Цель урока: - формирование средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта
Задачи урока: образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
Развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
Используемые приемы обучения:
объяснение;
практические задания;
проблемная ситуация;
анализ и синтез;
сравнение и сопоставление.
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальные;
парно - групповые;
коллективные;
фронтальные. воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.
Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете Иллюстрации Прогнозируемый результат: понятия: баллада способы действий: работа по карточкам, слушание музыки. суждения: личностное отношение к музыке.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, экран, презентация по теме: «Драматический образ».
Межпредметные связи: литература, история.
Ход урока
1.Организационный момент
Все встали, подравнялись, приготовились к уроку, здравствуйте, садитесь. Звучит фрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт. (на фоне читаю)
Эпиграф:
«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов. С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство…
Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»
Учитель:
. 2. Постановка целей и задач урока.
Тема: «Драматический образ в музыке. «(Слайд 1)
- Прочитайте тему урока и сделайте предположения , о чем будет идти речь на уроке. Ребята. А что такое образ? Музыкальный образ - частица жизни. Композитор создает те или иные замыслы, то или иное содержание. Сделайте предположение что же такое драма? Дра?ма (греч. Δρα´μα – действие. Главные свойства драмы (показ слайда)
Драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим особенности драматического образа, познакомимся с новым жанром вокальной музыки и попробуем вместе с музыкой и ее создателями пережить и сопоставить несколько простых и доступных человеку чувств, чувства борьбы и победы, крика души
- Чтобы точно определить жанр этого произведения, я предлагаю вам разгадать кроссворд. А поможет мне консультант.
Его ключевое слово и будет являться ответом на данный вопрос.
(Плакат на доске с кроссвордом. )
1. Немецкий композитор, фамилия которого звучит коротко, напоминая выстрел. (Бах)
2. Исполнение мелодии для голоса без слов или на какой- нибудь слог. (Вокализ)
3. Низкий женский голос. (Альт)
4. Вид искусства, содержание которого передается в сценических музыкально – хореографических образах. (Балет)
5. Тихое исполнение. (Пиано)
6. Когда исполняют двое, то называется…(дуэт)
7. Высокий женский голос. (Сопрано)
Вывод: Жанр с которым мы сегодня знакомимся называется баллада.
3. Актуализация опорных знаний Знаком ли вам такой жанр?
Тогда охарактеризуйте мне его. А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Слайд(2)
Вывод: Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.
4. Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на немецком языке. – Ф. Шуберта зачаровывала поэзия немецкого поэта В. Гёте. (портрет поэта). Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
– Сейчас вы послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и выявите средства музыкальной выразительности Слайд(3,4,5 ) вы прослушали произведение
- С чего начинается баллада?
- Какие чувства выражает музыка?
- Какой образ передал в своей музыке композитор?
- Кто исполняет это музыкальное произведение?
– Как называется это произведение?
- Какие драматические события переданы в этом произведении?
– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
Слайд(6)
– Что вы услышали в аккомпанементе?
-Можно ли это увидеть? (Стремительное, драматически напряженное движение.)
-Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная.)
Повторное прослушивание произведения.
Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание.
Вывод: Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.
5.Итог урока.
В заключении урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что такое музыкальный образ »
Урок №6 7 класс I четверть
По учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева
Тема: «Что такое музыкальный образ»
Цель урока: - формирование средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта
Задачи урока: образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
Развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
Используемые приемы обучения:
объяснение;
практические задания;
проблемная ситуация;
анализ и синтез;
сравнение и сопоставление.
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальные;
парно - групповые;
коллективные;
фронтальные. воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.
Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете Иллюстрации Прогнозируемый результат: понятия: баллада способы действий: работа по карточкам, слушание музыки. суждения: личностное отношение к музыке.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, экран, презентация по теме: «Драматический образ».
Межпредметные связи: литература, история.
Ход урока
1.Организационный момент
Все встали, подравнялись, приготовились к уроку, здравствуйте, садитесь. Звучит фрагмент «Аве Мария» Ф. Шуберт. (на фоне читаю)
Эпиграф:
«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов. С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство…
Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»
Учитель:
. 2. Постановка целей и задач урока.
Тема: «Драматический образ в музыке. «(Слайд 1)
- Прочитайте тему урока и сделайте предположения , о чем будет идти речь на уроке. Ребята. А что такое образ? Музыкальный образ - частица жизни. Композитор создает те или иные замыслы, то или иное содержание. Сделайте предположение что же такое драма? Дра́ма (греч. Δρα´μα – действие. Главные свойства драмы (показ слайда)
Драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим особенности драматического образа, познакомимся с новым жанром вокальной музыки и попробуем вместе с музыкой и ее создателями пережить и сопоставить несколько простых и доступных человеку чувств, чувства борьбы и победы, крика души
- Чтобы точно определить жанр этого произведения, я предлагаю вам разгадать кроссворд. А поможет мне консультант.
Его ключевое слово и будет являться ответом на данный вопрос.
(Плакат на доске с кроссвордом. )
1. Немецкий композитор, фамилия которого звучит коротко, напоминая выстрел. (Бах)
2. Исполнение мелодии для голоса без слов или на какой- нибудь слог. (Вокализ)
3. Низкий женский голос. (Альт)
4. Вид искусства, содержание которого передается в сценических музыкально – хореографических образах. (Балет)
5. Тихое исполнение. (Пиано)
6. Когда исполняют двое, то называется…(дуэт)
7. Высокий женский голос. (Сопрано)
Вывод: Жанр с которым мы сегодня знакомимся называется баллада.
3. Актуализация опорных знаний Знаком ли вам такой жанр?
Тогда охарактеризуйте мне его. А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Слайд(2)
Вывод: Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.
4. Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на немецком языке. – Ф. Шуберта зачаровывала поэзия немецкого поэта В. Гёте. (портрет поэта). Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
– Сейчас вы послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и выявите средства музыкальной выразительности Слайд(3,4,5 ) вы прослушали произведение
- С чего начинается баллада?
- Какие чувства выражает музыка?
- Какой образ передал в своей музыке композитор?
- Кто исполняет это музыкальное произведение?
– Как называется это произведение?
- Какие драматические события переданы в этом произведении?
– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
Слайд(6)
– Что вы услышали в аккомпанементе?
-Можно ли это увидеть? (Стремительное, драматически напряженное движение.)
-Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная.)
Повторное прослушивание произведения.
Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть ее содержание.
Вывод: Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.
5.Итог урока.
В заключении урока учащиеся могут по собственному выбору спеть ранее выученные песни.