kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по музыке 7 класс. Что такое музыкальное содержание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока сравниваю литературное содержание с музыкальным. Дети сопоставляют роман "Войну и мир" и музыкальным произведением "Александр Невский".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке 7 класс. Что такое музыкальное содержание.»

БОУ г. Омска «СОШ №129»

Учитель музыки

Черепанова Е.В.



Разработка урока музыки в 7 классе



Тема: «Что такое музыкальное содержание»



Цель урока: Определить особенности музыкального содержания в отличие от литературного на примере фрагментов одноименных произведений Л. Н. Толстого и С.С. Прокофьева «Война и мир».

Задачи:

  1. Установить интонационно-образные связи музыки с литературой.

  2. Проанализировать своеобразие музыкального языка как языка чувств.

  3. Закрепить понятие арии.

  4. Воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к произведениям искусства.

  5. Развивать певческие навыки.

Методы: беседа, наглядно-слуховой анализ, сопоставление.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон.

Музыкальный материал:Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева; ария Кутузова, «Вальс» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева; «Осенний бал» Л.Марченко

Дополнительный материал:

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», репродукция картины А.Кившенко «Военный совет в Филях».

Ход урока:

  1. Вводная часть.

Звучит хор из кантаты «Александр Невский»

- Фрагмент какого известного вам произведения прозвучал? Кто композитор?

-Что вы знаете об этом композиторе?

- Как вы думаете, какого содержания будем слушать сегодня музыку Прокофьева на уроке?(проблемный вопрос)

  1. Работа по теме урока.

- Прокофьев не раз в своем творчестве обращался к истории государства российского.Речь пойдет об Отечественной войне 1812 года.

- К истории этих военных событий Прокофьев обратился в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война.

- Как вы думаете, почему ?

- Кто еще в искусстве обращался к теме войны 1812 года?

- Какие произведениявы можете назвать?

- В основу оперы «Война и мир» С.С. Прокофьев положил сцены из одноименного романа Л.Н. Толстого. Этот роман о том, как нашествие французской армии во главе с Наполеоном разрушило мирную жизнь в России, как война всколыхнула весь русский народ, как, отдав неприятелю Москву, великий русский полководец Кутузов спас русскую армию и она, преследуя наполеоновские войска, победительницей вошла в Париж. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны.

- Мы познакомимся сегодня с некоторыми фрагментами романа и оперы,разберемся в их содержании и выясним, чем будет отличаться музыкальное содержание от литературного.

- А теперь страницы романа.

Читают выразительно учащиеся у доски.

«…Москва должна быть оставлена. Войско должно отступить, и надо отдать это приказание. Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же,что отказаться от командования армией…

В просторной избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе.Малашаробко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входящих в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой…

Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать, но это продолжалось недолго.

_ Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенгасена и этим указывая на фальшивую ноту слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека...Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России и армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение…»

- Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и Отечеством, я–приказываю отступление…

Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же, наконец, решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»

Беседа

- Каково содержание этой части романа?

- Что описано здесь ? Какие подробности?(место, изба, где собрались Кутузов с генералами, девочка Малаша)

- Что увидела девочка?

- Какой приказ отдал главнокомандующий своим подчиненным?

- Что было потом? Опишите, о чем думал Кутузов? Что из этого следует, как вы думаете, какие чувства он испытывал?

А сейчас мы послушаем арию Кутузова из оперы Прокофьева

- Каким предстает перед вами Кутузов?

Слушание арии Кутузова из оперы: «Война и мир»

- Каково здесь музыкальное содержание?

- Сколько частей, как менялся характер, почему?

- В какой части появилась тревога, взволнованность?

- Дала ли нам здесь музыка конкретные описания, как литература?

- Что же мы здесь восприняли, почувствовали? (характер, переживания, оттенки чувств, которые эти события выражают).

- Дайте определение арии. (Ария - описание портрета героя, в котором передается его характер, душевное состояние)

- Дала ли нам ария полное представление о Кутузове? (Конечно, нет.)

- В арии воплощен один, но зато важнейший момент его жизни и переломный момент для хода войны, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы. Поэтому, арию Кутузова можно назвать «образом Кутузова».

В романе, как и в опере, сцены войны чередуются со сценами мира.

-Еще мы познакомимся с одним эпизодом бала, куда впервые попала одна из героинь романа- Наташа Ростова.Юная, счастливая, нежная и чистая в своей любви к жизни, к своим мечтам о счастье.

Итак, слушаем отрывки из романа.

Читает другая группа учеников у доски

«…Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, имежду двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от той первой минуты встречи. Музыканты играли польский… мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского..»

«…Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись идти в польский. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, сдерживая дыхание блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, - у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! это не она, так и нечего смотреть!»

«…Нет, это не может быть! – думала она,- Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

«…Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно –воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Соня и она стояли одни, как в лесу в той чуждой толпе, никому не интересные и не нужные.»

«…Наконец государь остановился подле своей последней дамы, музыка замолкла, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант уверенно, крепко обняв свою даму, пустился с ней по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них, и готова была плакать, что не она танцует этот первый тур вальса.»

«..Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

-Позвольте вас познакомить с моей дочерью,- сказала графиня, краснея. –Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, -сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой…»

Беседа

- Какой описывает автор Наташу Ростову?

- А теперь слушаем Вальс из оперы «Война и мир»

-Совпадет ли впечатление от музыкального образа с литературным?

Слушание «Вальса» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева

- Что услышали? Какие чувства Наташи выразил композитор?(робость, волнение, радостная надежда, нерешительность)

-Что быстрее воздействует на человеческие чувства - литературное содержание или музыкальное?

Давайте подведем итог, чем отличается музыкальное содержание, в чем его особенность в отличие от литературного содержания?

- Музыка живет только, пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть многое:захватить, увлечь, потрясти. Как ей это удается? Ей удается это быстрее, чем другим искусствам, потому что она воздействует на человеческие чувства, музыка-собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

А сейчас мы обратимся еще к одному лирическому вальсу.

Звучит фрагмент песни «Осенний бал» Л. Марченко

-Конечно, эта песня-вальс «Осенний бал» Л. Марченко.

3. Исполнение песни «Осенний бал» Л. Марченко

-Каково содержание этого вальса? (школьная тема, легкая грусть по уходящему лету, радость от предстоящего школьного бала)

Добиваться легкого, напевного исполнения в темпе вальса, не затягивая.

4. Обобщение.

- Сегодня на уроке мы много говорили о содержании, как литературном, так и музыкальном. Подведем итоги.

-Уточните, чем музыкальное содержание отличается от литературного, назовите особенности музыкального содержания.

Спасибо за урок!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по музыке 7 класс. Что такое музыкальное содержание.

Автор: Черепанова Елена Васильевна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Формирование интереса к музыке у школьников "
    ["seo_title"] => string(48) "formirovaniie-intieriesa-k-muzykie-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "197877"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428327067"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока по музыке "Противостояние музыкальных образов в одном произведении" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-po-muzykie-protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212590"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875820"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по музыке в 3 классе на тему:"Выразительные свойства музыки""
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotkaurokapomuzykiev3klassienatiemuvyrazitielnyiesvoistvamuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "290417"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454949835"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-nastroiu-ghusli-na-starinnyi-lad"
    ["file_id"] => string(6) "120738"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413801890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства