Урок по программе «Музыка 4 класс», авторского коллектива Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной
Цель урока: Сформировать интерес к общению с оркестровой музыкой, закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Задачи: Образовательные:
Знать: Определение оркестра, состав симфонического оркестра, роль дирижера в оркестре, что такое партитура, названия произведений звучавших на уроке.
Уметь: Различать звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического оркестра,
Читать простейшие ритмические партитуры;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности: хоровое пение, имитация игры на музыкальных инструментах, свободном дирижировании, музыкально-ритмических движениях.
Воспитательные:Воспитывать
эмоционально-ценностное отношение к музыке;
музыкальный вкус обучающихся;
Слушательскую и исполнительскую культуры;
потребности к самостоятельному общению с музыкой;
интерес к музыкальной культуре родного края.
Развивающие:
Развитие вокально-хоровых навыков, певческого голоса;
музыкального слуха, чувства ритма;
музыкальной памяти, творческого воображения, ассоциативного мышления, творческой активности.
Тип урока:
обобщающий урок раздела «В концертном зале»
В структуре урока выделены следующие этапы:
Организационный момент. Вход под музыку. Завязка драматургии урока. Цель данного этапа: погружение в атмосферу искусства. Распевание.
Завязка. Озвучивание художественно – педагогической идеи урока «На свете каждый день мелодия родиться…». Развитие вокально-хоровых навыков.
Проблематизация. Сообщение темы и цели урока. Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.
4. Развитие действия (основная часть урока). Работа по теме урока.
Цель: обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре в активной творческой деятельности (музыкально-пластическом движении, имитации инструментального музицирования, свободном дирижировании).
Основные методы: создание проблемной ситуации, наглядные, словесные, музицирование, пластическое интонирование, игра «дирижер».
5. Кульминация. Работа над созданием собственного оркестра. Все учащиеся в классе участвуют в коллективной исполнительской деятельности.
6. Развязка. Цель: формулировка решения проблемы, подведение итогов урока.
7. Творческое домашнее задание.
8. Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Царит гармония оркестра »
Царит гармония оркестра
Класс: 4 класс (урок по программе «Музыка 4 класс», авторского коллектива Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной).
Предмет: Музыка
Цель урока:
Сформировать интерес к общению с оркестровой музыкой, закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Задачи:
Образовательные:
Знать:
Определение оркестра, состав симфонического оркестра, роль дирижера в оркестре, что такое партитура, названия произведений звучавших на уроке.
Уметь:
Различать звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического оркестра,
Читать простейшие ритмические партитуры;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности: хоровое пение, имитация игры на музыкальных инструментах, свободном дирижировании, музыкально-ритмических движениях.
Воспитательные:
Воспитывать
эмоционально-ценностное отношение к музыке;
музыкальный вкус обучающихся;
Слушательскую и исполнительскую культуры;
потребности к самостоятельному общению с музыкой;
интерес к музыкальной культуре родного края.
Развивающие:
Развитие вокально-хоровых навыков, певческого голоса;
музыкального слуха, чувства ритма;
музыкальной памяти, творческого воображения, ассоциативного мышления, творческой активности.
Тип урока:
обобщающий урок раздела «В концертном зале»
Используемое оборудование:
- персональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор, баян.
Организационный момент. Вход под музыку. Завязка драматургии урока. Цель данного этапа: погружение в атмосферу искусства. Распевание.
Завязка. Озвучивание художественно – педагогической идеи урока «На свете каждый день мелодия родиться…». Развитие вокально-хоровых навыков.
Проблематизация. Сообщение темы и цели урока. Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.
4. Развитие действия (основная часть урока). Работа по теме урока.
Цель: обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре в активной творческой деятельности (музыкально-пластическом движении, имитации инструментального музицирования, свободном дирижировании).
Основные методы: создание проблемной ситуации, наглядные, словесные, музицирование, пластическое интонирование, игра «дирижер».
5. Кульминация. Работа над созданием собственного оркестра. Все учащиеся в классе участвуют в коллективной исполнительской деятельности.
Развязка. Цель: формулировка решения проблемы, подведение итогов урока.
Творческое домашнее задание.
Рефлексия.
Конспект урока:
Организационный момент.
Слайд № 1
Вход в кабинет – «Замечательный сосед» Эдита Пьеха.
Слайд №2
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым…
И Доброе утро пусть длится до вечера!
Распевание на «па-па-па-па-ра-ра»
Завязка.
Эпиграф урока: «На свете каждый день мелодия родится…» высказывание Ш. Руставели. Как вы думаете, созвучно ли это высказывание песне «Замечательный сосед»? ответы учащихся.
Вокально-хоровая работа с песней Э.Пьехи «Замечательный сосед»: текст, фразировка, выразительность. Разучивание песни под аккомпанемент баяна. В работе над песней используются следующие методы и приёмы: метод «эхо», пение в диалоге с учителем по фразам. Концертное исполнение песни с использованием минусовой фонограммы.
Слайд № 3, 4, 5
Учитель: Молодцы! Вы - талантливые музыканты.
Проблематизация. Определение темы и цели урока.
Кларнет и труба, о которых идёт речь в песне, являются инструментами какого оркестра? ответы учащихся.
Учитель: Послушайте и скажите, какие строки этого стихотворения помогут сформулировать тему урока? Каким образом они перекликаются с нашими инструментами?
Учитель читает фрагмент стихотворения В. Солоухина «Оркестр»
... Аллегро переходит в престо,
Сплочен и слитен хор металла,
И властно над безмолвьем зала
Царит гармония оркестра.
Ребята формулируют тему урока, учитель записывает тему на доске. Слайд № 6
Как вы понимаете слово «гармония»? Ответы учащихся (связь, порядок; строй, лад; слаженность, стройность)
У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?
Слайд №7
Сообщение учеников:
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.
В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.
Учитель:Как вы думаете, что помогает оркестру звучать согласованно и гармонично? Ответы учащихся (благозвучный, слаженный, согласованный, стройный, правильный, дружный, ладный, складный)
У: Существует несколько видов оркестров.
Вид оркестра зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в его состав. Каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности, и каждый хорош по-своему!
«Звучащая викторина»
Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.
Слайд № 9, 10, 11, 12, 13
Наш урок сегодня мы посвятим обобщению и закреплению знаний о самом большом оркестре - ??? ….. о симфоническом оркестре.
СИМФОНИ́ЧЕСКИЙ ОРКЕ́СТР
Слайд № 13, 14, 15, 16
— наиболее совершенный и богатый по выразительным возможностям из оркестров, распространенных в современной музыкальной практике. Крупные симфонические оркестры насчитывают более 100 музыкантов. Симфонический оркестр формировался в течение столетий, и сейчас он по праву считается вершинным завоеванием музыкально-исполнительской культуры.
К доске выходят 4 ученика – вы работаете в группе, выполняете задание на доске.
Выбери инструмент внизу и перетащи его на то место, которое он должен занимать на сцене в оркестре.
Рассаживаются музыканты симфонического оркестра по определённой схеме.
Причём существуют свои особенные тайны в этом расположении.
Какие тайны мы раскрыли с вами на предыдущем уроке? Ответы учащихся
Современный большой симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.
Слайд № 18
Струнно-смычковые инструменты:
Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива.
Слайд № 19
У. - Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?
Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам. Скрипка, альт, виолончель, контрабас
Слайд № 20
Группа духовых музыкальных инструментов. Почему им дали такое название?
Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
Деревянные духовые инструменты:
Слайд № 21
В группу деревянных духовых инструментов входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Они обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.
Медные духовые инструменты:
Третья группа инструментов оркестра — медные духовые (валторна, труба, тромбон, туба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащают его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.
Слайд № 22
Ударные инструменты:
Слайд № 23
Основная функция ударных инструментов — ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают палитру различными эффектами.
Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Иногда композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.
фортепиано, орган, арфа, челеста.
Насколько хорошо вы знаете инструменты симфонического оркестра, нам помогут узнать эти игровые тесты. (Использование ресурсов ЦОР)
Слайд № 26
Работа с тестами.
Послушайте музыку каждого граммофончика и перетащите его на место, которое должен занимать в оркестре прозвучавший инструмент.
У. - Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.
Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.
Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это …
ДИРИЖЕР
Слайд № 27
Историческая справка, рассказ учителя:
Еще в XIX веке оркестром управлял музыкант, сидевший за клавесином (чембалист) или игравший на первой скрипке (концертмейстер). Как правило, исполнение симфонической музыки возглавлял скрипач, а оперным спектаклем руководил чембалист; во французской опере, капельмейстер отбивал такт ударом большой палки оземь. Немецкий композитор и дирижер Людвиг Шпор впервые выступил в концерте с дирижерской палочкой в руке, а Рихард Вагнер, дирижируя оркестром, впервые повернулся спиной к публике.
Среди известных дирижёров:
Евгений Светланов (1928-2002) – выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР),
Вероника Дударова (1916-2009) - ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром “Виртуозы Москвы”);
Юрий Башмет (известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
Учитель: Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
Я предлагаю вам игру «Дирижер», попробуйте движением воображаемой палочки, взглядом, жестом дирижировать оркестром, передать в жесте характер звучания музыки.
Послушайте, как слаженно звучит гармония оркестра… и попробуйте «найти себя» в этой нелёгкой профессии.
Слайд № 28
Звучит видеофрагмент увертюры из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Учитель: Молодцы, дирижеры! Хотя в действительности не всё так просто! Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Что необходимо дирижеру и музыкантам оркестра исполнять оперу, балет, симфонию другие произведения, они все произведения помнят наизусть? Ответы учащихся.
Слайд № 29
Учитель: Дирижеру и музыкантам нужна партитура – нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов.
Кульминация.
Слайд № 30
Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
Слайд № 31
Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
Для симфонического оркестра создана огромная литература — симфонии, сюиты, поэмы, увертюры и др. Симфонический оркестр — непременный участник музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт), а также ораторий, кантат и т. п.
В нашем городе известен первоклассный симфонический коллектив – это звучащий в Концертном зале Омской филармонии
Омский академический симфонический оркестр.
Слайд №32
В его составе лучшие музыканты области, прошедшие конкурсный отбор, все, без исключения, окончившие высшие музыкальные заведения нашей страны и ближнего зарубежья. Исполняют они великолепные произведения многих известных композиторов таких как: Моцарт, Бетховен, Глинка, Шостакович, Чайковский и другие.
Слайд № 33
Развязка.
Учитель: П.И. Чайковский назвал симфонический оркестр «музыкальной республикой»? Вы согласны с композитором? Что помогает оркестру звучать согласованно?
Выводы учащихся.
Гармония нарушается, если присутствует нечто лишнее. Из ряда слов укажите инструмент, не соответствующий остальным по какому-либо признаку:
Труба, валторна, флейта
Литавры, арфа, тарелки
Скрипка, контрабас, саксофон
Гобой, труба, кларнет
Барабан, альт, тарелки
Тромбон, фагот, валторна
Игра «Третий лишний»Слайд № 34
Домашнее задание
Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Надеюсь, что эти знания вам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.
Дома решите кроссворд «Царит гармония оркестра», вписав в пустые клетки по горизонтали названия инструментов симфонического оркестра.
Слайд № 35
с
и
м
ф
о
н
и
ч
е
с
к
и
й
Рефлексия.
Слайд № 36
Учитель: Какими словами вы завершите сегодняшний урок.
Ответы учащихся: музыка- это чудо, музыка звучит повсюду, оркестр – это чудо, музыка будет звучать всегда, музыка – это гармония и т.д.
… на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. Музыканты занимают свои места.
Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.
Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях. И в исполнении симфонического оркестра звучит Симфония И.Гайдна «Симфония при свечах». Звучит гармония оркестра… Учитель: Какую музыку вы хотели бы услышать в завершении урока?
Ответы учащихся.
СЛУШАНИЕ: И. Гайдн «Симфония при свечах»
Спасибо, до свидания, мне очень приятно было музицировать вместе с вами!