kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Знакомство с симфоническим оркестром"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Знакомство с симфоническим оркестром", для учащихся 2 класса Деткой музыкальной школы. Цель: сформировать первичное представление о симфоническом оркестре. Знакомство учащихся с группами инструментов симфонического оркестра, ролью дирижера в оркестре, первоначальное знакомство с инструментами симфонического оркестра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Знакомство с симфоническим оркестром"»

КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 класса ДМШ Тема: «Знакомство с симфоническим оркестром»

Цели урока

  • образовательные:

сформировать первичное представление о симфоническом оркестре;

  • развивающие:

развивать навыки музыкального восприятия,

расширять кругозор учащихся,

  • воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к народным обычаям и традициям своей страны,

формировать позитивное отношение к народному искусству.

Задачи:

  • повторить пройденный материал;

  • познакомить с инструментами симфонического оркестра;

  • учить различать тембры инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный материал:

  • музыкальный фрагменты с записями звучания отдельных инструментов;

  • музыкальный фрагмент с записями звучания симфонического оркестра

Оборудование: компьютер, проектор, изображения оркестра и инструментов, раздаточный материал (картинки на которых изображены различные инструменты

симфонического оркестра).

ХОД УРОКА

1 этап: повторение пройденного:

Педагог: В 18 веке бурно развивалась светская музыка. Кроме бальных танцев и военных маршей стали появляться специальные большие произведения для слушания в концертах – симфонии. А для их исполнения и потребовался симфонический оркестр.

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.

Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, даже в мультфильмах звучит симфоническая музыка.

Ребята, а что такое оркестр?

Дети: (ответы детей)

Педагог:  Древние греки словом «орхестра» обозначали полукруглую площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры. Лишь 200 лет назад оркестр стал таким, каким мы его теперь знаем с большим количеством инструментов и их разнообразием.

      Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (коллектив), исполняющих музыку на различных инструментах.

С каким оркестром мы уже с вами познакомились на прошлых уроках?

Дети: (ответы детей)

(Слайд № 1 - на слайде рисунок древнегреческого театра (площадка))

А какой же оркестр называется симфоническим?

Дети: Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.

(Слайд №2 – на слайде изображение симфонического оркестра)

2 этап: изучение нового материала

Педагог: - Вот уже свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, а порой и переложенной для симфонического оркестра.

Включается запись звучания симфонического оркестра (фрагмент).

Итак, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

(дети формулируют тему урока)

Педагог: Сегодня на уроке состоится первое знакомство с симфоническим оркестром.

(слайд №3 – на слайде тема урока)

Педагог: -  Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:                         

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … (ДИРИЖЕР)

(Слайд № 4 - на слайде рисунок и фото дирижера )

Педагог: - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения.

Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале…  Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира.

Как вы думаете, почему дирижер стоит спиной к залу?

Педагог: - Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты  видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод. 

(Слайд № 5 - на слайде выдающиеся российские дирижеры. )

Вероника Дударова (ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.

Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»)

Юрий Башмет (известен не только как солист – альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля «Солисты Москвы»)

Педагог: -  Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

По количеству исполнителей он самый большой – в таком оркестре играют от 60 до 120 человек и больше.

А вы обращали внимание на то, что у всех оркестрантов одежда одного цвета? Раньше это были черные длинные платья для женщин и черные фраки с белыми рубашками для мужчин. Сейчас «оркестровая мода» становится более демократичной, но все равно пестроты в одежде стараются не допускать. Как вы думаете почему?

(ответы детей)

(Слайд № 6 – рисунок музыкантов оркестра)

Педагог: Да, вы правильно заметили - это отвлекает публику от слушания музыки.

Педагог: - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.

(Слайд № 7 – на слайде рисунок партитуры )

- Ребята, а где находится оркестр во время концерта? (ответы детей)

Педагог: - Оркестр может находится на сцене, или в специальной оркестровой яме перед сценой, если сопровождает исполнение оперы или балета)

(Слайд № 8 - на слайде рисунок оркестровой ямы)

У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

Д. - (дают свой ответ)

У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер. Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

(Слайд № 9 – на слайде фото оркестра и дирежера )

Педагог: - Чтобы дирижеру не пришлось искать взглядом, к примеру, скрипачей или тромбонистов, музыканты располагаются на сцене в определенном порядке, по «семействам» инструментов.

Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный.

Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить.

Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места.

Давайте посмотрим внимательно, музыканты оркестра располагаются на сцене по определенной схеме?

(Слайд №10 – на слайде группы симфонического оркестра)

Попробуйте распределить карточки с изображениями инструментов, они находятся перед вами, на группы, в зависимости от того как у них извлекается звук.

Работа с карточками в группах.

На какие группы можно разделить инструменты в симфоническом оркестре? (ответы детей)

Струнно – смычковая группа. (Слайд №11)

Какие инструменты входят в состав этой группы?

(ответы детей: скрипка, альт, виолончель, контрабас)

При помощи чего извлекается звук на этих инструментах? (удара смычка)

В чём сходство этих инструментов? ( форма). Различие? ( размер и звучание)

Группа  духовых музыкальных инструментов. (Слайд №12)

Почему их называют духовые? (звук извлекают путем выдувания из них воздуха).

Педагог: – Эта  группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

Деревянные: Какие инструменты входят в состав этой группы?

(ответы детей: флейта, кларнет, гобой, фагот)

В чем сходство инструментов? В чем различие?

Медно – духовая группа:

Какие инструменты входят в состав этой группы?

(ответы детей: труба, тромбон, валторна, туба)

Из чего изготавливаются эти инструменты?

О чём напоминают звуки этих инструментов? (о походах, о военных маршах)

Ударные инструменты: (Слайд № 13) (самая разнообразная)

А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

(ответы детей: треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола)

Группа клавишных и одиночных инструментов: (Слайд №14)

(Ответы детей: фортепиано, орган, арфа, челеста)



Педагог: На следующем уроке мы более подробно будем рассматривать эти группы и знакомиться с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра..

3 этап: подведение итогов урока.

Что же нового вы увидели и узнали во время сегодняшнего музыкального путешествия?

Ответы детей.

Оркестр - … Какие оркестры бывают- … Какой оркестр самый большой - … Какие существуют группы инструментов - … Какие названия у инструментов - … Дирижёр - …

Дирижёр - великий мастер владения звуком. Мир музыкальных инструментов весьма широк: и сегодня на уроке мы только начали знакомиться с инструментами симфонического оркестра. Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот.

Педагог: - Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале!

Слушание симфонический оркестр (фрагмент)

Домашнее задание: нарисовать музыканта и понравившийся вам инструмент




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
конспект урока "Знакомство с симфоническим оркестром"

Автор: Луговина Наталия Васильевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263512

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему "Идем в концертный зал""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_uroka_na_tiemu_idiem_v_kontsiertnyi_zal"
    ["file_id"] => string(6) "420326"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496557153"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "План - конспект урока по музыке в 4  классе Страна Симфония "
    ["seo_title"] => string(60) "plan-konspiekt-uroka-po-muzykie-v-4-klassie-strana-simfoniia"
    ["file_id"] => string(6) "139881"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417806719"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме "Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-tiemie-simfonichieskaia-skazka-s-prokof-ieva-pietia-i-volk"
    ["file_id"] => string(6) "153975"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421083546"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока музыки во 2 классе «Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С. Прокофьева»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_muzyki_vo_2_klasse_simfonicheskaia_skazka_petia_i_volk_s_s_prokof"
    ["file_id"] => string(6) "555521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597044056"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства