kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Царит гармония оркестра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе «Музыка 4 класс», авторского коллектива Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной

Цель урока: Сформировать интерес к общению с оркестровой музыкой, закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.

Задачи: Образовательные:

    Знать: Определение оркестра, состав симфонического оркестра, роль дирижера в оркестре, что такое партитура, названия произведений звучавших на уроке.

    Уметь: Различать звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического оркестра,

  • Читать простейшие ритмические партитуры;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности: хоровое пение, имитация игры на музыкальных инструментах, свободном дирижировании, музыкально-ритмических движениях.

Воспитательные:Воспитывать

  • эмоционально-ценностное отношение к музыке;
  • музыкальный вкус обучающихся;
  • Слушательскую и исполнительскую культуры;
  • потребности к самостоятельному общению с музыкой;
  • интерес к музыкальной культуре родного края.

Развивающие:

  • Развитие вокально-хоровых навыков, певческого голоса;
  • музыкального слуха, чувства ритма;
  • музыкальной памяти, творческого воображения, ассоциативного мышления, творческой активности.

Тип урока: 

обобщающий урок  раздела «В концертном зале»

В структуре урока выделены следующие этапы:

  1. Организационный момент.  Вход под музыку. Завязка драматургии урока.  Цель данного этапа: погружение в атмосферу искусства. Распевание.
  2. Завязка. Озвучивание художественно – педагогической идеи урока «На свете каждый день мелодия родиться…». Развитие вокально-хоровых навыков. 
  3. Проблематизация.  Сообщение темы и цели урока. Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

4.  Развитие действия (основная часть урока). Работа по теме урока.

Цель: обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре в активной творческой деятельности (музыкально-пластическом движении, имитации инструментального музицирования, свободном дирижировании).

Основные методы: создание проблемной ситуации, наглядные, словесные, музицирование, пластическое интонирование, игра «дирижер».

5. Кульминация. Работа над созданием собственного оркестра. Все учащиеся в классе участвуют в коллективной исполнительской деятельности.

      6. Развязка. Цель: формулировка решения проблемы, подведение итогов урока.

      7. Творческое домашнее задание.

      8. Рефлексия.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Царит гармония оркестра »

Царит гармония оркестра


Класс: 4 класс (урок по программе «Музыка 4 класс», авторского коллектива Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной).

Предмет: Музыка

Цель урока: 

Сформировать интерес к общению с оркестровой музыкой, закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.

Задачи:

Образовательные:

Знать:

  • Определение оркестра, состав симфонического оркестра, роль дирижера в оркестре, что такое партитура, названия произведений звучавших на уроке.

Уметь:

  • Различать звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического оркестра,

  • Читать простейшие ритмические партитуры;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности: хоровое пение, имитация игры на музыкальных инструментах, свободном дирижировании, музыкально-ритмических движениях.

Воспитательные:

Воспитывать

  • эмоционально-ценностное отношение к музыке;

  • музыкальный вкус обучающихся;

  • Слушательскую и исполнительскую культуры;

  • потребности к самостоятельному общению с музыкой;

  • интерес к музыкальной культуре родного края.

Развивающие:

  • Развитие вокально-хоровых навыков, певческого голоса;

  • музыкального слуха, чувства ритма;

  • музыкальной памяти, творческого воображения, ассоциативного мышления, творческой активности.

Тип урока: 

обобщающий урок раздела «В концертном зале»

Используемое оборудование: 

- персональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор, баян.

- Буклет «Симфоническое братство муз. инструментов» - оформление

Программное обеспечение:

- Microsoft Power Point, Microsoft Word, (http://school-collection.edu.ru/)

На уроке применялись следующие методы и приёмы:

словесные, наглядные, практические, проблемные.

Методы и приемы музыкального образования:

      • Эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин);

      • Художественного контекста (Л.В. Горюнова);

      • Метод музицирования (К.Орф);

      • Прием «игра в оркестр» (Ю.Б. Алиев);

      • Метод соучастия (Т.А. Затямина);

      • Метод «эхо»;

      • Пластическое интонирование (Д.Б. Кабалевский, Т. Вендерова).

Использованные технологии:

здоровьесберегающие (личностно-ориентированная, проблемное обучение, деятельностный подход).


В структуре урока выделены следующие этапы:

  1. Организационный момент. Вход под музыку. Завязка драматургии урока. Цель данного этапа: погружение в атмосферу искусства. Распевание.

  2. Завязка. Озвучивание художественно – педагогической идеи урока «На свете каждый день мелодия родиться…». Развитие вокально-хоровых навыков.

  3. Проблематизация. Сообщение темы и цели урока. Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

4. Развитие действия (основная часть урока). Работа по теме урока.

Цель: обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре в активной творческой деятельности (музыкально-пластическом движении, имитации инструментального музицирования, свободном дирижировании).

Основные методы: создание проблемной ситуации, наглядные, словесные, музицирование, пластическое интонирование, игра «дирижер».

5. Кульминация. Работа над созданием собственного оркестра. Все учащиеся в классе участвуют в коллективной исполнительской деятельности.

  1. Развязка. Цель: формулировка решения проблемы, подведение итогов урока.

  2. Творческое домашнее задание.

  3. Рефлексия.









Конспект урока:

  1. Организационный момент.

Слайд № 1

Вход в кабинет – «Замечательный сосед» Эдита Пьеха.

Слайд №2

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым…

И Доброе утро пусть длится до вечера!

Распевание на «па-па-па-па-ра-ра»

  1. Завязка.

Эпиграф урока: «На свете каждый день мелодия родится…» высказывание Ш. Руставели. Как вы думаете, созвучно ли это высказывание песне «Замечательный сосед»? ответы учащихся.

Вокально-хоровая работа с песней Э.Пьехи «Замечательный сосед»: текст, фразировка, выразительность. Разучивание песни под аккомпанемент баяна. В работе над песней используются следующие методы и приёмы: метод «эхо», пение в диалоге с учителем по фразам. Концертное исполнение песни с использованием минусовой фонограммы.

Слайд № 3, 4, 5

Учитель: Молодцы! Вы - талантливые музыканты.

  1. Проблематизация. Определение темы и цели урока.

Кларнет и труба, о которых идёт речь в песне, являются инструментами какого оркестра? ответы учащихся.

Учитель: Послушайте и скажите, какие строки этого стихотворения помогут сформулировать тему урока? Каким образом они перекликаются с нашими инструментами?

Учитель читает фрагмент стихотворения В. Солоухина «Оркестр»

... Аллегро переходит в престо,

Сплочен и слитен хор металла,

И властно над безмолвьем зала

Царит гармония оркестра.

Ребята формулируют тему урока, учитель записывает тему на доске. Слайд № 6

Как вы понимаете слово «гармония»? Ответы учащихся (связь, порядок; строй, лад; слаженность, стройность)

У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?

Слайд №7

Сообщение учеников:

Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.

В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.


Учитель: Как вы думаете, что помогает оркестру звучать согласованно и гармонично? Ответы учащихся (благозвучный, слаженный, согласованный, стройный, правильный, дружный, ладный, складный)


У: Существует несколько видов оркестров.

Вид оркестра зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в его состав. Каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности, и каждый хорош по-своему! 

«Звучащая викторина»

Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.

Слайд № 9, 10, 11, 12, 13

Наш урок сегодня мы посвятим обобщению и закреплению знаний о самом большом оркестре - ??? ….. о симфоническом оркестре.

СИМФОНИ́ЧЕСКИЙ ОРКЕ́СТР

Слайд № 13, 14, 15, 16

— наиболее совершенный и богатый по выразительным возможностям из оркестров, распространенных в современной музыкальной практике. Крупные симфонические оркестры насчитывают более 100 музыкантов. Симфонический оркестр формировался в течение столетий, и сейчас он по праву считается вершинным завоеванием музыкально-исполнительской культуры.

К доске выходят 4 ученика – вы работаете в группе, выполняете задание на доске.

Слайд № 17

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4eaa161e-08d6-46a2-9df7-23a59d0399c0/orc_sim_test.html

Выбери инструмент внизу и перетащи его на то место, которое он должен занимать на сцене в оркестре.

Рассаживаются музыканты симфонического оркестра по определённой схеме.

Причём существуют свои особенные тайны в этом расположении.

Какие тайны мы раскрыли с вами на предыдущем уроке? Ответы учащихся


Современный большой симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.

Слайд № 18


Струнно-смычковые инструменты:

Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива.

Слайд № 19

У. - Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам. Скрипка, альт, виолончель, контрабас

Слайд № 20

Группа духовых музыкальных инструментов. Почему им дали такое название?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У. – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

Деревянные духовые инструменты:

Слайд № 21

В группу деревянных духовых инструментов входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Они обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.

Медные духовые инструменты:

Третья группа инструментов оркестра — медные духовые (валторна, труба, тромбон, туба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащают его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.

Слайд № 22


Ударные инструменты:

Слайд № 23

Основная функция ударных инструментов — ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают палитру различными эффектами.

треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

Слайд № 24


Клавишные и одиночные инструменты:

Слайд № 25

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Иногда композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.

фортепиано, орган, арфа, челеста.


Насколько хорошо вы знаете инструменты симфонического оркестра, нам помогут узнать эти игровые тесты. (Использование ресурсов ЦОР)

Слайд № 26

Работа с тестами.

Послушайте музыку каждого граммофончика и перетащите его на место, которое должен занимать в оркестре прозвучавший инструмент.


У. - Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.

Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это …

ДИРИЖЕР

Слайд № 27

Историческая справка, рассказ учителя:

Еще в XIX веке оркестром управлял музыкант, сидевший за клавесином (чембалист) или игравший на первой скрипке (концертмейстер). Как правило, исполнение симфонической музыки возглавлял скрипач, а оперным спектаклем руководил чембалист; во французской опере, капельмейстер отбивал такт ударом большой палки оземь. Немецкий композитор и дирижер Людвиг Шпор впервые выступил в концерте с дирижерской палочкой в руке, а Рихард Вагнер, дирижируя оркестром, впервые повернулся спиной к публике.

Среди известных дирижёров:

Евгений Светланов (1928-2002) – выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР),

Вероника Дударова (1916-2009) - ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами; Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром “Виртуозы Москвы”);

Юрий Башмет (известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").


Учитель: Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

Я предлагаю вам игру «Дирижер», попробуйте движением воображаемой палочки, взглядом, жестом дирижировать оркестром, передать в жесте характер звучания музыки.

Послушайте, как слаженно звучит гармония оркестра… и попробуйте «найти себя» в этой нелёгкой профессии.

Слайд № 28

Звучит видеофрагмент увертюры из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

(Игра «Дирижер», учащиеся дирижируют воображаемым оркестром.)


Учитель: Молодцы, дирижеры! Хотя в действительности не всё так просто! Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Что необходимо дирижеру и музыкантам оркестра исполнять оперу, балет, симфонию другие произведения, они все произведения помнят наизусть? Ответы учащихся.

Слайд № 29

Учитель: Дирижеру и музыкантам нужна партитура – нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов.


  1. Кульминация.

Слайд № 30

Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

Слайд № 31

Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

Для симфонического оркестра создана огромная литература — симфонии, сюиты, поэмы, увертюры и др. Симфонический оркестр — непременный участник музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт), а также ораторий, кантат и т. п.

В нашем городе известен первоклассный симфонический коллектив – это звучащий в Концертном зале Омской филармонии

Омский академический симфонический оркестр.

Слайд №32

В его составе лучшие музыканты области, прошедшие конкурсный отбор, все, без исключения, окончившие высшие музыкальные заведения нашей страны и ближнего зарубежья. Исполняют они великолепные произведения многих известных композиторов таких как: Моцарт, Бетховен, Глинка, Шостакович, Чайковский и другие.

Слайд № 33


  1. Развязка.

Учитель: П.И. Чайковский назвал симфонический оркестр «музыкальной республикой»? Вы согласны с композитором? Что помогает оркестру звучать согласованно?

Выводы учащихся.


Гармония нарушается, если присутствует нечто лишнее. Из ряда слов укажите инструмент, не соответствующий остальным по какому-либо признаку:

  • Труба, валторна, флейта

  • Литавры, арфа, тарелки

  • Скрипка, контрабас, саксофон

  • Гобой, труба, кларнет

  • Барабан, альт, тарелки

  • Тромбон, фагот, валторна    


Игра «Третий лишний» Слайд № 34


  1. Домашнее задание

Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Надеюсь, что эти знания вам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.

Дома решите кроссворд «Царит гармония оркестра», вписав в пустые клетки по горизонтали названия инструментов симфонического оркестра.

Слайд № 35








с

 

 

 

 

 

 

 









 

и

 

 

 

 

 

 

 

 






 

 

 

м

 

 

 












 

 

ф

 













 

 

 

о

 














 

 

н

 

 

 

 

 

 










 

и

 

 

 

 

 












ч

 

 

 

 

 

 






 

 

 

 

 

е

 















 

с

 

 

 

 

 

 






 

 

 

 

 

к

 










 

 

 

 

 

 

и














 

 

 

й

 

 











  1. Рефлексия.

Слайд № 36

Учитель: Какими словами вы завершите сегодняшний урок.

Ответы учащихся: музыка- это чудо, музыка звучит повсюду, оркестр – это чудо, музыка будет звучать всегда, музыка – это гармония и т.д.


… на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. Музыканты занимают свои места.

Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.

Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях. И в исполнении симфонического оркестра звучит Симфония И.Гайдна «Симфония при свечах». Звучит гармония оркестра… Учитель: Какую музыку вы хотели бы услышать в завершении урока?

Ответы учащихся.

СЛУШАНИЕ: И. Гайдн «Симфония при свечах»

Спасибо, до свидания, мне очень приятно было музицировать вместе с вами!



9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Царит гармония оркестра

Автор: Лупаревич Наталья Анатольевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский – Корсаков» "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera-n-a-rimskii-korsakov"
    ["file_id"] => string(6) "115535"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства