Цели:Познакомить с разными видами танца: чешская полька, русский хоровод.
Задачи:
1.Научить различать характерные особенности танца: чешская полька, русский хоровод.
2.Развивать художественный вкус, вокально–хоровые и ритмические навыки.
3.Воспитывать интерес, любовь к танцевальной музыке.
Слайд №3
Тип урока: комбинированный
Форма урока: нетрадиционный (урок - путешествие)
Методы преподавания: словесный, наглядно - слуховой, игры, сравнения.
Виды деятельности учеников: слушание, хоровое пение, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование.
Средства обучения: ИКТ, видео, аудиозаписи, баян, элементарные музыкальные инструменты.
Музыкальный материал: русская народная хороводная песня “Во поле берёза стояла”, чешский народный танец “Полька”, “Марш деревянных солдатиков”, из “Детского альбома” П.И. Чайковского, “Вальс” из альбома “Детская музыка” С.С.Прокофьева.
Ход урока
1этап урока “Организационный момент” (2мин.)
Дети входят под танцевальную музыку в класс. Звучит чешский народный танец “Полька”.
Учитель:
Снова музыка встречает нас, Очень рада вновь увидеть вас, Добрый, добрый день друзья! Сейчас, забавно, легко прозвучал Этот легкий, выразительный мотив. С ним приветствую я вас!
Звучит музыкальное приветствие в форме диалога “Здравствуйте”.
2 этап урока “Проверка домашнего задания. Актуализация”(6мин)
Учитель: На прошлом уроке ребята мы с вами учились различать три кита в музыке, три жанра. Песня танец марш. Вам было задано домашнее задание: маршировать, танцевать, исполнить любимую песню дома.
Сейчас прозвучат по очереди три кита, а вы характерными движениями покажите, какой звучит кит. На марш – шагаем, песня - поём, танец - выполняем танцевальные движения кистями рук.
Звучит “ Марш деревянных солдатиков” П.Ч. Чайковского, “Вальс” С.С.Прокофьева, русская народная песня ” Во поле берёза стояла”.
Молодцы!
3этап урока “Постановка темы и цели”
Беседа
У.-А как вы думаете, о каком ките мы будем сегодня говорить?
Дети предлагают варианты( песня, танец, марш).
У.-К какому киту определите музыку, под которую заходили в класс?
Дети: танец.
У: А как вы определили, что это танец?
Д: Хочется танцевать, делать движения.
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Почти все важные события в жизни человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, и исполняемые с музыкальным сопровождением.
- Все танцы одинаковы?
Д: Нет.
Сегодня у нас необычный урок – урок путешествия в страну под названием
"Эти разные танцы"
Часть №1 “ Полька”
4 этап урока “Введение нового материала”(5мин.)
Вспомните танец, под который вы вошли в класс?
Отгадайте загадку.
Загадка: Я – не польская дивчина, Я по-чешски – “половина”. Мое имя, между прочим, Говорит вам – шаг короче.
Д: полька.
Полька (с чеш. — половина, половинка) — весёлый, подвижный танец в размере 2хдольнам. Польку танцевали маленькими, короткими, «половинчатыми» шажками. Этот танец возник как народный в Чехии, а со временем стал известным во всём мире. Музыка польки лёгкая и грациозная.
Характерные особенности польки –
-Легкость, острый ритм, а музыка задорная, весёлая,
двухдольный размер
5этап урока ”Первичное закрепление нового материала”(6мин.)
У: Чтобы танец получился легкий, весёлый, задорный разделимся на две группы, каждая группа сочиняет своё движение.
На 1 часть - дети выполняют легкие подскоки.
На 2часть – дети выполняют хлопки.
Исполняем "Польку" вместе.
У: Молодцы ребята! Вы так задорно и легко исполнили чешскую польку. Мне даже захотелось с вами танцевать.
Часть №2 “Русский хоровод”
6 этап урока “Проверка знаний, прочности изученного на предыдущих уроках. Актуализация знаний”(10мин.)
У: Вас встречает русский хоровод. Послушав его, вы узнаете русскую народную песню.
Дети слушают хоровод “ Во поле берёза стояла”
Д: Эта русская народная песня “Во поле берёза стояла”
Слайд№7
У: Хоровод - это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Участники хоровода поют, движутся по кругу, приплясывают и разыгрывают действие. Хоровод объединяет и собирает большое число участников.
Вокально-хоровая работа
У: Вы знаете ребята, что танец можно не только танцевать, но и петь.
Артистам приходится много тренироваться, потому что при движении сильно сбивается дыхание. Именно поэтому многие певцы перед пением делают гимнастику для дыхания. Сделаем ее и мы.
Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки, как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Учитель – Артисту необходимо, чтобы зритель не только наслаждался красивым голосом, но и понимал, о чем он поет. Чтобы решить это проблему нередко выполняют гимнастику для органов речи: языка, губ, щек.
Артикуляционная гимнастика-2мин.
Упражнение №1.
«Футбол»: при закрытом рте языком натягиваем по очереди щеки.
Упражнение №2.
Натягиваем верхнюю губу на зубы, затем нижнюю, и по очереди.
Упражнение №3
Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.
Распевание:
“Дон-дон”, “Уж как шла лиса”, “Вот иду я вверх”.
Учитель – После такой разминки мы готовы к пению.
Работа над песней “Во поле берёза стояла”
Пропеть мелодию: каждой фразы. Обращать внимание на правильную постановку корпуса детей, следить за дыханием, звукообразованием, отображать в пении характер произведения, динамику.
развитие чувства ритма. Отстукивание ритма мелодии без пения.
Проговаривание текста по фразам, выполняя движения по содержанию текста.
Проговаривая (пропевая) текст шепотом, но чтобы каждое слово "услышал учитель" - при таком приеме активизируется произношение согласных звуков.
7 этап урока “Введение нового материала, осмысление и усвоение”(3 мин)
У: Для хоровода характерно: плавность, напевность, мелодичность, движения – мелкие шаги.
8 этап урока “Первичное закрепление и применение ”(5 мин)
У: Давайте, передавая характер, исполним русскую хороводную песню “Во поле берёза стояла”.
Мальчики играют на музыкальных инструментах, а девочки водят хоровод.
9 этап “Подведение итогов”(2мин.)
У: Наше путешествие подошло к концу.
-Как зовут нашего музыкального кита, с которым мы путешествовали?
С древнейших времен и до наших дней люди танцуют: на праздниках, дискотеках, или просто в свободное время. У всех народов, где бы они ни жили, - танцу всегда отводилось почетное место.
Домашнее задание.
Сочини свой танец или нарисуй иллюстрацию к народным танцам.
У: Откройте дневники и запишите в них домашнее задание.
Самооценка (с помощью цветных карточек)
Оценка (по количеству набранных жетонов, за активную работу на уроке)
Рефлексия
-Какой танец вам понравилось исполнять?
Дети называют танец, который им понравилось исполнять.
До свидания! (под выбранную музыку танца дети выходят из класса).