конспект урока "Знакомство с симфоническим оркестром"
Конспект урока "Знакомство с симфоническим оркестром"
Конспект урока по теме "Знакомство с симфоническим оркестром", для учащихся 2 класса Деткой музыкальной школы. Цель: сформировать первичное представление о симфоническом оркестре. Знакомство учащихся с группами инструментов симфонического оркестра, ролью дирижера в оркестре, первоначальное знакомство с инструментами симфонического оркестра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
музыкальный фрагменты с записями звучания отдельных инструментов;
музыкальный фрагмент с записями звучания симфонического оркестра
Оборудование: компьютер, проектор, изображения оркестра и инструментов, раздаточный материал (картинки на которых изображены различные инструменты
симфонического оркестра).
ХОД УРОКА
1 этап: повторение пройденного:
Педагог: В 18 веке бурно развивалась светская музыка. Кроме бальных танцев и военных маршей стали появляться специальные большие произведения для слушания в концертах – симфонии. А для их исполнения и потребовался симфонический оркестр.
В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.
Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, даже в мультфильмах звучит симфоническая музыка.
Ребята, а что такое оркестр?
Дети: (ответы детей)
Педагог: Древние греки словом «орхестра» обозначали полукруглую площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры. Лишь 200 лет назад оркестр стал таким, каким мы его теперь знаем с большим количеством инструментов и их разнообразием.
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (коллектив), исполняющих музыку на различных инструментах.
С каким оркестром мы уже с вами познакомились на прошлых уроках?
Дети: (ответы детей)
(Слайд № 1 - на слайде рисунок древнегреческого театра (площадка))
А какой же оркестр называется симфоническим?
Дети: Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.
(Слайд №2 – на слайде изображение симфонического оркестра)
2 этап: изучение нового материала
Педагог: - Вот уже свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, а порой и переложенной для симфонического оркестра.
Включается запись звучания симфонического оркестра (фрагмент).
Итак, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
(дети формулируют тему урока)
Педагог: Сегодня на уроке состоится первое знакомство с симфоническим оркестром.
(слайд №3 – на слайде тема урока)
Педагог: - Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это … (ДИРИЖЕР)
(Слайд № 4 - на слайде рисунок и фото дирижера )
Педагог: - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира.
Как вы думаете, почему дирижер стоит спиной к залу?
Педагог: - Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
(Слайд № 5 - на слайде выдающиеся российские дирижеры. )
Вероника Дударова (ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.
Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»)
Юрий Башмет (известен не только как солист – альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля «Солисты Москвы»)
Педагог: - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
По количеству исполнителей он самый большой – в таком оркестре играют от 60 до 120 человек и больше.
А вы обращали внимание на то, что у всех оркестрантов одежда одного цвета? Раньше это были черные длинные платья для женщин и черные фраки с белыми рубашками для мужчин. Сейчас «оркестровая мода» становится более демократичной, но все равно пестроты в одежде стараются не допускать. Как вы думаете почему?
(ответы детей)
(Слайд № 6 – рисунок музыкантов оркестра)
Педагог: Да, вы правильно заметили - это отвлекает публику от слушания музыки.
Педагог: - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.
(Слайд № 7 – на слайде рисунок партитуры )
- Ребята, а где находится оркестр во время концерта? (ответы детей)
Педагог: - Оркестр может находится на сцене, или в специальной оркестровой яме перед сценой, если сопровождает исполнение оперы или балета)
(Слайд № 8 - на слайде рисунок оркестровой ямы)
У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Д. - (дают свой ответ)
У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер. Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
(Слайд № 9 – на слайде фото оркестра и дирежера )
Педагог: - Чтобы дирижеру не пришлось искать взглядом, к примеру, скрипачей или тромбонистов, музыканты располагаются на сцене в определенном порядке, по «семействам» инструментов.
Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить.
Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места.
Давайте посмотрим внимательно, музыканты оркестра располагаются на сцене по определенной схеме?
(Слайд №10 – на слайде группы симфонического оркестра)
Попробуйте распределить карточки с изображениями инструментов, они находятся перед вами, на группы, в зависимости от того как у них извлекается звук.
Работа с карточками в группах.
На какие группы можно разделить инструменты в симфоническом оркестре? (ответы детей)
Группа клавишных и одиночных инструментов: (Слайд №14)
(Ответы детей: фортепиано, орган, арфа, челеста)
Педагог: На следующем уроке мы более подробно будем рассматривать эти группы и знакомиться с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра..
3 этап: подведение итогов урока.
Что же нового вы увидели и узнали во время сегодняшнего музыкального путешествия?
Ответы детей.
Оркестр - … Какие оркестры бывают- … Какой оркестр самый большой - … Какие существуют группы инструментов - … Какие названия у инструментов - … Дирижёр - …
Дирижёр - великий мастер владения звуком. Мир музыкальных инструментов весьма широк: и сегодня на уроке мы только начали знакомиться с инструментами симфонического оркестра. Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот.
Педагог: - Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале!
Слушание симфонический оркестр (фрагмент)
Домашнее задание: нарисовать музыканта и понравившийся вам инструмент