kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое музыкальное содержание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является определения особенностей музыкального содержания в отличие от литературного на примере фрагментов одноименных произведений Л. Н. Толстого и С. С. Прокофьева "Война и мир". В ходе разговора ребята должны установить интонационно-образные интонации связи музыки и литературы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое музыкальное содержание»

7.1.1 «Что такое музыкальное содержание»

Цель урока: Определить особенности музыкального содержания в отличие от литературного на примере фрагментов одноименных произведений Л. Н. Толстого и С.С. Прокофьева «Война и мир».

Задачи:

  1. Установить интонационно-образные связи музыки с литературой.

  2. Проанализировать своеобразие музыкального языка как языка чувств.

  3. Закрепить понятие арии.

  4. Воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к произведениям искусства.

  5. Развивать певческие навыки.

Методы: беседа, наглядно-слуховой анализ, сопоставление.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, компьютер,презентация.

Музыкальный материал: Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева; ария Кутузова, «Вальс» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева; «Осенний бал» Л.Марченко

Дополнительный материал:

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», репродукция картины А. Кившенко «Военный совет в Филях».

Ход урока:

  1. Вводная часть.

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику.

Музыка воздействует на человека несколько иначе. Ведь музыка живет только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти. И музыке это удается – удается намного быстрее, чем произведениям других видов искусства.

Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

Попробуем обратиться к произведениям искусства и на собственном опыте сделать выводы.

(Слайд)

- Назовите фамилию этого композитора. Что вы знаете об этом композиторе?

- Как вы думаете, какого содержания будем слушать сегодня музыку Прокофьева на уроке? (проблемный вопрос)

  1. Работа по теме урока.

- Прокофьев не раз в своем творчестве обращался к истории государства российского. Речь пойдет об Отечественной войне 1812 года.

(слайд)

- К истории этих военных событий Прокофьев обратился в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война.

- Как вы думаете, почему?

- Кто еще в искусстве обращался к теме войны 1812 года?

- Какие произведениявы можете назвать?

(слайд)

- В основу оперы «Война и мир» С.С. Прокофьев положил сцены из одноименного романа Л. Н. Толстого. Этот роман о том, как нашествие французской армии во главе с Наполеоном разрушило мирную жизнь в России, как война всколыхнула весь русский народ, как, отдав неприятелю Москву, великий русский полководец Кутузов спас русскую армию и она, преследуя наполеоновские войска, победительницей вошла в Париж. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны.

- Мы познакомимся сегодня с некоторыми фрагментами романа и оперы, разберемся в их содержании и выясним, чем будет отличаться музыкальное содержание от литературного.

- А теперь страницы романа.

(Слайд)

Читают выразительно учащиеся у доски.

«…Москва должна быть оставлена. Войско должно отступить, и надо отдать это приказание. Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же,что отказаться от командования армией…

В просторной избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе.Малашаробко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входящих в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой…

Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать, но это продолжалось недолго.

Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенгасена и этим указывая на фальшивую ноту слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека... Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России и армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение…»

- Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и Отечеством, я–приказываю отступление…

Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же, наконец, решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»

Беседа

- Каково содержание этой части романа?

- Что описано здесь? Какие подробности? (место, изба, где собрались Кутузов с генералами, девочка Малаша)

- Что увидела девочка?

- Какой приказ отдал главнокомандующий своим подчиненным?

- Что было потом? Опишите, о чем думал Кутузов? Что из этого следует, как вы думаете, какие чувства он испытывал?

- А сейчас мы послушаем арию Кутузова из оперы Прокофьева

(слайд)

- Каким предстает перед вами Кутузов?

Слушание арии Кутозова из оперы: «Война и мир»

- Каково здесь музыкальное содержание?

- Сколько частей, как менялся характер, почему?

- В какой части появилась тревога, взволнованность?

- Дала ли нам здесь музыка конкретные описания, как литература?

- Что же мы здесь восприняли, почувствовали? (характер, переживания, оттенки чувств, которые эти события выражают).

- Дайте определение арии. (Ария - описание портрета героя, в котором передается его характер, душевное состояние)

- Дала ли нам ария полное представление о Кутузове? (Конечно, нет.)

- В арии воплощен один, но зато важнейший момент его жизни и переломный момент для хода войны, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы. Поэтому, арию Кутузова можно назвать «образом Кутузова».

В романе, как и в опере, сцены войны чередуются со сценами мира.

(Слайд)

- Еще мы познакомимся с одним эпизодом бала, куда впервые попала одна из героинь романа - Наташа Ростова. Юная, счастливая, нежная и чистая в своей любви к жизни, к своим мечтам о счастье.

Итак, слушаем отрывки из романа.

Читает другая группа учеников у доски

«…Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, имежду двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от той первой минуты встречи. Музыканты играли польский… мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского..»

«…Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись идти в польский. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, сдерживая дыхание блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, - у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! это не она, так и нечего смотреть!»

«…Нет, это не может быть! – думала она,- Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

«…Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно –воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Соня и она стояли одни, как в лесу в той чуждой толпе, никому не интересные и не нужные.»

«…Наконец государь остановился подле своей последней дамы, музыка замолкла, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант уверенно, крепко обняв свою даму, пустился с ней по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них, и готова была плакать, что не она танцует этот первый тур вальса.»

«..Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

- Позвольте вас познакомить с моей дочерью,- сказала графиня, краснея. – Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, - сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой…»

Беседа

- Какой описывает автор Наташу Ростову?

- А теперь слушаем Вальс из оперы «Война и мир»

-Совпадет ли впечатление от музыкального образа с литературным?

Слушание «Вальса» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева

(слайд)

- Что услышали? Какие чувства Наташи выразил композитор? (робость, волнение, радостная надежда, нерешительность)

- Что быстрее воздействует на человеческие чувства - литературное содержание или музыкальное?

Давайте подведем итог, чем отличается музыкальное содержание, в чем его особенность в отличие от литературного содержания?

(слайд)

Работа с таблицей

Музыка живет только, пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть многое: захватить, увлечь, потрясти. Как ей это удается? Ей удается это быстрее, чем другим искусствам, потому что она воздействует на человеческие чувства, музыка - собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

А сейчас мы обратимся еще к одному лирическому вальсу.

(слайд)

Звучит фрагмент песни «Осенний бал» Л. Марченко

- Конечно, эта песня-вальс «Осенний бал» Л. Марченко.

3. Исполнение песни «Осенний бал» Л. Марченко

- Каково содержание этого вальса? (школьная тема, легкая грусть по уходящему лету, радость от предстоящего школьного бала)

Добиваться легкого, напевного исполнения в темпе вальса, не затягивая.

4. Обобщение.

- Сегодня на уроке мы много говорили о содержании, как литературном, так и музыкальном. Подведем итоги.

- Уточните, чем музыкальное содержание отличается от литературного, назовите особенности музыкального содержания.

Спасибо за урок!







Просмотр содержимого презентации
«Что такое музыкальное содержание»

Что такое музыкальное содержание?

Что такое музыкальное содержание?

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

А. Кившенко «Военный совет в Филях» (1880)

А. Кившенко «Военный совет в Филях» (1880)

Вальс из оперы «Война и мир»

Вальс из оперы «Война и мир»

Литературное содержание Музыкальное содержание       1. Конкретное, подробное описание 1. Трудно объяснить словами 2. Самое важное заключено в конкретных деталях и требует достаточного времени 2. Удается воздействовать непосредственно на человеческие чувства

Литературное содержание Музыкальное содержание

1. Конкретное, подробное описание

1. Трудно объяснить словами

2. Самое важное заключено в конкретных деталях и требует достаточного времени

2. Удается воздействовать непосредственно на человеческие чувства


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Что такое музыкальное содержание

Автор: Бабыкина Инга Александровна

Дата: 03.12.2015

Номер свидетельства: 261411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Что такое музыкальный образ "
    ["seo_title"] => string(29) "chto-takoie-muzykal-nyi-obraz"
    ["file_id"] => string(6) "159511"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421916599"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Разработка урока по музыке 7 класс. Что такое музыкальное содержание."
    ["seo_title"] => string(74) "razrabotka_uroka_po_muzykie_7_klass_chto_takoie_muzykal_noie_sodierzhaniie"
    ["file_id"] => string(6) "435484"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509373093"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "презентация урока музыки в 7 классе "Единство содержания и формы""
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiiaurokamuzykiv7klassieiedinstvosodierzhaniiaiformy"
    ["file_id"] => string(6) "278318"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453054045"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Что такое патриотизм? "
    ["seo_title"] => string(22) "chto-takoie-patriotizm"
    ["file_id"] => string(6) "173933"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424068608"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству в 1 классе "Что такое кляксография?""
    ["seo_title"] => string(88) "vnieklassnoiemieropriiatiiepoizobrazitielnomuiskusstvuv1klassiechtotakoiekliaksoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "307666"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458394645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства