Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников.
Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости).
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения.
Игры на развитие слуха, звукоподражания,
предметно-игровых действий, формирование речи
Угадай по звуку
Цель: развивать слуховое внимание детей.
* * * Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними местами и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.
Зверята
Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.
* * *Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка- хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»
Возьмем Мишку на прогулку
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
* * *Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые.штанишки.
Теплые. штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену. Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену. Мишке валенки-малышки,
Я надену. Мишке красное. пальтишко,
Красное. пальтишко я надену. Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем.гулять,
Будем в саночках. катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
Пришел Мишка с прогулки
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка)
. * * * Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:
Мишенька ходил гулять,
Он устал и хочет спать.
Дети с Мишенькой гуляли,
Мишку в саночках катали.
Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.
Мишка наш ходил. гулять,
Шапку с Мишки надо. снять.
А теперь пальтишко
Я снимаю с. Мишки.
Так, так и вот так —
Я снимаю с. Мишки.
Мишка наш ходил. гулять,
Валеночки надо. снять.
Теплые. штанишки
Я снимаю с. Мишки.
Так, так и вот так —
я снимаю с. Мишки.
Мишка наш ходил. гулять,
Он устал и хочет. спать.
Вот его кроватка,
Будет спать он. сладко.
Баю-бай! Баю-бай!
Спи, Мишутка,. баю-бай!
Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.
Прятки
Цель: развивать навык звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.
Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает головой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.
Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
* * *С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:
«Где вы были, мальчики и девочки?
Что вы делали?»
Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,
а что делали — покажем».
Дети показывают действия, которые придумали.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.
Игра с пальчиками
Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчикового театра.
* * *Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его. (называет имя ребенка).
Игры на формирование актерского мастерства,
обучение кукловождению
Гуси (муз. Е. Тиличеевой, ел. народные)
Гуси, гуси! Дети придерживают игрушку одной рукой.
Га-га-га! Наклоняют игрушку вперед и возвращают в исходное положение в ритме песенки.
Пить хотите? Исходное положение.
Да, да, да! Покачивают игрушку.
Гуси, гуси, Исходное положение.
Вот вода.
Га-га-га! Покачивают игрушку.
Га-га-га!
Вначале ведущий поет песню, затем дети начинают подпевать за гусей. В дальнейшем песня исполняется по ролям. Дети поют за гусей и в ритме песенки покачивают головой.
Зайчик (русская народная прибаутка, ел. Т. Бабаджан)
Ребенок водит зайку по столу, игрушка выполняет легкие прыжки в ритме песенки.
Заинька, зайка!
Маленький заинька!
Длинные ушки,
Быстрые ножки.
Заинька, зайка!
Маленький зайка.
Деток боится,
Зайка-трусишка.
Жучка (муз. Н. Кукловской, ел. Е. Федорченко)
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые,
Шерстка пестрая.
Гав-гав!
Ведущая поет песню, ребенок плавным движением ведет собачку по столу. Слова «Гав-гав!» ребенок подпевает самостоятельно, наклоняя собачку вперед и возвращая в исходное положение.
Петушок (муз. Р. Рустамовой, ел. Л. Мироновой)
Игра учит ребенка переключать внимание с одного движения на другое.
Рано утром я встаю Ребенок ведет игрушку по столу, плавно покачивая ею из стороны в сторону.
Ку-ка-ре-ку! Останавливает игрушку и ритмично покачивает ею вперед, возвращая в исходное положение.
Ку-ка-ре-ку!
Громко песенку пою Плавное покачивание из стороны в сторону с продвижением вперед.
Ку-ка-ре-ку! Ритмичное покачивание вперед на одном месте.
Ку-ка-ре-ку!
Шпоры есть и Покачивание из стороны в сторону с продвижением вперед.
Гребешок.
Ку-ка-ре-ку! Покачивание вперед на одном месте.
Ку-ка-ре-ку!
Вот какой я петушок Покачивание из стороны в сторону с продвижением вперед.
Ку-ка-ре-ку! Покачивание вперед на одном месте.
Ку-ка-ре-ку!
Уточка (муз. Т. Попатенко, ел. И. Лешкевич)
Игра объединяет навыки кукловождения, полученные в предыдущих упражнениях, дает возможность применить три различных движения: покачивание игрушки из стороны в сторону, покачивание вперед, плавное скольжение.
Поутру, поутру, Ребенок ведет игрушку по столу, покачивая ею из стороны в сторону.
Чуть заря,
Вышла уточка на пруд, Останавливает игрушку, покачивает ею в ритме песни.
Кря-кря-кря!
Поплыла по воде, Скользящее движение игрушкой по столу.
По волне.
«Кря-кря-кря!» —Ребенок останавливает игрушку, покачивая ею вперед.
Раздалось в тишине. Продолжает скользящее движение.
Курочка (муз. Т. Попатенко, ел. И. Лешкевич)
Игра помогает детям понять следующее: если одна игрушка «говорит», то другие должны замереть и внимательно слушать, чтобы зрители могли определить, какая из игрушек в данный момент «разговаривает».
Курочка, курочка, Дети плавным движением ведут по столу курочку и цыпляток.
Курочка Ряба
По двору идет
Желтеньких, желтеньких,
Желтеньких цыпляток
За собой ведет. Курочка с цыплятами останавливаются.
— Вы не убегайте далеко, Курочка поворачивается к цыпляткам и начинает «говорить», покачиваясь вперед в ритме песни.
Зернышки ищите,
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Веселятся все игрушки (муз. В. Витлина, ел. Е. Серовой)
Игра дает возможность детям освоить пляску кукол на столе.
Барабанят барабаны: Часть детей играет на барабане.
Тра-та-та, тра-та-та! Двое детей ведут по столу кукол Ваню и Таню. Импровизируют танцевальные движения кукол.
Пляшут куклы Таня с Ваней,
Что за красота!
Танцевать пошли матрешки, Несколько детей ведут матрешек по столу.
Шире круг, шире круг. Вместе хлопнули в ладоши: Часть детей хлопает в ладоши.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Танцуют с матрешками.
Забренчали погремушки: Часть детей ритмично звенит погремушками.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь!
Веселятся все игрушки Несколько детей ведут игрушки по столу.
Целый день, целый день. Игрушки пляшут.
Это действие позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество.