Мотивация «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» - слушание, анализ. Целеполагание | Звучит музыка в исполнении симфонического оркестра. Можно использовать любое знакомое произведение. «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» - слушание. - Ребята, поднимите руки кому понравилась музыка, которую вы сейчас прослушали? - Какая она по характеру? (праздничная музыка, приподнятый характер) - А, как вы думаете, кто исполнил данное произведение? (играло много разных инструментов) - Совершенно верно. - Произведение называется «Вальс цветов» и написал его композитор П.И. Чайковский. Мы с вами знакомы с композитором П.И. Чайковским, с его «Детским альбомом». - А какие произведения вошли в альбом? Если не помнят, напомнить. - В «Детский альбом» вошли произведения «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мама», «Баба-яга» и т.д. - Вернёмся к прослушанному произведению П.И. Чайковского «Вальс цветов». Какие инструменты вы услышали? Как они звучали? - Молодцы, ребята. Вы сказали, что исполнили данное произведение разные музыкальные инструменты. Вы подметили правильно. Произведение «Вальс цветов» исполнил оркестр. - Оркестр – коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение. Оркестры стали появляться давным-давно. Оркестры бывают разные, но самый совершенный, богатый по составу инструментов это симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку, передавать тончайшее настроение человека. В нем встречаются все группы музыкальных инструментов. - А как вы думаете, какие бывают оркестры кроме симфонического? (оркестр народных инструментов и духовой оркестр) -Ребята, взгляните на экран. Здесь показаны симфонический оркестр, духовой и оркестр русских народных инструментов. Слайд 1. Виды оркестров - Сегодня мы с вами подробно познакомимся с симфоническим оркестром и постараемся запомнить инструменты, которые в него входят. - Пожалуйста, сформулируйте тему нашего урока? Тема урока: Инструменты симфонического оркестра. Слайд 2. - Ребята, поставьте цели нашего урока с помощью незаконченных предложений, смотрим на слайд. - Мне интересно узнать - Я хочу научиться - Я хочу знать | Дети слушают и определяют характер Дети вспоминают какие произведения вошли в «Детский альбом» П.И. Чайковского Дети отвечают на вопросы Дети слушают учителя, запоминают определение оркестра Дети отвечают на вопросы Называют тему урока. Дети ставят цели на урок, с помощью приема «Незаконченное предложение» |
Открытие новых знаний «Вальс» Г. Свиридова к кинофильму «Метель» - пластическое интонирование. Песня «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского – исполнение, вокально-хоровая работа. | - Итак, в симфонический оркестр входят 4 группы инструментов: струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас деревянные и медные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, тромбон, валторна, туба ударные: литавры, тарелки, ксилофон, барабан, перкуссия одиночные: арфа, фортепиано, орган, челеста - Отгадайте загадку, о ком идет речь? - Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это … (дирижер) - Очень важно запомнить, что оркестром управляет дирижер. - Продолжим отгадывать загадки, но про музыкальные инструменты. - Не забываем отвечать, входит этот инструмент в симфонический оркестр или нет, хорошо? (после того, как прозвучит ответ, на экране появляется рисунок инструмента) - И так, первая загадка. Как будто девушка запела, И в зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко. Затихло всё: играет… (Скрипка) - Вторая загадка. У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой… (Баян) - В каком оркестре звучит баян? - Продолжим дальше. Очень он похож на скрипку, Та же форма и смычок, Он для скрипки старший брат, Но зовём его мы… (Альт). - Да такой инструмент называется Альт. Следующая загадка. Первые марши играют военные, Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. А вот вторые на крышах стоят, Дружно зимою все сильно дымят. (Трубы) - Молодцы! Следующий инструмент. Он огромный, словно шкаф, Он стоит не на ногах. Он имеет мощный бас, Это важный - ... (Контрабас) - А теперь внимание, отгадываем и называем в каком оркестре этот инструмент? Треугольная доска, А на ней три волоска. Волосок - тонкий, Голосок - звонкий. (Балалайка) - Дальше отгадываем. Он звуком бархатным поет И сразу за душу берет, Не контрабас и не свирель, Зовут его…(Виолончель) - А этот уж инструмент сразу отгадаете. Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (Рояль) - Отлично! Отгадываем следующую загадку. Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый ... (Барабан) - И последняя загадка. Веселую, звонкую песенку лета Пропела волшебная дудочка… (Флейта) - Молодцы ребята! - Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, нежно щебетать, словно птица. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов, а количество их порой достигает до ста! - В симфоническом оркестре все исполнители расположены в определённом порядке. Посмотрите на слайд. Впереди скрипки и их родственники, чуть поодаль контрабасы. Они составляют семейство струнных. Какие вы знаете струнные инструменты? (скрипка, альт, виолончель, контрабас) - Далее располагается семейство деревянно - духовых. Назовите, какие вы знаете деревянные духовые инструменты. (флейта, фагот, гобой) - Рядом их ближайшие родственники медно – духовые инструменты. - А затем ударные инструменты. - Оркестр - хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король - управляющий оркестром. Как его называют? (дирижёр) - Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хоть при этом и не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легко о подставку для нот – пюпитр (показать) и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласованно и дружно. - А сейчас я предлагаю вам побыть дирижерами и продирижировать «Вальс» Г. Свиридова к кинофильму «Метель». Встаньте… - Молодцы! Присаживайтесь. - Ребята вспомните, какую песню мы разучили на прошлом уроке? («Сказки гуляют по свету») - Домашнее задание было нарисовать сказочных героев, о которых поётся в песне. Откройте свои рисунки, я посмотрю. Молодцы! - Можно выйти и показать свои рисунки. - А теперь исполним песню «Сказки гуляют по свету». Сказки гуляют по свету, Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят на зорьке в туманах. Припев: А принц Белоснежку полюбит. А жадность Кощея погубит... Пусть Зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает Добро! | 3. Сказки со мною повсюду, Их никогда не забуду. Стоит сомкнуть мне ресницы — Вмиг Сивка-Бурка приснится. Припев: А месяц засветится ясный В глазах Василисы Прекрасной... Пусть Зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает Добро! | 2. Мир озарив чудесами, Сказки летят над лесами, На подоконник садятся, В речки, как в окна, глядятся. Припев: А Золушку выручит фея, Не станет Горыныча Змея... Пусть Зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает Добро! | А Золушку выручит фея, Не станет Горыныча Змея... Пусть Зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает Добро! Пусть Зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает Добро! Но всё ж побеждает Добро! Но всё ж побеждает... Добро! | - Молодцы! | Дети слушают учителя Дети отгадывают загадку о дирижере Дети отгадывают загадки про музыкальные инструменты и определяют в какой оркестр они входят Дети слушают учителя Дети отвечают на вопросы Дети слушают учителя Дети выполняют пластическое интонирование Дети показывают рисунки и прикрепляют на доску Дети исполняют песню |