б) развивающие: способствовать развитию умения анализировать и делать выводы, развивать внимание, мышление, познавательный интерес;
     |   1. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД   |     Тема «Диалог математики и музыки»  Цитата: Музыка – это радость души, которая вычисляет, сама того не замечая. ( Лейбниц)   |  
  |   Организационный момент.  СЛАЙД 2           |    - У. Здравствуйте ребята! Мы, начиная с февраля месяца в рамках недели математики, провели исследования связей математики с различными науками. Делали проекты Математика+Литература, Математика+ИЗО, Математика+Физ-ра, Математика+История, Математика+Природоведение (учитель обращает внимания учащихся на выставочные проекты). На протяжении этой работы мы убедились в том, что математика – царица наук. И сегодня мы еще раз докажем это утверждение, рассмотрев связь математики и музыки. Это будет необычный урок, а интегрированный. Для этого нам помогут знания по теме «Обыкновенные дроби».   |  
  |   Разминка.  СЛАЙД 3   |     - У. М. Для того чтобы начать любое дело нужно настроиться. В музыке для этого используют инструмент под названием КАМЕРТОН. Если стукнуть им обо что-нибудь, то услышишь нежное и тихое «Ля – а – а». Звук ЛЯ (в музыке) словно маяк, по которому ориентируются композиторы, дирижеры, певцы и многие другие.   - МАТЕМАТИКА – точная наука, любит во всем порядок! А музыка не переносит фальши!     - У. Итак, настроились на работу, проведем небольшую разминку. Назовите дроби.                              - Назовите неправильные дроби.   - Назовите дроби, которые можно заменить натуральным числом.   - Назовите дроби половинки.   - Назовите дроби четверти.  - Назовите дробь, означающую восьмую часть целого.   |  
  |   Постановка цели урока.  СЛАЙДЫ 4,5       |     - У. Тема нашего урока «Диалог математики и музыки» (Заполнить бланки)   - Что такое диалог? (Диалог – это взаимосвязь двух или нескольких объектов и их отношения)   - Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики. Давайте, путем несложных вычислений узнаем фамилию ученого, который с помощью математических умозаключений доказал связь двух наук.    - Перед вами таблица с числовым рядом.         Данному числовому ряду соответствует буквенный, который поможет нам узнать фамилию ученого. Но использовать мы будем не все буквы, а только те, которые соответствуют следующим числам: (устный счёт)            |   Ф   |    Б   |    О   |    Г   |    М   |    П   |    И   |    А   |     |   6   |    2005   |    80   |    62   |    1790   |    70   |    27   |    24   |                |   Одна пятая от 350   |    70   |    П   |     |   1% от 2700   |    27   |    И   |     |   Две третьих от 9   |    6   |    Ф   |     |   Три четвёртых от 32   |    24   |    А   |     |   Две десятых от 310   |    62   |    Г   |     |   Одна девятая от 720   |    80   |    О   |                                                  - Да, таинственный незнакомец – древнегреческий философ-математик Пифагор Самосский.   А какое математическое правило помогло нам это узнать? (Чтобы найти часть от числа – нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель).   - Пифагор Самосский жил в 6 веке до нашей эры. Он изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками, он развил учение о врачевании болезней при помощи музыки.   -Он считал, что определённые мелодии могут избавить человека от ревности, зависти и гордыни.   - Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».   - А другой известный учёный – Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока – доказать, что они правы!   |  
  |    Изучаем длительности   СЛАЙДЫ 8,9   |     - У: Ребята, при записи мелодии , звуки имеют свою длину (длительность). В музыке длительности составляют основу любого ритма. Длительности получаются также как и дроби: они возникают при делении целой на равные доли.    У. Муз.: (говорит о счете в музыке)   У:. Поэтому длительности можно подсчитывать как дробные числа. (рассмотрим схему и заполним таблицу на бланках).          |   музыка   |    математика   |    Длительности   |     |   Целая нота   |     1   |         |     |   Половина целой ноты - половинная   |         |         |     |   Делим целую ноту на 4 части - четвертная   |         |         |     |   Делим целую ноту на 8 частей - восьмая   |         |         |     |   Делим целую ноту на 16 частей - шестнадцатая   |         |         |              - Сколько в целой ноте половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот?   - Сколько в половинной ноте четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот?             |  
  |    Выполнение заданий   СЛАЙДЫ 10-13             |     Выполняем задания на бланке.    Поставьте знаки     Каждую из сумм переведите на язык длительностей.   Запишите с помощью чисел равенства и объясните их справедливость.   Представьте данную запись в виде суммы и найдите ее значение.     |  
  |    Стучим ритм (физ. минутка)   СЛАЙДЫ 14,15        |     - У. М. В любом музыкальном произведении указывается в каком темпе и с какой скоростью его нужно исполнять. Еще в 17 веке существовал прибор, позволяющий с абсолютной точностью исполнять произведение в заданном темпе. Прибор МЕТРОНОМ (греч. «метрос» - мера, «номос» - закон).   - Задание «Прохлопай ритм»    1 ряд – целая нота   2 ряд – половинная нота   3 ряд – четвертная нота   4 ряд – восьмая нота   |  
  |    Слушаем музыку ритма   СЛАЙДЫ 16,17        |     - У. М. Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.   (Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).   Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.   У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?   Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.   У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).   У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?   Д: Ритмичное.   У: А ритм состоит из чего?   Д: Из длительностей.   |  
  |    Делим на такты   СЛАЙД 18   |     - У. М. Разделим ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна быть одинаковая!)    ЗАДАНИЕ № 5 на слайде и бланках.   |  
  |    Диезы и бемоли   СЛАЙД 19   |     -У. Нотные записи звуков могут повышаться или понижаться. Для этого используются ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (лат. слово «изменять» ).   # Диез повышает на половину   b Бемоль понижает на половину   Соединим числа и знаки альтерации, вот что получим:   4 # -3b +7 # = 4 + ½ - 3 + ½ + 7 + ½ = 9 ½    4 # = 4 + ½    7# = 7 + ½    3b = 3 - ½    Ответ: 9 ½ .   ЗАДАНИЕ №6   1 вариант 2 вариант   5b + 8 # - 6# 10b – 2# + 5b    Ответы: 6 целых ½, 11 целых ½.    |  
  |    Д/з   СЛАЙД   |     творческое задание: придумать математические выражения используя знаки альтерации, схему длительности.   |  
  |    Итог. Рефлексия   СЛАЙД 20   |     - Чему мы научились на уроке?     Д: Изучили длительности, научились разделять мелодию на такты, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей, изучили знаки альтерации.     -  Где мы сможем применить полученные знания?   Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте – поможет математика и т.д.   У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)   Д: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.   У: В бланке ответов поставьте плюс удовлетворены ли вы уроком?      |   Доволен   |         |     |   Не понравилось   |         |     |   Безразлично   |         |         
      
           |  
  |    Заключение   СЛАЙД 22   |     У. М. Недавно нам посчастливилось побывать на сцене нашего РДК и поучаствовать в ежегодном концерте «Аленький цветочек».В заключении нашего урока давайте исполним фрагмент песни «Далеко ли, близко ли».   У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Спасибо за урок!   |  
  |    Дополнительное задание   СЛАЙД 24   |     ЗАДАНИЕ №7 - Сколько прямых углов в слове «НОТЫ»?        |