презентация урока музыки в 7 классе "Единство содержания и формы"
Презентация урока музыки в 7 классе "Единство содержания и формы"
по прогрмамме В.Алеева в 7 классе в третьей четверти дети знакомятся с формой музыкального произведения. Но сначала нужно понять, что такое музыкальная форма. Дети должны понять, что музыкальную форму мы можем воспринимать только в совокупности всех средств музыкальной выразительности - мелодия, ритм, темп, тембр, фактура, гармония, интонация, мелодия, а также жанр, то, из чего образуется музыкальное содержание. Музыкальное содержание не может существовать вне формы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Какие средства выразительности помогали вам определять жанр и характер музыки?
ритм
интонация
пиано
мелодия
тембр
Сравни два изображения. Как мы воспринимаем музыкальное произведение?
Музыкальная
форма
Форма – это единство всех средств выразительности. Это восприятие произведения целиком.
Содержание вне формы существовать не может.
Что значит изучать музыкальную форму?
Означает изучать музыку, то, как она сделана, какими путями следует музыкальная мысль, из каких компонентов она складывается, образуя композицию и драматургию музыкального произведения.
Сравните два произведения, используя средства музыкальной выразительности.
В.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Характер
Ф.Шуберт. «Шарманщик». Из цикла «Зимний путь»
Темп, мелодия
Лад
Звукоизобрази-тельность
Как исполняется
В.Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».
Ф.Шуберт. Поэт-В.Мюллер. «Шарманщик». Из цикла «Зимний путь»
2
Вот стоит шарманщик грустно за селом, и рукой озябшей вертит он с трудом, топчется на месте, жалок, бос и сед. Тщетно ждет бедняга – денег в чашке нет. Люди и не смотрят, слушать не хотят, лишь собаки злобно на него ворчат. Все покорно сносит, терпит все старик, не прервется песня и на краткий миг. Хочешь, будем вместе горе мы терпеть? Хочешь, буду песни под шарманку петь?
В.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Характер
Ф.Шуберт. «Шарманщик». Из цикла «Зимний путь»
Одно из самых жизнерадостных произведений в истории музыки. Он полон жизнелюбия и радости, к которым она устремлена.
Темп, мелодия
Полная отчуждённость и обречённость человека от жизни.
Темп – presto звучит стремительно и безудержно, сметая всё со своего пути. Воля к жизни. Непрерывная мелодия.
Лад
Звукоизобрази-тельность
В музыке царит ре-мажор, к. приобретает столь светлое и праздничное звучание, что слушателя охватывает чувство не замутнённой радости.
Сломленная воля теряет порыв к движению, прерывистые, угасающие фразы.
Ля минор несёт в себе одиночество и невообразимую тоску.
Шумная говорливая толпа во время карнавала и праздника.
Как исполняется
Подражание заунывной мелодии шарманки.
Звучит Tutti(полный состав оркестра).Когда много, тогда весело!
Исполняется голосом в сопровождении ф-но
Немецкий музыковед Г.Аберт пишет:
Непрекращающееся музыкальное движение, которое «трепещет всюду и везде, то смеётся, то потихоньку хихикает, то торжествует; в стремительном полёте возникают всё новые его источники… всё мчится к ликующему концу… увертюра раскрывается апофеозом неистовой торжествующей жажды жизни, увлекательнее которого невозможно себе представить».
Так, воплощая свой замысел, композитор продумывает форму произведения, все её особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях и выражается главная сущность искусства, которое убеждает нас.