Цель урока: раскрыть понятие “танца” как жанра музыки
Задачи:
Образовательная:
1.Продолжить знакомить учащихся с разнообразными танцами
2.Направить деятельность учащихся на осознанное определение отличительных черт разновидностей жанра танец
3.Доказать, что танец, это ключ к познанию огромного числа произведений искусства
Развивающая:
1. Продолжить развивать эмоциональную выразительность, ассоциативную память
2. Развивать музыкальный слух, творческую фантазию, воображение
3. Содействовать развитию способности сравнительного рассмотрения предлагаемого материала
Воспитательная:
1.Воспитывать художественный вкус: любовь к высокому искусству во всех его проявлениях, к классической музыке, к творческому наследию великих композиторов.
Технологии: информационные, здоровье-сберегающие, развивающие, игра
Организация учебной деятельности: работа учащихся в группе, работа с книгой, пение, рисование, движение под музыку, ассоциация-сравнение, разгадывание кроссворда
Музыкальный репертуар: С.М. Майкапар цикл «Бирюльки» пьеса «Росинка», П.И.Чайковский балет «Щелкунчик», Астор Пьяццолла танго
Просмотр видео: «Профессионалы на льду», танцуют Алексей Воробьёв и Татьяна Навка под музыку Астор Пьяццолла танго
Физкультминутка: «Пластический этюд в стиле танго»
Движения под музыку снимают напряжение, формируют правильную осанку, развивают и тренируют мышечную силу корпуса и ног, пластику рук и всего тела, грацию и выразительность. Используемые движения, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Наглядно-иллюстративный материал: портрет Самуила Моисеевича Майкопара, презентация по теме: “Такие разные танцы”
Оборудование: интерактивная доска, синтезатор, компьютер, мультимедиа проектор, CD и DVD диски для прослушивания и просмотра музыкального материала.
Архитектура урока:
«Увертюра» (организационный момент)
Эпизод 1. «Реминисценция» (слушание музыкального эпиграфа)
Эпизод 2. «Мельница – вальс» (мозговой штурм)
Эпизод 3. «Творческая закладка» (памятка)
Эпизод 4. «Страус – танго» (изучение нового материала)
Эпизод 5. «Пластический этюд в стиле танго» (физкультминутка)
Просмотр содержимого документа
«"Такие разные танцы"»
Урок музыки в 7 классе
Раздел: О чём «рассказывает» музыкальный жанр
Тема урока: Такие разные танцы
Цель урока: раскрыть понятие “танца” как жанра музыки
Задачи:
Образовательная:
1.Продолжить знакомить учащихся с разнообразными танцами
2.Направить деятельность учащихся на осознанное определение отличительных черт разновидностей жанра танец
3.Доказать, что танец, это ключ к познанию огромного числа произведений искусства
Развивающая:
1. Продолжить развивать эмоциональную выразительность, ассоциативную память
2. Развивать музыкальный слух, творческую фантазию, воображение
3. Содействовать развитию способности сравнительного рассмотрения предлагаемого материала
Воспитательная:
1.Воспитывать художественный вкус: любовь к высокому искусству во всех его проявлениях, к классической музыке, к творческому наследию великих композиторов.
Технологии: информационные, здоровье-сберегающие, развивающие, игра
Организация учебной деятельности: работа учащихся в группе, работа с книгой, пение, рисование, движение под музыку, ассоциация-сравнение, разгадывание кроссворда
Музыкальный репертуар: С.М. Майкапар цикл «Бирюльки» пьеса «Росинка», П.И.Чайковский балет «Щелкунчик», Астор Пьяццолла танго
Просмотр видео: «Профессионалы на льду», танцуют Алексей Воробьёв и Татьяна Навка под музыку Астор Пьяццолла танго
Физкультминутка: «Пластический этюд в стиле танго»
Движения под музыку снимают напряжение, формируют правильную осанку, развивают и тренируют мышечную силу корпуса и ног, пластику рук и всего тела, грацию и выразительность. Используемые движения, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Наглядно-иллюстративный материал: портрет Самуила Моисеевича Майкопара, презентация по теме: “Такие разные танцы”
Оборудование: интерактивная доска, синтезатор, компьютер, мультимедиа проектор, CD и DVD диски для прослушивания и просмотра музыкального материала.
Архитектура урока:
«Увертюра» (организационный момент)
Эпизод 1. «Реминисценция» (слушание музыкального эпиграфа)
Эпизод 2. «Мельница – вальс» (мозговой штурм)
Эпизод 3. «Творческая закладка» (памятка)
Эпизод 4. «Страус – танго» (изучение нового материала)
Эпизод 5. «Пластический этюд в стиле танго» (физкультминутка)
Я знаю, что вы умеете слушать музыку, понимать интонации многих музыкальных произведений. Сегодня я принесла на урок шкатулку, и хочу дать вам очень сложное задание. Вы обязательно догадаетесь, что находится в ней, когда послушаете музыкальный эпиграф.
Открываю портрет композитора Самуила Моисеевича Майкапара. Вы уже знакомы с этим композитором и помните, что он сочинял музыку и для детей.
Слушание: Исполняю из фортепианного цикла «Бирюльки» пьесу «Росинка». Вслушайтесь в само звучание слова – бирюльки, оно ласковое, нежное, музыкальное.
Кто догадался, что лежит в шкатулке?
Учащиеся:
Ответы школьников.
Учитель:
Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики и другие предметы. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.
Учащиеся:
В шкатулке игрушки.
Учитель:
Мне хочется, чтобы сегодня на уроке игрушки превратились в танцы из разных стран и веков.
Первая игрушка мельница, танец – вальс.
Учащиеся:
Работа в группах со словарём и книгой. Вопросы:
1.В какой стране впервые появился вальс?
2.История танца.
3.Где звучали и где могут звучать вальсы?
Учитель:
Вальс- самый известный, красивый и романтичный из бальных танцев. Помимо приобретения грациозности, благородства и красивой осанки, танцоры могут танцевать в любом помещении и на любом торжестве. Вальс – объединяющее название для танцев размера ¾. Королём вальса считали Иоганна Штрауса. Вальсы писали композиторы песенники: Я.Френкель А.Зацепин, М.Дунаевский и многие другие. Композиторы классики: Ф.Шопен, А Хачатурян, Д.Верди, Ф.Шуберт и многие другие. Использовали в своих произведениях вальсы Р.Шуман в цикле «Карнавал» С.Прокофьев в опере «Война и мир» и уж нельзя забыть о русском композиторе П.И.Чайковском и о его балете «Щелкунчик»
Практическое задание.
Учитель:
Сегодня каждый будет слушать, и танцевать вместе с героями этого произведения. Возьмите карандаш, рисовать будем в рабочих тетрадях. Вам нужно закрыть глаза и двигать рукой в такт музыке.
Творческая мастерская:
Учащиеся:
Слушание «Вальс цветов» П.И.Чайковский,
рисунок в тетради.
Учитель:
Следующая игрушка.
Учащиеся:
Игрушка – Страус.
Учитель:
Вы правильно думаете, что следующий танец, с которым я вас познакомлю, будет родом из Африки, танец, где все движения соответствуют определённым правилам, начиная с положения головы, корпуса тела и заканчивая шаговыми элементами. Танго – имеет африканское происхождение, его возводят к языку Нигерийского народа, где оно значило «танец под звук барабана». Слово танго, впервые используется с 1890 года. Сейчас он популярен в любой стране мира.
Учитель:
Физкультминутка: Пластический этюд в стиле танго (показ учителя) раздаточный материал – лента.
1 упражнение. Возьмём ленту в руки, заведём назад и теперь делаем шаг в сторону. Раз, с правой ноги. Теперь левая нога, вперёд в сторону перешли, точно так же с другой ноги;
2. упражнение. Ленту держим перед собой и обходим её.
3 упражнение Левой рукой держим ленту высоко, правая рука скользит по ленте вниз, приседаем на одно колено.
Соединяем все три упражнения.
Учащиеся:
Просмотр видео. «Профессионалы на льду», танцуют Алексей Воробьёв и Татьяна Навка под музыку Астор Пьяццолла танго.
Учитель:
Игрушка курица. Танец Кадриль – французский танец, возникший в конце XVIII века и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России.
Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику, друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями:
Le Pantalon (Штаны; название популярной французской песенки)
L'été (Лето);
La Poule(Курица);
La Pastourelle (Пастораль), La Trénis, La Paris и др. — одна на выбор, по желанию распорядителя бала
Finale (Финал).
Учащиеся:
Исполнение песни «Весёлая кадриль» слова О.Левицкого, композитор В. Темнов.
Когда-то россияне Ванюши, Тани, Мани, Танцуя на гулянье, Открыли новый стиль. Штиблеты и сапожки Под русские гармошки, Под бересту и ложки Прославили кадриль. Теперь почти забытая, Гитарами забитая, Но, всё же непокорная, Жива кадриль задорная. Эх!
Припев Та-ри да-ри да-ри-та Та-ри да-ри да-ри-та, На дедов мы похожи, Веселье любим тоже, Кадриль забыть не можем, Улыбка в ней и стать. Окончена работа, Опять пришла суббота, И нам с тобой охота Кадриль потанцевать. Кадриль моя сердечная, Старинная, но вечная, Фабричная, колхозная, Смешная и серьёзная.
Учитель:
Поставьте названия танцев, с которыми мы познакомились на уроке в алфавитном порядке: кадриль, балет, вальс, танго
Вывод
Школьники выбирают высказывание
Таким образом, танец это …(выберите правильное высказывание)
▪ явление не только музыкальное
▪ движение под музыку ▪ ключ к познанию огромного числа произведений искусства
Учитель:
Время оценок: Как оцениваем свою работу?
Самооценка деятельности учащимися.
Домашнее задание: В шкатулке остались вот такие игрушки (матрёшка, юла, черепаха, лошадка, будильник), прошу вас пофантазировать, какому танцу может соответствовать одна из игрушек и приготовить сообщение о танце.