kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства на тему "Осенняя тематика в творчестве детских писателей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства

в 1 классе.

.

 

Тема: «Осенняя тематика в творчестве детских писателей»

Задачи:

            - обучающая – формирование навыков беглого,    выразительного и эмоционального чтения;

            - развивающая – развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение и  обогащение лексического запаса, получение знаний о художественных приемах, раскрытие емкости слова;

            - воспитательная – воспитание любви к родной природе, чувства сострадания, сопереживания ко всему живому, растениям, людям;

            - дидактические – закрепление знаний о технике передачи пространства в пейзаже, приемов работы акварелью (по мокрому листу) и гуашью (линией и мазком);

Дидактические материалы: текст рассказа М. Пришвина «Березкам зябко», кисти трех размеров, гуашь, акварель, бумага формата А- 3, палитры.

Зрительный ряд: репродукции работ художника И.И. Левитана, изображающие осеннюю природу.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, «Времена года» («Осень») – диск с записью шума ветра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства на тему "Осенняя тематика в творчестве детских писателей" »

Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства

в 1 классе.

.


Тема: «Осенняя тематика в творчестве детских писателей»

Задачи:

- обучающая – формирование навыков беглого, выразительного и эмоционального чтения;

- развивающая – развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение и обогащение лексического запаса, получение знаний о художественных приемах, раскрытие емкости слова;

- воспитательная – воспитание любви к родной природе, чувства сострадания, сопереживания ко всему живому, растениям, людям;

- дидактические – закрепление знаний о технике передачи пространства в пейзаже, приемов работы акварелью (по мокрому листу) и гуашью (линией и мазком);

Дидактические материалы: текст рассказа М. Пришвина «Березкам зябко», кисти трех размеров, гуашь, акварель, бумага формата А- 3, палитры.

Зрительный ряд: репродукции работ художника И.И. Левитана, изображающие осеннюю природу.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, «Времена года» («Осень») – диск с записью шума ветра.

План урока:


  1. Вступительная беседа.

  2. Чтение учителем рассказа и первичное восприятие его детьми.

  3. Чтение рассказа уч-ся, беседа после вторичного восприятия текста.

  4. Беседа об осенней природе.

  5. Игра.

  6. Рисование под музыку.

  7. Просмотр работ. Обсуждение.

Ход урока

Учитель:

- Дети, какое сейчас время года?

- Какие приметы осени вы знаете?

- А что особенно отличает раннюю осень от поздней?

(Деревья были покрыты …, а теперь стоят голые. Ветер сильнее

стал дуть, холоднее….)

- Как дует ветер? Можете изобразить?

(Дети подражают ветру.)

- А вы знаете, какие музыкальные инструменты могут нам помочь воспроизвести звучание осеннего ветра?

(Свистульки, дудочки; духовые: флейта, гобой.)

- Верно, ребята, вы подметили, что холоднее и сильнее дует ветер.

- Давайте охарактеризуем его. Какой он?

(Холодный, сильный, северный, резкий, порывистый.)

- А кого можно встретить на улице в такую погоду?

(Бродят бездомные кошки и собаки.)

- Как вы думаете, им хорошо?

(Нет, им холодно и голодно.)

- Вот в один из таких дней поздней осени шел Михаил Пришвин по лесу. Дул холодный, порывистый ветер. Человек съежился в пальто. И вдруг он обратил внимание на деревья. Они были без одежд. Ему особенно стало жалко березок, хрупких, тонких, дрожащих от холода… Увиденное он описал в рассказе, который назвал «Березкам зябко»


(Учитель читает рассказ М. Пришвина, делает паузу и после нее перечитывает еще раз отдельные места в тексте. Ждет, когда дети сами начнут отвечать)

Учитель:

- А теперь, ребята, прочитайте рассказ сами и расскажите, о чем вы подумали, прочитав и услышав его.

(Дети перечитывают отдельные части рассказа и вдумываются в текст)

Учитель:

- Вы отлично себе представляете, что березкам холодно, зябко, как они качаются от ветра.

- Но что еще можно понять из этих строчек

- Какой момент в природе уловил и запечатлел М. Пришвин?

- Ради чего он написал этот рассказ – только ли ради того, чтобы сказать, что березкам холодно?

- Подумайте, почему писатель взялся за перо?

(Дети высказывают свое мнение)

- Писатель уловил такой момент, когда осень уже кончилась, а зима еще не наступила. Он хотел описать, как холодно березкам, когда нет снега.

- Он подметил, что березки ждут зиму. А она еще не наступила. Да и не только березки ждут зиму, а вся природа ее ожидает.

- Природа не просто ждет, а волнуется перед приходом зимы.

Учитель:

- Давайте выявим, где, в каких словах заметно это волнение?

- Всю ночь бушевал ветер.

- Не просто шумел, а бушевал.

- Вода капала.

- Словно природа плакала.

- То солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнут крупой, как из мешка.

- Быстро мчатся облака.

- Не идут, не плывут, а мчатся.

- И так зябко березкам, и так они качаются.

- Обратите внимание на название рассказа. И в начале, в самом названии, и в конце автор подчеркивает, что березкам зябко.

- Какими другими словами-синонимами, близкими по значению, можно заменить слово «зябко»?

(Холодно березкам, замерзают, дрожат.)

- Вдумайтесь в эти слова, придумайте другие названия к этому рассказу.

- Какое название наиболее точно подходит?

- Какая емкость художественного слова у Пришвина!!! Одно слово «зябко» передает состояние, как природы, так и человека.

(После чтения рассказа М. Пришвина и его обсуждения под шум ветра продолжается беседа об осенней природе)

Физминутка (упражнения под музыку П. Чайковского «Вальс цветов»)

Учитель:

- Помните ли вы сказку о ветре, как он летал по разным странам?

(Дети обмениваются мнениями)

- А однажды ветер пролетел мимо березовой рощи. Подул он на березки и запел такую песню:

Ветер я колючий,

Я гоняю тучи,

Я умею быть прекрасным

Летом, осенью, весной!

Но осенью я желто-красный,

И бледно-голубой зимой!

Учитель:

- Осенний ветер дул на березки и менял свой плащ, который был еще желто-красного цвета, но в нем уже появлялись бледно-голубые тона.

- Почему?

(Потому что приближалась зима.)

- А вы знаете, ребята, что березки были очень разные: грустные и веселые. Когда на них дул ветер, одни веселились, раскачивая веточками в такт песне, а другие грустно наклонялись к земле.

Учитель:

- А теперь давайте поиграем. Сейчас я скажу волшебные слова, вы превратитесь в березки и начнете раскачиваться на ветру. А когда я скажу: «Раз, два, три, замри!», вы замрете.

Я повею и подую…

Вас в березки превращу я…

Раз, два, три… замри!


(Дети раскачиваются как деревья на ветру.)


- А теперь, дети, давайте нарисуем наши березки.

- С чего мы начнем? Конечно же, с фона.

- Нарисуем акварелью на мокром месте осеннее небо.

- А какое небо поздней осенью, когда уже чувствуется дыхание зимы?


(Дети отвечают: «Серое, серо-голубое, розовое…» и рисуют осеннее небо под образную музыку. Затем мелодия меняется, вновь шумит ветер, и дети начинают рисовать землю и березки. В процессе рисования нужно напомнить детям приемы работы линией, мазком (гуашью на подготовленном фоне). (Звучит образная музыка «Шум ветра».)

Проверка усвоения уч-ся новых знаний.

- В конце урока проводится коллективный просмотр и обсуждение работ.

- Называются лучшие работы.

- Коллективно оцениваются все работы.

Итог урока.

-Выставка лучших работ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зайцева Татьяна Николаевна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства