kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Инструменты симфонического оркестра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учитель знакомит детей с инструментами симфонического оркестра, с расположением инструментов в оркестре, с понятием дирижер. Дети слушают "Вальс цветов" П.И. Чайковского, выполняют пластическое интонирование под "Вальс" Г. Свиридова, исполняют песню "Сказки гуляют по свету" Муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Инструменты симфонического оркестра"»

Конспект урока по музыке.

Класс: 2

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Инструменты симфонического оркестра».

Цель: формирование знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с понятием «симфонический оркестр», «дирижёр», с расположением инструментов в оркестре;

научить учащихся слушать музыку, понимать её характер и содержание.

Развивающие:

способствовать развитию музыкального мышления, ритмического слуха, вокально-хоровых навыков;

способствовать формированию умений анализировать, сравнивать музыкальные произведения;

способствовать формированию потребности слушать классическую музыку на основе эмоционального восприятия симфонической музыки;

способствовать развитию навыков коммуникативной компетенции, такие как слышать и слушать товарищей, совместно выполнять задания в группах.

Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;

воспитывать позитивное отношение к искусству;

воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

момент

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок, похожий на путешествие в концертный зал.

Дети слушают учителя, приветствуют

Мотивация


«Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» - слушание, анализ.



























Целеполагание

Звучит музыка в исполнении симфонического оркестра. Можно использовать любое знакомое произведение.

«Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» - слушание.

- Ребята, поднимите руки кому понравилась музыка, которую вы сейчас прослушали?

- Какая она по характеру?

(праздничная музыка, приподнятый характер)

- А, как вы думаете, кто исполнил данное произведение?

(играло много разных инструментов)
- Совершенно верно.

- Произведение называется «Вальс цветов» и написал его композитор П.И. Чайковский

Мы с вами знакомы с композитором П.И. Чайковским, с его «Детским альбомом».

- А какие произведения вошли в альбом?

Если не помнят, напомнить.

- В «Детский альбом» вошли произведения «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Мама», «Баба-яга» и т.д.

- Вернёмся к прослушанному произведению П.И. Чайковского «Вальс цветов». Какие инструменты вы услышали? Как они звучали?

- Молодцы, ребята. Вы сказали, что исполнили данное произведение разные музыкальные инструменты. Вы подметили правильно. Произведение «Вальс цветов» исполнил оркестр.

- Оркестр – коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение. Оркестры стали появляться давным-давно. Оркестры бывают разные, но самый совершенный, богатый по составу инструментов это симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку, передавать тончайшее настроение человека. В нем встречаются все группы музыкальных инструментов.

- А как вы думаете, какие бывают оркестры кроме симфонического?

(оркестр народных инструментов и духовой оркестр)

-Ребята, взгляните на экран. Здесь показаны симфонический оркестр, духовой и оркестр русских народных инструментов.

Слайд 1. Виды оркестров

- Сегодня мы с вами подробно познакомимся с симфоническим оркестром и постараемся запомнить инструменты, которые в него входят.

- Пожалуйста, сформулируйте тему нашего урока?

Тема урока: Инструменты симфонического оркестра.

Слайд 2.

- Ребята, поставьте цели нашего урока с помощью незаконченных предложений, смотрим на слайд.

- Мне интересно узнать

- Я хочу научиться

- Я хочу знать



Дети слушают и определяют характер













Дети вспоминают какие произведения вошли в «Детский альбом» П.И. Чайковского




Дети отвечают на вопросы




Дети слушают учителя, запоминают определение оркестра







Дети отвечают на вопросы



Называют тему урока.



Дети ставят цели на урок, с помощью приема «Незаконченное предложение»

Открытие новых знаний



































































































«Вальс» Г. Свиридова к кинофильму «Метель» - пластическое интонирование.





Песня «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского – исполнение, вокально-хоровая работа.

- Итак, в симфонический оркестр входят 4 группы инструментов:

струнно-смычковые: скрипкаальтвиолончельконтрабас

деревянные и медные духовыефлейтагобойкларнетфаготтрубатромбонвалторнатуба

ударные: литаврытарелкиксилофонбарабанперкуссия

одиночные: арфафортепианоорганчелеста

- Отгадайте загадку, о ком идет речь?

- Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … (дирижер)

- Очень важно запомнить, что оркестром управляет дирижер.

- Продолжим отгадывать загадки, но про музыкальные инструменты.

- Не забываем отвечать, входит этот инструмент в симфонический оркестр или нет, хорошо?  

(после того, как прозвучит ответ, на экране появляется рисунок инструмента)

- И так, первая загадка.

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет… (Скрипка)

- Вторая загадка.

У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем 
 С перламутровым огнем. 
 Весельчак, а не буян

Голосистый мой… (Баян)

- В каком оркестре звучит баян?

- Продолжим дальше.

Очень он похож на скрипку,

Та же форма и смычок,

Он для скрипки старший брат,

Но зовём его мы… (Альт).

- Да такой инструмент называется Альт. Следующая загадка.

Первые марши играют военные,
 Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
 А вот вторые на крышах стоят,
 Дружно зимою все сильно дымят.
 (Трубы)

- Молодцы! Следующий инструмент.

Он огромный, словно шкаф,

Он стоит не на ногах.

Он имеет мощный бас,

Это важный - ... (Контрабас)

- А теперь внимание, отгадываем и называем в каком оркестре этот инструмент?

Треугольная доска,
 А на ней три волоска.
 Волосок - тонкий,
 Голосок - звонкий.
 (Балалайка)

- Дальше отгадываем.

Он звуком бархатным поет

И сразу за душу берет,

Не контрабас и не свирель,

Зовут его…(Виолончель)

- А этот уж инструмент сразу отгадаете.

Я стою на трёх ногах,
 Ноги в чёрных сапогах.
 Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (Рояль)

- Отлично! Отгадываем следующую загадку.

Со мной в поход легко идти, 
 Со мною весело в пути, 
 И я крикун, и я буян, 
 Я звонкий, круглый ... (Барабан)

- И последняя загадка.

Веселую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка… (Флейта)

- Молодцы ребята!

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, нежно щебетать, словно птица. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов, а количество их порой достигает до ста!

- В симфоническом оркестре все исполнители расположены в определённом порядке. Посмотрите на слайд. Впереди скрипки и их родственники, чуть поодаль контрабасы. Они составляют семейство струнных. Какие вы знаете струнные инструменты?

(скрипка, альт, виолончель, контрабас)

- Далее располагается семейство деревянно - духовых. Назовите, какие вы знаете деревянные духовые инструменты.

(флейта, фагот, гобой)

- Рядом их ближайшие родственники медно – духовые инструменты.

- А затем ударные инструменты.

- Оркестр - хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король - управляющий оркестром. Как его называют? (дирижёр)

- Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хоть при этом и не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легко о подставку для нот – пюпитр (показать) и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласованно и дружно.

- А сейчас я предлагаю вам побыть дирижерами и продирижировать «Вальс» Г. Свиридова к кинофильму «Метель». Встаньте…

- Молодцы! Присаживайтесь.

- Ребята вспомните, какую песню мы разучили на прошлом уроке?

(«Сказки гуляют по свету»)

- Домашнее задание было нарисовать сказочных героев, о которых поётся в песне. Откройте свои рисунки, я посмотрю. Молодцы!

- Можно выйти и показать свои рисунки.

- А теперь исполним песню «Сказки гуляют по свету».

  1. Сказки гуляют по свету,
    Ночь запрягая в карету.
    Сказки живут на полянах,
    Бродят на зорьке в туманах.
    Припев:

А принц Белоснежку полюбит.
А жадность Кощея погубит...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

3. Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
Припев:
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

2. Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся.
Припев:
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча Змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча Змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!

Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Но всё ж побеждает Добро!
Но всё ж побеждает... Добро!

- Молодцы!

Дети слушают учителя






Дети отгадывают загадку о дирижере















Дети отгадывают загадки про музыкальные инструменты и определяют в какой оркестр они входят




















































Дети слушают учителя








Дети отвечают на вопросы










Дети слушают учителя






Дети выполняют пластическое интонирование



Дети показывают рисунки и прикрепляют на доску


Дети исполняют песню

Итог урока






Рефлексия


- Урок походит к концу. Подведем итог.

- Так что же такое симфонический оркестр?

Большая группа музыкантов, которая играет на различных музыкальных инструментах.

- С какими инструментами симфонического оркестра мы с вами познакомились сегодня?

-Поднимите руки кому понравился урок?

- Что нового вы на уроке узнали?

- Что больше всего вам понравилось?

- Поднимите карточки соответствующие вашему настроению.


Дети отвечают на вопросы



Дети перечисляют инструменты симфонического оркестра.



Дополнительные загадки


Не раз в оркестре я звучала,

Мой голос струнный так певуч!

Но «Ф» в моё поставь начало,

И я во тьму направлю луч!

(Арфа - фара.)


Голос чистый, голос ясный

Ты запомнил или нет?

Этот инструмент чудесный

Называется…(Кларнет)



Он голосом чистым и ясным

Поёт нам в оркестре прекрасно.

А ведь когда-то в старину,

Его прадедушка рожок,

Играл мелодию свою

Сгоняя стадо на лужок (Фагот)

Деревянный духовой,

Не кларнет и не гобой,

Низким голосом поет,

Называется…

(Фагот)


Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт.

В беде не бросит никогда

Твоя победная …

(Труба)


Угадай с одной попытки,

Ну-ка, время не тяни!

Я похожа на улитку,

Медным трубам я сродни.

Инструмент я духовой

И, бывает, полковой (Валторна)

Этот медный духовой

То короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет!

Громче всех в оркестре он.

Как зовут его?..

(Тромбон)

Что-то низко зазвучало,

За собою всех позвало.

Гремят в оркестре нашем трубы,

Но громче всех, конечно…(тубы)




Преподаватель ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум»

по междисциплинарному курсу МДК 01.08.

«Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» Шамсутдинова Альфия Хуснулловна







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Инструменты симфонического оркестра"

Автор: Шамсутдинова Альфия Хуснулловна

Дата: 27.06.2022

Номер свидетельства: 610654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "конспект урока "Знакомство с симфоническим оркестром""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-znakomstvo-s-simfonichieskim-orkiestrom"
    ["file_id"] => string(6) "263512"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449565294"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Волшебная палочка дирижера" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-volshiebnaia-palochka-dirizhiera"
    ["file_id"] => string(6) "112526"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408715419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока "Симфонический оркестр. Сколько лет арфе?" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-simfonichieskii-orkiestr-skol-ko-liet-arfie"
    ["file_id"] => string(6) "161926"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422287322"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока Царит гармония оркестра "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-tsarit-gharmoniia-orkiestra"
    ["file_id"] => string(6) "103063"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402565556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства