Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4 классе, цель которого углубить и обобщить знания о норвежском композиторе Э. Григе и писателе К. Г. Паустовском.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«К. Г. Паустовский Корзина с еловыми шишками.»
Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4 классе
Подготовила учитель музыки МБОУ «Соколинская НОШ им Панченко А. Я.» Бахчисарайского района Республики Крым Муслюмова Зера Рефатовна.
Тема: Паустовский К.Г. «Корзина с еловыми шишками»
Цели и задачи: углубить и обобщить знания о норвежском композиторе, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, анализировать прочитанное, развивать творческие навыки и умения, воспитывать любовь к музыке, бережное отношение к природе.
Методы: беседа, исследование, показ.
Оборудование: диск с музыкой Э. Грига, рисунки детей, книги о Паустовском К., портреты Э.Грига и К. Паустовского, карточки с названием групп, мультимедийный проектор, презентация «Природа Норвегии», учебник «Литературное чтение» 4 класс (автор Климанова)
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Постановка задач, сообщение темы урока.
Учитель начальных классов:
- … Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.
- Вы догадались, из какого произведения этот отрывок?
(К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
- А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке?
(Анализ произведения)
- Определите задачи урока.
(Задачи: понять содержание произведения, определить основную мысль текста)
- Также мы ответим на вопросы:
В чём заключается волшебная сила музыки и природы?
- Итак, мы отправляемся на встречу с великими волшебниками, сказочниками в области литературы и музыки Константином Георгиевичем Паустовским и Эдвардом Григом.
- А еще мы проведем небольшое исследование и выясним, являются ли события жизни Э. Грига, описанные в рассказе Паустовского, реальными или вымышленными или же, взяв отдельные факты из биографии композитора и соединив их воедино, автор создал художественное произведение.
3. Работа по теме урока.
- Природу какой страны описывает Паустовский?
(Природу Норвегии.)
- Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.
- Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной страны Грига?
(Писатель использует сравнения, олицетворения.)
- Да, Паустовский настоящий мастер олицетворения. А что такое олицетворение?
(Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями).
- Докажите это примерами.
(Туман шуршит; ковры, портьеры приглушают звуки; рояль мог петь, черные и белые клавиши убегали; капли твердили; пошел снег; музыка уже не пела.)
- А что такое сравнение?
(Сравнение – сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.)
- Докажите это примерами.
(Листва сравнивается с медью и золотом; эхо с птицей – пересмешником.)
- Чтобы глубже понять, почувствовать, проанализировать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать музыку Грига и его жизнь.
Учитель музыки:
- Эдвард Григ – великий норвежский композитор, дирижер, пианист, основоположник норвежской музыки. Э.Григ родился 15 июня 1843г. в норвежском городе Бергене.
С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
Умер композитор 4 сентября 1907 года. Вся страна погрузилась в траур. По завещанию Грига урна с его прахом была помещена в гроте скалы неподалёку от его дома. Внизу с неумолчным шумом бьются о берег волны прибоя. А здесь среди елей тихо. И когда солнце клонится к закату, оно неизменно высвечивает начертанные на каменной плите имена: Эдвард Григ, Нина Григ.
- А сейчас, ребята, мы внимательно послушаем пьесу Э.Грига. Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. Поэтому приготовьтесь слушать внимательно.
Звучит пьеса Э.Грига «Утро».
- Итак, какая же эта музыка по характеру? Как композитор передаёт картины природы в музыке? Как меняется музыка? А какие инструменты прозвучали?
- Правильно. Слушая «Утро», люди по-разному воспринимают эту музыку. Кто зримо и буквально рисует прекрасную картину утра: пробуждение природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. Кто весь во власти неуловимых, сменяющих друг друга чувств.
- Какие средства музыкальной выразительности помогли нам почувствовать и лучше увидеть природу Норвегии; этой величественной и суровой страны?
(Мотив, напоминающий пастушеский наигрыш, исполняющийся флейтой и гобоем. Мелодия неторопливая, спокойная, звучит нежно и прозрачно.)
- Вот какая может быть музыка.
Учитель начальных классов
- Эдвард Григ и Константин Паустовский – великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые и чистые чувства любви к природе.
Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
- Почему же именно этот случай описан Паустовским? Почему в его рассказе Григ с любовью и вниманием относится к девочке?
- Дело в том, что у Грига была дочь Александра, но прожила она совсем недолго, чуть больше года. «Она была красивым, милым ребенком, развитая умная, она мгновенно умолкала, стоило Э.Григу сесть за рояль. «Особенно любила слушать Шумана» - так писала в письме Нина, жена композитора, о дочери. Больше детей в семье не было.
- Через всю жизнь пронес Григ эту утрату. Это был самый драматичный момент в его жизни. И в каждой девочке он видел свою дочь. Общаясь с детьми, он как бы общался с ней. Это, несомненно, знал и Паустовский.
- Как вы думаете, о каком периоде жизни Грига Паустовский написал рассказ? Что это за место, где встретились в лесу Григ и девочка?
- В последние годы жизни Григ в теплое время жил в местечке Тролльхауген (это означает «Холм троллей»)
Название этому месту в горах, расположенному недалеко от родного города Бергена, дал сам Григ. В отдельно стоящем доме ничто не отвлекало Грига от работы.
Сюда приходили послушать музыку жители окрестных мест. Они любили Грига и уважали его за прекрасную музыку.
С детства мама рассказывала ему сказки, легенды, пела норвежские песни о фантастических добрых и злых духах, живущих в лесах и горах Норвегии: гномах, троллях, эльфах. Григ взрослым продолжал любить легенды, верить в чудеса. Ему нравилось писать музыкальные произведения о сказочных существах.
- У Грига есть несколько музыкальных произведений, в которых он был композитором – сказочником. «Шестеро гномов», «Танец эльфов», «В пещере горного короля».
Просмотр клипа на музыку Э.Грига «В пещере горного короля».
III. Работа с текстом произведения.
Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.
Учитель начальных классов:
- Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом, составить план.
-Как назвали первую часть?
1 часть – «ВСТРЕЧА»
Чтение по ролям.
- Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?
(То, что Григ решил сделать подарок Дагни)
- Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?
(Она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)
- Главное, что могло понравиться Григу, наверно то, что девочка умеет думать и печалиться о других.
- Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге.
(…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)
- Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.
- А почему через 10 лет?
(Потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)
- Для чего К. Паустовский включил в свой рассказ описания природы?
-Какое настроение они создают?
(Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)
-Какие главные слова выделим из этой части?
(Григ решил сделать подарок Дагни)
Работа над 2 частью. «Рождение музыки»
-Как мы назвали вторую часть?
- С чем сравнивали друзья дом композитора?
- Что было единственным украшением этого дома?
- Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ?
выборочное чтение
- В чём заключалось счастье для великого композитора?
выборочное чтение
- Каких слушателей ценил Григ больше всего?
- Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал? Докажите словами из текста.
- О чем же была написана музыка?
Прочитать.
- Зачитайте самые важные слова этой части.
Работа над 3 частью. «Дагни в гостях»
- Как вы назвали третью часть?
- Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?
- С какой целью ее отправили к тете Магде?
(Чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)
Работа над заключительной частью. «На концерте»
- Как вы назвали заключительную часть?
- Какие музыкальные термины встретили в этой части?
- Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра.
- А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.
- Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала?
- Изменилась ли Дагни внешне?
- Куда любила ходить Дагни в городе?
- Почему она плакала после спектаклей?
- А внутренний духовный мир Дагни изменился?
- Прошло 10 лет, Дагни выросла - а в душе осталась всё тем же добрым и чутким человеком.
-Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.
-Какое чудо случилось с ней однажды на концерте?
- Какие чувства испытала она, когда объявили посвящение? (зачитать)
- Какие чувства испытывает Дагни?
(Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности)
- Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке?
-Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:
(Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)
- Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?
-Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты?»
(Классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни?
(Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)
- Ребята, а как Паустовский помогает нам лучше воспринять текст?
(Он подбирает точные слова, оживляет музыку)
- Какая музыка по словам Паустовского?
(Живая)
- Докажите, что музыка живая.
(Она росла, подымалась и пенилась, неслась, бушевала, срывала листья)
- Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.
- Паустовского можно по праву считать мастером олицетворений.
- Давайте еще раз вспомним, где в рассказе Паустовский использовал олицетворения?
(Клавиши убегали, пароходы дремали, мелодия росла, поёт рожок, откликается оркестр, идёт дождь.) - Паустовский помогает нам лучше понять текст, настроение героев, музыки при помощи олицетворений.
IV. Обобщающая беседа.
- Как же ответим на вопрос урока: в чём волшебная сила музыки?
Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать, увидеть всё богатство красок природы - музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К.Г.Паустовский, и композитор Э.Григ.
- Как вы поняли, о чём этот рассказ?
(О красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном.)
- Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили.
4. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. К какому мнению вы пришли в процессе исследования: встреча Эдварда Грига с девочкой является фактом из его биографии, вымыслом или образ собирательный?
- 1. Образ собирательный.
2. Паустовский использовал события из жизни музыканта и придумал рассказ.
3. Это и правда, и выдумка.
- Итак, мы пришли с вами к общему мнению, что взяв отдельные факты из жизни Грига и соединив их воедино, Паустовский написал высокохудожественное произведение.
Этот урок мне хочется закончить высказыванием великого педагога Сухомлинского «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».
V. Домашнее задание. (Нарисовать рисунок на музыку Э.Грига)