kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Специальное фортепиано

Класс: 1-ый и 2-ой

Автор образовательной программы: Дорош Анна Анатольевна

Тип программы: Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре на фортепиано «Камертон» (авторская).

Тема занятия: «Работа над метроритмом с учащимися младших классов»

Цель: Добиться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях, а также дальнейшее формирование музыкально-ритмической способности у учащихся в ходе овладения соответствующими знаниями.

Задачи:

1. Обучающая. Научить самостоятельно отрабатывать при помощи различных приёмов сложные метроритмические сочетания в исполняемых произведениях.

2. Развивающая. Развить ощущение длинных и коротких длительностей посредством ритмического прохлопывания, декламации и т. д. Развитие чувства метроритма.

3. Воспитательная. Воспитать навыки художественного, образного восприятия и исполнения изучаемых произведений через ритмический рисунок.

Структура урока:

1. Организационная часть.

2. Основная часть:

А) Актуализация знаний

Б) Этап целеполагания

В) Этап планирования

Г) Учебные действия по реализации плана

3. Подведение итогов занятия ( рефлексия)

Ход урока:

1. Организация рабочего места, обеспечение нотным материалом, настрой на выполнение целей и задач урока.

2. Основная часть.

А) Актуализация знаний.

Основные задачи педагога:

- закрепление изученных теоретических знаний (понятия МЕТР, РИТМ, МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ)

- развитие внимания, памяти, познавательных процессов

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества

Деятельность педагога

Организует беседу о роли метроритма в музыке, об отдельных понятиях метра и  ритма, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний учащихся.

Отмечая важность  развития метроритмических способностей в донотном периоде, было предложено вспомнить различные ритмические упражнения без инструмента и исполняя на фортепиано (в том числе и используя игровые музыкальные инструменты: бубен, маракасы, ксилофон, барабан, дудочку).

Проверяет пройденный материал: Н. Мордасов «Слушай ритм» и ансамбль А. Дюбюк «Блины-полька». Педагог акцентирует внимание на  особенностях метроритма в различной по стилю музыке. Даёт перспективу дальнейшей работы.

Деятельность обучающихся

Просматривают метроритмические схемы и путём диалога с учителем дают определения различным понятиям.

Иллюстрируя слова педагога, учащиеся показывают различные упражнения на развитие метроритма.

Вспоминают разучиваемые пьесы.

Учатся концентрировать внимание.

Б) Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщённого типа.

Основные задачи педагога:

- формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы

- овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний

- формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения

Деятельность педагога

Включает учащихся в определённые темы и цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию: Исполняет джазовые произведения Н. Мордасова, М. Шмитца, «Итальянскую польку», С. Рахманинова, Польку М. Глинки. Предоставляет видеозапись пьесы «Слушай ритм» Н. Мордасова в исполнении фортепиано, скрипки и гитары. Задаёт вопросы: «В чём сходство и отличие исполненных и прослушанных произведений?»,  «Какие особенности метроритма используются в джазовой и танцевальной музыке?»… Подводит учащегося к постановке проблемы урока: «Как с помощью метроритма композитор передаёт тот или иной образ?»

Деятельность обучающихся

Формулируют и проговаривают тему и цель урока.

Учатся внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Находят отличия в произведениях, опираясь на особенности метроритма в различной по стилю музыке, приходят к проблеме, поставленной учителем.

В) Этап планирования

Основные задачи педагога:

- формирование навыка планирования творческой деятельности

- обеспечение закрепления учащимися знаний и способов действий для самостоятельной работы

- организация творческого сотрудничества

- формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал

Деятельность педагога

Организует работу над пьесами Н. Мордасова «Слушай ритм» и А. Дюбюка «Блины-полька». Обращает  внимание на точное исполнение учениками ритмически сложных, «неудобных мест», на умение ритмически точно мыслить при игре в ансамбле, а также влияние ритмически правильного исполнения на создание художественного образа произведения.

Предлагает учащимся самостоятельно найти и применить способы работы над сложными метроритмическими сочетаниями в исполняемых произведениях.

Даёт творческие задания: сочинить или подобрать из литературных стихотворных произведений подтекстовку (метод декламации)

Деятельность обучающихся

Показывают учителю готовность исполнять произведения. Опираясь на полученные знания, обращают слуховое внимание на ритмически точное исполнение трудных метроритмических сочетаний, задумываются о влиянии метроритмической структуры произведения на создание художественного образа.

При помощи различных приёмов (просчитывание, начертание ритмосхем, простукивание и прохлопывание метроритмических структур) учатся находить и применять способы работы над  метроритмом.

Осуществляют самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.

Г) Учебные действия по реализации плана

Основные задачи педагога:

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение)

- формирование умения обосновывать действия учащегося во время исполнения

- овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий

- формирование умения самостоятельно реализовать план

Деятельность педагога

Проверяет работу учащихся.

Организует обсуждение «Что изменилось в пьесах при изменении штрихов, темпа, динамики?», «Как изменится художественный образ, если изменить ритмический рисунок произведений?» Корректирует работу учащихся.

Предлагает проанализировать работу учащихся, побуждает к высказыванию своего мнения, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке, стимулирует учащихся на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

Деятельность обучающихся

Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

Работая над ритмом, исполняют пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой. По просьбе педагога пробуют изменить ритм. Отдельно отрабатывают ритмически сложные места.

Анализируют изменение художественного образа при изменении темпа, штрихов, динамики, ритма. Учатся давать логические обоснования изменениям. Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.

Используют разнообразные формы творческой деятельности: сочиняют подтекстовку к произведениям, находят стихотворения, подбирают иллюстрации-картинки, римосхемы.

Учатся добиваться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях.

3. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Основные задачи педагога:

- формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке

- вызвать сопереживание в связи с успехом или неудачей

- формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков

Деятельность педагога

Организует работу над закреплением темы.

Проводит беседу с учащимися, задаёт вопросы: «Чему мы научились?», «Что больше всего понравилось делать?», «Легко ли было?», «Довольны ли собой учащиеся?» Положительно оценивает деятельность учащихся.

Анализирует, даёт оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащихся.

Деятельность обучающихся

Слушают, отвечают на вопросы, дополняют учителя, делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке, формулируют конечный результат своей работы, осуществляют самооценку, самопроверку. Учатся определять степень своего продвижения к цели. Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Осознают значимость применения полученных умений и навыков.

Демонстрируют понимание целей и задач домашней работы.

Характеристика учащихся:

Еленская Анна, 2 класс – ученица с хорошими музыкальными данными, старательная, трудолюбивая, исполнительная. Впечатлительная, ранимая, переживает за свои результаты. Занимается с желанием, интересом. Участвует в конкурсах различного уровня и в концертах школы.

Давыдова Юлия, 1 класс – ученица с хорошими музыкальными данными, эмоциональная, старательная, исполнительная. Любит и умеет выступать на сцене. Участвует в конкурсах различного уровня и в концертах школы.

Основные формы и методы, используемые на уроке:

Формы:

словесные (беседа-диалог с ученицей, словесные пояснения, эмоциональное    воздействие);

наглядные (исполнение педагогом на инструменте, показ упражнений на крышке фортепиано);

практические (формирование навыка оценивать, анализировать, слушать своё исполнение).

Методы:

метод сравнения;

метод сопоставления;

метод обобщения.

Используемая (методическая, нотная и т. д.) литература, обращение к Интернет-ресурсам:

1. Алексеев А. Д. «Методика обучения игре на фортепиано» - М., 1978

2. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой» - М., 1989

3. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. «Язык, музыка, математика» - М. 1981

4. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка» - М., 1978

5. Калачёва С. В. «Стих и ритм» - М., 1978

6. Кончаловская Н. «Нотная азбука» - М., 1997

7. Лившиц И. «Ритмика» - М., 1999

8. Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста» - К., 1997

9. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М., 1982

10. Печковская М. П. «Букварь музыкальной грамоты» - М., 1996

11. Холопова В. Н. «Музыкальный ритм» - М. 1980

12. Цыпин Г. Н. «Обучение игре на фортепиано» - М. 1994

13. Н Мордасов «Слушай ритм»

14. А. Дюбюк «Блины- полька» из сборника «Детский музыкальный цветник»

15. Видеозаписи исполняемых музыкальных произведений

16. Готовые мультимедийные уроки по музыке, искусству, внеурочной деятельности, сайт: w.w.w.urokcd.ru, cd-uroki.ru

17. Материалы с сайта Инфоурок, Эл. Адрес: http://infourok.ru, urok.com

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ДШИ № 7 городского округа Самара






Открытый урок по классу фортепиано

с учащимися 1-го и 2-го классов



Тема: «Работа над метроритмом с учащимися

младших классов»







Педагог дополнительного образования

по классу фортепиано

Дорош Анна Анатольевна




Самара


Предмет: Специальное фортепиано

Класс: 1-ый и 2-ой

Автор образовательной программы: Дорош Анна Анатольевна

Тип программы: Дополнительная общеразвивающая программа по обучению игре на фортепиано «Камертон» (авторская).

Тема занятия: «Работа над метроритмом с учащимися младших классов»

Цель: Добиться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях, а также дальнейшее формирование музыкально-ритмической способности у учащихся в ходе овладения соответствующими знаниями.

Задачи:

1. Обучающая. Научить самостоятельно отрабатывать при помощи различных приёмов сложные метроритмические сочетания в исполняемых произведениях.

2. Развивающая. Развить ощущение длинных и коротких длительностей посредством ритмического прохлопывания, декламации и т. д. Развитие чувства метроритма.

3. Воспитательная. Воспитать навыки художественного, образного восприятия и исполнения изучаемых произведений через ритмический рисунок.

Структура урока:

1. Организационная часть.

2. Основная часть:

А) Актуализация знаний

Б) Этап целеполагания

В) Этап планирования

Г) Учебные действия по реализации плана

3. Подведение итогов занятия ( рефлексия)

Ход урока:

1. Организация рабочего места, обеспечение нотным материалом, настрой на выполнение целей и задач урока.

2. Основная часть.

А) Актуализация знаний.

Основные задачи педагога:

- закрепление изученных теоретических знаний (понятия МЕТР, РИТМ, МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ)

- развитие внимания, памяти, познавательных процессов

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организует беседу о роли метроритма в музыке, об отдельных понятиях метра и ритма, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний учащихся.

Отмечая важность развития метроритмических способностей в донотном периоде, было предложено вспомнить различные ритмические упражнения без инструмента и исполняя на фортепиано (в том числе и используя игровые музыкальные инструменты: бубен, маракасы, ксилофон, барабан, дудочку).

Проверяет пройденный материал: Н. Мордасов «Слушай ритм» и ансамбль А. Дюбюк «Блины-полька». Педагог акцентирует внимание на особенностях метроритма в различной по стилю музыке. Даёт перспективу дальнейшей работы.

Просматривает метроритмические схемы и путём диалога с учителем даёт определения различным понятиям.

Иллюстрируя слова педагога, учащиеся показывают различные упражнения на развитие метроритма.




Вспоминают разучиваемые пьесы.

Учатся концентрировать внимание.


Б) Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщённого типа.

Основные задачи педагога:

- формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы

- овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний

- формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Включает учащихся в определённые темы и цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию: Исполняет джазовые произведения Н. Мордасова, М. Шмитца, «Итальянскую польку», С. Рахманинова, Польку М. Глинки. Предоставляет видеозапись пьесы «Слушай ритм» Н. Мордасова в исполнении фортепиано, скрипки и гитары. Задаёт вопросы: «В чём сходство и отличие исполненных и прослушанных произведений?», «Какие особенности метроритма используются в джазовой и танцевальной музыке?»… Подводит учащегося к постановке проблемы урока: «Как с помощью метроритма композитор передаёт тот или иной образ?»

Формулируют и проговаривают тему и цель урока.

Учатся внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Находят отличия в произведениях, опираясь на особенности метроритма в различной по стилю музыке, приходят к проблеме, поставленной учителем.


В) Этап планирования

Основные задачи педагога:

- формирование навыка планирования творческой деятельности

- обеспечение закрепления учащимися знаний и способов действий для самостоятельной работы

- организация творческого сотрудничества

- формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организует работу над пьесами Н. Мордасова «Слушай ритм» и А. Дюбюка «Блины-полька». Обращает внимание на точное исполнение учениками ритмически сложных, «неудобных мест», на умение ритмически точно мыслить при игре в ансамбле, а также влияние ритмически правильного исполнения на создание художественного образа произведения.

Предлагает учащемуся самостоятельно найти и применить способы работы над сложными метроритмическими сочетаниями в исполняемых произведениях.


Даёт творческие задания: сочинить или подобрать из литературных стихотворных произведений подтекстовку (метод декламации)

Показывают учителю готовность исполнять произведения. Опираясь на полученные знания, обращают слуховое внимание на ритмически точное исполнение трудных метроритмических сочетаний, задумываются о влиянии метроритмической структуры произведения на создание художественного образа.


При помощи различных приёмов (просчитывание, начертание ритмосхем, простукивание и прохлопывание метроритмических структур) учатся находить и применять способы работы над метроритмом.

Осуществляют самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.


Г) Учебные действия по реализации плана

Основные задачи педагога:

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение)

- формирование умения обосновывать действия учащегося во время исполнения

- овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий

- формирование умения самостоятельно реализовать план

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Проверяет работу учащихся.







Организует обсуждение «Что изменилось в пьесах при изменении штрихов, темпа, динамики?», «Как изменится художественный образ, если изменить ритмический рисунок произведений?» Корректирует работу учащихся.

Предлагает проанализировать работу учащихся, побуждает к высказыванию своего мнения, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке, стимулирует учащихся на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

Работая над ритмом, исполняют пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой. По просьбе педагога пробуют изменить ритм. Отдельно отрабатывают ритмически сложные места.

Анализируют изменение художественного образа при изменении темпа, штрихов, динамики, ритма. Учатся давать логические обоснования изменениям. Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.

Используют разнообразные формы творческой деятельности: сочиняют подтекстовку к произведениям, находят стихотворения, подбирают иллюстрации-картинки, римосхемы.

Учатся добиваться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях.


3. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Основные задачи педагога:

- формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке

- вызвать сопереживание в связи с успехом или неудачей

- формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организует работу над закреплением темы.

Проводит беседу с учащимися, задаёт вопросы: «Чему мы научились?», «Что больше всего понравилось делать?», «Легко ли было?», «Довольны ли собой учащиеся?» Положительно оценивает деятельность учащихся.

Анализирует, даёт оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащихся.



Слушает, отвечает на вопросы, дополняет учителя, делает выводы и обобщения. Проводит самоанализ своей деятельности на уроке, формулирует конечный результат своей работы, осуществляет самооценку, самопроверку. Учится определять степень своего продвижения к цели. Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Осознаёт значимость применения полученных умений и навыков.

Демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.


Характеристика учащихся:

Еленская Анна, 2 класс – ученица с хорошими музыкальными данными, старательная, трудолюбивая, исполнительная. Впечатлительная, ранимая, переживает за свои результаты. Занимается с желанием, интересом. Участвует в конкурсах различного уровня и в концертах школы.

Давыдова Юлия, 1 класс – ученица с хорошими музыкальными данными, эмоциональная, старательная, исполнительная. Любит и умеет выступать на сцене. Участвует в конкурсах различного уровня и в концертах школы.


Основные формы и методы, используемые на уроке:

Формы:

словесные (беседа-диалог с ученицей, словесные пояснения, эмоциональное воздействие);

наглядные (исполнение педагогом на инструменте, показ упражнений на крышке фортепиано);

практические (формирование навыка оценивать, анализировать, слушать своё исполнение).

Методы:

метод сравнения;

метод сопоставления;

метод обобщения.

Используемая (методическая, нотная и т. д.) литература, обращение к Интернет-ресурсам:

1. Алексеев А. Д. «Методика обучения игре на фортепиано» - М., 1978

2. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой» - М., 1989

3. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. «Язык, музыка, математика» - М. 1981

4. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка» - М., 1978

5. Калачёва С. В. «Стих и ритм» - М., 1978

6. Кончаловская Н. «Нотная азбука» - М., 1997

7. Лившиц И. «Ритмика» - М., 1999

8. Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста» - К., 1997

9. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М., 1982

10. Печковская М. П. «Букварь музыкальной грамоты» - М., 1996

11. Холопова В. Н. «Музыкальный ритм» - М. 1980

12. Цыпин Г. Н. «Обучение игре на фортепиано» - М. 1994

13. Н Мордасов «Слушай ритм»

14. А. Дюбюк «Блины- полька» из сборника «Детский музыкальный цветник»

15. Видеозаписи исполняемых музыкальных произведений

16. Готовые мультимедийные уроки по музыке, искусству , внеурочной деятельности, сайт: w.w.w.urokcd.ru, cd-uroki.ru

17. Материалы с сайта Инфоурок, Эл. Адрес: http://infourok.ru, urok.com





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов"

Автор: Дорош Анна Анатольевна

Дата: 01.09.2016

Номер свидетельства: 341944


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства