Совсем недавно, ребята, у вас начался учебный год - С приходом какого времени года совпадает его начало? / Приход осени. / - А любите ли вы осень? - Я приглашаю вас и наших гостей побывать на природе. ЗВУЧИТ МУЗЫКА ( Отрывок из песни Пляцковского «Волшебный цветок») - Оглянись вокруг! Как красива природа осенью! Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник погода стоит,и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: - Не жалейте лето! - Посмотрите- роща золотом одета! /В.Авдиенко. / (Асташова Евгения, 2 класс) - Итак, тема нашего урока «Осень на опушке краски разводила..», сегодня мы поговорим о таком жанре изобразительного искусства, как пейзаж (?) - Красоту природы передавали многие поэты, композиторы, художники. С репродукциями картин некоторых художников мы и раньше знакомились. Художник –пейзажист не просто изображает то или иное состояние природы. Для него « природа является средством выражения личного душевного настроения и собственного взгляда на мир» (М.К. Претте).Свое видение, настроение художник отражает в произведениях: то радостное и светлое, то грустное и тревожное. Для осеннего пейзажа характерен свой колорит (?) – сочетание красок. Ранняя осень – погода стоит теплая, дни солнечные, кажется продолжается лето («Золотая осень», «бабье лето») ЗВУЧИТМУЗЫКА. /П.И.Чайковский. «Осенняя песня». / Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера... /Ф.Тютчев/ (Власова Виктория, 2 класс) -Золотая осень!Деревья в яркой разноцветной одежде. Каждый поэт находит свои слова об этом неповторимом времени года. Вспомните стихи И.А.Бунина «Листопад». Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный. Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы светлою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. - Любил осень и замечательный русский художник И.И. Левитан. Он ждал осени как самого дорого и мимолетного времени года. В своей картине «Золотая осень» художник показал нам уголок русской природы. Он соспоставляет прозрачную голубизну осеннего неба с пыляющим на солнце золотом листвы, порыжевшую траву с холодной синевой речки. Все залито яркими лучами солнца. -Вот композиция картины Ф.А. Васильева «Болота в лесу. Осень.» наполнена другими чувствами. Во всем богатстве осенних красок стоят огненно-желтые деревья, они светяться на фоне свинцово- фиолетовой тучи, являясь предвестием осенних гроз и скорого увядания. Вянущая листва, грозовое небо, заросший пруд повышает беспокойство и тревогу. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… Приближалась довольно скучная пора… /А.Пушкин./ Лес задумчивый овеян голубою дымкою Каждый листик серебрится лёгкой паутинкою. И листочки пёстрой стайкой Тихо-тихо падают, От реки притихшей веет Лёгкою прохладою… /А.Плещеев./ - Такой изобразил осень художник Борисов – Мусатов «Осенняя ПЕСНЬ». Физ минутка. Мы, листики осенние, На веточках сидели. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Повертел их, покружил И на землю опустил. РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЯМИ Пейзаж построен на контрастных сочетаниях. Здесь нет конкретных деталей, цвет насыщен и ярок, в нём нет прежней тихой общей приглушенности бледно-голубых-золотых цветов. Природа кажется застывшей в своём холодном спокойствии. Неподвижные свинцовые воды реки, пустынные её берега, тёмные полосы леса, отраженные в воде, не шелохнётся отражение в воде. Но у самого горизонта серое осеннее небо светлеет, и кажется, что должен выглянуть луч слабого осеннего солнца. Всё точно начинает загораться на глазах – тёмный лес с багряными пятнами постепенно делается зелёным, потом изумрудным, малиновый цвет земли ещё ярче загорается от контраста со свинцовыми тонами реки и неба. Природа выступает в своём реальном прекрасном обличье. С каждым днём всё меньше и меньше остаётся в природе зелени. Падают, падают и тихо шелестят засохшие листья. Красные, желтые, буровато-коричневые. Горит разноцветьем красок красавица осень! Улетели птицы разные Смолк их звонкий перепев. А рябина осень празднует, Бусы красные надев. /О. Высоцкая. / Художник в своей работе использует приём фрагментарной композиции. Он изображает озимые поля и слегка тронутые желтизной дали, виднеющиеся сквозь свисающие ветки золотистой берёзы, роняющей свои листья, и сквозь ярко- красные гроздья рябины и оранжевую листву тонких её ветвей. Вершину берёзы, как и ствол рябины, мы не видим, не видим и часть холма, на который падают осенние листья. Это, как бы увиденная часть из окна, часть осенней природы передаёт ощущение ясного дня. -Какие краски использовал художник? - Какое настроение вызывает у вас картина? /Оживлённое, радостное настроение тепла и света. / Осень-прощальная печальная пора с увядающей природой. На картине Это рассказ о том, что каждое время года по-своему прекрасно – и зима, и весна, и лето. И осень! Потому что только осенью так много ярких красок вокруг – в лесу, в поле, в саду. - Что чувствуете вы глядя на репродукцию картины? Опишите. Картина Бродского «Опавшие листья» - пейзаж. В ней нет людей, но и в то же время ощущается чьё-то присутствие. Будто человек присел у открытой двери погреться на всё еще тёплом солнышке. Наверно это сам художник. Он засмотрелся на яркие краски осени. Кажется, что в доме звучит тихая грустная музыка. ЗВУЧИТ МУЗЫКА. (П.Чайковский. «Сентиментальный вальс.») С каждым днём все ближе зима. Но терло, которое сегодня уходит, вернётся весной, когда всё вокруг снова проснётся и расцветёт ещё более пышно и красиво. Как хорошо в гостях у осени Среди берёзок золотых, Подольше б золото не сбросили, Стоял бы лес багрян и тих. Почаще б солнышко лучистое Гостило в золотом лесу, Чтоб защитить от ветра шалого Лесную позднюю красу. |