Цель урока: Патриотическое воспитание. Знакомство с произведениями М. Глинки, Н. Римского-Корсакова.
Задачи урока:
– знакомство с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого русского композитора М.И Глинки; знакомство с историей Древней Руси, её музыкальными инструментами, исполнителями. Знакомство с увертюрой , её строением.
- развитие у детей умения анализировать, рассуждать об услышанном , делать выводы. Развитие речи, артикуляционного аппарата,
фантазии.
- воспитание любви к классической музыке, любви к родной стране, уважение к истории своего народа. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в музыке.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- наличие эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям.
Метапредметныерезультаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
Просмотр содержимого документа
«Что такое патриотизм? »
3 четверть 4 урок (3 класс)
Тема: Что такое патриотизм?
Цель урока: Патриотическое воспитание. Знакомство с произведениями М. Глинки, Н. Римского-Корсакова.
Задачи урока:
– знакомство с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого русского композитора М.И Глинки; знакомство с историей Древней Руси, её музыкальными инструментами, исполнителями. Знакомство с увертюрой , её строением.
- развитие у детей умения анализировать, рассуждать об услышанном , делать выводы. Развитие речи, артикуляционного аппарата,
фантазии.
- воспитание любви к классической музыке, любви к родной стране, уважение к истории своего народа. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в музыке.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- наличие эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко. Ой ты, тёмная дубравушка. Из оперы «Садко» (слушание).
М. Глинка, стихи А. Машистова. Патриотическая песня (слушание).
Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озёра синие (пение).
Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Орг. момент
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»
С.Есенин
Личностные результаты:
- наличие эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
Постановка цели
Слово «патриотизм» означает преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Актуализация знаний (приемы повторения усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала школьниками)
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ Песня Стихи А.Машистого
Музыка М. Глинки
Здравствуй. Славная столица, Сердце Родины, Москва,
Вся страна тобой гордится, Городов родных глава.
Русь великую сплотила Ты вокруг твердынь Кремля.
И окрепла наша сила, И прославилась земля!
Ты как воин отражала Каждый вражеский набег
И отчизну отстояла От захватчиков навек.
И когда народ встречает Дни побед и торжества,
Взор и сердце обращает Он всегда к тебе, Москва!
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) «солнце русской музыки» первый с необыкновенной глубиной и силой выразил русский характер в музыке. Глинка отразил в своих произведениях величие России, её героической истории и эпоса. Он глубоко понял особенности русской народной песни, раскрыл её своеобразие и самобытную красоту.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Разучивание песни
Ответы детей
Разучивание песни.
Послушайте Патриотическую песню Михаила Ивановича Глинки на стихи А. Машистова.
- Какие черты русского характера воспевает эта музыка?
- Каков темп Патриотической песни?
- По характеру музыки какой песне близко прослушанное произведение?
Н.А. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко. Ой ты, тёмная дубравушка. Из оперы «Садко».
В богатых теремах в Новгороде идёт весёлый пир. Гусляры славит знатных купцов. Грустный лишь один Садко. Мечтает он накупить товара красного (Красный – здесь: хороший, красивый.), снарядить корабли и поплыть к синему морю. Тогда бы по «далёким морям, по раздолью земли пронеслася бы слава Новгорода!».Не понравились речи Садко новгородским купцам, прогнали прочь они молодого гусляра.Светлой летней ночью вышел Садко на крутой берег Ильмень-озера, сел на бел-горюч камень и задумался невесело. Запел он песню протяжную про думушку свою заветную.
Послушайте Протяжную песню Садко «Ой ты, тёмная дубравушка».
- Почему Садко поверяет свои раздумья не людям, а природе – лесу, озеру, волне?
-Спойте начало Протяжной песни.
- Как вы воспринимаете её – только как композиторское произведение?
- Внимательно послушайте вступление к песне. Какой образ создают в нём звуки-краски?
- Можно ли считать Протяжную песню Садко также патриотическим произведением? Попробуйте поразмышлять.
Гляжу в озёра синие. Л. Афанасьева, на стихи И. Шаферана.
Песня, которую вы сегодня выучите о России, о людях России, о любви к Родине.
Вопросы:
- Как вы понимаете слова песни: «Грустить с тобой, Земля моя, и праздновать с тобой»?
- Каков характер песни?
- Соответствует ли музыкальный язык словам песни?
Рефлексия деятельности
- С произведениями каких композиторов мы познакомились сегодня на уроке?
- Эти произведения проникнуты идеей патриотизма?
- Как вы поняли что означает слово «патриотизм»?
Домашнее задание: прочитать стихотворение К. Рылеева «Иван Сусанин».