kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диалог музыки и математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыки "Диалог музыки и математики ". Для детей обучающихся в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диалог музыки и математики»

Интегрированный урок «Диалог математики и музыки» 5 класс


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Еткульская СОШ









Конспект интегрированного урока математики и музыки

учителя математики

Бекшаевой Марии Николаевны (2 категория)

и учителя музыки Ярушиной Елены Алексеевны (1 категория)



















Тема: «Диалог математики и музыки»

5 класс

Тип урока: новый материал, обобщающий.

Цель: а) обучающие: повторить понятия обыкновенные дроби, доли целого, закрепить навыки нахождения части от целого;

б) развивающие: способствовать развитию умения анализировать и делать выводы, развивать внимание, мышление, познавательный интерес;

в) воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету через интеграцию дисциплин музыка-математика, способствовать формированию коммуникативных навыков.

Оборудование: мультимедийная презентация «Диалог математики и музыки», индивидуальные бланки ответов учащихся, плакат «Длительности», музыка Свиридова «Время вперёд!», минус песни «Далеко ли, близко ли».


Ход урока:


1. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД

Тема «Диалог математики и музыки»

Цитата: Музыка – это радость души, которая вычисляет, сама того не замечая. ( Лейбниц)

Организационный момент.

СЛАЙД 2



- У. Здравствуйте ребята! Мы, начиная с февраля месяца в рамках недели математики, провели исследования связей математики с различными науками. Делали проекты Математика+Литература, Математика+ИЗО, Математика+Физ-ра, Математика+История, Математика+Природоведение (учитель обращает внимания учащихся на выставочные проекты). На протяжении этой работы мы убедились в том, что математика – царица наук. И сегодня мы еще раз докажем это утверждение, рассмотрев связь математики и музыки. Это будет необычный урок, а интегрированный. Для этого нам помогут знания по теме «Обыкновенные дроби».

Разминка.

СЛАЙД 3

- У. М. Для того чтобы начать любое дело нужно настроиться. В музыке для этого используют инструмент под названием КАМЕРТОН. Если стукнуть им обо что-нибудь, то услышишь нежное и тихое «Ля – а – а». Звук ЛЯ (в музыке) словно маяк, по которому ориентируются композиторы, дирижеры, певцы и многие другие.

- МАТЕМАТИКА – точная наука, любит во всем порядок! А музыка не переносит фальши!

- У. Итак, настроились на работу, проведем небольшую разминку. Назовите дроби.

- Назовите неправильные дроби.

- Назовите дроби, которые можно заменить натуральным числом.

- Назовите дроби половинки.

- Назовите дроби четверти.

- Назовите дробь, означающую восьмую часть целого.

Постановка цели урока.

СЛАЙДЫ 4,5


- У. Тема нашего урока «Диалог математики и музыки» (Заполнить бланки)

- Что такое диалог? (Диалог – это взаимосвязь двух или нескольких объектов и их отношения)

- Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики. Давайте, путем несложных вычислений узнаем фамилию ученого, который с помощью математических умозаключений доказал связь двух наук.

- Перед вами таблица с числовым рядом.


Данному числовому ряду соответствует буквенный, который поможет нам узнать фамилию ученого. Но использовать мы будем не все буквы, а только те, которые соответствуют следующим числам: (устный счёт)

Ф

Б

О

Г

М

П

И

А

6

2005

80

62

1790

70

27

24

Одна пятая от 350

70

П

1% от 2700

27

И

Две третьих от 9

6

Ф

Три четвёртых от 32

24

А

Две десятых от 310

62

Г

Одна девятая от 720

80

О










- Да, таинственный незнакомец – древнегреческий философ-математик Пифагор Самосский.

А какое математическое правило помогло нам это узнать? (Чтобы найти часть от числа – нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель).

- Пифагор Самосский жил в 6 веке до нашей эры. Он изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками, он развил учение о врачевании болезней при помощи музыки.

-Он считал, что определённые мелодии могут избавить человека от ревности, зависти и гордыни.

- Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».

- А другой известный учёный – Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока – доказать, что они правы!

Изучаем длительности

СЛАЙДЫ 8,9

- У: Ребята, при записи мелодии , звуки имеют свою длину (длительность). В музыке длительности составляют основу любого ритма. Длительности получаются также как и дроби: они возникают при делении целой на равные доли.

У. Муз.: (говорит о счете в музыке)

У:. Поэтому длительности можно подсчитывать как дробные числа. (рассмотрим схему и заполним таблицу на бланках).

музыка

математика

Длительности

Целая нота

1

Половина целой ноты - половинная

Делим целую ноту на 4 части - четвертная

Делим целую ноту на 8 частей - восьмая

Делим целую ноту на 16 частей - шестнадцатая


- Сколько в целой ноте половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот?

- Сколько в половинной ноте четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот?



Выполнение заданий

СЛАЙДЫ 10-13



Выполняем задания на бланке.

  1. Поставьте знаки 

  2. Каждую из сумм переведите на язык длительностей.

  3. Запишите с помощью чисел равенства и объясните их справедливость.

  4. Представьте данную запись в виде суммы и найдите ее значение.

Стучим ритм (физ. минутка)

СЛАЙДЫ 14,15


- У. М. В любом музыкальном произведении указывается в каком темпе и с какой скоростью его нужно исполнять. Еще в 17 веке существовал прибор, позволяющий с абсолютной точностью исполнять произведение в заданном темпе. Прибор МЕТРОНОМ (греч. «метрос» - мера, «номос» - закон).

- Задание «Прохлопай ритм»

1 ряд – целая нота

2 ряд – половинная нота

3 ряд – четвертная нота

4 ряд – восьмая нота

Слушаем музыку ритма

СЛАЙДЫ 16,17


- У. М. Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.

(Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).

Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.

У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?

Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.

У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).

У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?

Д: Ритмичное.

У: А ритм состоит из чего?

Д: Из длительностей.

Делим на такты

СЛАЙД 18

- У. М. Разделим ритмический рисунок на такты умма дробей в такте должна быть одинаковая!)

ЗАДАНИЕ № 5 на слайде и бланках.

Диезы и бемоли

СЛАЙД 19

-У. Нотные записи звуков могут повышаться или понижаться. Для этого используются ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (лат. слово «изменять» ).

# Диез повышает на половину

b Бемоль понижает на половину

Соединим числа и знаки альтерации, вот что получим:

4 # -3b +7 # = 4 + ½ - 3 + ½ + 7 + ½ = 9 ½

4 # = 4 + ½

7# = 7 + ½

3b = 3 - ½

Ответ: 9 ½ .

ЗАДАНИЕ №6

1 вариант 2 вариант

5b + 8 # - 6# 10b – 2# + 5b

Ответы: 6 целых ½, 11 целых ½.

Д/з

СЛАЙД

творческое задание: придумать математические выражения используя знаки альтерации, схему длительности.

Итог. Рефлексия

СЛАЙД 20

- Чему мы научились на уроке?

Д: Изучили длительности, научились разделять мелодию на такты, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей, изучили знаки альтерации.

-  Где мы сможем применить полученные знания?

Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте – поможет математика и т.д.

У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)

Д: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.

У: В бланке ответов поставьте плюс удовлетворены ли вы уроком?

Доволен


Не понравилось


Безразлично







Заключение

СЛАЙД 22

У. М. Недавно нам посчастливилось побывать на сцене нашего РДК и поучаствовать в ежегодном концерте «Аленький цветочек».В заключении нашего урока давайте исполним фрагмент песни «Далеко ли, близко ли».

У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Спасибо за урок!

Дополнительное задание

СЛАЙД 24

ЗАДАНИЕ №7 - Сколько прямых углов в слове «НОТЫ»?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диалог музыки и математики

Автор: Ярушина Елена Алексеевна

Дата: 26.11.2016

Номер свидетельства: 362822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект интегрированного урока на тему " Математика вокруг нас." "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-matiematika-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "140099"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417876430"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Образы защитников Родины в музыке"
    ["seo_title"] => string(37) "obrazy-zashchitnikov-rodiny-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "278489"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453101802"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Интегрированный урок по математике и окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(57) "intieghrirovannyiurokpomatiematikieiokruzhaiushchiemumiru"
    ["file_id"] => string(6) "284540"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453994562"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок математики в 1 классе "Прибавление числа 7""
    ["seo_title"] => string(51) "urok-matiematiki-v-1-klassie-pribavlieniie-chisla-7"
    ["file_id"] => string(6) "294609"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455697256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства