Данная работа предназначена преподавателям сольфеджио в ДШИ и ДМШ и посвящена актуальной проблеме воспитания чувства метроритма на уроках сольфеджио, с помощью ритмических и мелодических упражнений, ритмического освоения стихотворных текстов, игрового материала, слухового анализа прослушанного произведения, творческих заданий.
Цель: совершенствование образовательного процесса в ДШИ на уроках сольфеджио.
Урок разработан в соответствии с темой и учитывает возрастные особенности учащихся. Материал, представленный на уроке, способствует организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Развивает творческие способности. Способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
Воспитание чувства метроритма является одной из важнейших задач на уроках сольфеджио. Этой стороне музыкального развития необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает специфическими свойствами.
Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. «В нашей жизни все подчинено ритму - смена времен года, наступление дня и ночи, биение сердца. В музыке ритм - пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Рубинштейн).
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. В работе на уроке использую наглядные пособия, понятные ребенку - ритмокарточки, схемы, - так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма. У детей развивается целостное восприятие музыки, когда ввожу на уроке вокальные, речевые, двигательно-речевые и творческие задания. Использую в работе игровые задания, которые помогают превратить урок в занимательный и интересный. Все это способствует развитию у детей зрительной памяти, устойчивости внимания, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и т.д.
Игровые и наглядные формы работы на уроке позволяют мне не только закрепить теоретический материал, но и проконтролировать полученные учащимися знания эффективно и что важно, - не заметно для них самих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района, Брянской области
Открытый урок: «Игра с ритмом»
Номинация – Открытый урок.
Автор: преподаватель
теоретических дисциплин
первой категории
Самусева М.А.
2015г
Аннотация
Данная работа предназначена преподавателям сольфеджио в ДШИ и ДМШ и посвящена актуальной проблеме воспитания чувства метроритма на уроках сольфеджио, с помощью ритмических и мелодических упражнений, ритмического освоения стихотворных текстов, игрового материала, слухового анализа прослушанного произведения, творческих заданий.
Цель: совершенствование образовательного процесса в ДШИ на уроках сольфеджио.
Урок разработан в соответствии с темой и учитывает возрастные особенности учащихся. Материал, представленный на уроке, способствует организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Развивает творческие способности. Способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
Воспитание чувства метроритма является одной из важнейших задач на уроках сольфеджио. Этой стороне музыкального развития необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает специфическими свойствами.
Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. «В нашей жизни все подчинено ритму - смена времен года, наступление дня и ночи, биение сердца. В музыке ритм - пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Рубинштейн).
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. В работе на уроке использую наглядные пособия, понятные ребенку - ритмокарточки, схемы, - так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма. У детей развивается целостное восприятие музыки, когда ввожу на уроке вокальные, речевые, двигательно-речевые и творческие задания. Использую в работе игровые задания, которые помогают превратить урок в занимательный и интересный. Все это способствует развитию у детей зрительной памяти, устойчивости внимания, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и т.д.
Игровые и наглядные формы работы на уроке позволяют мне не только закрепить теоретический материал, но и проконтролировать полученные учащимися знания эффективно и что важно, - не заметно для них самих.
Содержание
План – конспект.
Список литературы.
Приложение.
План – конспект
Класс: 3 год обучения (учащиеся специальности «фортепиано», «народные инструменты»)
Тема урока: Игра с ритмом.
Тип урока: урок с творческим применением знаний и умений.
Вид урока: урок в уроке.
Цель: воспитание чувства метроритма.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить ритмические обороты с шестнадцатыми, пройденные в 3-классе;
- навыки дирижирования в двух-, трех- и четырёхдольных метрах;
- сформировать навык чтения ритмических партитур;
- продолжить формирование певческих навыков;
- проконтролировать степень усвоения соотношения длительностей;
- формировать умение применять полученные теоретические знания в практической музыкально-творческой деятельности.
Развивающие:
- развивать музыкальное мышление, память и внимание, воображение, мелодический и ритмический слух, восприятие соотношения различных длительностей, музыкально-творческих способностей, музыкально-эстетического вкуса;
Музыкальный материал: А. Александров «Новогодняя полька»,
С. Слонимский «Полька», «Латышский народный танец»,
Ф. Пулек «Полька».
Методы реализации поставленных задач:
- творческий;
- игровой;
- поисковый.
Приемы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
План урока:
Организационный момент.
Пение гаммы Ре мажор в различном ритме.
Сольфеджирование номеров.
Исполнение ритмических упражнений.
Работа с ритмическими карточками.
Прочтение стихотворений в ритме.
Задания на мышление.
Творческая работа.
Ритмический диктант.
Слуховой анализ.
Игра в оркестре.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1.Преподаватель: Ритм является одним из главных средств музыкальной выразительности, и каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно. Ритмическая фальшь считается самой неприятной и грубой ошибкой. Поэтому, чтобы быть хорошим музыкантам, нам с вами надо на уроках сольфеджио повторять и закреплять пройденные ритмические группы, обороты. Скажите: «Какие ритмические группы с шестнадцатыми мы с вами прошли?»
Учащиеся: Четыре шестнадцатых, одна восьмая и две шестнадцатых, и одна восьмая.
Преподаватель: Где встречали мы с вами данные ритмические группы?
Учащиеся: Чайковский «Полька», Жилинский «Латвийская полька», Беркович Вариации на тему русской народной песни, Л. Моцарт «Волынка».
2.Преподаватель: Молодцы. Ну, а теперь поём гамму Ре мажор в пройденных размерах, в пройденном ритме.
Учащиеся: поют гамму Ре мажор.
3.Преподаватель: теперь проанализируем упражнение №202 из сборника Е.Давыдовой, С. Запорожец «Сольфеджио 3 класс» и споем его.
Учащиеся анализируют и исполняют упражнение.
Преподаватель: еще одно упражнение из сборника Е.Давыдовой,
С. Запорожец «Сольфеджио 3 класс» № 193(а) – это досочинение ответа на музыкальный вопрос.
Исполнение упражнения учащимися:
Учащийся Самусев Денис, 3 класс гитара.
Учащийся Пинашин Никита, 3 класс аккордеон.
4.Преподаватель: давайте, разделившись на две группы, исполним двухголосное упражнение из сборника Е.Давыдовой, С. Запорожец «Сольфеджио 3 класс» № 187.
Исполнение учащимися:
Преподаватель: упражнение№ 199 попробует исполнить один ученик – верхняя строчка правой рукой, а нижняя строчка – левой рукой.
Исполнение учащимся:
5.Преподаватель:теперь поработаем с ритмическими карточками. У каждого на столе ритмические карточки. Вам надо выбрать карточки-такты с размером ¾ и отдельно с размером 4/4. Составить из них ритмическую фразу и простучать.
Учащиеся выполняют задание:
6.Преподаватель: прочтение стихотворений в заданном ритме.
Задание: проговорить тексты стихотворений с дирижирование.
Преподаватель: посмотрите на стихотворение «Топ-топ». Исполнить его в ритме с движением: после проговаривания текста 1-й и 2-й строчек их ритм передаётся притопами, а после произнесения 3-й и 4-й – хлопками.
Топ-топ
Из коми-пермяцкого фольклора.
Топ-топ – на конях,
Скрип-скрип – на санях,
Едем к бабушке
На оладушки.
Преподаватель: Запишите ритм стихотворения, затем варьируйте его с использованием пройденных ритмических групп.
Учащиеся выполняют задание.
7.Преподаватель: Теперь выполним задания, связанные с вашим мышлением.
Задание №1. Прохлопайте ритмические рисунки, найдите в них сходство и различие.
Задание №2. Придумайте и допишите продолжение ритмических рисунков, используя пройденный ритм. Прохлопайте.
8. Преподаватель: Исполним ваши сочинения – вариации на русскую народную песню «А я по лугу»
Ободникова Алена, 3 класс фортепиано
Тимошков Павел, 3 класс фортепиано.
9. Преподаватель: ритмический диктант.
Для учащихсядля преподавателя
10.Преподаватель: Ребята, послушайте отрывки произведенийи проанализируйте:характер, настроение, средства музыкальной выразительности и обязательно - какая ритмическая группа встречается в данном отрывке.
Звучит в исполнении преподавателя: Александров «Новогодняя полька»,
Слонимский «Полька», «Латышский народный танец». (Приложение №1)
Ответы учащихся.
11. Преподаватель: в заключении урока – игра в оркестре по партитурам.
Ф. Пулек «Полька». (Приложение №2)
12. Преподаватель: Ребята, вы потрудились все очень хорошо. Спасибо вам за работу на уроке. Вы показали, что усвоили тему хорошо. Предстоит немного потрудиться, что бы все усвоили тему на «отлично». Я думаю мы с этим справимся с вами вместе. Домашнее задание: повторять ритмические и мелодические упражнения.
Закончить нашу встречу хочется словами:
«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные. Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачивается узору. А сам узор, т.е. ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштей
Список литературы
Андреева М. От примы до октавы, часть 1 – Москва, 1988г.
От примы до октавы, часть 2 – Москва, 1989г
Арцишевский Г. Курс систематизированного сольфеджио, 1 – 7 классы – Москва, 1989г.
Давыдова Е. Сольфеджио, 3 класс – Москва, 1979г.
Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. – Москва, 1986г
Калинина Г. Занимательные диктанты:
Младшие классы – Москва, 2001г.
Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио, 3 класс – Москва, 2001г.
Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио (иллюстративный игровой материал) – Волгоград, 2004г.
Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио, 3 класс – С.-Петербург, 1997г
Синяева Л. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – Москва, 2001г.
Сиротина Т. Ритмическая азбука. – Москва – Музыка, 2007г.