kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально-дидактические игры в развитии певческих навыков у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому мне необходимо владеть не только методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, поэтому мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствуют развитию детского голоса.

На протяжении последних лет мои наблюдения и результаты педагогической диагностики показывают недостаточный уровень развития певческих умений у дошкольников.

После обследования детей я поставила следующие задачи:

  • учить детей выразительному исполнению песни, без напряжения и крика, звонким, легким, подвижным звуком, приручать петь напевно, не скандировать;
  • правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы;
  • добиваться отчетливости дикции;
  • учить правилам ансамблевого пения (научить детей слышать не только себя, но и рядом поющего);
  • петь с сопровождением и аcappella;
  • петь коллективно и индивидуально;
  • учиться петь по руке и понимать дирижерский жест;
  • различать движение мелодии вверх и вниз;
  • одновременно начинать и заканчивать пение;
  • соблюдать динамические оттенки

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки. На первых занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения, стоя руки свободно расположены вдоль туловища.

         Свою работу я начала с использования музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях, так как игровая деятельность доступна детям  и в игровой форме дети легче и быстрее будут осваивать необходимые навыки.   

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.

Музыкально-дидактические игры подбираю такие, которые более просты и доступны,  интересны и привлекательны для детей. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.

 Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, учат брать  дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

    Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания.

       Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни. С этой же целью использую различные дидактические средства: ложки, ритмические палочки, погремушки, молоточки, матрёшки.

       Дети с интересом включаются в работу с музыкально-дидактическими играми. Так в  игре «Выложи мелодию» я играю мелодию, дети, с  помощью пуговок выкладывают  её движение (вверх, вниз, на одном звуке). Дети часто затрудняются в определении движения мелодии, но вот в такой игровой форме они с желанием осваивают этот навык. Кроме того, мы пропеваем эту мелодию. С помощью этой игры можно развивать чувство ритма. Дети выкладывают ритм знакомых попевок, песенок: большие белые пуговки - длинные звуки,  маленькие чёрные - короткие звуки.

 Используя образное сравнение, я предлагаю детям игру «Птички на проводе», которая развивает музыкальные слуховые представления детей, учит воспроизводить мелодию по изображению. На фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку я выкладываю трёх нарисованных птичек и рассказываю: «на улице рядом с дорогой тянулись электрические провода, на одном проводе сидели три воробья и пели одну и ту же песенку  (пою звукоподражание «чив-чив-чив» на одном звуке, показывая направление мелодии, держа руку на одном уровне). Сидели долго, одному воробью это надоело, он перелетел на провод повыше и спел такую песенку. (Я перемещаю воробья на третью линейку и пропеваю звукоподражание «чив-чив» с показом рукой  и направления мелодии вверх, дети повторяют эту песенку). Второму воробью скоро надоело сидеть на одном месте, он перелетел на провод пониже (пропеваю «чив-чив» и показываю направление мелодии вниз, дети повторяют). А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку «чив-чив» на одном звуке. Затем я прошу детей запомнить пение каждого воробья, повторяю три мотива, играю один из них, предлагаю ребёнку показать на фланелеграфе, какому воробью принадлежит эта песенка, и спеть мотив. Таким образом, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных задач в игре.

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей. Например:  игра «Солнышко и дождик», пиктограммы, цветные карточки я использую для определения характера музыки; «Разноцветные кубики» - для определения формы произведения, сравнения частей произведения; «На чём играю?» - определение инструмента на слух, на котором звучит произведение. В результате использования музыкально-дидактических игр дети лучше стали различать звуки по высоте, определять направление движения мелодии, сравнивать части произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-дидактические игры в развитии певческих навыков у детей»

Музыкально-дидактические игры в развитии певческих навыков у детей

Ефремова Алена Евгеньевна

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 95 комбинированного вида»


Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому мне необходимо владеть не только методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, поэтому мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствуют развитию детского голоса.

На протяжении последних лет мои наблюдения и результаты педагогической диагностики показывают недостаточный уровень развития певческих умений у дошкольников.

После обследования детей я поставила следующие задачи:

  • учить детей выразительному исполнению песни, без напряжения и крика, звонким, легким, подвижным звуком, приручать петь напевно, не скандировать;

  • правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы;

  • добиваться отчетливости дикции;

  • учить правилам ансамблевого пения (научить детей слышать не только себя, но и рядом поющего);

  • петь с сопровождением и аcappella;

  • петь коллективно и индивидуально;

  • учиться петь по руке и понимать дирижерский жест;

  • различать движение мелодии вверх и вниз;

  • одновременно начинать и заканчивать пение;

  • соблюдать динамические оттенки

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки. На первых занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения, стоя руки свободно расположены вдоль туловища.

Свою работу я начала с использования музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях, так как игровая деятельность доступна детям и в игровой форме дети легче и быстрее будут осваивать необходимые навыки.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.

Музыкально-дидактические игры подбираю такие, которые более просты и доступны, интересны и привлекательны для детей. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания.

Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни. С этой же целью использую различные дидактические средства: ложки, ритмические палочки, погремушки, молоточки, матрёшки.

Дети с интересом включаются в работу с музыкально-дидактическими играми. Так в игре «Выложи мелодию» я играю мелодию, дети, с помощью пуговок выкладывают её движение (вверх, вниз, на одном звуке). Дети часто затрудняются в определении движения мелодии, но вот в такой игровой форме они с желанием осваивают этот навык. Кроме того, мы пропеваем эту мелодию. С помощью этой игры можно развивать чувство ритма. Дети выкладывают ритм знакомых попевок, песенок: большие белые пуговки - длинные звуки, маленькие чёрные - короткие звуки.

Используя образное сравнение, я предлагаю детям игру «Птички на проводе», которая развивает музыкальные слуховые представления детей, учит воспроизводить мелодию по изображению. На фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку я выкладываю трёх нарисованных птичек и рассказываю: «на улице рядом с дорогой тянулись электрические провода, на одном проводе сидели три воробья и пели одну и ту же песенку (пою звукоподражание «чив-чив-чив» на одном звуке, показывая направление мелодии, держа руку на одном уровне). Сидели долго, одному воробью это надоело, он перелетел на провод повыше и спел такую песенку. (Я перемещаю воробья на третью линейку и пропеваю звукоподражание «чив-чив» с показом рукой и направления мелодии вверх, дети повторяют эту песенку). Второму воробью скоро надоело сидеть на одном месте, он перелетел на провод пониже (пропеваю «чив-чив» и показываю направление мелодии вниз, дети повторяют). А третий воробей сказал: «Мне и тут хорошо». Взлетел, сел на тот же провод и спел свою песенку «чив-чив» на одном звуке. Затем я прошу детей запомнить пение каждого воробья, повторяю три мотива, играю один из них, предлагаю ребёнку показать на фланелеграфе, какому воробью принадлежит эта песенка, и спеть мотив. Таким образом, познавательный материал, сочетаясь с занимательностью, способствует лучшему усвоению поставленных задач в игре.

Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей. Например: игра «Солнышко и дождик», пиктограммы, цветные карточки я использую для определения характера музыки; «Разноцветные кубики» - для определения формы произведения, сравнения частей произведения; «На чём играю?» - определение инструмента на слух, на котором звучит произведение. В результате использования музыкально-дидактических игр дети лучше стали различать звуки по высоте, определять направление движения мелодии, сравнивать части произведения.

Коли одной из задач по развитию певческих навыков детей является совершенствование исполнительских умений, то я использую следующие музыкально-дидактические игры: «Цветик-семицветик», «Музыкальный магазин», «Весёлая пластинка», «Музыкальный телефон», «Музыкальный волчок».

Для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста я применяю дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной: «Бубенчики» - для сопоставления трёх звуков, различных по высоте, «Сколько нас поёт?» - для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и чистоты интонирования. «Учёный кузнечик» - для формирования ладотонального слуха и нахождения тоники. Помимо использования музыкально-дидактических игр активно включаю в образовательный процесс игровые упражнения на развитие артикуляции, дикции, интонации, дыхание, чувство ритма, ансамбля.

При подборе музыкально-дидактических упражнений я учитывала следующие подходы: упражнения должны быть предельно просты в музыкальном отношении, не должны включать большое количество нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не охватывать большой отрезок диапазона голоса. У детей дошкольного возраста голос ещё не сформирован и слаб. Дети имеют небольшой голосовой диапазон, в силу возрастных особенностей. Включение в репертуар песен с широким диапазоном наносит детскому голосу непоправимый вред. Ребёнок будет напрягать свой голос, а это может привести к срыву голоса, появлению в нём сипа и хрипоты. Такой голос у ребёнка может остаться на всю жизнь.

При проведении упражнений я учитываю следующие дидактические правила:

  1. Всегда ставлю перед детьми конкретную учебную задачу - объясняю, что они должны сделать (короткий вдох и медленный выдох, спеть попевку на звук «у», при этом вытянуть губы трубочкой).

  2. Показываю способ выполнения действия (делай, как я, послушайте, как надо спеть, и обратите внимание, как чётко я произношу окончание слов).

  3. Неоднократно повторяю упражнения для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх или вниз (тихо и громко).

  4. Контролирую выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения.

  5. Включаю вокальные упражнения в каждое музыкальное занятие.

Для развития вокальных и певческих навыков я использовала певческие упражнения в определенной системе.

Каждое упражнение имеет какую-то узкую основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса навыков.

В детском саду обучают простейшим певческим навыкам:

  • правильному звукообразованию;

  • правильному дыханию;

  • хорошей дикции;

  • чистоте интонаций;

  • ансамблю – стройному согласованному пению

Остановлюсь на каждом из этих навыков поподробнее.

В начале учебного года я использовала упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.

В работе над дикцией я использую методы, применяемые в логопедии, и наряду с музыкальными заданиями включаю в работу много артикуляционных и речевых упражнений по технологии Карла Орфа и Емельянова, которые развивают ритмический и интонационный слух.

С целью развития певческих навыков я предлагаю детям упражнения в виде песенок-игр, когда я пою запев, а дети отвечают за персонажа, пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов.

Далее я беру упражнения для развития певческого дыхания. Это один из основных факторов голосообразования. Овладеть навыками певческого дыхания детям помогают упражнения, которые я подразделяются на:

  • упражнения без звука (вдох и выдох, «Дирижёр», «Мороз» и т. д.);

  • звуковые («Воздушный шар», «Пузырь», «Котёнок и шар», «Ёжик», проговаривание предложений, различных по продолжительности);

  • упражнения под музыку («Паровоз», «Ветер», «Чайник»).

В выборе упражнений на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевно, легкое) я учитываю важность развития у детей “мягкой атаки” звука. Учу детей петь спокойно, без толчков. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому я учу детей “тянуть звуки”, “протягивать концы музыкальных фраз”. Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Вот некоторые упражнения, помогающие в этом: пение с приставленной к уху ладонью, (это упражнение помогает детям лучше услышать себя), пение с закрытым ртом (этот приём помогает ощутить резонирование звука в верхних резонаторах и является эффективным средством для выравнивания звучания хора), «Колокол», «Звуковая дорожка» (данное упражнение помогает научить детей правильно формировать гласные, избавляясь от небрежного, крикливого их исполнения) и т. д.Часто при пении дети плохо открывают рот из-за зажима нижней челюсти. Избавиться от этого недостатка помогают следующие упражнения: «Гуси», «Птенчик», «Чистоговорки» и т.д. В репертуар ввожу песни, написанные в умеренном и среднем темпах, так как считаю, что в таком темпе дети лучше усваивают навыки. Для развития певческого диапазона я использую те же упражнения, но транспонирую их в другую тональность.

Один из самых сложных певческих навыков - это чистота интонирования. Он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально-слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Следует отметить, что точно интонировать абсолютно все дошкольники не могут. Крайне редко встречаются дети с хорошей и отличной интонацией. Чаще преобладает средняя по качеству интонация и гудошники, неправильно воспроизводящим мелодию и поющим в диапазоне двух-трёх звуков.

Задача музыкального руководителя научить ребёнка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. Поэтому, работая с дошкольниками, я не ставлю во главу угла чистоту интонации при пении. Считаю, пусть лучше дети поют не без огрехов, но с желанием, получая удовольствие от самого процесса пения, чем делают это чисто, но без эмоций или с боязнью сфальшивить и вызвать неодобрение музыкального руководителя.

Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:

  • различные заболевания голосового аппарата;

  • застенчивость ребенка;

  • отсутствие устойчивого внимания;

  • нарушения артикуляционного аппарата;

  • неумение извлечь звук;

  • небольшой диапазон голоса ребёнка


Чтобы добиться чистого интонирования я использую приёмы, с помощью которых можно решить некоторые из имеющихся причин:

  • пение аcappella;

  • пение в сопровождении металлофона;

  • пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у»;

  • пение с солистами;

  • узнавание попевок по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием их;

  • дидактические пособия с движущимися деталями, показывающими высоту звука;

  • картинки, основанные на ассоциациях;

  • выкладывание фрагментов мелодии снежинками, листочками и т. д. на нотном стане;

  • игровые моменты;

  • наглядные пособия с целью поощрения;

  • показ движения мелодии рукой;

  • показ направления движения мелодии указкой на рисунке или схеме;

  • сочинение сказок, историй при распевании;

  • игры-повторялки.

Использование этих приёмов дало положительные результаты: дети стали чище интонировать, стали стремиться правильно пропевать каждый звук, стали прислушиваться к пению других детей, замечать ошибки.

Большое внимание в своей работе уделяю развитию чувства ритма. Чувство ритма - один из основных певческих навыков. Работу над ритмом нужно вести планомерно и постоянно в разных видах музыкальной деятельности, в том числе над песней. Наиболее эффективным считаю использование следующих приёмов:

  • прохлапывание ритма попевок ладошками;

  • узнавание попевок по графическому изображению ритма;

  • ритмический аккомпанемент;

  • игр «Узнай песню по ритму»;

  • игра «Зеваки и торопыги»;

  • игра «Хлопки»;

  • инсценирование песен с солистами, исполняющими

С помощью этих приёмов у детей поддерживается интерес и желание к деятельности по развитию чувства ритма.

В пении хором я стараюсь приучать детей слушать себя и других детей, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, цельности звучания.

Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз.

Обучение пению - процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагога большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минута занятия не была потрачена зря.

Анализируя результат опыта работы можно увидеть уверенный рост уровня развития певческих навыков. Это подтверждается результатами диагностики.

Я считаю, что успехи детей объясняются дифференцированным подходом при организации воспитательно-образовательного процесса на музыкальном занятии. Проделанная работа позволила проверить и систематизировать ряд методических приёмов, развивающих певческие навыки у детей.
















2.2. Анализ развития детей в театрализованной деятельности

В межаттестационный период моя профессиональная деятельность была направлена на развитие творческих способностей детей через музыкально- театрализованную деятельность.

Данная деятельность была обусловлена следующим: выполнение рекомендаций, данные на межаттестационный период.

В соответствии с чем, мною были поставлены следующие задачи.

Для реализации поставленных задач мною изучены и внедрены в образовательный процесс инновационные технологии и методики.

На основании, которых разработаны проекты.

Созданы материально-технические и организационные условия.

Изучены и внедрены диагностические методики по оцениванию достижения воспитанников в музыкальном развитии.

Свою работу начала с диагностики эмоционального развития детей. Существует большое количество методов диагностирования эмоциональной сферы ребёнка. Я считаю, что наиболее удачно определение эмоционального состояния ребёнка является диагностика Г.Степановой, т.к. в этой диагностике отражены различные эмоциональные состояния с младшего дошкольного возраста.

Проведя диагностику эмоционального развития детей и проанализировав результаты, я составила перспективный план.

На первом этапе своей работы я знакомлю детей с упражнениями и играми направленные на эмоциональное развитие ребёнка, ведь эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации.

Я создаю всеобщую и непринужденную атмосферу, подбадриваю на занятиях скованных детей. Не акцентирую внимания на промахах и ошибках. В своей работе широко использую такие театральные игры «Что ты слышишь?», «Запомни фото», «Передай позу», «Весёлые обезьянки», «Японская машинка». При переходе от театральных игр к работе над этюдами я включаю специальные театральные игры, которые направлены на развития воображения и фантазии. Такие игры готовят детей к действию в сценических условиях. Ребёнок не задумывается над тем, что он делает, когда поднимает упавшую игрушку и кладёт её на место, но сделать то же самое на сцене ребёнку не так просто. Для того чтобы действовать естественно я придумываю ответы на вопросы: «Почему?», «Для чего?», «Зачем я это делаю?». Ребёнок учится объяснять, оправдывать свою позу или действие.

Большое место в театральной игре уделено музыке, так как музыкальные образы несут в себе определённый ритм, ладовую окраску. Благоприятно воздействуют на ребёнка, направляет его чувства и мысли, побуждает выполнять движения.

В своей работе я иду не только от драматического образа, но и от музыкального: «Снежинки могут двигаться стремительно или плавно», «Колобок может бежать, подпрыгивая или катиться ровно», «Гуси могут шагать или лететь» - всё это подскажет музыка. Работа по театральной игре продолжается до тех пор пока дети не смогут научиться передаче того или иного образа, того или иного этюда.

В самом начале своей работы я брала более простые упражнения и игры: «Вот он какой», «Лентяи-простаки», «Хомячок – молчун», но некоторые дети были зажаты и стеснительны, они боялись выражать свои эмоции и чувства.

Проводя музыкальные занятия с детьми, я обратила внимание на упорное нежелание некоторых детей участвовать в общей игре. Я понимала, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Немало усилий пришлось приложить, чтобы они согласилась быть «грибом» в игре «Король Боровик». Конечно, здесь сыграло большую роль то, что атрибуты к игре были очень яркими – шапочка гриба, дорожка, лес.

Когда дети овладели несложными эмоциями, научились воспроизводить в своей деятельности, я взяла более сложные упражнения и игры на развитие мимики. Ведь именно мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроении человека.

Задания были не сложные, но по лицам детей я увидела, что лицевые мышцы у них не развиты, они не умеют выражать свои чувства на лице именно поэтому я взяла упражнения по ритмопластике.

Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы рук в кистях, локтях. Передать образы с помощью пластических выразительных движений и умения действовать с партнёром. Но постепенно дети преодолевают скованность, зажатость и мы переходим в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жеста, пластики тела создают этюды на любую заданную тему. Например: «Осенние листья», «Бабочки», «В стране цветов», «Заколдованный лес», «Снегурочка» и другие.

Закончив работу над эмоциями и мимикой, мы перешли к более сложному этапу – работе над выразительностью жестов.

В работу над выразительностью жестов я включаю такие игры, как: «Игра с камушками», «Игра в снежки», «Дружная семья», «Весёлый хоровод» и другие, в этюдах дети проявляют индивидуальность в выборе жестов и мимики.

Я рассказываю детям, вызываю нужные эмоции, подсказываю им, но как можно меньше показываю, чтобы проявились индивидуальные способности детей.

Выполняя упражнения и игры на развитие жестов, мне было на много легче заниматься с детьми и потребовалось меньше времени на разъяснение и показ упражнений. В играх: «Весёлый хоровод», «Ловишки», «Кабачок» дети не только выполняли движения рук, но и выражали эмоции на лице, показывали свои чувства. Движения детей приобрели большую уверенность и управляемость.

Замкнутые дети стали легче переключаться с одного движения на другое и могут самостоятельно решить двигательную задачу.

На следующем этапе своей работы я перехожу к интонационной выразительности речи. При обучении детей интонационной выразительности речи я использую скороговорки, которые помогают формировать правильное артикуляционное произношение, дикцию. Помогают детям научиться быстро, проговаривать слова и фразы. Дети с удовольствием включаются в эту весёлую, словесную игру.

При обучении детей речевой выразительности я использую в работе знакомые и любимые сказки, что позволяет детям активно использовать разнообразные выразительные средства в их сочинениях: речь, мимика, пантомима, движение. Вначале фрагменты из сказок беру как упражнения, предлагаю детям «попроситься в теремок как лягушка или медведь, или мышка». Затем усложняю задание, предлагая по желанию одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей, где ребёнок проговаривает слова и действует за каждого персонажа.

Таким образом, дети непринуждённо учатся словесному перевоплощению и стремятся, чтобы характер персонажа, голос, привычки легко узнавались всеми.

В старших группах упражнения по речевой выразительности усложняются. Детям я предлагаю произносить с разной интонацией любые слова. Например: «Здравствуй», «Помоги», «Принеси» и другие, то приветливо, то требовательно, то небрежно, просящее. В этом случае я использую образец.

В свою работу по выразительности речи я включаю разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, ролевые диалоги с использованием русского народного творчества (потешки, песенки), самостоятельные импровизации такие, как: «Забавный случай», «Интересная прогулка», «Случай в лесу» и т.д.

Способности ребёнка передать эмоции, движения, исполнение песни можно оценить в различных формах театрализованной деятельности, такие как: кукольные спектакли, драматизация сказок, потешек, импровизации и в конечном результате – представление результатов работы на творческих фестивалях «Весенняя капель» в детском саду.

Занимаясь с детьми, главная цель - это развитие эмоций через театральную деятельность. Именно она развивает личность ребёнка, побуждает к созданию новых образов. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. Ребёнок во время игры чувствует себя раскованно и свободно.

В заключение своей работы по первому этапу я провела диагностику по эмоциональному развитию детей. На основании полученных данных можно заключить, что мои методы и приёмы были целесообразны и результативны.













    1. Анализ материально-технической базы и

программно-методических условий педагогической деятельности


Большую роль в реализации педагогической деятельности играют условия осуществления данной деятельности. В межаттестационный период были проанализированы материально-технические и программно-методические условия нашей деятельности.

В детском саду создана разнообразная по содержанию предметно-развивающая среда, которая постоянно пополняется и обновляется.

Кроме того в межаттестационный период был пересмотрен и обновлён фонд методической литературы, а также был создан ряд картотек по развитию певческих навыков детей.

Кроме методического материала, был проанализирован и систематизирован диагностический материал для обследования музыкального развития детей.

Таким образом, анализ работы в области материально-технического оснащения и программно-методических условий свидетельствует о динамичности и творчестве.





















    1. Анализ работы с родителями по повышению их компетентности в области музыкального развития детей


Одно из наиболее сложных направлений деятельности - работа с родителями. Без их поддержки воспитательно-образовательная работа в ДОУ полностью осуществляться не может, но уровень педагогической культуры родителей в значительной степени зависит от профессионализма, педагогической компетентности специалиста детского сада, в том числе от его умения найти формы, приёмы и способы совместной деятельности.

В результате проблемно-ориентированного анализа работы с семьёй нами были определены основные направления деятельности:

  • психолого-педагогическое просвещение;

  • активизация родителей для участия в образовательном процессе.

Для решения этих вопросов мной были организованы следующие виды тематической работы с родителями.

Результаты анкетирования родителей на предмет удовлетворённости образовательными услугами за межаттестационный период составили 87%, частичной -13%.

Но, несмотря на положительную динамику, в работе с родителями остаётся ещё много нерешённых проблем. Значит, работа будет продолжена в следующий межаттестационный период.












    1. Анализ работы с педагогическим коллективом


Обеспечить качество образования невозможно без организации всех участников воспитательно-образовательного процесса. Совместная работа осуществляется с учителем-логопедом, воспитателями.

Взаимодействие с учителем-логопедом обеспечивается через следующие формы работы.

Главными соратниками являются воспитатели. С ними в межаттестационный период были организованы консультации на темы: «Роль музыкально-дидактических игр в организации самостоятельной деятельности детей», «Развитие певческих навыков детей», «Театральная игрушка», «Я играю и пою», «Как организовать свободный досуг детей».

Чтобы активизировать работу по театрализованной деятельности был создан театр взрослых «Веселушки». Силами этого театра были поставлены спектакли «Мороз Иванович», «Про царя Егора», «Волшебник Изумрудного города», «Репка», и т.д.

Также используем различные формы работы
















    1. Анализ развития профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации профессионализма


В межаттестационный период повышение уровня профессионального потенциала осуществляли теоретически.

Прошли курсы повышения квалификации при Каменск-Уральском педагогическом колледже по образовательной программе «Психолого-педагогическая технологическая компетентность педагога-музыканта».

Приняли участие в работе семинаров Каменск-Уральского педагогического колледжа.

Прошли курсы повышения квалификации в институте образования взрослых в 2010 и 2012 годах.

В области информационно-коммуникативных технологий прошли курсовую подготовку в Уральской академии современных информационных технологий.

На педагогических чтениях на уровне детского сада выступали с темой «Развитие коммуникативных качеств детей в театрализованной деятельности» и

«Развитие певческих навыков через музыкально-дидактические игры».

Провели мастер-класс для профессионального сообщества музыкальных руководителей города «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

Провели городскую стажёрскую площадку «Развитие певческих навыков детей через музыкально-дидактические игры».

Методические разработки и сценарии праздников, спектаклей опубликованы на международном сайте МАААМ. RU.









    1. Анализ инновационной деятельности по реализации проекта «Творим вместе»


В межаттестационный период нами был разработан проект «Творим вместе».

Предварительная работа по обучению детей певческим навыкам получила своё продолжение в реализации проекта «Творим вместе».

Для реализации проекта нами были созданы следующие условия

На основе созданных условий нами была разработана модель по реализации проекта «Творим вместе».

Определена цель и задачи.

Обозначены предполагаемые результаты.

На основании поставленных целей и задач мы определили этапы проекта.

Радикальные перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, выдвигают на первый план проблему поиска путей совершенствования процессов воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогическую работу, в том числе и по театрализованной деятельности, необходимо осуществлять с учётом современных подходов к организации деятельности дошкольников, позволяющих на практике применить принципы сотрудничества соразвития. Не случайно одним из актуальных способов взаимодействия ребёнка и взрослого всё чаще называется способ проектов.

С введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования освоение интегративного подхода становится ключевой проблемой. Принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требует переориентации педагогов ДОУ с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.

Метод проектов - это педагогическая технология, её стержнем является совместная с взрослыми деятельность детей.

В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыку. Накапливая творческий опыт, при поддержке взрослых они становятся участниками исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектная деятельность нужна для того, чтобы развить в ребёнке личную позицию, его «самость».

Работа над творческим проектом включила составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

Метод проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании мы используем, начиная со второй младшей группы. Для этого возраста мы используем игровые типы проектов, с тематикой сказки - игры.

В средней группе это творческие проекты.

В старшей возрасте задачи становятся сложнее и возможности ребёнка позволяют ему принять участие в таких проектах как:

- «Россия - родина моя»;

- мюзикл «Снегурочка»;

- «Мой любимый Самуил Маршак»;

- «Творим вместе».

Эти проекты дают детям применить полученные знания, проявить творчество в различных видах музыкально-театрализованной деятельности. Для каждого проекта характерны свои цели, задачи, формы работы.

Например, при постановке музыкальной сказки «Царевна-лягушка» мы разработали цикл занятий.

На первом занятии знакомили детей со сказкой «Царевна-лягушка».

Цель этого занятия - вызвать эмоциональный отклик на сказку, интерес к образам этой сказки, закрепить умение отличать народную сказку от других жанров устного народного творчества и художественных произведений.

В процессе подготовки подобрали иллюстрации разных художников к сказке, рассматривали их. У детей создался интерес к образам сказки, желание самим создать эти образы. Мы познакомили детей со значением слова «панорама». Над панорамой работал весь детский коллектив. Дети учились располагать изображение по всему листу, пользовались различными материалами (мелки, фломастеры, краски). В свободное от занятий время самостоятельно дополняли свои работы, проявляли творчество.

На следующем занятии мы лепили героев сказки из разных материалов (солёное тесто, глина, пластилин, папье-маше). Каждая вылепленная «Царевна - лягушка» имела свой неповторимый характер и красоту. Интересен был процесс росписи героев. Творчеству и фантазии детей не было конца.

Панорама готова, герои вылеплены. Мы предложили с помощью вылепленных героев инсценировать эту сказку. В процессе инсценировок дети научились раскрепощать себя, у них появился интерес к сценическому искусству.

Дети с удовольствием разучивали тексты, песни, танцы. Были и проблемы в работе: у кого-то не хватало эмоций, у некоторых не получались жесты, кто-то не договаривал окончания слов, чуть дольше приходилось работать над некоторыми танцевальными элементами.

Но радует то, что дети с удовольствием занимались театрализованной деятельностью, просили «ещё», «ещё».

Заключительным этапом цикла стал показ театрализованного представления родителям и выступление на городском конкурсе «Каменская радуга». Но дети так вжились в образы персонажей, что сами предложили показать сказку для малышей.

Одно из условий детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. Детское исполнительство обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка. Критерием его успешности является наличие эмоционального содержания, выразительность самого образа и его воплощения.

С этой целью был разработан проект «Россия - родина моя».

Определены цель проекта и задачи проекта.

Для реализации проекта был разработан цикл интегрированных занятий, включающий в себя : чтение художественной литературы по теме, слушание песен о Родине, родном крае, знакомство с мелодией Государственного гимна Российской Федерации, рисование на тему «Россия - мы дети твои».

Заключительный этап - концерт «Россия - Родина моя». Концертную программу готовили дети подготовительных групп. Были изготовлены яркие костюмы. Каждый номер отличался от другого своей оригинальностью, стилем, характером. Занятия театрализованной деятельностью помогли детям уверенно держаться на сцене, сопереживать друг другу, с желанием познавать новое, с радостью выступать перед зрителями, ощущая себя артистами.

Музыкальный компонент театральных спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение детей, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств.

Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития: инсценировки песен, фольклорные праздники, сказки - мюзиклы, театральные представления. Исходя из этого, мы создали проект по сказке «Снегурочка».

Проект включает в себя широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек), знакомство с традициями, обрядами, обрядовыми праздниками, знакомство с русскими народными играми, театрализованная деятельность детей, знакомство с музыкальным фольклором. Итог - постановка мюзикла по сказке «Снегурочка».

В мюзикл вошли народные песни, танцы, игры. Всем известно, что фольклор имеет большое воспитательное значение, способствует лучшему освоению певческих навыков, вызывает положительный эмоциональный подъём.

С целью более активного привлечения родителей к театрализованной деятельности мы создали проект «Творим вместе». В рамках этого проекта были запланированы постановки сказок «Теремок», «Колобок» и «Репка». К изготовлению театров для показа сказок мы привлекли родителей. Родители вместе с детьми должны были изготовить из различных материалов героев этих сказок. В свою очередь мы на театральных занятиях разучивали песни для героев сказок, отрабатывали литературный текст, учились управлять куклами. Сказки, по мере подготовки, показывали детям ясельных и младших групп. Чтобы все дети поучаствовали в показе, было создано несколько театральных составов. Таким образом, в процессе подготовки и выступлений дети приобретали и закрепляли певческие навыки, развивались их творческие способности, коммуникативность.

Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности проведённой работы по развитию музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Специально применяемые приёмы и методы, определённые в систему занятий, дают вполне ощутимые положительные результаты.

О положительной динамике в развитии детей свидетельствует их участие в различных мероприятиях и конкурсах.


  1. Проектная часть

Результативность работы по реализации проекта в межаттестационный период, очевидно не смотря на положительную динамику в отдельных направлениях по музыкальному развитию детей остаётся проблематичным музыкально-ритмическая деятельность детей.

Цель и задачи проекта.

Прогнозируемый результат.

Этапы проекта.

Заключение

В межаттестационный период с 2009 по 2014 гг. были созданы необходимые условия для театрализованной деятельности детей.

Внедрение инновационных методик и технологии в музыкальном развитии дошкольников, способствовала положительная динамика у детей в освоении программы по музыкальному развитии дошкольников, улучшению показателей певческих навыков детей.

Организация образовательного процесса на основе проектной деятельности в течении межаттестационного периода позволило получить качественные и количественные показатели в развитии творческих способностей детей.

Спроектированы и реализованы совместно со специалистами службы сопровождения программы индивидуального сопровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья, что обеспечило дифференциацию и индивидуальный подход в обучении и реализации дошкольников.

В работе с родителями были использованы практико-ориентированные формы работы: анкетирование, музыкальные гостиные, совместные поездки в театр, викторины, совместное обеспечение предметно развивающей среды, практическая помощь родителей в изготовлении костюмов, атрибутов, участие в праздниках, спектаклях, что позволило повысить уровень активности родителей в участии в воспитательно-образовательном процессе, результатом работы, которой стали постановки спектаклей и развлечении: «Мороз Иванович», «Про царя Егора», «Колобок пожарников дружок», «Алёнушкины сказки», «Доверчивый ёжик», «Осенняя полянка» и т.д., в процессе работы которого у педагогов повысились творческие способности, уровень актёрского мастерства.

О высокой степени реализации поставленных задач свидетельствует творческое участие детей в мероприятиях на уровне детского сада и города, в результате чего у детей ярко проявились такие качества личности, как креативность, инициативность, любознательность, активность, общительность.

Повысился уровень аналитических и планово-прогностических умений через проектирование рабочей программы педагога, работы в методических объединениях детского сада, творческих отчётах на уровне детского сада и транслирование опыта работы в различных профессиональных сообществах города.

На основании вышеизложенного мы можем заключить, что наша педагогическая деятельность в межаттестационный период была продуктивной и эффективной.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкально-дидактические игры в развитии певческих навыков у детей

Автор: Ефремова Алёна Евгеньевна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297130


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства