~~Цели урока: а)совершенствование навыков письменного пересказа связного текста;
б)развивать разговорную речь и познавательную деятельность учащихся;
в)воспитывать интерес и любовь к классической музыке.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: запись симфонии «Утро» Э.Грига, плетёная корзина ,рисунки с изображениями еловых шишек, высказывания великих музыкантов.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Мобилизация внимания учащихся.
2.Слово учителя. Ребята ,согласны ли вы с достаточно широко распространённой точкой зрения, что классическая музыка скучна,слишком серьёзна для современного слушателя.
В вашем возрасте многие с этим согласятся. Ведь вам нужна другая музыка.Молодёжная музыка.Её стиль подразумевает эмоциональное воздействие и соответствующее восприятие,всё то ,что свойственно молодости,-энергию,задор,озорство,заряд нерастраченных сил… Но такая музыка быстро надоедает,песни быстро стареют и их перестают слушать.Хиты появляются ,как грибы после дождя, и так же быстро исчезают.Классическая же музыка – вечна! Вот что пишет Р.Армеев: « Пока существует мир, в нём будет звучать музыка Баха,Моцарта,Бетховена,Чайковского,Шостаковича. Та самая – серьёзная ,классическая». Музыка раскрывает духовный мир человека,передаёт тончайшие оттенки чувств,вызывает радость, восхищение,воспитывает вкус на лучших произведениях классической музыки.
3.Первичное чтение текста изложения учителем: Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку - дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки .
- Как тебя зовут, девочка?- спросил Григ.
- Дагни Педерсен,-тихо ответила девочка.
Она ответила тихо не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига были добрые и смеялись.
- Вот беда! - сказал Григ. - Мне нечего тебе подарить. У меня ничего нет. Но я придумал: Дагни, я подарю тебе одну интересную вещь! Но только не сейчас , а лет через десять.
Дагни, узнав, что подарок надо ждать десять лет, чуть не заплакала от огорчения. А Григ продолжал:
- Понимаешь, Дагни, я делаю подарки только для взрослых.- Он погладил девочку по голове и пошёл в сторону моря.
Прошли годы . В восемнадцать лет Дагни окончила школу. По этому случаю отец отправил её в город погостить к его сестре. Сестра лесника и её муж работали в театре, и Дагни часто ходила смотреть спектакли. Ей очень нравился театр.
Однажды тётя повела Дагни на концерт. Стояла тёплая июньская погода. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.
Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Девушке казалось, что она видит чудесные сны, один прекраснее другого.
Вдруг она вздрогнула от удивления и подняла глаза. Она услышала своё имя. Конферансье объявил:
- Сейчас будет исполнена знаменитая пьеса Грига, посвящённая Дагни Педерсен, дочери лесника, по случаю того, что ей исполнилось 18 лет.
Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями. Сначала от волнения она ничего не слышала. Потом чудесные звуки проникли ей в сердце.
- Да! Это был её лес, её родина! Её горы, шум моря.
Дагни плакала,плакала от счастья, от благодарности.
Потом музыка стихла.Загремели аплодисменты. Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Она шла и думала:
- Он умер! Зачем! Если бы можно было увидеть его. Она бы обняла его, поцеловала и сказала: "Спасибо за то,что вы не забыли меня . За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек. Я тоже отдам жизнь людям, как отдали вы."
4.Прослушивание симфонии Э.Грига «Утро».
5.Повторное чтение текста ,вступительная беседа с учениками. Вопросы:
1) Что делала Дагни в лесу одна?
2) С кем она познакомилась в лесу ?
3)Сколько ей было лет,когда она познакомилась с композитором?
4)Почему девочка не испугалась незнакомого человека?
5) Почему Дагни пришлось ждать подарка 10 лет?
6) Сколько лет исполнилось Дагни,когда она поехала в город?
7)Куда любила ходить Дагни?
8)Какой подарок сделал ей Григ?
9) Что почувствовала Дагни,когда слушала музыку?
10)В какой фразе заключена основная мысль рассказа?
6.Определение значений непонятных слов и выражений:
Берген - название города
проводил – уа?ыт ?ткізді
собирала - терді
подарить - сый ету
интересная вещь – ?ызы? зат
чуть не заплакала от огорчения – ренжігеннен жылайын деп ?алды
для взрослых – ?лкендер ?шін
прошли годы - жылдар ?тті
симфоническая музыка – симфониялы? ?уен
конферансье – концерт ж?ргізуші
плакать от счастья – ба?ыттан к?зіне жас алу
обнять – ??ша?тау
не забыли меня - мені ?мытпады?ыз
открыли передо мной прекрасное – ма?ан кереметті ашты?ыз
отдам жизнь людям – ?мірімді адамдар?а арнаймын
7.Составление плана :
1) Знакомство в лесу.
2)Странное обещание.
3) Концерт в городском парке.
4)Долгожданный подарок.
8.Пересказ текста 1-2 учениками.Исправление речевых ошибок.
9.Самостоятельная работа.
10.Итоги урока .Инструктаж домашней работы.