомпанемента, обычно её играет педагог, а иногда другой ученик. В твоей партии солиста есть весёлая яркая, незатейливая мелодия, и даже слова (прочитать),которые сразу создают такой положительный настрой, поэтому постарайся  сейчас сыграть свою партию с настроением ‚вспомни летнее жаркое солнышко и  лягушек на берегу. Обратить внимание ученика  на свободу кисти.

    А теперь посмотрим, что происходит  в партии аккомпаниатора- его роль у нас сегодня выполняет М.Кирилл, ученик 3 класса. Во 2 партии нет мелодии, но так бывает не всегда, здесь разложены аккорды частично по звукам арпеджио: в левой руке основной звук (бас),в правой созвучие с переходом в арпеджио.- Давайте попробуем исполнить ансамбль, Кирилл, не забудь во вступлении сразу задать нужный темп и характер  исполнения. А чтобы точнее передать настроение пьесы, её музыкальный образ, давайте на минутку заглянем  в наш словарик  чтобы подобрать созвучные образу определения: весело, звонко, блестяще, игриво…. Ребята,постарайтесь почувствовать образ, настроение  произведения и сыграть пьесу в ансамбле,чувствуя, как через музыкальную речь вы выражаете образ пьесы  . Понравилось?   

    Произведение Весёлые лягушки - простое, яркое, приносит  детям радость, у ребят появляется желание вновь повторять полюбившуюся  Пьесу. Такая возможность у вас ещё будет, впереди у нас конкурс ансамблей. Спасибо, Миша, хорошо поработал на уроке. Оценку  и домашнее задание я запишу чуть позже, а пока мы продолжим урок.

   И вот какое задание я хочу вам предложить выполнить.Название пьесы, над которой сейчас продолжит работу Кирилл, Танец. Танец, как и сказочные персонажи из любимых сказок, и м\ф сопровождают детскую жизнь, начиная с дошкольного возраста. И сказка «Золотой ключик» вам всем известна и вами любима. Попробуйте по описанию отгадать, кто это: Он насмешник и весельчак, только что был здесь и вот его уже нет, так и видишь перед собой его фигурку в пёстром трико с разноцветными треугольниками и квадратиками ….Кто это? Конечно это Арлекино,  послушайте как композитор передал образ Арлекино,  вот его Танец. Исполняю сама. Какая лёгкая, живая,поддразнивающая музыка.

     Но у Арлекино есть всегда спутник, попробуем назвать его после моей музыкальной подсказки: исполняю фрагмент-коротенькие  фразочки из 3 нот, сменяют другие, они, словно обрывки мыслей, перескакивают одна на другую. Кто этот несчастный, запутался в своём одеянии: его рукава и штанины всегда длиннее его рук и ног ?—конечно это Пьеро, ну а произведение называется….давайте вместе: Танец Пьеро и Арлекино, автор Б.  Билаш.

   Ребята, сейчас вы дали название произведению,фрагменты которого уже услышали, а ведь может так случиться, что когда— нибудь вы сами сочините музыку, и кто знает ‚а вдруг это будут музыкальные иллюстрации к любимой сказке ? Ну, а теперь послушаем как подготовил Кирилл своё домашнее  задание :нужно было проследить за изменениями ритмического рисунка, обратить внимание на штрихи, и выдержать один темп на протяжении всей пьесы. Исполнение. (Эта пьеса даётся ‚когда ребёнок приобрел хорошие исполнительские навыки, в периоде « обще- музыкальных накоплений».

Всем ученикам сегодня «5». Всем спасибо. Записываю домашнее задание и ставлю оценки всем ученикам.

  Вхождение в музыку и выражение в ней себя для учащихся младшего  школьного   возраста всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих товарищей, ученик воспринимает музыку гораздо внимательнее, и точнее, чем наедине со взрослым. Дети тогда учатся не только у педагога, но и друг у друга. И не только музыке, но и основам человеческого общения, взаимодействия в коллективе. Не следует забывать, что со стороны ребенок лучше и легче улавливает, видит и понимает, а желание не отстать, опередить товарища  открывает для педагога дополнительные резервы. И ещё. Надо учить детей радоваться музыкальным успехам товарищей. Это то же проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.

Использованная  литератyра

1. Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным

произведением. Психологический анализ.-М. : Классика-ххi,2003

2.Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия М. Музыка 1972

3. Наумов Л. Под знаком Нейгауза. М. Антиква,2002

4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.М.Музыка 1987

5,Хохрякова  Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?-на правах

рукописи,1998.

6. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.-М.Классика 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по специальности фортепиано. Тема: Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся младших классов на основе произведений различного характера. »

Открытый урок по специальности фортепиано

Тема: Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся младших классов на основе произведений различного характера в процессе обучения игре на фортепиано .

Мартыненко-Алексеева Юлиана Ивановна,

преподаватель фортепиано

средней общеобразовательной школы-

гимназии эстетического направления.

г. Уральск



Цель урока: развитие образно-эмоционального восприятия учащихся ‚проявления эмоциональной отзывчивости при изучении произведений различного характера. Создание мотивации к  получению знаний и умений для достижения цели.

Задачи урока:

1. Обучающая: достижение целостности исполнения объединение выученных деталей в целое.

2. Развивающая : формирование опыта эмоционального сопереживания через формирование мыслительной деятельности, способствующей глубокому пониманию музыкального текста.

З. Воспитательная : прививание устойчивого интереса к занятиям, укрепление связи ребёнка с педагогом.‚ умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения .

Ход урока.

Приветствие . Представление учеников- К. Артур, ученик 1 класса, Д. Михаил, ученик 2 класса, и М.Кирилл, ученик 3 класса.. Психологический настрой : Ребята! Мы сегодня на урок пригласили гостей. Ведь у нас сегодня урок необычный, это как небольшой концерт ‚музыкальный праздник. Поэтому вы должны постараться играть свои пьесы совершенно уверенно ‚не останавливаясь, убедительно, как профессионалы, не теряясь в любой обстановке, перед любыми слушателями .

Давайте начнём урок.

Дорогие мои друзья! Музыка обладает чудесным свойством волновать, человеческие души. Медленная и быстрая, беспечно весёлая и задумчиво грустная, едва слышимая и громкая, музыка рождает в каждом из нас какие-то свои, особенные чувства и образы. Со своими образами в произведениях различного характера нас познакомит К. Артур, ученик 1 класса.

Соглашусь с А. Артоболевской, что ребенка надо сразу окунать в музыку, давая ему возможность с первых же её встреч активно действовать, создавать музыкальный образ. Каждое ‚даже самое маленькое произведение , должно запечатлеться в сознании ученика как Целостный образ,— который может заинтересовать и пробудить фантазию ребенка.

А в работе у нас 2 пьесы.1.Квартет. В ней ученик знакомится с такими музыкальными терминами ‚как соло, дуэт, трио, квартет, и аккорд, приучается распознавать по слуху количество звуков в аккорде. Изучая пьесу, мы столкнулись со значительными трудностями в заключительной части: когда при смене аккордов меняется ритм и аппликатура, т. е. ребёнку нужно сосредоточить своё внимание, чтобы суметь правильно переставить пальцы .На помощь нам пришли картинки с поющими птичками и слова в тексте ‚ и вот такое яркое представление образа квартета у Артура ‚как бы само собой породило способность передать его необходимыми для этого движениями рук. Исполняет полностью.

2.Игра в солдатики. Разучивая эту пьесу мы старались представить как достаём из коробки фигурки солдатиков и расставляем их на игровое поле. Обе руки должны совершать чёткие равномерные движения, как будто маршируют солдатики, не допуская передерживания клавиш, нужно стараться активно схватывать клавиши кончиками пальцев .Здесь же отрабатывается лёгкое движение кисти от запястья. Исполнение полностью. Спасибо Артур, нам есть ещё над чем работать. Я запишу в дневник задание и поставлю оценку.

Ну ,а мы пока продолжим урок ,Д. Михаил, ученик 2 класса .Сразу обращаю внимание ученика на правильную посадку, и начинаем с проверки домашнего задания. Играем гамму До-мажор противоположное движение различными штрихами. Для освобождения запястья и повторения штрихов мы представили игру гаммы на легато как рисование линий по диагонали ‚снизу вверх, сверху вниз . Исполнение нон легато рисование горизонтальных линий (пунктиром или чёрточками)‚вертикальные линии это игра на стаккато.(вот так из точек рождается вертикальная линия).

Работа над освобождением аппарата ‚над беглостью пальцев продолжена в следующих пьесах. 1.М .Фогель Пьеса .Эта маленькая пьеса современная обработка народной песни, с присущими ей чертами вариационности‚ т.е. сначала идёт тема, а потом начинается её развитие. Первоначально мы представляли себе хор с запевалой(мужской голос тенор). А когда выпал белый пушистый снег, то распевная мелодия с её поступательными движениями навеяла нам образ зимы (Миша нарисовал)‚картину зимнего леса. А я нашла отрывок из стихотворения Андрея Усачёва «Зимняя сказка» , и как нам показалось созвучное настроению нашей пьесы:

Тихо ‚тихо сказку напевая ,

Проплывает в сумерках зима,

Тёплым одеялом укрывая

Землю, и деревья, и дома.

Миша, старайся играть строгим, глубоким и выразительным звуком, представь в пьесе две руки в тембре, динамике, с движением. Исполнение полностью наизусть.

Как мне кажется ‚такая организация работы, помогает учащимся получить глубокие музыкальные впечатления и адекватно передать их . При этом обогащается понятийный багаж детей, растёт их языковая и музыкальная культура.

2. Ансамбль Весёлые лягушки сл. и муз. Ю. Литовко.

Ученик делает экскурс о понятии ансамбль. Игра на ф-но в 4 руки - это вид совместного музицирования , которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и любом уровне владения инструментом. Само слово «ансамбль» означает по-французски «единство» и ставит перед исполнителем задачу слушать друг друга, играть в одном темпе и не останавливаться . Выполняем вместе анализ ансамбля- делится на партии- их 2 партии : это 1партия- солиста , и 2 партия — партия аккомпанемента, обычно её играет педагог, а иногда другой ученик. В твоей партии солиста есть весёлая яркая, незатейливая мелодия, и даже слова (прочитать),которые сразу создают такой положительный настрой, поэтому постарайся сейчас сыграть свою партию с настроением ‚вспомни летнее жаркое солнышко и лягушек на берегу. Обратить внимание ученика на свободу кисти.

А теперь посмотрим, что происходит в партии аккомпаниатора- его роль у нас сегодня выполняет М.Кирилл, ученик 3 класса. Во 2 партии нет мелодии, но так бывает не всегда, здесь разложены аккорды частично по звукам арпеджио: в левой руке основной звук (бас) ,в правой созвучие с переходом в арпеджио.- Давайте попробуем исполнить ансамбль, Кирилл, не забудь во вступлении сразу задать нужный темп и характер исполнения. А чтобы точнее передать настроение пьесы, её музыкальный образ, давайте на минутку заглянем в наш словарик чтобы подобрать созвучные образу определения: весело, звонко, блестяще, игриво…. Ребята ,постарайтесь почувствовать образ, настроение произведения и сыграть пьесу в ансамбле ,чувствуя, как через музыкальную речь вы выражаете образ пьесы . Понравилось?

Произведение Весёлые лягушки - простое, яркое, приносит детям радость, у ребят появляется желание вновь повторять полюбившуюся Пьесу. Такая возможность у вас ещё будет, впереди у нас конкурс ансамблей. Спасибо, Миша, хорошо поработал на уроке. Оценку и домашнее задание я запишу чуть позже, а пока мы продолжим урок .

И вот какое задание я хочу вам предложить выполнить .Название пьесы, над которой сейчас продолжит работу Кирилл, Танец. Танец, как и сказочные персонажи из любимых сказок, и м\ф сопровождают детскую жизнь, начиная с дошкольного возраста. И сказка «Золотой ключик» вам всем известна и вами любима. Попробуйте по описанию отгадать, кто это: Он насмешник и весельчак, только что был здесь и вот его уже нет, так и видишь перед собой его фигурку в пёстром трико с разноцветными треугольниками и квадратиками ….Кто это? Конечно это Арлекино, послушайте как композитор передал образ Арлекино, вот его Танец. Исполняю сама. Какая лёгкая, живая ,поддразнивающая музыка.

Но у Арлекино есть всегда спутник, попробуем назвать его после моей музыкальной подсказки: исполняю фрагмент-коротенькие фразочки из 3 нот, сменяют другие, они, словно обрывки мыслей, перескакивают одна на другую. Кто этот несчастный, запутался в своём одеянии: его рукава и штанины всегда длиннее его рук и ног ?—конечно это Пьеро, ну а произведение называется…..давайте вместе: Танец Пьеро и Арлекино, автор Б. Билаш.

Ребята, сейчас вы дали название произведению ,фрагменты которого уже услышали, а ведь может так случиться, что когда— нибудь вы сами сочините музыку, и кто знает ‚а вдруг это будут музыкальные иллюстрации к любимой сказке ? Ну, а теперь послушаем как подготовил Кирилл своё домашнее задание :нужно было проследить за изменениями ритмического рисунка, обратить внимание на штрихи, и выдержать один темп на протяжении всей пьесы. Исполнение. (Эта пьеса даётся ‚когда ребёнок приобрел хорошие исполнительские навыки, в периоде « обще- музыкальных накоплений».

Всем ученикам сегодня «5». Всем спасибо. Записываю домашнее задание и ставлю оценки всем ученикам.

Вхождение в музыку и выражение в ней себя для учащихся младшего школьного возраста всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих товарищей, ученик воспринимает музыку гораздо внимательнее, и точнее, чем наедине со взрослым . Дети тогда учатся не только у педагога, но и друг у друга. И не только музыке, но и основам человеческого общения, взаимодействия в коллективе. Не следует забывать, что со стороны ребенок лучше и легче улавливает, видит и понимает, а желание не отстать, опередить товарища открывает для педагога дополнительные резервы. И ещё . Надо учить детей радоваться музыкальным успехам товарищей. Это то же проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мартыненко-Алексеева Юлиана Ивановна

Дата: 26.07.2015

Номер свидетельства: 223607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства