Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Цель мастер-класса: знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;
• раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства;
• убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Форма проведения: практическое занятие с педагогами.
Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, ритмо-палочки, детские музыкальные шумовые инструменты, пиктограммы с изображением эмоций.
Продолжительность проведения: 30 минут.
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Участники: мастер-класс рассчитан на воспитателей ДОУ.
Структура мастер-класса:
• вступительное слово по теме: «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»;
• практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма;
• рефлексия – итог занятия.
Ожидаемый результат: участники получат опыт использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Вступительное слово
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развивает интеллектуальные способности ребенка.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Цель мастер-класса: знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;
• раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства;
• убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Форма проведения: практическое занятие с педагогами.
Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, ритмо-палочки, детские музыкальные шумовые инструменты, пиктограммы с изображением эмоций.
Продолжительность проведения: 30 минут.
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Участники: мастер-класс рассчитан на воспитателей ДОУ.
Структура мастер-класса:
• вступительное слово по теме: «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»;
• практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма;
• рефлексия – итог занятия.
Ожидаемый результат: участники получат опыт использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Вступительное слово
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развивает интеллектуальные способности ребенка.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Практическая часть
Речевая игра «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро! (Разводят руки в стороны с легким поклоном.)
– Доброе утро, – нам шепчут цветки, (Соединить пальцы рук – «бутон цветка»)
– Доброе утро, – нам птица поет, (Соединить руки крест-накрест, делать взмахи – птица летит)
– Доброе утро, – скажет нам кот, («Кошачьи лапки»)
– Доброе утро, – нам скажет пчела, (Машут «крылышками»)
– Доброе утро, как ваши дела? (Разводят руки сначала в правую, затем в левую стороны)
Доброе утро солнцуи птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам, (Поднять скрещенные руки над головой, пальцы в стороны, соединить руки крест-накрест, «птица летит», руки полочкой, кладут на них подбородок)
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера! (Отводят в сторону правую руку, отводят в сторону левую руку, прижимают руки к груди, руки в стороны и вниз).
Муз.рук. Ну как? настроение улучшилось? Вот что может сделать слово! А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Согласны? (ответ). Тогда отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение! Вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся.
Упражнение «Большие и маленькие ноги» Муз. Агофонникова
Муз.рук. Встретилась нам речка на пути, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим!
Упражнение «Большие и маленькие ноги» Муз. Агофонникова
Муз.рук. Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же лисонька!
Самомассаж «Лисонька»
Утром Лисонька проснулась.
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась!
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока,
Вот какая красота.
А потом ладошкой
Пошлепала немножко,
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица Лиса! До чего же хороша!
(Выполнять все движения по тексту)
Муз.рук. А кто же еще был на полянке? Да это же зайчишки!
Пальчиковая гимнастика «Зайчик».
Скачет зайка косой, (Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.)
Под высокой сосной (Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)
Под другою сосной (Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены)
Скачет зайчик другой (Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить)
Муз.рук. Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!
Песня «У оленя дом большой» Французская народная мелодия
(пение с движениями по тексту)
Муз.рук. Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! Обрадовались звери, вышли снова все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял барабан, лисичка взяла молоточек, даже мишка вылез из берлоги с бубном.
Хороводная игра с использованием
детских музыкальных шумовых инструментов
«На лесной полянке»
Утром рано на лесной полянке (идут хороводным шагом по кругу)
Громко, громко зайчик барабанит.
Тра-та-та, тра-та-та, (имитируют игру на барабане, а «зайчик» играет на настоящем)
Зайчик барабанит.
Из берлоги вылез медвежонок, (идут, как медвежата)
Начал в бубен он играть спросонок.
Бум-бум-бум, бум-бум-бум, (Притопывают ногами поочередно, «медвежонок» играет на бубне)
Бум-бум-бум, бум-бум-бум.
И лисичка очень рано встала, (выполняют пружинки с поворотами вправо-влево, руки держать как лапки у лисички)
Молоточком звонко застучала
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (стучать кулачком правой руки по левой ладошке)
«Лисичка» стучит молоточком
Звонко застучали.
Стало тихо сразу на поляне, (идут хороводом)
Звонко, звонко дождик барабанит.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, (ударяют указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап (ударяют указательным пальцем левой руки по ладони правой руки.)
Муз. Рук. Ну вот, дождик пошел! Пора нам отправляться обратно в наш детский сад, садитесь скорей в автомобили, чтоб не промокнуть, поедем назад.
Упражнение «Автомобиль» Муз. М. Раухвергера
Двигаться топающим шагом, в руках держать воображаемый руль.
Итог
Муз.рук. Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоции, которые вы испытали во время нашего путешествия.